Согласно приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.12.2012 N 580н организация (Республика Мордовия) планирует направить на санаторно-курортное лечение работников предпенсионного возраста. Планируемая расчетная сумма финансового обеспечения рассчитана ФСС.
Можно ли заключить договор на санаторно-курортное лечение работников на большую или меньшую сумму? Каковы будут последствия? Каким образом в этом случае отчитаться перед ФСС РФ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация может заключить договор на санаторно-курортное лечение работников на любую сумму, но возместить за счет средств ФСС РФ сможет только фактически произведенные затраты в пределах выделенного ФСС РФ объема финансирования, установленного соответствующим приказом территориального отделения ФСС РФ.
Суммы фактических расходов, превышающие выделенный ФСС РФ объем финансирования, финансируются за счет средств организации.
О представляемой организацией отчетности смотрите в обосновании вывода.
Обоснование вывода:
На основании абзаца 4 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ (далее - Закон N 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривает в том числе обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
ФСС России как страховщик вправе принимать решение о направлении страхователями части сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, но только в размере, определяемом ежегодно федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год (п. 6 ч. 1 ст. 18 Закона N 125-ФЗ).
Республика Мордовия является участником пилотного проекта по осуществлению прямых выплат (постановление Правительства РФ от 21.04.2011 N 294).
В силу Положения об особенностях возмещения расходов страхователя в 2012-2020 годах на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного Постановлением N 294 (далее - Положение N 294), оплата предупредительных мер организациями-страхователями в рамках пилотного проекта осуществляется за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств бюджета ФСС в пределах суммы, согласованной с территориальным органом ФСС на данные цели.
Объем средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер, перечень мер, на которые страхователь затрачивает собственные средства с последующим возмещением произведенных расходов, порядок и сроки направления и рассмотрения заявления страхователя о финансовом обеспечении предупредительных мер, перечень документов, прилагаемых к заявлению, и требования к их оформлению, а также основания для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер определяются в соответствии с Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденными приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н (далее - Правила).
С 28.01.2019 за счет средств ФСС можно возместить расходы на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством (далее - работников предпенсионного возраста) (пп. "н" п. 3 Правил в редакции приказа Минтруда РФ от 03.12.2018 N 764н).
О размере финансирования
Согласно п. 2 Правил финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом ФСС РФ на текущий финансовый год.
Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы), подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году.
Объем средств финансирования предупредительных мер на 2019 год определен в размере до 20% сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.
При этом установлена возможность увеличения объема финансирования до 30% указанных сумм, при условии направления страхователем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников предпенсионного возраста.
В случае, если страхователи с численностью работающих до 100 человек не осуществляли финансовое обеспечение предупредительных мер два последовательных календарных года, предшествующие текущему, объем средств на финансовое обеспечение указанных мер рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных календарных года, предшествующих текущему финансовому году (п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 28.11.2018 N 431-ФЗ и п. 2 Правил N 580н).
Отметим, что в п. 1 ст. 421 ГК РФ закреплен принцип свободы договора. При этом нормы приведенных законодательных актов в части расходования средств ФСС РФ не ограничивают возможность заключения организацией договора на санаторно-курортное лечение сотрудников на другую сумму.
Однако финансирование предупредительных мер за счет средств ФСС РФ в объеме сверх установленного ФСС лимита, законодательно не предусмотрено. Расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке (п. 18 постановления Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 "О ФСС РФ").
Для получения финансирования страхователь до 1 августа текущего года представляет в орган ФСС по месту своей регистрации заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер (на бумажном носителе либо в электронной форме) (п. 4 Правил). К заявлению прилагаются:
- план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году (форма приведена в приложении к Правилам), разработанный с учетом перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, составленного по результатам проведения спецоценки условий труда, и (или) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников), с указанием суммы финансирования;
- копия плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения спецоценки условий труда, и (или) копия (выписка из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников);
- документы (копии документов), обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер (их перечень в зависимости от видов мероприятий приведен п. 4 Правил).
Копии документов должны быть заверены печатью страхователя (при ее наличии).
На основании полученного заявления территориальный орган ФСС принимает решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, объеме финансового обеспечения предупредительных мер или об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер (в случае принятия решения об отказе в финансовом обеспечении - с обоснованием причин отказа). Принятое решение оформляется приказом и направляется страхователю (п.п. 8-9 Правил).
При этом сумма, разрешенная страхователю на финансовое обеспечение предупредительных мер в текущем финансовом году, не должна превышать сумму страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд за текущий год в целом (п.п. 2 Правил, письма ФСС РФ от 20.02.2017 N 02-09-11/16-05-3685, от 02.07.2015 N 02-09-11/16-10779).
Органы ФСС могут отказать в финансовом обеспечении предупредительных мер по основаниям, перечисленным в п. 10 Правил. Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.
Страхователь вправе повторно, но не позднее срока, установленного п. 4 Правил, обратиться с заявлением в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации.
О компенсации расходов в регионе - участнике пилотного проекта
Для компенсации расходов на обеспечение предупредительных мер в регионе - участнике проекта страхователь силу п.п 3-4 Положения N 294 не позднее 15 декабря текущего года обращается в территориальный орган ФСС по месту регистрации с заявлением о возмещении произведенных расходов и представляет подтверждающие документы. Форма такого заявления утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.07.2011 N 709н.
Территориальный орган ФСС в течение 5 рабочих дней со дня приема такого заявления и документов, подтверждающих понесенные расходы, принимает решение о возмещении расходов за счет средств бюджета ФСС и перечисляет средства на расчетный счет страхователя, указанный в этом заявлении.
Расходы, фактически осуществленные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат возмещению (п. 5 Положения N 294, п. 14 Правил, пп. 9 п. 1 ст. 18 Закона N 125-ФЗ).
Исходя из изложенного считаем, что ФСС РФ компенсирует организации только сумму, не превышающую одновременно:
- объем финансового обеспечения предупредительных мер, определенного приказом Фонда о финансовом обеспечении предупредительных мер (именно этот приказ признается судами юридически значимым документом, определяющим разрешенный объем финансирования);
- размер подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в фонд в текущем финансовом году страховых взносов.
При этом расходы должны быть документально подтверждены.
Данный вывод подтверждается судебной практикой (смотрите, например, постановления Шестого ААС от 14.03.2018 N 06АП-669/18, Одиннадцатого ААС от 03.07.2018 N 11АП-8483/18 (постановлением АС Поволжского округа от 10.10.2018 N Ф06-38218/18 оставлено без изменения), постановление АС Западно-Сибирского округа от 07.06.2017 N Ф04-1188/17).
По нашему мнению, учитывая, что для получения финансирования представляются копии заключенных договоров с организацией, осуществляющей санаторно-курортное лечение работников, уже на этапе принятия решения Фонд не согласует сумму иную, чем обозначена в таких договорах. При этом в любом случае компенсирует Фонд только фактически произведенные и документально подтвержденные расходы в пределах выделенного финансирования.
Примечание.
В части отчетности организации.
Оплата предупредительных мер организациями-страхователями в рамках пилотного проекта осуществляется за счет собственных средств с последующей компенсацией ФСС РФ этих средств.
Такие организации заполняют расчет по форме 4-ФСС с учетом особенностей, предусмотренных Приказом ФСС РФ от 28.03.2017 N 114. В частности, страхователи, которые уже участвуют в пилотном проекте на начало года, в отчетных формах за отчетные периоды и год не заполняют показатели строки 15 "Расходы по обязательному социальному страхованию" в таблице 2 и не представляют таблицу 3.
В силу п. 12 Правил в общем случае организация-страхователь обязана вести в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов и ежеквартально представлять в территориальный орган Фонда отчет об их использовании.
Рекомендуемая форма отчета приведена в приложении 1 к письму ФСС России от 20.02.2017 N 02-09-11/16-05-3685. Отчет составляется ежеквартально и представляется в территориальный орган ФСС РФ одновременно с расчетом по форме 4-ФСС.
После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в территориальный орган Фонда документы, подтверждающие произведенные расходы.
Кроме того, на основании п. 13 Правил организация-страхователь несет ответственность за целевое использование сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер на основании согласованного плана финансового обеспечения предупредительных мер и в случае неполного использования указанных средств сообщает об этом в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации до 10 октября текущего года.
Форма такого сообщения не установлена, поэтому сообщение оформляется в свободной форме на бумажном носителе или в электронной форме с соблюдением установленных правил оформления документов. Такое сообщение должно содержать причины неполного использования указанных средств, при необходимости могут быть приложены дополнительные документы, объясняющие причины неполного использования указанных средств (письмо ФСС РФ от 22.10.2018 N 02-08-01/14-05-11222Л).
По нашему мнению, с учетом п. 2 Положения N 294 такой механизм контроля использования целевого финансирования не распространяется на страхователей, получающих компенсацию расходов в рамках пилотного проекта.
Вместе с тем мы не нашли официальных разъяснений по вопросу о необходимости представления названных в п. 12 и п. 13 Правил отчета и сообщения об использовании выделенных средств организациями-страхователями, оплата предупредительных мер которыми осуществляется в рамках пилотного проекта. Поэтому рекомендуем организации обратиться за соответствующими разъяснениями в ФСС РФ (пп. 9 п. 2 ст. 18 Закона N 125-ФЗ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена
Ответ прошел контроль качества
26 апреля 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"