Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 января 2020 г. N 17АП-18494/19

 

г. Пермь

 

10 января 2020 г.

Дело N А71-9059/2019

 

Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 10 января 2020 года.

 

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Муравьевой Е. Ю.

судей Борзенковой И.В., Васильевой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Игитовой А.В.,

при участии:

от истца - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики (ОГРН 1021801507518, ИНН 1833002893): не явились;

от ответчика - Бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Городская клиническая больница N 6 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" (ОГРН 1021801659098, ИНН 1826000510): Вохмина Т.В., паспорт, доверенность от 09.01.2020, диплом; Перевощикова Л.П., паспорт, доверенность от 09.01.2020;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Городская клиническая больница N 6 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики",

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 21 октября 2019 года

по делу N А71-9059/2019

по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики

к Бюджетному учреждению здравоохранения Удмуртской Республики "Городская клиническая больница N 6 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики"

о взыскании 754 200 руб. средств обязательного медицинского страхования, использованных нецелевым образом, 75 420 руб. штрафа за нецелевое использование средств ОМС,

установил:

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики (далее - истец, фонд) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Бюджетному учреждению здравоохранения Удмуртской Республики "Городская клиническая больница N 6 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики", г. Ижевск (далее - ответчик, БУЗ УР "ГКБ N 6 МЗ УР") о взыскании 754 200 руб. средств обязательного медицинского страхования, использованных нецелевым образом, 75 420 руб. штрафа за нецелевое использование средств ОМС.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.10.2019 (резолютивная часть решения объявлена 14.10.2019) исковые требования удовлетворены. С Бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Городская клиническая больница N 6 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики", г. Ижевск в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики, г. Ижевск взыскано 754 200 руб. средств обязательного медицинского страхования, использованных нецелевым образом, 75 420 руб. штрафа за нецелевое использование средств ОМС; в доход федерального бюджета 19 592 руб. 40 коп. государственной пошлины.

Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы ответчиком приведены доводы о том, что с 03.08.2013 ответственность за превышение лимитов расходования бюджетных средств в законодательстве отсутствует; учреждение расходовало полученные денежные средства ОМС строго по конкретному виду утвержденных ст. 33 Закона и Территориальной программой разрешенных расходов "на покупку медицинского оборудования"; к сумме штрафа следует применить ст. 333 ГК РФ и снизить размер штрафа.

В судебном заседании представитель ответчика на доводах жалобы настаивал; заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнений к апелляционной жалобе, а также приложенных к ним дополнительных документов.

Истец с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.

Рассмотрев ходатайство ответчика в порядке ст. 159 АПК РФ суд апелляционной инстанции определил дополнения к апелляционной жалобе приобщить к материалам дела в порядке ст. 81 АПК РФ в качестве письменных пояснений стороны, в приобщении дополнительных документов отказать на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ, так как вопрос начисления пени ответчику, а также обстоятельства осуществления аналогичных закупок другими юридическими лицами к предмету настоящего спора не относятся.

Копии материалов судебной практики, приложенных к апелляционной жалобе, приобщению к материалам дела не подлежат, находятся в свободном доступе.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, комиссией Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики проведена плановая комплексная проверка организации бесплатной медицинской помощи в объеме Территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), использования средств ОМС в Бюджетном учреждении здравоохранения Удмуртской Республики "Городская клиническая больница N 6 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" за период с 01.10.2016 по 18.12.2018.

По результатам проверки составлен Акт N 991/04-11 от 18.12.2018 (л.д. 18-41) в котором зафиксирован факт нецелевого использования ответчиком средств обязательного медицинского страхования в общей сумме 14 365 867 руб. 24 коп., из которых: 9460 руб. 40 руб. - расходы на оплату взносов в фонд капитального ремонта; 754 200 руб. - расходы на приобретение основных средств, стоимостью свыше 100 000 руб.; 436 692 руб.10 коп. - расходы на приобретение медикаментов и расходных материалов при оказании медицинских услуг на договорной основе (платных); 13 165 514 руб.74 коп. - расходы на заработную плату работникам, не оказывающим услуги по Терпрограмме ОМС.

Указанный акт содержит требование о возврате средств, использованных не по целевому назначению и об уплате штрафа в размере 1 436 586 руб. 72 коп., начисленного на основании части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном медицинском страховании) в размере 10% от суммы нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования. Данный акт получен ответчиком 19.12.2018 и подписан с возражениями N 01-23/10695 от 25.12.2018.

Возражения истцом приняты в части (письмо N 7562/09-07 от 28.12.2018) на сумму 13 165 514,74 руб. - расходы на заработную плату работникам, не оказывающим услуги по Терпрограмме ОМС, штраф - 1 316 551,47 руб.

Как указывает истец, в досудебном порядке ответчик вернул сумму нецелевого использования в размере 446 152 руб. 50 коп. (из них: 9 460,40 руб. - расходы на оплату взносов в фонд капитального ремонта и 436 692,10 руб. - расходы на приобретение медикаментов и расходных материалов при оказании медицинских услуг на договорной основе), а также уплатил штраф в размере 44 615,25 руб. (10% от суммы нецелевого использования).

Вместе с тем, истец указывает, что оставшиеся средства ОМС, использованные не по целевому назначению, в размере 754 200 руб. (расходы на приобретение основных средств, стоимостью свыше 100 000 руб.) и штраф в размере 75 420 руб. до настоящего времени ответчиком не возвращены.

Неисполнение ответчиком в установленный срок требования фонда послужило основанием для обращения последнего с настоящим иском в арбитражный суд.

Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.

Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29.11.10 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - закон об ОМС, закон N 326-ФЗ) данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

В данном Законе определено, что ОМС - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.

Согласно пункту 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных настоящим Законом случаях в пределах базовой программы ОМС.

Согласно п.п. 2, 12 ч. 7 ст. 34 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика и аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом; осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.

В соответствии с ч. 11 ст. 40 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.

Контроль за использованием средств ОМС осуществляется в соответствии с Положением о контроле за использованием средств ОМС медицинскими организациями, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" (далее Положение о контроле за использованием средств ОМС).

В соответствии с п. 2 Положения о контроле за использованием средств ОМС территориальным фондом проводятся проверки медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования (далее - медицинские организации), имеющих право на осуществление медицинской деятельности и включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования организаций любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.

Проверки проводятся по месту нахождения медицинской организации (или по месту фактического осуществления ее деятельности), в том числе комплексная проверка, при которой рассматривается совокупность вопросов, связанных с использованием средств обязательного медицинского страхования за определенный период деятельности медицинской организации (п. 4 Положения о контроле за использованием средств ОМС).

При наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ (п. 23.3 Положения о контроле за использованием средств ОМС).

Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Законом N 326-ФЗ (п. 27 Положения о контроле за использованием средств ОМС).

Таким образом, акт проверки, содержащий требование о возврате использованных не по целевому назначению средств ОМС и уплате штрафа, является для медицинской организации основанием для возврата в бюджет территориального фонда использованных медицинской организацией не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1998 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что страховщики имеют право обращаться с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда.

Таким образом, с учетом статуса фонда он может выступать заявителем по данной категории дел, заявленные требования подлежат рассмотрению судом по существу.

Медицинская организация является участником обязательного медицинского страхования (ч. 2 ст. 9 Закона N 326-ФЗ), осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (ч. 5 ст. 15 Закона N 326-ФЗ).

В соответствии со ст. 4 Закона N 326-ФЗ одним из основных принципов осуществления ОМС является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной и базовой программ ОМС.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

В силу ч. 6 ст. 14, ч. 2 ст. 28, ч. 1 ст. 38 Закона N 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.

Исходя из правовой позиции, отраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 24.10.2013 N 1648-О, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.

В соответствии со ст. 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования (ч. 1).

Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями). Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом (ч. 2).

Структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается настоящим Федеральным законом (ч. 4).

В соответствии с ч. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС установлена Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее Методика расчета).

В соответствии с п. п. 156, 158, 159 Методики расчета тарифы включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой.

В расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).

К затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), относятся: затраты на оплату труда персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; материальные запасы, полностью потребляемые в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), в соответствии с табелем оснащения медицинской организации (ее структурного подразделения) медицинским инструментарием, мягким инвентарем, изделиями медицинского назначения для оказания данного вида медицинской помощи (по профилю), нормами лечебного и профилактического питания; затраты (амортизация) оборудования, используемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), в соответствии с табелем оснащения медицинской организации (ее структурного подразделения) медицинским оборудованием.

В соответствии с п. 160 Методики расчета, к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся: затраты на оплату труда персонала учреждения, не участвующего непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); хозяйственные расходы; затраты на уплату налогов (кроме начислений на выплаты по оплате труда), пошлины и иные обязательные платежи; затраты (амортизация) зданий, сооружений и других основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).

Расходование средств ОМС является строго целевым, осуществляется в соответствии с условиями территориальной программы обязательного медицинского страхования и расходами, включенными в структуру тарифа.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утверждена постановлениями Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 N 1403 (далее - Программа).

На основе указанной программы постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30.12.2016 N 564 в Удмуртской Республике были утверждены Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Удмуртской Республики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, (далее - Территориальная программа).

Пунктом 1 главы 5 Территориальной программы определено, что источниками финансового обеспечения Территориальной программы госгарантий являются средства федерального бюджета, средства бюджета Удмуртской Республики, средства ОМС.

Разделами 4 и 8 указанной Территориальной программы установлена структура тарифа на оплату медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, предусматривающая такое ограничение как приобретение за счет средств обязательного медицинского страхования основных средств стоимостью до 100 000 рублей за единицу.

Перечисленные расходы осуществляются за счет бюджетных ассигнований и не входят в средний подушевой норматив финансирования, установленный территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Тарифы на оплату медицинской помощи, предоставляемой в рамках территориальной программы ОМС, устанавливаются тарифным соглашением между Министерством здравоохранения Удмуртской Республики, Фондом, представителями страховых медицинских организаций, медицинских профессиональных некоммерческих организаций, созданных в соответствии со статьей 76 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций).

Использование средств ОМС осуществляется медицинскими организациями на виды расходов, включенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, определенную настоящей Программой.

Министерство здравоохранения Российской Федерации в письме от 23.12.2016 N 1 1-7/10/2-8304 (п. 7) по вопросам формирования и экономического обоснования территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующие годы указало, что расходы государственных медицинских организаций в части капитального ремонта и проектно-сметной документации для его проведения, приобретения основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу осуществляются за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.

В соответствии со ст.30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования (ч.1).

Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями).

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, одним из оснований для составления акта N 991/04-11 от 18.12.2018 в отношении БУЗ УР "ГКБ N 6 МЗ УР" послужил вывод фонда о том, что произведенные за счет средств территориальной программы ОМС расходы учреждения на приобретение основных средств на общую сумму 754 200 руб. (стоматологические установки AJ-11) являются нецелевым использованием указанных средств, поскольку положениями ч. 7 ст. 35 Закона N326-ФЗ предусмотрены включаемые в тариф ОМС и возмещаемые медицинским организациям за счет средств ОМС расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 000 рублей за единицу, в то время как стоимость указанного основного средства, приобретенного ответчиком, свыше 100 000 рублей за единицу.

Исследовав представленные в дело доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав заключенные в 2017 году БУЗ УР "ГКБ N 6 МЗ УР" договоры поставки с ООО "ДЭНС", суд первой инстанции пришел к выводу, что товары, являющиеся предметом договоров, являются идентичными, договоры имеют фактическую направленность на достижение единой хозяйственной цели, приобретателем по ним является одно и тоже лицо, имеющее единый интерес, предметом - одноименные товары, в связи с чем, указанные выше договоры фактически образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную 8 договорами для формального соблюдения условий тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС, предусмотренного специальным законом, с целью уйти от соблюдения процедур, предусмотренных Законом N 326-ФЗ.

Согласно представленному в дело регистрационному удостоверению от 28.07.2010 N ФСЗ 2010/07225, выданному Росздравнадзором на медицинское изделие - Установка стоматологическая с принадлежностями (варианты исполнения АJ 11. AJ12. АJ15. AJ16. AJ18) кресло пациента с подголовником и 2-мя подлокотниками, 1 шт. является составной частью установки стоматологической.

Таким образом, как верно заключил суд, кресло стоматологическое входит в комплектацию установки стоматологической, то есть кресло и стоматологическая установка, приобретенные по отдельным договорам, являются принадлежностями одного основного средства - Установки стоматологической с принадлежностями AJ -11.

Следовательно, средства обязательного медицинского страхования в сумме 754 200 рублей направлены на приобретение составных частей, которые в сборе представляют собой установку стоматологическую с принадлежностями AJ -11, подлежащую принятию к учету как одно основное средство.

При этом суд верно отметил, что дробление сторонами составляющих частей стоматологической установки на группу однородных (идентичных) товаров, сумма по каждому из которых не превышает предусмотренного законом ограничения, свидетельствует о намерении ответчика уйти от соблюдения требований Закона N 326-ФЗ и Тарифного соглашения.

Расходование средств на не предусмотренные структурой тарифа, установленной ч. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ и Тарифным соглашением цели, - приобретение основных средств стоимостью свыше 100 000 руб. за единицу является нецелевым использованием средств ОМС.

На основании представленных в дело доказательства, с учетом изложенных выше правовых норм и сложившейся судебной практики суд первой инстанции правомерно указал, что ответчик не имел правовых оснований приобретать за счет средств ОМС оборудование стоимостью свыше 100 000 руб. за единицу, а потому расходы на приобретение такого оборудования за счет средств ОМС признаются нецелевыми в полном объеме стоимости оборудования, а не только в части, превышающей 100 000 руб.

Аналогичная правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в определении от 27.04.2017 N 307-КГ16-17712.

При таких обстоятельствах судом обоснованно удовлетворено требование о взыскании 754 200 рублей - средств медицинского страхования, использованных нецелевым образом.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с нормой, установленной частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, однако определение структуры тарифа на оплату медицинской помощи относится к компетенции законодателя, а не арбитражного суда.

В связи с доказанностью факта нецелевого использования средств ОМС в спорной сумме также является правомерным удовлетворение требования фонда о взыскании с ответчика штрафа в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств подлежит удовлетворению в полном объеме в размере 75 420 руб. (754 200 руб. х 10%).

Относительно довода жалобы о том, что к сумме штрафа следует применить ст. 333 ГК РФ и снизить размер штрафа, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.

Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

Нормами Закона N 326-ФЗ возможность учета фондом или судом смягчающих ответственность обстоятельств при назначении указанной выше штрафной санкции не предусмотрена.

Однако в соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 г. N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 г. N 14379/11.

Следовательно, любая мера публичной ответственности, в том числе штрафная санкция за нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования, предусмотренная частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, должна отвечать принципам справедливости, соразмерности и пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.

Соответственно, при назначении рассматриваемого в настоящем случае наказания судом могут быть учтены установленные на основании представленных в материалы дела доказательств факты, характеризующие обстоятельства совершения правонарушения и отношение привлекаемого к ответственности лица к совершенному правонарушению и позволяющие индивидуализировать назначаемое наказание, соответствующее совершенному правонарушению.

Эти обстоятельства могут быть установлены в том числе судом по собственной инициативе в силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В то же время, предоставленная суду возможность снижения размера ответственности, является его правом, но не обязанностью.

При этом каких-либо существенных обстоятельств, свидетельствующих о наличии необходимости снижения размера штрафа в настоящем случае, заявителем жалобы не приведено.

Само по себе осуществление социально-значимых функций, а равно финансирование за счет бюджетных средств, совершение нарушения без определенного умысла, такими обстоятельствами являться не могут, поскольку из положений Закона N 326-ФЗ следует, что законодатель адресно преследовал цель установления ответственности именно медицинских организаций, как получателей средств ОМС, в связи с чем приведенные заявителем доводы не могут повлечь за собой безоговорочное снижение размера ответственности.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Каких-либо иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Решение суда первой инстанции является законным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение жалобы относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 октября 2019 года по делу N А71-9059/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики

 

Председательствующий

Е.Ю. Муравьева

 

Судьи

И.В. Борзенкова
Е.В. Васильева

 

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Номер дела в первой инстанции: А71-9059/2019


Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики

Ответчик: Бюджетное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики "Городская клиническая больница N6 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики"