Письмо ЦБР от 1 ноября 2011 г. N 14-27/597
Департамент регулирования расчетов рассмотрел Ваше письмо от 03.10.2011 N А-02/5-746, касающееся вопросов применения отдельных норм Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон о НПС) и Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе" (далее - Закон о внесении изменений), и сообщает следующее.
Федеральным законом N 103-Ф3 Банк России не наделен правом официального толкования его положений, однако считаем возможным высказаться по указанным в Вашем письме вопросам.
В соответствии с частью 21 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-Ф3 "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон N 103-Ф3) кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что в рамках приведенной в Вашем письме схемы (схема N1, приложение 1) расчетно-информационные центры (далее - РИЦ) распределяют между поставщиками денежные средства, поступающие от населения в оплату за жилищно-коммунальные услуги, РИЦ могут выполнять функции оператора по приему платежей, деятельность которого регулируется Федеральным законом N 103-Ф3.
Таким образом, в случаях, когда РИЦ является оператором по приему платежей в рамках заключенных с поставщиками договоров о приеме платежей физических лиц, РИЦ не вправе получать денежные средства от кредитных организаций, выступающих в качестве платежных субагентов, а договоры, заключенные РИЦ с кредитными организациями, подлежат расторжению в соответствии с положениями части 21 статьи 4 Федерального закона N 103-Ф3.
В отношении схем, в рамках которых кредитная организация перечисляет принятые от физических лиц денежные средства непосредственно поставщику или небанковской кредитной организации, осуществляющей последующие расчеты с поставщиком (схемы N 2 и N 3, приложение 1), отмечаем, что указанные схемы не противоречат требованиям Закона о НПС, поскольку реализованы с учетом требований части 1 статьи 4 Закона о НПС.
В отношении вопроса, касающегося оформления кредитной организацией платежного поручения на общую сумму при осуществлении переводов денежных средств, принятых от физических лиц отмечаем, что согласно норм пункта 1.2.3. главы 1 Положения Банка России от 01.04.2003 N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" при осуществлении перевода принятых от физических лиц денежных средств в адрес одного получателя платежное поручение может быть заполнено банком - отправителем платежа на общую сумму с последующей передачей заполняемых физическими лицами документов в соответствии с условиями договора, предусматривающего обязательство банка - отправителя платежа направлять документы получателю платежа.
Что касается взимания оператором по переводу денежных средств комиссионного вознаграждения за осуществление перевода денежных средств отмечаем, что Закон о НПС не содержит положений, ограничивающих возможность взимания указанного комиссионного вознаграждения с получателя средств или обслуживающего получателя оператора по переводу денежных средств. Указанные вопросы могут быть урегулированы в рамках заключения соответствующих договоров (часть 12 статьи 5 Закона о НПС).
В отношении вопроса, касающегося применения положений Информации Банка России от 12.08.2011 при осуществлении переводов денежных средств с банковских счетов клиентов, по которым совершаются операции с использованием банковских карт (далее - переводы со счетов банковских карт), отмечаем, что указанное информационное сообщение предусматривает необходимость соблюдения норм Федерального закона N 103-Ф3, регулирующего деятельность платежных агентов при приеме от физических лиц наличных денежных средств, и, соответственно, содержащиеся в данном информационном сообщении рекомендации не распространяются на переводы со счетов банковских карт.
Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не относит к компетенции Банка России оценку соответствия условий заключенных между юридическими лицами гражданско-правовых договоров законодательству Российской Федерации.
При этом отмечаем, что статьями 4, 5 и 6 Закона о НПС предусмотрена возможность осуществления операций по переводу денежных средств на основании соответствующих договоров, рекомендации по заключению которых, содержатся в Письме Банка России от 07.07.2011 N 99-Т "О требованиях законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе" и Информации Банка России от 12.08.2011, размещенной на официальном сайте Банка России в сети Интернет.
Директор Департамента |
Федерального законаЕ.Г. Меженинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 29 сентября 2011 г. вступил в силу Закон о национальной платежной системе (НПС), кроме ряда положений. В связи с этим ЦБР сообщает следующее.
Расчетно-информационные центры (РИЦ), распределяющие между поставщиками плату за жилищно-коммунальные услуги, поступающую от населения, могут выполнять функции оператора по приему платежей, деятельность которого регулируется Законом о НПС.
Если РИЦ является оператором по приему платежей в рамках заключенных с поставщиками договоров о приеме денег от физлиц, то данный центр не вправе получать средства от кредитных организаций, выступающих в качестве платежных субагентов. В указанном случае договоры, заключенные РИЦ с кредитными организациями, подлежат расторжению.
Закону о НПС не противоречат схемы, в рамках которых кредитная организация перечисляет принятые от физлиц деньги непосредственно поставщику или небанковской кредитной организации, осуществляющей последующие расчеты с ним.
Если принятые от физлиц деньги переводятся в адрес одного получателя, то платежное поручение может быть заполнено на общую сумму с последующей передачей документов, заполняемых физлицами, получателю платежа.
Закон о НПС не ограничивает возможность взимать комиссию за перевод денег с получателя или обслуживающего его оператора по переводу денег. Указанные вопросы могут быть урегулированы в рамках соответствующих договоров.
Письмо ЦБР от 1 ноября 2011 г. N 14-27/597
Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)