Энциклопедия решений. Процедура проведения миграционной проверки МВД России

Процедура проведения миграционной проверки МВД (до 1 июня 2016 г. - ФМС)

Внимание

Указом Президента РФ N 156 от 05.04.2016 Федеральная миграционная служба упразднена. Её функции и полномочия переданы МВД России. В настоящий момент нормативно-правовая база, регламентирующая проведение федерального миграционного надзора органами МВД, находится в стадии формирования.

Общий порядок проведения проверок в рамках миграционного контроля установлен Законом N 294-ФЗ и статьями 30 и 32 Закона N 115-ФЗ. Подробно процедура такой проверки описана в Административном регламенте по исполнению ФМС России, ее территориальными органами и органами внутренних дел РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ и трудовой деятельностью иностранных работников (утв. приказом ФМС России и МВД России от 31.07.2015 N 367/807, далее - Регламент).

Действие Регламента полностью распространяется на МВД (п. 2 ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ).

Внимание

В настоящее время введен мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства в 2016-2018 годах, за исключением определенных категорий организаций и предпринимателей (ч. 1, ч. 2 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ). При этом плановая (и только плановая) проверка субъекта малого бизнеса может быть прекращена, если она, во-первых, запланирована с нарушением требований ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ о трехлетнем запрете на проверки, а во-вторых, проверяемое лицо предоставило должностным лицам МВД России документы, подтверждающие принадлежность к субъектам малого предпринимательства (ч. 5 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ), например, документы, предусмотренные п. 7 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268. О прекращении проверки оставляется специальный акт. Мораторий не распространяется на внеплановые проверки и не касается проверок МВД России в отношении таких объектов, на которых трудятся или проживают мигранты (даже если эти объекты принадлежат субъекту малого бизнеса).

Еще до проведения проверки МВД проводит мероприятия по профилактике нарушения обязательных требований: размещает на своем официальном сайте Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей (с текстами), содержащих обязательные требования, которые и подлежат проверке (п. 1 ч. 2 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ); проводит семинары, разъясняет спорные вопросы в СМИ и т.п. (п. 2 ч. 2 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ); обобщает и публикует на сайте практику по надзору, в т.ч. наиболее частые нарушения и рекомендации по недопущению таких нарушений (п. 3 ч. 2 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ); выдает предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (п. 4 ч. 2 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ).

Сначала уполномоченный сотрудник МВД России принимает решение о проведении проверки.

Это решение оформляется в виде резолюции (п. 42 Регламента) и служит сигналом к началу подготовки проверки. Для начала МВД может перепроверить информацию о субъектах/объектах будущей проверки, для чего отошлет соответствующие запросы в органы госвласти (п.п. 46 - 47 Регламента). Затем издается распоряжение о проведении проверки.

Каждой проверке присваивается собственный индивидуальный учетный номер, и информация о ней появляется в Едином реестре проверок. Сроки появления информации зависят от характера проверки (см. ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ, п. 43 Регламента, п.п. 16, 17 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).

Проводить проверку вправе только те должностные лица МВД России, которые указаны в распоряжении о проведении проверки, только на основании этого распоряжения и только во время исполнения ими служебных обязанностей (п.п. 3, 4 ст. 18 Закона N 294-ФЗ). Те должностные лица, которые издали (либо были вправе издать) распоряжение о проверке, могут по своему усмотрению на любом этапе проведения проверки отстранить или включить дополнительно сотрудников в группу по проведению проверки (пп. 4 п. 50 Регламента), о чем такое должностное лицо издает новое распоряжение (пп. 3 п. 54 Регламента ФМС).

Проверка может плановой или внеплановой (ч. 11 ст. 9, ч. 4 ст. 10 Закона N 294-ФЗ) и проводиться в форме выездной или документарной проверки (ст.ст. 11, 12 Закона N 294-ФЗ, п. 30 Регламента). О проведении проверки проверяемое лицо извещается заранее: о плановой - не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ), о внеплановой (в случаях, если извещение предусмотрено законом) - за 24 часа до ее проведения (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 10 ст. 32 Закона N 115-ФЗ).


Выездная проверка проводится по адресу проверяемого лица (объекта) или по адресу ведения деятельности проверяемым лицом (ч. 2 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, п. 55 Регламента). Первым делом сотрудники МВД России предъявляют служебные удостоверения (пп. 2 п. 59 Регламента). Затем они объявляют распоряжение о проведении проверки представителю поверяемого лица, а если такового нет - то старшему по должности работнику на объекте либо иному лицу, которое имеет непосредственное отношение к объекту проверки. Представителю проверяемого лица (начальнику, должностному лицу, предпринимателю, собственнику или владельцу объекта) вручают копию распоряжения, а на оригинале проверяемое лицо (представитель) проставляет отметку о получении копии с подписью и с указанием своей должности (иного подтверждения своего статуса в качестве представителя), фамилии, имени и отчества, а также даты получения копии (п. 61 Регламента). Если проверяемое лицо, либо владелец объекта или его представитель отсутствуют либо не желают дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с распоряжением, его копия будет отправлена по почте (подпункты 3-4 п. 59 Регламента).

Внимание

До 31 декабря 2017 года МВД вправе использовать бланки, печати и штампы упраздненной ФМС (ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ).

Затем сотрудник МВД России знакомит представителей проверяемого объекта с их правами и обязанностями*(1) при проведении проверки (пп. 5 п. 59, п. 63 Регламента) и приступает к осмотру территории. Устанавливаются факты нахождения там иностранных граждан, проверяется соблюдение ими положений миграционного законодательства РФ, в том числе определение законности их пребывания и осуществляемой ими деятельности (п.п а, б п. 7 Положения N 1162, пп. 6 п. 59 Регламента). Если обнаружатся мигранты-нарушители, в их отношении должны быть немедленно приняты соответствующие меры - составляются протоколы об административном правонарушении и т.п (п. 62 Регламента).

Об осмотре территории делается запись в итоговом акте проверки. При осмотре может использоваться фото- и видеосъемка. В случае выявления административного правонарушения в ходе осмотра в целях фиксации доказательств составляется протокол осмотра по правилам ст. 27.8 КоАП РФ. В случае составления протокола об административном правонарушении в акте проверки делается соответствующая запись (пп. 6 п. 59 Регламента). Кроме того, сотрудники МВД России запрашивают, в том числе устно, необходимые сведения и документы, изучают их (пп.пп. 7-12 п. 59, п.п. 64-67 Регламента). При проведении проверки сотрудники, осуществляющие проверку, имеют право требовать такие документы:

- у лиц, находящихся на объекте, - документы, удостоверяющие их личность, подтверждающие законность их пребывания и проживания на территории РФ и право на осуществление трудовой деятельности (пп. б п. 7 Положения N 1162, пп. 1 п. 11 Регламента);

- у представителя проверяемого объекта - документы о его госрегистрации; сведения об иных лицах, осуществляющих деятельность на проверяемом объекте, и всю необходимую информацию, позволяющую определить, в чьих интересах и по поручению кого на объекте проверки осуществляется трудовая деятельность иностранными гражданами, с ведома кого они проживают (находятся) по данному адресу; документы и сведения, подтверждающие надлежащее исполнение положений миграционного законодательства в отношении иностранных граждан и иностранных работников (пп. 2 п. 11 Регламента).

Регламент разрешает сотрудникам МВД России устно запрашивать необходимую им информацию (то есть сведения) (пп. 11 п. 59). Запросить устно документы сотрудники МВД России не вправе (точнее, такое устное требование необязательно исполнять). Требование о предоставлении документов (а не просто сведений) оформляется письменным запросом (пп. в п. 7 Положения N 1162, пп. 12 п. 59, п. 66 Регламента). Срок для предоставления документов во время выездной проверки должностное лицо МВД России устанавливает самостоятельно (ч. 5 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, п. 66 Регламента). Если запрошенные копии документов необходимо приобщить к материалам проверки, оформляется акт приема-передачи документов (п. 67 Регламента). С 1 июля 2016 года МВД не вправе требовать от проверяемых лиц документы (включая разрешительные) и сведения, включенные в перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (п. 8 ст. 15 Закона N 294-ФЗ).

Выявленные факты нарушения миграционных требований (если они есть) фиксируются (пп. г п. 7 Положения N 1162, пп. 13 п. 59 Регламента), по результатам составляется акт проверки.

Если сотрудник миграционного подразделения МВД не смог провести выездную проверку по вине проверяемого лица (то есть из-за отсутствия его руководителя, ИП, их представителей и должностных лиц, или из-за любых их действий, повлекших невозможность проведения проверки, а также если проверяемое лицо фактически не ведет никакую деятельность), то об этом составляется специальный акт о невозможности проведения проверки с указанием соответствующих причин. В указанном случае МВД вправе в течение ближайших трех месяцев внезапно появиться с проверкой еще раз, причем без предупреждения и без изменения ежегодного плана проверок (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ).


Документарная проверка проводится по месту нахождения подразделения МВД России без выезда на проверяемый объект (ч. 2 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, п. 38, п. 84 Регламента). Проверяемое лицо получит копию распоряжения о проведении проверки и запрос о предоставлении документов и информации (пп. в п. 7 Положения N 1162, пп. 1 п. 86 Регламента). Запросы могут быть направлены и в адрес иных организаций и органов власти о предоставлении дополнительно документов и информации, связанных с деятельностью проверяемых объектов (пп. 2 п. 86 Регламента). Запрос о предоставлении информации и документов должен быть составлен в письменном виде (ч. 4 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, пп.в п. 7 Положения N 1162, пп. 12 п. 59, п. 66 Регламента). Направляют, как правило, такие запросы почтовым заказным отправлением с уведомлением о вручении. В большей степени это связано с тем, что за непредоставление документов КоАП РФ предусматривает определенные меры ответственности (ч. 1.1. ст. 19.3, ч. 2 ст. 18.11, ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, ст. 19.7 КоАП РФ). Запрос о предоставлении документов должен быть мотивированным, т.е. запрос должен содержать информацию о причинах истребования материалов.

Если в документах, которые организация (предприниматель) отослали в МВД России, обнаружились противоречия, ошибки, какие-то несоответствия, МВД обязано известить об этом проверяемое лицо и потребовать у него письменных объяснений в ближайшие 10 рабочих дней (ч. 8 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). Проверяемый, в свою очередь, вправе не только объясниться, но также приложить и дополнительные документы, если они подтверждают достоверность ранее представленных (ч. 9 ст. 11 Закона N 294-ФЗ), а МВД обязано рассмотреть и объяснения, и новые документы (ч. 10 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). Затем полученная информация анализируется и по результатам составляется акт проверки (ч. 1 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, пп. 3 и 4 п. 86 Регламента), с которым знакомится представитель проверенного объекта (ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, пп. 5 п. 86 Регламента).


По результатам любой проверки составляется акт проверки в двух экземплярах (ч. 1 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 8 Положения N 1162, п. 90 Регламента), один его экземпляр с копиями приложений вручается уполномоченному должностному лицу проверенного объекта под роспись об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки (ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 90 Регламента); акт может быть отослан и по e-mail (c усиленной квалифицированной электронной подписью чиновника и если проверяемый согласился на "электронное" взаимодействия). Если почтовая программа обеспечивает автоматическое подтверждение получения письма, то акт заведомо считается полученным (ч. 4, ч. 5 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). О проведении проверки должностное лицо МВД оставляет запись в Журнале учета проверок (ч. 9 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, пп. 8 п. 91 Регламента). Несоставление акта проверки, проведённой в отношении юридического лица или предпринимателя, а равно его непредставление являются грубыми нарушениям требований ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, которое влечет отмену результатов проверки по требованию заинтересованного лица (ч. 1 и п. 6 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ, постановления Двадцать первого ААС от 15.05.2015 N 21АП-934/15, Одиннадцатого ААС от 17.04.2013 по делу N А65-13359/2011; Двадцатого ААС от 14.01.2013 по делу N А09-9270/2012).

Если проверка МВД выявила нарушения, то:

1. Вместе с актом проверки МВД выдает предписание об устранении выявленного нарушения (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, пп. 3 п. 11 ст. 32 Закона N 115-ФЗ).

2. На основе составленного акта проверки должностное лицо МВД оформит протокол об административном правонарушении и, таким образом, возбудит дело об административном правонарушении(п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, пп. 4 п. 11 ст. 32 Закона N 115-ФЗ, п. 5 п. 94 Регламента). Протокол будет рассмотрен самим МВД либо передан в суд, в зависимости от состава правонарушения.

Если при проведении проверки сотрудники МВД выявили правонарушения по "чужой" подведомственности, то материалы проверки направляются заинтересованным ведомствам в срок не позднее 10 рабочих дней с момента выявления таких нарушений, а в случае выявления уголовных составов преступления - незамедлительно (п. 93 Регламента).

Действия (бездействия) и решения должностных лиц МВД России, проводящих проверку, а также ее результаты могут быть обжалованы как в административном, так и в судебном порядке (пп. 4 ст. 21, ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 107 Регламента).


______________________________

*(1) Неисполнение этой обязанности не является грубым нарушением требований к проведению проверки (постановление Третьего ААС от 23.10.2015 N 03АП-5319/15)


Тема

Миграционные проверки МВД (до 1 июня 2016 г. - ФМС)


См. также

Срок проведения миграционных проверок МВД (до 1 июня 2016 г. - ФМС)

Плановые миграционные проверки МВД (до 1 июня 2016 г. - ФМС)

Внеплановые миграционные проверки МВД (до 1 июня 2016 г. - ФМС)

Документарные миграционные проверки МВД (до 1 июня 2016 г. - ФМС)

Выездные миграционные проверки МВД (до 1 июня 2016 г. - ФМС)

Распоряжение о проведении миграционной проверки МВД (до 1 июня 2016 г. - ФМС)

Уведомление проверяемого лица о проведении миграционной проверки МВД (до 1 июня 2016 г. - ФМС)

Совместные миграционные проверки МВД (до 1 июня 2016 г. - ФМС) и других уполномоченных органов

Оформление МВД (до 1 июня 2016 г. - ФМС) результатов миграционной проверки. Акт проверки

Права и обязанности проверяемых лиц при миграционных проверках МВД (до 1 июня 2016 г. - ФМС)

Полномочия должностных лиц МВД (до 1 июня 2016 г. - ФМС) при проведении миграционной проверки

Обжалование решений и действий (бездействий) должностных лиц МВД (до 1 июня 2016 г - ФМС), осуществляющих контроль (надзор) за соблюдением миграционного законодательства

Профилактические мероприятия. Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований

Единый реестр проверок

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти.


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на апрель 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей


При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.