Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 мая 2016 г. N 03-07-11/30606 Об уплате утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 мая 2016 г. N 03-07-11/30606

 

Вопрос: ЗАО является изготовителем самоходных машин (тракторы сельскохозяйственные колесные, комбайны зерноуборочные), вследствие чего на него в соответствии со ст. 24.1. Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (в редакции Федерального закона N 392-ФЗ от 29.12.2015, вступившего в силу с 1 января 2016 года) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 года N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 81) возлагаются обязанности по уплате утилизационного сбора.

1) На дату вступления в силу Постановления N 81 (10 февраля 2016 года) у организации на исполнении находится значительное число хозяйственных договоров, предусматривающих обязательства по поставке самоходных машин собственного производства. Указанные договоры заключены с покупателями в ноябре-декабре 2015 года (до принятия и вступления в силу соответствующего нормативного правового акта) со сроками поставки февраль-апрель 2016 года. Цена поставляемых самоходных машин сформирована без учета утилизационного сбора, поскольку на момент заключения указанных договоров обязанность по уплате утилизационного сбора действующим законодательством не предусматривалась, ставки сбора определены не были (в большинстве случаев покупателями произведена стопроцентная предварительная оплата поставляемого товара). Каких-либо положений, касающихся корректировки ранее заключенных хозяйственных договоров, Постановление N 81 не содержит.

Принимая во внимание нормы ст. 422 ГК РФ, просим разъяснить:

- подлежит ли уплате утилизационный сбор в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, если договоры купли-продажи (поставки) указанной продукции были заключены до момента вступления в силу Постановления N 81;

- является ли введение утилизационного сбора в отношении реализуемых самоходных машин основанием для изменения цены продукции по договорам, заключенным до момента вступления в силу Постановления N 81.

2) Раздел III Правил, утвержденных Постановлением N 81, не содержит четких положений, позволяющих определить срок исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора производителями самоходных машин, не отнесенными к категории "крупнейших производителей" (в пункте 18 Правил указано лишь на сроки и порядок представления соответствующей отчетности в налоговый орган после уплаты утилизационного сбора).

С учетом изложенного просим разъяснить: в какие сроки подлежит уплате утилизационный сбор производителями самоходных машин, не отнесенными к категории крупнейших производителей.

3) Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1432 утверждены Правила предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники (далее - "Правила предоставления субсидий"). Одним из условий, при соблюдении которых осуществляется предоставление субсидий производителям (см. пункты 17, 20 Правил), является реализация сельскохозяйственной техники по фиксированной цене, уменьшенной на скидку в 25 (30) процентов (в зависимости от региона), при этом фиксированная цена ежегодно согласовывается производителем с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и определяется по установленной формуле (средняя цена прошлого года, увеличенная на индекс цен производителей промышленной продукции, а для моделей техники, цена на которую ранее в Минсельхоз не представлялась - дополнительно на наценку не более 15%). Поскольку в 2015 году утилизационный сбор с сельскохозяйственной техники не уплачивался, методика ценообразования, предусмотренная Правилами предоставления субсидий, заведомо не может быть соблюдена (ставки утилизационного сбора, установленные Постановлением N 81, в отдельных случаях составляют до 20% от отпускной цены соответствующей техники).

С учетом изложенного просим разъяснить, подлежат ли введенные Постановлением N 81 ставки утилизационного сбора в отношении самоходных машин учету для целей определения цены продажи сельскохозяйственной техники, реализация которой осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий (имеет ли производитель право увеличить соответствующую цену, согласованную с Минсельхозом России, на ставку утилизационного сбора).

4) Дополнительно просим разъяснить:

- подлежит ли сумма утилизационного сбора включению в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость (п. 2 ст. 153 НК РФ) в тех случаях, когда покупателем самоходной машины по соглашению сторон осуществляется возмещение затрат производителя по уплате утилизационного сбора, без увеличения отпускной договорной цены продукции;

- подлежит ли уплате утилизационный сбор в отношении самоходных машин, поставляемых на экспорт за пределы территории Российской Федерации (в том числе в пределах территории государств - членов Евразийского экономического союза и за пределы указанной территории).

 

Ответ: В связи с письмом по вопросам уплаты утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним Департамент налоговой и таможенной политики сообщает, что по данным вопросам необходимо обращаться в Минпромторг России.

Что касается применения налога на добавленную стоимость в отношении денежных средств, полученных продавцом от покупателя самоходных машин и (или) прицепов к ним в качестве компенсации сумм уплаченного утилизационного сбора, то в соответствии с пунктом 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров (работ, услуг) налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них налога.

Таким образом, налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации самоходных машин и (или) прицепов к ним определяется налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, уплачивающим утилизационный сбор в отношении данных товаров, как договорная цена этих самоходных машин и (или) прицепов к ним. При этом по отдельным составляющим договорной цены налог не исчисляется.

В то же время необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации утилизационный сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета и согласно статье 146 Кодекса не является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Поэтому при возмещении покупателем затрат производителя на уплату утилизационного сбора по самоходным машинам, реализуемым в рамках договоров, заключенных до 1 января 2016 года (до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 392-ФЗ "О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"), налог на добавленную стоимость не взимается.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Минфина России не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

В.А. Прокаев

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Относительно применения НДС в отношении денежных средств, полученных продавцом от покупателя самоходных машин и (или) прицепов к ним в качестве компенсации сумм уплаченного утилизационного сбора, разъяснено следующее.

Налоговая база по НДС при реализации самоходных машин и (или) прицепов к ним определяется плательщиком НДС, уплачивающим утилизационный сбор в отношении данных товаров, как договорная цена рассматриваемых объектов. При этом по отдельным составляющим договорной цены налог не исчисляется.

При возмещении покупателем затрат производителя на уплату утилизационного сбора по самоходным машинам, реализуемым в рамках договоров, заключенных до 1 января 2016 г., НДС не взимается.


Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 мая 2016 г. N 03-07-11/30606


Текст письма официально опубликован не был