Сведения о вакансиях: отчет в службу занятости
Смотрите в этом материале:
- связаны ли сведения о вакансиях с инвалидами; все ли работодатели должны предоставлять сведения;
- нужно ли представлять отчет, если вакансий нет;
- совмещение и совместительство;
- нужно ли указывать в отчете должность, на которую есть кандидат;
- вакансия есть, но не предполагается к замещению;
Связаны ли сведения о вакансиях с инвалидами? Все ли работодатели должны предоставлять сведения?
Согласно п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости, в частности, информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Конструкция данной нормы не позволяет четко ее трактовать. Встречается мнение о том, что федеральным законодательством не предусмотрено обязательного информирования органов службы занятости о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, помимо созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов (см., например, определение Второго КСОЮ от 17.11.2020 N 8Г-24871/2020[88-23823/2020]); работодатель обязан информировать органы службы занятости о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей во всех случаях, предусмотренных региональным законодательством (см., например, ответы Роструда с информационного портала "Онлайнинспекция.РФ").
Однако специалисты Минтруда России указывают, что согласно абзацу третьему п. 3 ст. 25 Закона о занятости работодатель обязан ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии всех свободных рабочих мест и вакантных должностей, а не только по вакансиям, связанным с квотированием рабочих мест для инвалидов (см. письма от 05.03.2022 N 16-6/ООГ-686 и от 25.10.2017 N 14-1/В-953). Аналогичной позиции часто придерживаются специалисты Роструда и судьи (см. ответы на портале "Онлайнинспекция.РФ", постановления Четвертого КСОЮ от 28.05.2021 N П16-3285/2021[П16-6206/2020/16-6206/2020], Первого КСОЮ от 14.09.2020 N 16-5120/2020, определения Ставропольского краевого суда от 20.02.2019 N 33-1406/2019, Верховного Суда Республики Тыва от 30.05.2018 N 33-614/2018 и от 29.05.2018 N 33-610/2018). Подчеркнем, что точка зрения об обязанности всех работодателей сообщать обо всех вакансиях, а не только о вакансиях для инвалидов, является превалирующей в судебных и контролирующих органах.
При этом работодатели, отнесенные к категориям, указанным в п. 3.2 ст. 25 Закона о занятости, информацию о потребностях в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей должны размещать на платформе "Работа в России" или иных информационных ресурсах, требования к которым установлены нормативными актами Правительства РФ*(1).
Речь идет о следующих работодателях:
- органы госвласти РФ;
- органы госвласти субъектов РФ;
- органы местного самоуправления;
- государственные и муниципальные учреждения;
- государственные и муниципальные унитарные предприятия;
- юридические лица, в уставном капитале которых имеется доля участия РФ, субъекта РФ или муниципального образования;
- работодатели, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 25 человек;
- вновь созданные (в том числе в результате реорганизации) организации, у которых среднесписочная численность работников превышает 25 человек.
Нужно ли представлять отчет, если вакансий нет?
Вопрос о необходимости предоставления отчета в службу занятости в ситуации, когда вакансий у работодателя нет, является спорным.
Ряд судов при разрешении подобных споров исходит из буквального толкования ст. 25 Закона о занятости, в которой говорится о необходимости передачи информации именно о наличии вакансий, а не об их отсутствии, которое и так презюмируется, если соответствующие сведения не переданы (см., например, определения Липецкого облсуда от 21.01.2015 N 33-86/2015, Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.09.2010 N 33-2942, Кемеровского облсуда от 08.06.2012, постановление Тамбовского облсуда от 16 октября 2012 г.). Такого же мнения придерживаются некоторые специалисты Роструда (см. ответ на информационном портале "Онлайнинспекция.РФ").
Однако гораздо чаще судьи приходят к выводу о том, что при отсутствии в отчетном периоде вакантных рабочих мест работодатель должен уведомить об этом орган государственной службы занятости населения, что способствует эффективному анализу ситуации на рынке труда, поддержанию в актуальном состоянии информации о работодателе (см. определения Тверского облсуда от 30.07.2020 N 33-2425/2020, Ставропольского краевого суда от 20.02.2019 N 33-1406/2019, Иркутского облсуда от 14.02.2019 N 33-818/2019, Верховного Суда Республики Тыва от 30.05.2018 N 33-614/2018, Волгоградского облсуда от 26.04.2017 N 33-5208/2017, от 14.12.2016 N 33-17066/2016, Магаданского облсуда от 13.12.2011 N 2-14764/11, постановление Тюменского облсуда от 06.12.2011 N 44А-583/2011).
Наиболее обоснованным нам представляется подход, согласно которому подавать "пустые" отчеты в службу занятости не нужно, однако во избежание споров мы бы рекомендовали все же уведомить орган службы занятости об отсутствии вакансий.
Совмещение и совместительство
Трудовой кодекс РФ легального определения термина "вакантная должность", "вакансия" не дает. Руководствуясь словарным значением этого слова, вакантную должность можно определить как штатную единицу по определенной должности, которая имеется в штатном расписании, но по которой ни с кем не заключен трудовой договор (см., например, определения Верховного Суда Чувашии от 24.05.2021 N 33-1985/2021, Брянского облсуда от 17.03.2020 N 33-953/2020).
В соответствии с частью первой ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.
В части второй этой статьи перечислены виды дополнительной работы:
- совмещение профессий (должностей) - выполнение дополнительной работы по другой профессии (должности);
- расширение зон обслуживания, увеличение объема работ - выполнение дополнительной работы по такой же профессии (должности);
- исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором - выполнение дополнительной работы как по другой, так и по такой же профессии (должности), если обычно такую работу выполняет другой работник.
На практике все три вида дополнительной работы для простоты называют одним общим термином "совмещение". Однако в кадровых документах следует использовать ту формулировку из ст. 60.2 ТК РФ, которая отвечает существу порученной дополнительной работы.
При этом совмещение профессий (должностей) и другие виды дополнительной работы, перечисленные в ст. 60.2 ТК РФ, не предполагают заключения с работниками, их выполняющими, еще одного трудового договора. Такая работа не гарантируется работнику: как указано в части четвертой ст. 60.2 ТК РФ, работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о выполнении дополнительной работы, предупредив об этом работника в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
Поэтому, по нашему мнению, должность (профессия), работа по которой осуществляется путем совмещения либо расширения зон обслуживания, увеличения объема работ, остается вакантной. Такая позиция широко распространена в судебной практике (см., например, определения Второго КСОЮ от 16.09.2021 N 8Г-21358/2021[88-21499/2021] и от 08.12.2020 N 8Г-27047/2020[88-26058/2020], Тверского облсуда от 17.06.2021 N 33-2141/2021, Верховного Суда Удмуртской Республики от 16.10.2019 N 33-4271/2019). Следовательно, работодатель обязан представлять органам службы занятости информацию о наличии профессии (должности), работу по которой выполняют в виде совмещения профессий (должностей) (см. также ответы Роструда).
Совместительством признается выполнение работы по отдельному трудовому договору в свободное от основной работы время (часть первая ст. 282 ТК РФ). Если по должности заключен трудовой договор с совместителем, должность (ставка) вакантной не является, поэтому подавать сведения о должности, занятой внутренним или внешним совместителем, работодатель не обязан (см. ответы Роструда).
Отчет о неполной ставке
Неполная штатная единица по должности, предусмотренная штатным расписанием, когда она ни за кем не закреплена, обладает теми же признаками вакансии, что и целая штатная единица. Разница только в имеющемся у работодателя объеме работы. Поскольку работодатель обязан представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, то должны подаваться сведения в том числе и о вакантных должностях с неполной ставкой (см. также ответ Роструда).
Нужно ли указывать в отчете должность, на которую есть кандидат?
Наличие кандидата на свободное рабочее место (должность), по нашему мнению, не означает, что данная должность (рабочее место) уже не является вакантной. Как мы уже говорили, если исходить из смысла, который вкладывается в термины "вакантная должность", "вакансия", то вакантную должность можно определить как должность, которая имеется в штатном расписании организации, но по которой не заключен ни один трудовой договор. Таким образом, пока по имеющейся у работодателя должности (профессии) не заключен трудовой договор, ее следует считать вакантной. Соответственно, эту должность (профессию) также необходимо указывать в отчете. Такого же мнения придерживается Роструд (см. ответ на информационном портале "Онлайнинспекция.РФ").
Вакансия есть, но не предполагается к замещению
ТК РФ не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения (см. п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2). Нужно ли сообщать в службу занятости о тех вакансиях, которые работодатель все равно не намерен заполнять?
Ответ на этот вопрос утвердительный. Информация предоставляется работодателями в отношении всех имеющихся у них в наличии вакансий независимо от того, предполагаются ли они к замещению, если работодатель считает, что у него есть вакансия, он обязан сообщить органу службы занятости о ее наличии (см. письма Минтруда России от 25.10.2017 N 14-1/В-953 и Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы от 01.11.2018 N 01-13-36240/18, ответ Роструда). Правда не совсем понятно, для чего органам службы занятости нужна информация о таких вакансиях. В письме от 25.10.2017 N 14-1/В-953 специалисты Минтруда сообщали, что информация о наличии таких вакансий не используется органами службы занятости для подбора работы состоящим на регистрационном учете гражданам. Подбор гражданам подходящей работы осуществляется органами службы занятости лишь исходя из сведений о вакансиях, заявленных работодателями, которые предполагают осуществить их замещение при посредничестве органов службы занятости и обратились за предоставлением государственной услуги по содействию в подборе необходимых работников.
Когда и куда представлять отчет?
Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей. Порядок представления работодателем такой информации определен Правительством РФ (п. 3 ст. 25 Закона о занятости, постановление Правительства РФ от 30.12.2021 N 2576).
Органы госвласти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия, юрлица, в уставном капитале которых имеется доля участия РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также работодатели, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 25 человек, и вновь созданные организации со среднесписочной численностью работников более 25 человек должны размещать сведения и информацию на платформе "Работа в России" (п. 3.2 ст. 25 Закона о занятости, п. 5 Правил представления работодателем сведений и информации, утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2021 N 2576 (далее - Правила)).
Остальные работодатели могут представлять сведения:
- на платформе "Работа в России";
- в органы службы занятости непосредственно, либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронных документов (п. 3 Правил).
C 2023 г. представлять сведения и информацию можно будет с использованием Единого портала госуслуг (п. 3 постановления Правительства РФ от 30.12.2021 N 2576).
Форма отчета
Форма для представления в органы службы занятости информации о вакансии утверждена приказом Минтруда России от 20.10.2021 N 738н (приложение N 9).
Перечень информации, которая размещается работодателями в базе вакансий "Работа в России", определен в постановлении Правительства РФ от 25.08.2015 N 885. Информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, размещаемая в базе вакансий "Работа в России", должна содержать:
наименование юрлица, ФИО ИП, главы крестьянского (фермерского) хозяйства;
квалификацию, наименование профессии (специальности, должности);
адрес места работы;
сферу деятельности;
контактное лицо работодателя, телефон его уполномоченного лица;
тип занятости;
заработную плату;
график работы;
квалификационные требования, требования к образованию, профессиональным знаниям, навыкам, опыту работы, а также иные требования;
информацию о предоставлении дополнительных социальных гарантий работнику.
Ответственность за непредставление сведений
В КоАП РФ есть общая норма, предусматривающая ответственность за непредставление или несвоевременное представление сведений (информации), установленной законодательством (ст. 19.7). Размер возможного штрафа составляет:
- для должностных лиц - от 300 до 500 руб.;
- для организаций - от 3 000 до 5 000 руб.
Специалисты Роструда сообщают, что за непредставление сведений о вакансиях работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ. Аналогичное мнение встречается в судебной практике (см. решение Привокзального райсуда г. Тулы Тульской области от 04.09.2019 N 12-83/2019). Кроме того, нам встретилось решение, в котором суд пришел к выводу о наличии в деянии работодателя, не сообщившего в службу занятости об отсутствии вакансий, состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ (см. постановление Первого КСОЮ от 14.09.2020 N 16-5120/2020).
-------------------------------------------
*(1) В настоящее время подготовлен проект такого постановления Правительства РФ (ID проекта 01/01/02-22/00124765). Планируется, что работодатель сможет воспользоваться частными работными сайтами для размещения вакансий в том случае, если у портала заключено соглашение об обмене данных с порталом "Работа России". Тогда работодатель, размещая вакансию, будет также получать отклики не только от пользователей работного сайта, но и от пользователей портала "Работа России".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах