Наше обращение вызвано тем, что после передачи Министерству РФ по налогам и сборам в соответствии с пунктом I постановления Правительства РФ от 17.05.02 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц", функций по государственной регистрации юридических лиц у банков и их клиентов возникают проблемы при открытии счетов из-за отсутствия на уставе организации отметки налоговых органов о ее регистрации.
Открывая расчетные и иные счета юридическим лицам, банки руководствуются наряду с иными нормативными актами Инструкцией Госбанка СССР от 30.10.86 N 28 "О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР" (далее - Инструкция N 28), предусматривающей обязанность банков при открытии счетов клиентам требовать от них копии учредительных документов, заверенные регистрирующим органом либо нотариально.
К сожалению, налоговые органы при осуществлении государственной регистрации юридических лиц не проставляют на их учредительных документах отметку о регистрации, мотивируя это тем, что ни Федеральным законом от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон N 129-ФЗ), ни принятыми в соответствии с ним постановлениями Правительства РФ такая обязанность регистрирующего органа не предусмотрена.
Между тем отсутствие такой отметки на практике влечет серьезные негативные последствия.
Так, нотариусы отказываются удостоверять копии уставов юридических лиц, а также подписи лиц, указанных в банковских карточках, из-за невозможности установить подлинность учредительных документов. В этой связи принятие банком при открытии счета клиенту простых копий его учредительных документов, а также банковских карточек с подписями, не удостоверенными нотариусом, является нарушением требований Инструкции N 28, что служит основанием для привлечения банков к ответственности в порядке статьи 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 846 ГК РФ банк не вправе отказать клиенту в открытии счета. В противном случае банк также будет привлечен к ответственности.
Велика также вероятность того, что недобросовестные клиенты могут представить в банк учредительные документы, отличные от тех, которые находятся в регистрирующем органе. В связи с этим банки столкнутся с рядом проблем, в частности с проблемой определения полномочий органов управления юридического лица.
В целях соблюдения требований Инструкции N 28 банки предлагают своим клиентам обращаться в налоговые органы за получением копий учредительных документов в соответствии со статьей 6 Закона N 129-ФЗ. Согласно пункту 21 "Правил ведения единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений", утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.06.02 N 438, срок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений о конкретном юридическом лице, в том числе копий учредительных документов, не может быть более пяти рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса. Срочное предоставление содержащихся в государственном реестре сведений осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления запроса.
В этой связи нетрудно спрогнозировать, что массовое обращение юридических лиц за получением копий учредительных документов повлечет дополнительную нагрузку на работников налоговых органов и как следствие - приведет к образованию очередей и к несоблюдению установленных сроков представления документов.
Кроме того, отсутствие на учредительных документах организации отметки о ее регистрации не позволяет юридическим лицам осуществить свое законное право обращаться к нотариусам за удостоверением копий этих документов. К тому же копии учредительных документов, заверенные регистрирующими органами, фактически получают большую юридическую силу, чем их оригиналы.
Вместе с тем пунктом 5 Положения "О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности", утвержденного Указом Президента РФ от 08.07.94 N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации" (далее - Положение), установлено, что регистрирующий орган проставляет на первой странице (титульном листе) устава предприятия специальную надпись (штамп) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой, скрепляемую подписью должностного лица, ответственного за регистрацию.
Указом Президента РФ от 28 ноября 2003 г. N 1410 Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 признан утратившим силу с 1 января 2004 г.
В соответствии со статьей 27 Закона N 129-ФЗ Президенту Российской Федерации надлежало привести свои нормативные правовые акты в соответствие с этим Законом. Такие нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей Закону N 129-ФЗ. В данном случае никаких изменений не последовало и не должно было последовать, поскольку пункт 5 Положения в части, касающейся простановки соответствующего штампа на уставе юридического лица, Закону N 129-ФЗ не противоречит. Таким образом, налоговые органы при осуществлении государственной регистрации юридических лиц вправе руководствоваться этой нормой пункта 5 Положения.
На основании вышеизложенного Ассоциация российских банков просит Вас, уважаемый Геннадий Иванович, сохранить предусмотренный пунктом 5 Положения порядок проставления отметки при регистрации юридических лиц на их учредительных документах.
Президент АРБ |
Г.А.Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации Российских Банков от 29 августа 2002 г. N А-01/5-393 "О необходимости проставления на уставах юридических лиц отметки об их регистрации"
Текст письма опубликован в газете "Бизнес и банки", октябрь 2002 г., N 43