Письмо Ассоциации российских банков от 21 марта 2011 г. N А-01/5-201 "О проекте Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма"

Письмо Ассоциации российских банков от 21 марта 2011 г. N А-01/5-201
"О проекте Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма"

ГАРАНТ:

См. ответ, приведенный в письме Росфинмониторинга от 3 мая 2011 г. N 01-01-36/1214

Ассоциация российских банков проанализировала разработанный Росфинмониторингом проект Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - Положение).

По нашему мнению, проект Положения нуждается в определенной корректировке. В этой связи Ассоциацией российских банков при участии кредитных организаций подготовлено заключение на проект Положения (прилагается), содержащее предложения по его доработке.

Принимая во внимание изложенное, Ассоциация российских банков просит Вас учесть предложения банковского сообщества при доработке Положения и надеется на дальнейшее плодотворное сотрудничество с Росфинмониторингом по вопросам совершенствования действующего законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Приложение на 5 (пяти) листах.


С уважением,

Президент

Г.А. Тосунян


Заключение
Ассоциации российских банков на проект Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма


Специалисты Ассоциации российских банков проанализировали проект Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - Положение), и сообщают, что Положение требует доработки с учетом следующего:

1. Профессиональные участники рынка ценных бумаг, являющиеся кредитными организациями, обязаны исполнять требования Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), а также Положение Банка России от 19 августа 2004 года N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 262-П).

В соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Вышеприведенная норма установила, что кредитными организациями, независимо от того являются они профессиональными участниками рынка ценных бумаг или нет, разрабатываются правила внутреннего контроля, учитывающие рекомендации Банка России по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Порядок утверждения правил внутреннего контроля установлен Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 638.

Ввиду коллизии норм, содержащихся в абзацах 2 и 5 пункта 1.1 Положения, а также несоответствия их Закону N 115-ФЗ считаем необходимым исключить абзац 5 Положения, а абзац 2 пункта 1.1 Положения предлагаем изложить в следующей редакции:

"Настоящее Положение применяется организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (далее - Организации), указанными в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон), за исключением организаций, имеющих лицензию Банка России на осуществление банковских операций"

2. В наименовании и в пункте 1.1 Положения после слова "клиентов" целесообразно указать "представителей клиентов и (или)", что будет соответствовать требованиям п.1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ, а также содержанию проекта Положения (пункты 1.2, 1.4-1.6 и др.).

3. Пункт 1.1. Положения установил, что Положение распространяется на дочерние организации организаций, расположенных за пределами Российской Федерации, в случаях, если это не противоречит законодательству государства их места нахождения, а также, если их основной вид деятельности совпадает с основными видами деятельности, предусмотренными статьей 5 Закона N 115-ФЗ.

Данная норма противоречит Федеральным законам от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", сфера действия которых не распространяется за пределы Российской Федерации, а также Закону N 115-ФЗ, согласно которому зарубежная организация не имеет статуса Организации в смысле статьи 5 Закона N 115-ФЗ.

Кроме того, в пункте 1.1 Положения, абзацы 3 и 4, после слов "расположенные", "расположенных" необходимо добавить фразу: "в том числе" с тем, чтобы имеющаяся формулировка не повлекла необоснованного нераспространения действия положений Федерального закона на филиалы, представительства и дочерние организации, расположенные на территории Российской Федерации.

4. Пункт 1.3 Положения обязывает идентифицировать как лиц (клиентов), которые принимаются на обслуживание в организацию для установления длительных отношений, так и лиц, с которыми заключаются сделки (совершаются операции) разового характера (не предполагающие дальнейшего обслуживания клиента в организации, поскольку обязательства сторон полностью выполняются при их совершении), вне зависимости от вида, характера и размера оказываемых услуг либо заключаемых сделок (совершаемых операций).

Во-первых, пункт 1.3 Положения не содержит исключения для сделок, направленных на хозяйственное обеспечение деятельности организации, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом. Такие сделки не являются предоставлением профильных услуг такой организации. Ни в одной стране мира требования к идентификации не распространяются на компании, у которых кредитные организации закупают товары для хозяйственных нужд. Следовательно, пункт 1.3 Положения не согласуется с Законом N 115-ФЗ и рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Во-вторых, понятие "длительные отношения", используемое в пункте 1.3 Положения, отсутствует в гражданском законодательстве и прежде требует дополнительных изменений в действующее гражданское законодательство, при этом целесообразно использовать понятие "длящиеся отношения", используемое в рекомендациях ФАТФ.

В-третьих, предлагаем исключить фразу "вне зависимости от вида, характера и размера оказываемых услуг либо заключаемых сделок (совершаемых операций)", поскольку указанная норма не позволяет в дальнейшем применять более "мягкие" процедуры идентификации при особых условиях (упрощенная идентификация).

В этой связи полагаем, что пункт 1.3 Положения нуждается в уточнении.

5. В целях единообразного толкования и применения Положения в пункте 1.7 вместо слов "документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона" указать: "документы, необходимые для идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя в соответствии с пунктом 1.5 Положения".

6. Пункт 1.8 привести в соответствие со ст. 7.3 Федерального закона, а также дополнить его следующим содержанием: "за исключением случаев, предусмотренных п.2 ст. 7.3 Федерального закона".

7. С учетом подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона дополнить пункт 2.1 Положения:

"выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории)".

Внести соответствующие дополнения в пункты 2.4-2.5 Положения.

8. Понятие "выгодоприобретатель", данное в пункте 2.3. Положения, не соответствует аналогичному понятию, указанному в статье 3 Закона N 115-ФЗ, так как включает в себя, в том числе, действия клиента в интересах другого лица. При этом содержание термина "другое лицо" не раскрыто.

В этой связи полагаем, что рассматриваемые понятия нуждаются в уточнении.

9. Статья 4 Закона N 115-ФЗ содержит запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада).

В этой части пункт 2.3 Положения противоречит статье 4 Закона N 115-ФЗ и требует пересмотра.

10. В абзаце 2 пункта 2.4. Положения необходимо заменить слова "соответствующую дату" словами "дату проверки".

Для Банка России соответствующая дата при проведении проверок не будет актуальна.

11. Полагаем, что пункт 2.7 Положения нуждается в совершенствовании.

Во-первых, абзац 4 пункта 2.7 Положения отменяет требования об обязательном переводе на русский язык документов, удостоверяющих личность, выданных компетентными органами иностранных государств, при условии наличия у иностранного гражданина документа, подтверждающего право законного пребывания на территории Российской Федерации (например, въездная виза, миграционная карта), и отсутствии в таких документах видимых признаков подделки.

Считаем, что абзац 4 пункта 2.7 Положения противоречит пункту 2.2 Положения N 262-П.

Во-вторых, абзац 4 пункта 2.7 Положения не предусматривает случаев, когда клиентом является иностранный гражданин, и в интересах такого клиента действует его представитель.

В-третьих, абзац 6 пункта 2.7 Положения не предусматривает случая, когда в интересах клиента действует представитель. В данном случае, у такого представителя будет отсутствовать документ, удостоверяющий личность клиента. Следовательно, необходимо пересмотреть невозможность представления копии документа, удостоверяющего личность.

12. В абзаце 4 пункта 2.8 Положения используется термин "уполномоченный сотрудник". При этом определение такого термина отсутствует. Требуется дополнительное разъяснение о порядке наделения полномочиями соответствующего сотрудника, требованиях к данным лицам, иные положения, касающееся статуса данного субъекта.

13. Подпункт 3 пункта 3 статьи 7 Закона N 115-ФЗ содержит обязанность систематически обновлять информацию о клиентах, выгодоприобретателях. В пункте 2.11 Положения указывается на необходимость обновлять сведения, в том числе и о представителе клиента.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпункт 3 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ"

Требуется исключить из текста Положения эту не предусмотренную Законом N 115-ФЗ обязанность.

Дополнительно в пункте 2.11. Положения предлагаем определить период "ранее", имея в виду, что документы, полученные в результате идентификации, подлежат хранению не более 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом.

14. Пункт 3.3 Положения содержит Первичную оценку степени (уровня) риска, но не содержит указания на оценку уровня риска "разового" клиента. В этой связи возникает вопрос о необходимости проведения оценки уровня риска в отношении таких клиентов, что требует дополнительного уточнения в Положении.

15. Абзац 3 пункта 3.6 Положения содержит указание на необходимость информирования о факте присвоения клиенту повышенной степени (уровня) риска специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также руководителя организации.

Целесообразность такого информирования не совсем понятна, так как не предполагается каких-либо решений со стороны указанных лиц. Но помимо отсутствия эффективности данных мер, можно говорить и о том, что в крупных организациях это почти невозможно.

Полагаем, что требуется уточнить необходимость информирования соответствующих лиц, дополнить Положение в части полномочий на принятие решений со стороны указанных лиц, исключить из текста Положения фразу "а также руководителя организации", а также поменять подход с установлением риска на идентификацию с учетом степени риска (например клиенты, имеющие низкий рейтинг, могут проходить упрощенную идентификацию).

16. Пункты 2.11 и 3.7 Положения устанавливают периодичность, с которой организации следует обновлять сведения о клиенте, представителе клиента и выгодоприобретателе, а также сведения, полученные в результате идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, соответственно.

В силу пункта 2.11 Положения организации следует обновлять сведения о клиенте, представителе клиента и выгодоприобретателе не реже одного раза в год.

Согласно пункту 3.7 Положения организации следует обновлять сведения, полученные в результате идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, не реже одного раза в шесть месяцев при повышенной степени (уровне) риска и не реже одного раза в год в иных случаях.

Полагаем, что установленные сроки являются нерациональными, поскольку компании, имеющие большое количество клиентов, не смогут проводить эффективную работу по обновлению сведений в столь сжатые сроки, что повлечет необоснованные затраты.

Предлагаем взять за основу сроки, которые предусмотрены в Положении N 262-П, а именно, обновлять сведения не реже одного раза в год в случае, если операция клиента отнесена к повышенной степени (уровню) риска, и не реже одного раза в три года в иных случаях.

17. Приложение 2 к Положению указывает на сведения, получаемые в целях идентификации юридического лица, к числу которых относятся:

"1.7. Сведения об органах юридического лица (структура и персональный состав органов управления юридического лица; сведения о персональном составе учредителей (участников) юридического лица представляются в отношении учредителей (участников), владеющих пятью и более процентами акций (долей) юридического лица).

В объем сведений о персональном составе учредителей (участников) юридического лица входят:

- в отношении физических лиц: фамилия, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), а также серия (при наличии) и номер документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);

- в отношении юридических лиц: наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации".

Полагаем, что в отношении акционерных обществ данное требование невыполнимо, в связи с чем, необходимо скорректировать Приложение 2 к Приложению.

18. Согласно пункту 3.2 Положения организация оценивает степень (уровень) риска на основании перечня признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, предусмотренных Приложением 5 к Положению, а также с учетом иных признаков, самостоятельно включенных организацией в правила внутреннего контроля.

Полагаем, что Приложение 5 к Положению необходимо изменить.

Во-первых, признаки операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - Признаки), будут всегда учитываться в современном технологичном банке, что будет означать отсутствие низкой степени (уровня) риска.

Данная ситуация вызвана неудачным перечнем Признаков и их формулировкой, а не повышенным риском совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

К примеру, ряд Признаков (6, 7 и 18) свойственен большинству клиентов, тем самым с повышенным уровнем риска будет обслуживаться больше половины клиентов организации, а по признаку 7 вообще все клиенты в течение года с момента принятия их на обслуживание.

Во- вторых, пункт 20 дублирует пункт 12 Приложения 5 к Положению.


Исполнительный вице-президент

А.В. Емелин



Письмо Ассоциации российских банков от 21 марта 2011 г. N А-01/5-201 "О проекте Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма"


Текст письма размещен на сайте Архивы России в Internet (http://www.rusarchives.ru)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.