Самые проблемные вопросы, возникающие у бухгалтеров бюджетной сферы в связи с введением ограничительных мер по распространению коронавируса COVID-19
март - апрель 2020 г.
О расчетах с персоналом в нерабочие дни с 30 марта по 30 апреля читайте в отдельном материале.
Вирус посадил на карантин всех. Ограничения, которые вводят на своих территориях Россия и другие страны для борьбы с распространением коронавируса, не могут не сказаться на деятельности организации, в том числе бюджетной сферы. Карантин в образовательных учреждениях; запрет проведения массовых мероприятий, театральных постановок и музейных выставок; отмена запланированных командировок; необходимость внеплановой закупки медицинских масок, термометров, дезинфицирующих средств в рамках профилактических мер; вынужденный возврат предоплат... В этой связи у бухгалтеров возникает масса вопросов.
Как сориентироваться в сложившихся обстоятельствах, рассмотрим на конкретных примерах:
1. По какому коду КОСГУ отражать расходы на приобретение термометров, антисептиков, масок и прочих НФА в рамках борьбы с COVID-19?
В рамках мероприятий по профилактике и противодействию распространения новой коронавирусной инфекции учреждения разной направленности сегодня закупают значительное число бесконтактных измерителей температуры, дезинфицирующих средств, антисептиков, диспенсеров для антисептических средств, масок, латексных перчаток, бактерицидных ламп и других нефинансовых активов.
В этой связи финансовое ведомство опубликовало долгожданные разъяснения по применению КОСГУ (письмо Минфина России от 06.04.2020 N 02-08-10/27111) в такой ситуации. Примечательно, что в этом письме Минфин озвучил несколько очень важных моментов:
1. Подчеркнута необходимость самостоятельного принятия учреждением окончательного решения об отнесении приобретаемого имущества к материальным запасам или основным средствам. Напомним, такое решение может быть принято компетентными должностными лицами учреждения в рамках их полномочий исходя из конкретных характеристик объекта НФА с учетом предполагаемых условий его использования и установленных в учетной политике правил учета основных средств и материальных запасов. В качестве примера Минфин приводит термометры, которые в равной степени могут быть отнесены и статью 310, и на статью 340 КОСГУ - в зависимости от срока их полезного использования.
2. В случае приобретения в рамках одного контракта матзапасов, которые планируется использовать в разных целях, например, как для оказания медицинской помощи, так и для общехозяйственных нужд учреждения, расходы на оплату такого договора подлежат отражению по одной подстатье КОСГУ, в данном случае - 341. Однако пока неясно, будет ли это правило действовать в дальнейшем, после окончания противовирусных мероприятий...
3. Впервые специалисты Минфина рекомендуют в качестве критерия для выбора кода КОСГУ ориентироваться на отрасль / направление деятельности учреждения, а не на функциональное / целевое назначение матзапасов. То есть приобретение в целях профилактических мер дезинфицирующих средств, антисептиков, масок и т.п. медицинским учреждением рекомендовано относить на подстатью 341 КОСГУ. Закупку тех же матзапасов учреждением НЕ медицинского профиля - на подстатью 346. Между тем ранее ведомство неоднократно указывало на отнесение медицинских аптечек и санитарных сумок для оказания первой медицинской помощи исключительно на подстатью 341 независимо от направления деятельности учреждения, использующего такие матзапасы.
В целом в рассматриваемой ситуации рекомендации Минфина таковы:
Наименование НФА |
Кто использует и на какие цели |
КОСГУ |
|
Объекты со сроком полезного использования которых составляет более 12 месяцев: - бесконтактные измерители температуры, - диспенсеры для антисептических средств, - облучатели, облучатели-рециркуляторы бактерицидные, - иные приборы / оборудование |
Учреждения любой сферы деятельности |
Исходя из отраслевой / функциональной направленности учреждения
|
|
Термометры со сроком полезного использования которых составляет менее 12 месяцев |
Медицинские учреждения |
||
- бактерицидные лампы, - дезинфицирующие средства, - антисептики, - маски, - латексные перчатки |
Медицинские учреждения, в т.ч. при закупке МЗ в рамках единого договора: - для оказания медпомощи; - для общехозяйственных нужд |
||
Учреждения НЕ медицинского профиля |
2. Как учесть возврат от контрагента предоплаты в связи с невозможностью выполнить работы, поставить товары?
Поступления от возврата дебиторской задолженности, учтенной, в частности, по счету 0 206 00 000 по расходам текущего года отражается как восстановление кассового расхода. У бюджетных и автономных учреждений - уменьшением по забалансовому счету 18 по тем кодам КВР и КОСГУ, по которым был перечислен аванс. Кроме того, при возврате предоплаты не забудьте внести изменения в объем ранее принятых расходных / бюджетных обязательств.
Пример для бюджетного/автономного учреждения:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Отражены принятые обязательства по договору на проведение текущего ремонта помещений |
0 506 10 225 |
0 502 11 225 |
1 марта 2020 г. | ||
По условиям договора перечислена предоплата подрядчику |
0 206 25 564 |
0 201 11 610 |
Отражены принятые денежные обязательства на сумму предоплаты |
0 502 11 225 |
0 502 12 225 |
20 марта 2020 г. | ||
Возврат подрядчиком предоплаты ввиду невозможности выполнения работ в связи с введением карантина |
0 201 11 510 |
0 206 25 664 |
Способом "Красное сторно" скорректирована сумма принятых обязательств |
0 506 10 225 |
0 502 11 225 |
Способом "Красное сторно" скорректирована сумма денежных обязательства |
0 502 11 225 |
0 502 12 225 |
Пример для казенного учреждения:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Отражены принятые бюджетные обязательства по договору поставки оборудования |
КРБ 1 501 13 310 |
КРБ 1 502 11 310 |
1 марта 2020 г. | ||
По условиям договора перечислена предоплата подрядчику |
КРБ 1 206 31 564 |
КРБ 1 304 05 310 |
Отражены принятые денежные обязательства на сумму предоплаты |
КРБ 1 502 11 310 |
КРБ 1 502 12 310 |
20 марта 2020 г. | ||
Возврат поставщиком предоплаты ввиду невозможности выполнения поставки в связи с введением карантина |
КРБ 1 304 05 310 |
КРБ 1 206 31 664 |
Способом "Красное сторно" скорректированы принятые бюджетные обязательства |
КРБ 1 501 13 310 |
КРБ 1 502 11 310 |
Способом "Красное сторно" скорректированы принятые денежные обязательства |
КРБ 1 502 11 310 |
КРБ 1 502 12 310 |
Поступившие в качестве восстановления кассовых выплат денежные средства могут быть израсходованы учреждением на цели, предусмотренные Планом ФХД / бюджетной сметой учреждения на текущий финансовый год (см. также письмо Минфина России от 28.11.2019 N 09-01-11/92746).
Рекомендуем:
Энциклопедия решений Учет операций по возврату бюджетному и автономному учреждению дебиторской задолженности |
3. Как в бюджетном, автономном учреждении учесть возврат контрагентам внесенной ими предоплаты в связи с отменой мероприятий?
В связи с отменой мероприятий в рамках введенного карантина учреждения вынуждены расторгать договоры и возвращать внесенную заказчиками предоплату за участие в образовательных семинарах и курсах повышения квалификации, стоимость приобретенных зрителями билетов на спектакли и концерты и т.п.
Поскольку оплата за оказываемые услуги учитывается учреждением в качестве дохода, возврат полной стоимости договора можно рассматривать как возврат излишне полученного дохода с применением забалансового счета 17.
Возврат полученных средств в связи с расторжением договора будет отражен следующими бухгалтерскими записями:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Способом "Красное сторно" отражена сумма произведенных учреждением возвратов ранее полученных доходов |
2 508 10 131 |
2 507 10 131 |
Отражено начисление задолженности по возврату дохода в связи с расторжением договора |
2 401 40 131 |
2 205 31 66Х |
Отражен возврат денежных средств с лицевого счета (из кассы) учреждения. |
2 205 31 56Х |
2 201 11 610 (2 201 34 610) |
5. Приобретены невозвратные ж/д или авиабилеты, но командировку пришлось отменить. Могут ли расходы на покупку билетов признать "нецелевкой"?
Прежде всего, обратим внимание, что на опубликованную 13.03.2020 информацию РЖД о том, что все пассажиры, которые до введения ограничительных мер приобрели билеты по невозвратному тарифу, но были вынуждены отказаться от поездок, имели возможность вернуть проездные документы в кассы Федеральной пассажирской компании. Правила возврата денежных средств за авиабилеты, оформленные по невозвратным тарифам, разъяснены в информации Минтранса России от 01.04.2020.
В случае отмены командировки, оформленной приказом руководителя организации, расходы, возникшие при приобретении авиабилетов, должны осуществляться за счет учреждения на основании соответствующих оправдательных документов. То есть в целом в сложившихся обстоятельствах важно иметь правильно оформленное документальное обоснование произведенных расходов.
Основанием для принятия к учету расходов сотрудника на приобретение билета при отмене командировки, оформленной приказом руководителя учреждения, может служить Авансовый отчет (ф. 0504505) с приложением документов, подтверждающих отказ компании-перевозчика возвращать средства за "возвратный" авиабилет. Также к прилагаемым документам в такой ситуации могут относится:
- непосредственно сам ж/д или авиабилет либо маршрут-квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции, подтверждающие факт произведенных затрат работником учреждения;
- расшифровка тарифа, указанного в ж/д билете, маршрут-квитанции к авиабилету, а также правил компании, осуществляющей перевозку, обосновывающих возможность возврата (или невозврата) этого тарифа и такс, входящих в стоимость билета наряду с тарифом;
- другие документы, выданные компанией-перевозчиком или агентством, оформившим предварительную продажу билета.
Учитывая тот факт, что командировка в рассматриваемой ситуации была отменена в связи со сложной эпидемиологической ситуацией, то есть по не зависящим от учреждения причинам, на наш взгляд, для квалификации расходов в качестве нецелевых нет оснований.
К такому выводу пришел и суд в ходе разбирательства между госорганом и Казначейством, настаивающем на нецелевом характере расходов в схожей ситуации. Важно, что с проверяющими он не согласился. Свою позицию судьи обосновали так:
- расходы на покупку авиабилета компенсированы командированному лицу правомерно, для этого у госоргана были все основания: вызов от вышестоящей организации, утвержденный план командировки, авансовый отчет сотрудника;
- невозвратный авиабилет был приобретен в условиях отсутствия иных тарифных планов, что подтверждено соответствующими справками авиакомпании;
- невостребованность авиабилета или отсутствие возможность вернуть его стоимость не обусловлены действиями или бездействием госоргана.
Уточним, что мы рассматривали этот спор на основании постановления апелляционной инстанции. Позднее судьи окружного суда согласились коллегами нижестоящих уровней и вопрос о "нецелевке" был закрыт.
Тем не менее, чтобы снизить риски споров с проверяющими, учреждению следует вести претензионную работу в отношении компании-перевозчика или агентства, через которое приобретались билеты, и начислить соответсвующую дебиторскую задолженность на счете 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам". Также стоит быть готовым в случае необходимости отстаивать свои интересы в суде. На основании осуществления претензионной работы учреждению следует начислить соответсвующу дебеторскую задолженность на счете 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам".
6. В связи с отменой командировки при сдаче билета был удержан сбор за возврат. По каким кодам КОСГУ и КВР отражать сбор в учете?
Если возврат билета был осуществлен по причине отмены командировки (не по вине сотрудника), то возврат билета, включая все его финансовые последствия, был произведен с разрешения и ведома работодателя.
В соответствии с п. 46.5 Порядка N 85н выдача или перечисление на банковскую карту командируемым работникам денежных средств под отчет для приобретения проездных билетов и (или) оплаты найма жилых помещений и компенсация работникам понесенных ими за счет собственных средств таких расходов в учете бюджетного учреждения отражается по КВР 112 "Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда". Полагаем, что расходы на сбор за возврат билета можно также отразить по КВР 112, так как он удерживается из стоимости билета и вытекает из условий этого же договора. Другими словами, удержанный сбор является возмещением произведенных расходов, непосредственно связанного с приобретением билетов и отказом от перевозки.
Из положений Порядка N 209н следует, что расходы в части возмещения оплаты проездных документов при командировании необходимо отражать по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка N 209н). Исходя из экономического смысла сложившейся ситуации полагаем, что расходы на сбор за возврат билета целесообразно отнести на ту же подстатью КОСГУ, что возмещение персоналу расходов, связанных со служебными командировками , то есть на код 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Кроме того, на подстатью 226 КОСГУ относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, прямо не поименованные в подстатьях 221-225, 227-229 КОСГУ.
7. В каком составе сдавать бухгалтерскую и бюджетную отчетность на 01.04.2020?
Минфин и Казначейство приняли решение о сокращении состава отчетности за 1 квартал 2020 года (см. совместные письма ведомств от 31.03.2020 NN 02-06-07/25700, 07-04-05/02-6677 и NN 02-06-07/25698, 07-04-05/02-6676).
Согласно разъяснениям, финансовые органы субъектов РФ не будут формировать сводную бухгалтерскую отчетность АУ и БУ для представления в Казначейство. Однако решение о необходимости составления и представления отчетности бюджетными и автономными учреждения в субъектах РФ / муниципальных образованиях остается за региональными финорганами - они решают, в каком объеме и в какие сроки она должна быть сдана. Такое же решение финорганы на местах могут принять и в отношении казенных учреждений.
А вот федеральные АУ и БУ бухгалтерскую / финансовую отчетность за 1 квартал 2020 года НЕ составляют и НЕ представляют.
Бюджетная отчетность федеральных казенных учреждений будет формироваться в сокращенном составе. Так, НЕ требуется составлять и представлять отчетность по следующим основным и дополнительным формам:
- Отчет о бюджетных обязательствах по нацпроектам (ф. 0503128-НП)
- Расшифровка дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам (ф. 0503191)
- Расшифровка дебиторской задолженности по контрактным обязательствам (ф. 0503192)
- Расшифровка дебиторской задолженности по субсидиям организациям (ф. 0503193).
Кроме того, согласно письму Минфина России и Федерального казначейства от 06.04.2020 N 02-06-07/27328, N 07-04-05/02-7052 отменена обязанность федеральных казенных учреждений по формированию Сведений об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета (ф. 0503296).
При этом обязательные к представлению отчеты формируются с учетом следующих нюансов:
Отчетная форма |
Особенности составления и представления на 01.04.2020 |
Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503127) |
Формируется по правилам, установленным для ежемесячного Отчета (ф. 0503127) |
Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164) |
Учреждения Сведения (ф. 0503164) НЕ представляют. А вот главные администраторы средств федерального бюджета сформировать обязаны. |
Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173) |
Форма составляется и представляется только при необходимости раскрытия информации: - по исправлению ошибок прошлых лет в части ведения бюджетного учета (код причины 03); - по пересчету показателей отчетности в связи с выявленными ошибками порядка формирования бюджетной отчетности (код причины 05); - по проведенной в течение финансового года реорганизации (ликвидации) субъекта бюджетной отчетности (код причины 01) |
Сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178 |
В разделе 1 нужно раскрыть информацию о наличии банковских счетов, открытых учреждению, даже при наличии нулевых остатков денежных средств по ним на начало и на конец отчетного периода.
Номер счета показываем в структуре "хххххххххххххххххххх". Исключение - показатели по счету 1 201 23 000 "Денежные средства учреждения кредитной организации в пути", номера этих счетов в графе 1 раздела 1 "Счета в кредитных организациях" отражаются в структуре "00000000000000000000".
Сведения об остатках по средствам во временном распоряжении НЕ формируются! |
Напомним, пока на регистрации в Минюсте остаются приказы Минфина о внесении изменений в положения Инструкций NN 33н, 191н и 15н в отношении промежуточной основной и дополнительной отчетности по состоянию на 1 апреля 2020 года:
Принятыми поправками в Инструкцию N 33н установлено, что бюджетными и автономными учреждениями бухгалтерская отчетность на 1 апреля 2020 года не составляется и не представляется. Такое же правило будет действовать и в отношении ежемесячной отчетности БУ и АУ на 1 мая текущего года.
Относительно бюджетной отчетности казенных учреждений предусмотрен следующий порядок:
Отчетная форма |
Особенности составления и представления на 01.04.2020 |
Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503127) |
Формируется по правилам, установленным для ежемесячного Отчета (ф. 0503127)
При этом Отчет (ф. 0503127 о бюджетных назначениях) не составляется и не представляется |
Отчет о бюджетных обязательствах по нацпроектам (ф. 0503128-НП) |
Составлять и представлять Отчет не нужно Учредитель, соответственно, не будет формировать сводную отчетность по данной форме |
Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164) |
ГРБС формирует Сведения только в части показателей граф 8-9 "Причины отклонений от планового процента" раздела 2 "Расходы бюджета".
Раздел 1 "Доходы бюджета" и раздел 3 "Источники финансирования дефицита бюджета" Сведений (ф. 0503164) не заполняются |
Пояснительная записка (ф. 0503160) |
Текстовая часть составляется только при необходимости раскрытия дополнительной информации об исполнении бюджета |
Сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178) |
Форма составляется и представляется только по бюджетной деятельности. Сведения об остатках по средствам во временном распоряжении формировать не нужно. |
Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета (ф. 0503296) |
Составлять и представлять форму не нужно |
Кроме того, федеральные казенные учреждения полностью освобождены от представления дополнительной бюджетной отчетности за 1 квартал текущего года. Напомним, речь идет о формах:
- Расшифровка дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам (ф. 0503191);
- Расшифровка дебиторской задолженности по контрактным обязательствам (ф. 0503192);
- Расшифровка дебиторской задолженности по субсидиям организациям (ф. 0503193).
Памятки ГАРАНТа - Отчетность бюджетных и автономных учреждений за I квартал 2020 г.; |
8. В какие сроки необходимо предоставить статотчетность в связи с нерабочими днями?
Росстат информирует: в период с 6 по 30 апреля 2020 года организации, продолжающие свою деятельность, в том числе в удаленном режиме, представляют отчеты по всем формам статистического наблюдения в установленном порядке.
Ранее Росстат продлил сроки представления отчетности, приходящиеся на период с 28.03.2020 по 03.04.2020 (см. информацию от 26 марта 2020 г.).
Актуальная информация о сроках предоставления статистической отчетности - здесь.
9. Изменились ли сроки представления документов в налоговую инспекцию и фонды, а также сроки уплаты налогов?
Согласно внесенным с 1 апреля 2020 года в п. 7 ст. 6.1 НК РФ изменениями в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом Президента РФ выходным, нерабочим праздничным и/или нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Смотрите актуальную информацию о сроках предоставления:
- налоговой отчетности в ИФНС в текстовом и табличном вариантах;
- бухгалтерской отчетности в ИФНС в текстовом и табличном вариантах;
- документов по требованию ИФНС в специальном материале по ограничениям при налоговых проверках;
- отчетности в ФСС, ПФР в текстовом варианте.
Смотрите актуальную информацию по новым срокам уплаты для некоторых организаций:
10. Как в период нерабочих дней выплачивать зарплату работникам, до этого получавшим ее только из средств КФО 2?
Многие бюджетные и автономные учреждения в период объявленных нерабочих дней с сохранением заработной платы столкнулись с проблемой: "Из каких источников выплачивать сейчас зарплату работникам, которые до этого получали ее из средств от приносящей доход деятельности? ".
Действительно, субсидии, предоставляемые учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного/ муниципального задания, носят целевой характер. И расходование этих средств на выплату заработной платы, подлежащей оплате за счет собственных средств учреждения, может рассматриваться в качестве нецелевого использования субсидии.
Однако выход можно найти:
1. На указанные цели могут быть направлены средства экономии субсидии на выполнение задания:
- достигнутой учреждением при выполнении задания в прошлые годы;
- субсидии текущего года - при условии, что подобное решение не повлияет на достижение показателей, характеризующих качество и объем оказываемых услуг, установленных в задании.
При этом в настоящее время остается открытым вопрос, каким образом может быть оформлена экономия, запланированная и достигнутая в течение года. Это важно, поскольку отсутствие документального подтверждения наличия экономии средств субсидии на момент осуществления расходов, не учитываемых в явном виде при определении размера этой субсидии, может послужить поводом для претензий со стороны контролирующих органов. И такими примерами располагает судебная практика.
На наш взгляд, обосновать возможность подобного расходования средств в течение года поможет следующее:
а) Наличие в распоряжении учреждения расчета нормативных затрат, на основании которого был определен размер субсидии на выполнение задания в соответствующем году;
б) Наличие Плана экономии, согласно которому увеличение расходов по одному направлению осуществляется за счет снижения - в сравнении с нормативными затратами - расходов по другому направлению;
в) Ведение учета расходов методом начисления в разрезе соответствующих направлений расходов - на основании данных этого учета будет подтверждаться факт выполнения Плана экономии.
2. Обеспечить сохранение заработной платы в сложившихся обстоятельствах возможно за счет целевой субсидии.
Учреждение может обратиться к учредителю с запросом о предоставлении субсидии на иные цели для осуществления таких расходов. Разумеется, свою просьбу нужно обосновать. Прежде всего, это законодательно установленная необходимость сохранения заработной платы работникам и невозможность осуществления таких расходов за счет имеющихся в распоряжении учреждения ресурсов.
11. На какую подстатью КОСГУ отнести расходы по приобретению воды для спецмашин, дезинфицирующих улицы?
Санитарная обработка улиц, дворовых территорий, остановочных павильонов и иных общественных пространств - сегодня одна из мер, предпринимаемых властями на местах в рамках борьбы с распространением вирусной инфекции. Задача бухгалтера - правильно учесть связанные с этой процедурой расходы. В частности, определить, по какому КОСГУ оплачивать закачку воды водоснабжающей организацией в специализированные машины, ведь Порядок N 209н не дает прямого ответа на это вопрос.
На подстатью КОСГУ 223 "Коммунальные услуги" относятся расходы на приобретение коммунальных услуг, в том числе оплата услуг холодного водоснабжения по тарифам за коммунальные услуги. При этом к коммунальным услугам относится, в частности, холодное водоснабжение - подача холодной питьевой воды по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам. Учитывая, что для проведения дезинфекции улиц учреждение получает воду не по сетям водоснабжения, заправка водой спецтехники в этом случае не вполне "вписывается" в понятие коммунальной услуги. Поэтому, на наш взгляд, применение в этом случае подстатьи 223 необоснованно.
Между тем, в процессе закачки вода поступает в распоряжение учреждения. Такую операцию по своему экономическому содержанию можно квалифицировать как приобретение материальных запасов, отражаемых по кодам статьи 340 КОСГУ:
- подстатья 346, на которую относятся расходы по оплате договоров на приобретение прочих объектов, относящихся к материальным запасам, а также расходы, не отнесенные на иные подстатьи статьи 340;
- подстатья 349, где учитываются расходы по оплате договоров на приобретение прочих объектов, относящихся к материальным запасам однократного применения, в том числе приобретение бутилированной питьевой воды при определенных условиях.
Но поскольку в рассматриваемой ситуации вода будет использоваться не для употребления в пищу, а в целях осуществления текущей деятельности учреждения - дезинфекции улиц, применение кода КОСГУ 349 также представляется необоснованным.
Получается, что единственно оправданным в этом случае может быть применение КОСГУ 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов".
12. На какой КВР и КОСГУ отнести расходы санаторного учреждения, связанные с временным проживанием и питанием медперсонала больниц и поликлиник, размещенного в санатории на основании договора для исключения контактов с населением?
Главное правило при выборе кода КОСГУ - расходы относятся на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ исходя из их экономического содержания. Согласно прямой норме п. 10.2.6 Порядка N 209н, расходы на оплату услуг по организации питания, относятся на подстатью 226 КОСГУ. А вот такие расходы, как оплата услуг по проживанию работников, в содержании иных элементов статьи 220 "Оплата работ, услуг" прямо не поименованы.
Между тем на подстатью 226 относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенные на подстатьи КОСГУ 221 - 225, 227 - 229 КОСГУ. При этом перечень затрат, учитываемых по коду 226 КОСГУ, не является исчерпывающим.
По нашему мнению, расходы на проживание работников в данном случае могут быть так же отнесены на подстатью 226, поскольку на этот код КОСГУ относятся такие аналогичные по экономическому содержанию расходы как:
- расходы по оплате договоров гражданско-правового характера на оказание услуг по проживанию в жилых помещениях (найм жилого помещения) на период соревнований, учебной практики;
- оплата за проживание в жилых помещениях понятых, а также иных лиц, принудительно доставленных в суд или к судебному приставу-исполнителю;
- возмещение персоналу расходов, связанных со служебными командировками по найму жилых помещений.
Порядок N 85н не содержит специального КВР для расходов на проживание и питание работников. При этом расходы на закупку товаров, работ, услуг, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, не отнесенные к иным элементам видов расходов, отражаются по элементу вида расходов 244.
Таким образом, расходы, связанные с проживаением и питанием в санаторном учреждении медперсонала на основании договора, могут быть в полном объеме отражены по КВР 244 в увязке с подстатьей 226 КОСГУ.
13. Как оформить передачу сотруднику компьютера, иного имущества учреждения для надомной работы?
Передача сотруднику имущества, принадлежащего учреждению, - факт хозяйственной жизни, а значит, должен быть оформлен первичным документом. Поскольку унифицированной формы для таких случаев не предусмотрено, учреждение вправе разработать ее самостоятельно или воспользоваться примерной формой, разработанной специалистами Компании "Гарант".
Что касается порядка учета передаваемого сотруднику имущества, то здесь вполне достаточно предусмотреть внутреннее перемещение объекта между субконто счета учета основных средств или материальных запасов. Например, при передаче сотруднику его рабочего компьютера будет оформлена корреспонденция:
Дебет 0 101 24 310 субконто "Основные средства в пользовании сотрудников при дистанционной работе"
Кредит 0 101 24 310 субконто "Основные средства в эксплуатации".
Обратите внимание, что применение забалансового счета 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)" в данном случае не вполне обосновано.
14. По какому КВР и КОСГУ учитывать стимулирующие выплаты медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с пациентами, зараженными коронавирусной инфекцией?
Правительство РФ постановлением от 12.04.2020 N 484 утвердило максимальный размер стимулирующих выплат и условия софинансирования регионов для их осуществления. Порядок доведения средств медицинским организациям и последующего предоставления выплат работникам должны определить органы власти субъектов РФ. Многие регионы уже сделали это и издали соответствующие акты, в которых прямо указано, что рассматриваемые выплаты включаются в состав оплаты труда.
Это значит, что учитывать стимулирующие выплаты медикам следует по тем элементам классификации, что и основную часть зарплаты, - КВР 111 в увязке с КОСГУ 211.
Отметим, что не так давно в письме от 20.12.2019 N 02-08-10/100291 Минфин России указывал, что расходы на выплаты поощрительного характера должны отражаться по подстатье 211 КОСГУ.
О налогообложении указанных выплат НДФЛ расскажет Энциклопедия решений |
15. Питание медработников в период коронавируса: финансовое обеспечение расходов, документальное оформление, КВР, КОСГУ, счета для учета продуктов питания?
Закон не обязывает работодателя обеспечивать питанием работников учреждений, однако и ограничений для принятия такого решения не устанавливает.
Принимая решение об организации питания сотрудников следует определиться с порядком финансового обеспечения расходов. Без каких-либо ограничений учреждение может использовать для этого доходы от приносящей доход деятельности.
Субсидии, предоставляемые на обеспечение выполнения государственного/муниципального задания, носят целевой характер. И в случае если расходы на питание работников в явном виде не учитывались при расчете нормативных затрат на выполнение задания, учитываемых при определении размера субсидии, то в случае осуществления таких расходов контролирующие органы могут усмотреть признаки нецелевого использования средств субсидии.
В то же время на указанные в вопросе цели могут быть направлены средства экономии:
- достигнутой учреждением при выполнении государственного задания в прошлые годы;
- экономии субсидии на выполнение государственного задания текущего года, при условии, что подобное решение не повлияет на достижение показателей, характеризующих качество и объем оказываемых услуг / выполняемых работ, установленных в задании.
Также учреждение может обратиться к учредителю с запросом о предоставлении субсидии на иные цели для осуществления расходов указанных в вопросе. При этом учреждение должно обосновать необходимость осуществления расходов и невозможность их осуществления за счет имеющихся в его распоряжении ресурсов.
Возможно ли осуществление данных расходов за счет средств ОМС? Здесь следует помнить, что тарифы на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы рассчитываются в соответствии с Методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС. Согласно ей, в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи. Учитывая отсутствие обязанности учреждения по организации питания работников, осуществление таких затрат может быть квалифицировано в качестве нецелевого использования средств ОМС.
Порядок организации питания работников учреждения можно отразить в приказе по учреждению, создать отдельное положение или дополнить локальный нормативный акт, который регулирует вопросы питания пациентов учреждения.
Расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) продуктов питания, в том числе продовольственные пайки, молочные смеси, лечебно-профилактическое питание, иные продукты питания относятся на подстатью 342 КОСГУ. По коду КОСГУ 214 учитываются в том числе расходы на приобретение молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также компенсационная выплата этим работникам в размере, эквивалентном стоимости указанных продуктов.
Учитывая зависимость выбираемых кодов КОСГУ от экономического содержания проводимых операций, применение в указанной ситуации подстатьи 214 КОСГУ, на наш взгляд, не совсем корректно, ведь в этом случае не происходит выплат работникам компенсаций обусловленных условиями трудовых отношений или их статусом.
Поэтому более обоснованным будет отнесение расходов на приобретение продуктов питания для организации питания медицинских работников учреждения на подстатью КОСГУ 342.
В Порядке N 85н расходы на приобретение продуктов питания для организации питания медицинских работников прямо не поименованы. При этом расходы, не отнесенные к иным элементам видов расходов, должны отражаться по КВР 244.
Учет продуктов питания, продовольственных пайков, молочных смесей, лечебно-профилактического питания осуществляется на счете 0 105 Х2 000.
16. Как отразить в учете изготовление организацией одноразовых медицинских халатов и их оприходование?
Рассмотрим ситуацию, в которой ткань (материал) для пошива приобретается через подотчетное лицо - сотрудника учреждения, затем передается сторонней организации для изготовления из нее одноразовых медицинских халатов, которые будут использоваться медперсоналом учреждения.
Шаг 1. Приобретение ткани/материала для пошива
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Выданы из кассы или перечислены на карту подотчетному лицу денежные средства на покупку ткани |
0 208 34 567 |
0 201 34 610 |
Принята к учету ткань, приобретенная подотчетным лицом |
0 105 Х6 346 субсчет "Склад" |
0 208 34 667 |
Шаг 2. Передача ткани сторонней организации для изготовления одноразовых халатов
Передача материальных запасов подрядчикам/ исполнителям работ отражается путем внутреннего перемещения материального запаса, без списания передаваемых объектов с балансового учета, и одновременным их отражением на соответствующем забалансовом счете. Обратите внимание: конкретный забалансовый счет для отражения переданных на переработку материальных запасов Инструкцией N 157 не предусмотрен, поэтому в учетной политике необходимо определить отдельно выделенный забалансовый счет для этих целей.
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Материал для пошива передан сторонней организации- подрядчику |
0 105 Х6 346 субсчет "Материалы в переработке"
Увеличение специально выделенного забалансового счета |
0 105 Х6 346 субсчет "Склад" |
Шаг 3. Формирование стоимости одноразовой одежды
Напомним, что материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости - сумме всех затрат, непосредственно связанных с их приобретением или изготовлением. Для отражения вложений в сумме затрат, формирующих фактическую стоимость объекта материальных запасов, используется счет 0 106 04 000.
А вот к выбору соответствующего аналитического счета учета счета 0 105 00 00 необходимо подойти более обдуманно.
Одноразовые медицинские халаты и иные элементы медицинской одежды прямо не поименованы ни в Инструкции N 157н, ни в Общероссийском классификаторе. Однако, согласно Методическим рекомендациям MP 2.2.9.2242-07 одежда, в том числе халат, предназначенная для медицинских манипуляций, как одноразового так и многоразового использования, относится к специальной одежде. Это значит, что одноразовый медицинский халат/костюм вполне обоснованно может учитываться на счете 0 105 05 000. Такой позиции придерживается Минфин. .
Однако следует помнить, что одноразовая медицинская одежда в составе мягкого инвентаря будет подлежать маркировке, а выдача специальной одежды работникам учреждениям должна производится по соответствующим нормам. Нормы для выдачи одноразовых медицинских халатов нормативными актами не предусмотрены, поэтому при принятии решения об учете одноразовых медицинских халатов в составе мягкого инвентаря, учреждению необходимо разработать нормы выдачи такой спецодежды.
Вместе с тем, в зависимости от функционального назначения и учитывая, что халаты являются одноразовыми изделиями и выдаются сотрудникам для конкретной разовой цели, учреждением может быть принято решение об учете таких халатов в составе прочих материальных запасов с отражением на счете 0 105 06 000 "Прочие материальные запасы".
Любое решение относительно выбора счета учета одноразовой одежды должно найти отражение в учетной политике.
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Списана стоимость материала, необходимого для изготовления одноразовой медицинской одежды |
|
0 105 Х6 346 субсчет "Материалы в переработке"
Увеличение специально выделенного забалансового счета |
Отражены расходы по изготовлению изделий подрядчиком |
0 302 26 73Х |
|
Перечислены денежные средства подрядчику за услуги по изготовлению одноразовой медицинской одежды |
0 302 26 83Х |
0 201 11 610
|
Обратим внимание, оплату услуг по изготовлению объектов нефинансовых активов из материалов заказчика следует относить на подстатью КОСГУ 226 - это прямо указано в описании этого кода. Более того, Минфин России подготовил уточнения в Порядок N 209н, согласно которому на подстатью 226 КОСГУ также будут относиться операции по приобретению работ, услуг для целей создания объектов нефинансовых активов, относящихся к материальным запасам.
Шаг 4. Принятие к учету готовых изделий
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Оприходованы материальные запасы - одноразовая медицинская одежда по по сформированной стоимости в составе мягкого инвентаря (или прочих материальных запасов) |
17. Имеет ли право муниципальное образование оказывать финансовую поддержку управляющей компании (ООО) в период пандемии на приобретение дезсредств, перчаток и т.п. для обработки мест общего пользования в многоквартирных домах?
Коммерческой организации из бюджета может быть предоставлена субсидия в соответствии со ст. 78 БК РФ, например, на возмещение затрат, связанных с приобретением специальных средств и материалов для проведения дезинфекции. Анализ нормативных актов различных публично-правовых образований показывает, что практика субсидирования распространена достаточно широко, а субсидии могут быть предоставлены на различные цели. Однако существуют нормы БК РФ, прямо запрещающие муниципальным образованиям устанавливать и исполнять некоторые расходные обязательства. В частности, финансовые полномочия органов местного самоуправления могут быть ограничены в зависимости от уровня дотационности бюджета муниципального образования. Напомним, муниципальное образование с дотационным бюджетом не имеет права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных к полномочиям органа местного самоуправления. Соответственно, если муниципальный бюджет является дотационным, то администрация не вправе предоставить финансовую поддержку коммерческой органищации (в данном случае - управляющей компании).
18. КВР и КОСГУ для отражения транспортных расходов, связанных с проездом сотрудников в условиях мероприятий по профилактике коронавируса
Расходы учреждения |
КВР |
КОСГУ |
Компенсация, возмещение стоимости проездных билетов, приобретенных в служебных целях |
112 |
222 |
Заключение договора с транспортной компанией на услуги такси |
244 |
222 |
Компенсация сотрудникам на оплату проезда в такси |
112 |
222 |
Компенсация за использование личного автотранспорта по ст. 188 ТК РФ |
112 |
222 |
Арендная плата за пользование личным имуществом сотрудников (автомобилем) |
244 |
224 |
т
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.