О праве милиции запрашивать документы
Очень часто ко мне обращаются с таким вопросом: "К нам в организацию поступил запрос от милиции о предоставлении регистрационных документов нашей организации, а также копий документов по нашему контрагенту. Запрос сделан в соответствии с пунктом 4 статьи 11 закона о милиции. В запросе не указана причина истребования документов, не перечислено, какие именно нужны документы (копии). Просто говорится: все документы, по отношениям с тем-то и тем-то. Указан срок - пять дней. За непредставление нам вменяют штраф по КоАП. Должны ли мы представлять документы (их копии), если проверки органы милиции проводить не могут? Кроме того, нам не говорят о том, для каких целей нужны эти документы. Не получится ли, что, представив данные документы милиции, мы навлечем проблемы на себя?".
Надо признать, что милиция довольно часто таким образом обращается к организациям. А ведь проверки со стороны милиции действительно запрещены с 1 января 2009 года.
Давайте разбираться. Является ли данный запрос милиции (на предоставление документов и копий с них) проверкой? Или это что-то другое?
Сразу могу сказать: это не проверка и данные действия милиции неправомерны.
Подтверждение этих слов базируется на приведенном ниже анализе.
Такая педантичность в разборе законодательных актов вызвана тем, что и сама милиция, и многие юристы скрывают истинное положение вещей под предлогом защиты государства. Но государство - это мы с вами.
Милиция - это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законом о милиции и федеральными законами (дословно из статьи 1 Закона РФ от 18.04.91 N 1026-1 "О милиции", далее - закон о милиции).
Выделим главное из этой формулы: милиция - это система, призванная выполнять определенные функции в пределах четко очерченных прав.
Выясним, что такое "система", "функции", "права" и как все это должно работать в соответствии с законом.
Милиция. Орган исполнительной власти как система
Милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (ст. 7 закона о милиции).
И недаром милиция имеет два подразделения. У каждого из них своя функция.
Милиция общественной безопасности занимается:
- обеспечением безопасности личности, общественной безопасности;
- охраной собственности, общественного порядка;
- выявлением, предупреждением и пресечением преступлений и административных правонарушений;
- раскрытием преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление местонахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности.
Милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей (ст. 9 закона о милиции).
Криминальная милиция занимается:
- выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно;
- организацией и осуществлением розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей (цитаты из статьи 8 закона о милиции).
Итак, главное отличие функций "одной" милиции от "другой" состоит в том, что предварительное следствие (дознание) одна ведет без открытия производства, а другая - только с обязательным открытием производства.
Чтобы понять, кто чего открывает (производство), посмотрим, кто в каком подразделении работает.
Милиция общественной безопасности
Состав милиции общественной безопасности определяется Правительством РФ (ст. 9 закона о милиции). Постановлением Правительства РФ от 07.12.2000 N 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности" утверждена структура милиции общественной безопасности:
- дежурные части (одновременно являются дежурными частями соответствующего органа внутренних дел);
- участковые уполномоченные милиции;
- Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;
- изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых;
- специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке;
- приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество;
- медицинские вытрезвители при органах внутренних дел;
- центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей;
- отряды милиции особого назначения;
- подразделения:
а) милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел;
б) дознания;
в) патрульно-постовой службы милиции;
г) лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью;
д) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых;
е) по делам несовершеннолетних;
ж) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства;
з) по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств;
и) органов внутренних дел на воздушном транспорте по досмотру.
Криминальная милиция
Структура криминальной милиции также устанавливается Правительством РФ (ст. 8 закона о милиции). Согласно постановлению Правительства РФ от 07.12.2000 N 925 "О подразделениях криминальной милиции" в структуру входят подразделения:
- уголовного розыска;
- по борьбе с экономическими преступлениями;
- по налоговым преступлениям;
- по борьбе с организованной преступностью;
- по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий (до 14.08.01);
- оперативно-поисковые;
- специальных технических мероприятий;
- собственной безопасности;
- отряды милиции специального назначения;
- оперативно-розыскной информации;
- Национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения.
Задачи милиции
Напомним, что задача - это конечная цель. Однако чтобы дойти до этой цели, нужны средства, т.е. те самые функции, которые милиция и должна выполнять. Итак, задачи милиции - так, как они прописаны в законе (ст. 2):
- обеспечение безопасности личности;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
- выявление и раскрытие преступлений;
- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
- оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных законом о милиции.
Иные задачи на милицию могут быть возложены только законом о милиции.
Предварительное следствие
Перечень подразделений и задачи, стоящие перед милицией, дают четкое представление, что "родной" для всех нас, граждан, является милиция общественной безопасности.
Именно она денно и нощно охраняет наш покой, имущество и все с нами связанное.
А вот служба криминальной милиции как раз "и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна". Именно на этой "невидной" милиции и лежит главный груз ответственности по "предвидению" преступлений - выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие.
И, как сказано в законе о милиции, именно криминальная милиция занимается делами (вопросами), по которым предварительное следствие обязательно должно быть проведено.
А это значит, что криминальная милиция собирает доказательства совершенного нарушения.
Так откуда же криминальная милиция берет это нарушение, откуда узнает о нем? И чем регламентируется порядок сбора доказательств?
Ответов на эти вопросы в законе о милиции нет. Все эти действия - это процесс, а любой процесс должен быть четко описан, чтобы не нарушить права нас с вами - граждан этой страны.
Кстати, в связи с принятием Федерального закона от 26.12.08 N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности" милиция лишилась прав, указанных в пунктах 25, 33 и 35 статьи 11 закона о милиции. А именно прав проверять организации, подозреваемые как в совершении административного правонарушения, так и в неправильном исчислении налогов.
Исключение внепроцессуальных прав, касающихся проверок, лишний раз подчеркивает, что милиция осуществляет свои права в рамках определенных процессов, которые описаны в Федеральном законе от 12.08.95 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" и УПК РФ.
Основная суть этих процессуальных действий заключается в том, что просто так ничего не происходит. В зависимости от того, какой будет "точка отсчета", следственные действия будут вестись либо по закону об оперативно-розыскной деятельности, либо по УПК.
Если кто-то сообщит в милицию о некоем нарушении законодательства, то по этому заявлению (если в нем содержится существенная информация) возбуждается уголовное дело и далее весь процесс по УПК РФ. В тех же случаях, когда нужно держать "ухо востро", выявление и предупреждение готовящихся преступлений регламентируется законом об оперативно-розыскной деятельности. То есть задачи милиции по выявлению и предупреждению, обозначенные в законе о милиции, решаются (исполняются) по другому закону - об оперативно-розыскной деятельности.
По этому закону милиция, выполняя оперативные (быстрые) действия, может действовать "гласно и негласно" (ст. 1 закона об оперативно-розыскной деятельности):
- проводить опрос;
- получать справки;
- осуществлять прослушивание;
- делать контрольные закупки и т.д. (ст. 6).
Логичный вопрос: тогда почему милиция, имея право гласно и негласно проводить расследование, не указывает в запросе информацию о том, что эти действия ведутся в соответствии с законом о следственно-розыскной деятельности?
Да потому, что и законом о следственно-розыскной деятельности, и УПК прописан весь регламент действий оперативных работников - и временной режим их работы, и виды и способы работы с полученными материалами и т.д.
Ведь что запрашивают у юридического лица в отношении его контрагента? Договоры, товарные накладные, акты - все в виде заверенных копий. Как это укладывается в гласные и негласные действия оперативников? Да никак не укладывается.
Если запрашиваются документы (а требование о предоставлении копий - по сути требование собственно документов), то либо это проверка того, у кого запрашивают материалы, либо запрашиваемый является свидетелем (а может быть, и обвиняемым).
Согласитесь, что на бытовом уровне, когда милиция приходит к нам домой, мы гораздо лучше знаем свои права, чем когда та же милиция приходит к нам как юридическое лицо к юридическому лицу (шутка).
Да, у милиции существует право потребовать от нас (вопреки закону) документы в отношении нашего контрагента, но обязанность организации выполнять эти требования предусмотрена тем же самым законом, которым милиция зачастую пренебрегает.
Выводы
Итак, запрос в организацию на предоставление документов со ссылкой на закон о милиции является нарушением законодательства и нарушает права юридического лица, к которому адресован данный запрос. Милиция, призванная защищать права, не просто сама их нарушает, но еще и призывает других нарушать не только их права, но и права третьих лиц.
Запрос о предоставлении документов должен быть сделан либо на основании УПК РФ (при возбуждении уголовного дела), либо на основании закона об оперативно-розыскной деятельности (при возбуждении уголовного дела либо в рамках закона). В запросе должно быть четко указано, какие именно документы необходимо представить. Этот вывод напрашивается сам собой, поскольку в законе об оперативно-розыскной деятельности одним из следственно-розыскных мероприятий является сбор образцов (ст. 6) (а не копий), а по УПК РФ в качестве доказательства принимаются только подлинные документы.
С. Кузнецова,
аудитор
"Практический бухгалтерский учет", N 3, март 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455