Извещение о рассмотрении материалов проверки ПФР и ФСС РФ (за периоды до 2017 года)
С 2017 года контроль за уплатой страховых взносов осуществляется налоговыми органами в соответствии с нормами НК РФ.
В то же время территориальные органы ПФР и ФСС РФ в прежнем порядке продолжают проводить камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, и выносить решения по ним (ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ).
Акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства РФ о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока, предусмотренного для представления письменных возражений (ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, далее - Закон N 212-ФЗ).
Уполномоченным представителем плательщика признается лицо, осуществляющее свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ (ч. 8 ст. 5.1 Закона N 212-ФЗ).
При этом плательщику страховых взносов, в отношении которого проводилась проверка, предоставлены права:
- участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя (п. 12 ч. 1 ст. 28, ч.ч. 2, 3 ст. 39 Закона N 212-ФЗ);
- давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки, в том числе при отсутствии письменных возражений (ч. 4 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).
Указанным правам плательщика страховых взносов, в отношении которого проводилась эта проверка, соответствует обязанность руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов известить его о времени и месте рассмотрения материалов проверки, установленная в ч. 2 ст. 39 Закона N 212-ФЗ.
Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, но при условии, если это лицо было извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Исключением являются случаи, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов (ч. 3 ст. 39 Закона N 212-ФЗ).
Сроки надлежащего извещения страхователя о времени и месте рассмотрения материалов проверки Законом N 212-ФЗ не установлены.
Вместе с тем из норм ст. 39 Закона N 212-ФЗ следует, что известить плательщика страховых взносов Фонды обязаны заблаговременно, чтобы он имел возможность обеспечить присутствие своего представителя*(1). Для этого Фонды используют уведомление о вызове плательщика страховых взносов. Кроме того, информацию о дате, времени и месте рассмотрения материалов Фонды часто указывают в акте проверки, хотя это и не предусмотрено установленными формами актов и требованиями к их составлению.
В случае получения страхователем уведомления в день рассмотрения материалов проверки суды могут признать, что страхователь не был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.08.2013 N Ф02-3030/13).
При отсутствии доказательств надлежащего извещения проверяемого лица о времени и месте рассмотрения материалов проверки суды приходят к выводу, что плательщик был лишен возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки, что является нарушением гарантий защиты страхователя, предусмотренных, в том числе, положениями ч. 3 ст. 39 Закона N 212-ФЗ, и основанием для признания недействительными решений, вынесенных Фондами по результатам рассмотрения материалов проверки (см., например, постановления АС Западно-Сибирского округа от 28.01.2016 N Ф04-28102/15, АС Московского округа от 06.03.2015 N Ф05-1404/15 и от 30.12.2014 N Ф05-15709/14, АС Северо-Кавказского округа от 19.11.2014 N Ф08-8354/14, ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.10.2013 N Ф02-4258/13).
Способы надлежащего извещения страхователя о времени и месте рассмотрения материалов проверки Законом N 212-ФЗ также не установлены. Как правило, уведомление вручается страхователю (его уполномоченному представителю) одновременно с актом проверки непосредственно под роспись, направляется почтой заказным письмом или передается в электронном виде по ТКС. Такие способы вручения предусмотрены в ч. 4 ст. 38 Закона N 212-ФЗ для акта проверки и признаются судами правомерными для извещения страхователя о рассмотрении материалов проверки.
В связи с этим необходимо учитывать, что с 2012 года Фонды вправе самостоятельно выбирать способ вручения акта проверки, независимо от факта уклонения страхователя от его получения. При этом в случае направления акта по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой рабочий день считая с даты отправления заказного письма (ч. 4 ст. 38 и ч. 6 ст. 4 Закона N 212-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ).
Кроме того, в соответствии с правовой позицией Пленума ВАС РФ, сформулированной в п. 1 постановления от 30.07.2013 N 61, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.
Поэтому в последнее время при рассмотрении споров о правомерности вынесенных Фондами решений суды в качестве доказательства надлежащего уведомления страхователя о рассмотрении материалов проверки принимают реестры заказных писем, отправленных Фондом по почте по юридическому адресу страхователя. Неполучение страхователем акта проверки и уведомления по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, не принимается судами в качестве основания для вывода о несоблюдении Фондом процедуры привлечения к ответственности (см., например, определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 08.10.2014 N 306-ЭС14-84, постановления ФАС Дальневосточного округа от 30.04.2014 N Ф03-6790/13, ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.04.2014 N Ф02-5624/13, ФАС Московского округа от 16.01.2013 N Ф05-15028/12).
Ранее в качестве документа, подтверждающего надлежащее извещение страхователя о времени и месте рассмотрения материалов проверки, суды признавали уведомление о вручении корреспонденции адресату (с описью вложения), указывая, что презумпция получения корреспонденции на шестой день не установлена Законом N 212-ФЗ для уведомления о времени и месте рассмотрения материалов проверки (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.07.2012 по делу N А56-49761/2011 (определением ВАС РФ от 14.11.2012 N ВАС-14743/12 отказано в передаче в ВАС РФ для пересмотра)).
Нередко Фонды ограничиваются указанием информации о времени и месте рассмотрения материалов проверки только в акте проверки (без направления отдельного уведомления). В большинстве случаев судьи признают такой способ извещения не противоречащим положениям ч. 2 ст. 39 Закона N 212-ФЗ (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 30.04.2014 N Ф03-6790/13, ФАС Северо-Западного округа от 11.09.2013 N Ф07-6658/13).
Но существуют единичные судебные решения, в которых судьи указывают, что акт проверки составляется лицом, проводящим проверку (инспектором, специалистом), но не выносится и не подписывается руководителем фонда, поэтому не является доказательством вручения либо направления уведомления, подписанного руководителем фонда (см. постановление Шестнадцатого ААС от 30.09.2013 N 16АП-2464/13).
По итогам самостоятельной выездной проверки обособленного подразделения, проводимой в соответствии с ч. 3 ст. 35 Закона N 212-ФЗ, решение выносится в отношении страхователя - юридического лица, а не его обособленного подразделения. Извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки должно быть направлено в адрес страхователя - юридического лица. Направление извещения в адрес проверенного обособленного подразделения суд может признать существенным нарушением процедуры привлечения страхователя к ответственности, являющимся основанием для отмены вынесенного Фондом решения (см. постановление Президиума ВАС РФ от 25.01.2011 N 12902/10, постановления АС Московского округа от 30.12.2014 N Ф05-15709/14, постановление Второго ААС от 13.11.2015 N 02АП-9371/15).
______________________________
*(1) Соответствующие указания содержатся в:
- п. 9.3 Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов (утв. распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 N 34р);
- п. 12 Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утв. постановлением ФСС РФ от 21.05.2008 N 110);
- п. 25 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам (утв., постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 81);
- п. 25 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам (утв. постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 82).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.