ИП без права найма работников родила ребенка.
Есть ли возможность для предпринимателя не уплачивать страховые взносы в период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет (в данной ситуации такой период ухода за ребенком пришелся на 2016 и 2017 годы)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В 2017 году ИП, осуществляющему уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет, следует обратиться в территориальный орган ПФР по месту своего учета с заявлением о перерасчете страховых взносов за 2016 год и документами, подтверждающими в этом расчетном периоде осуществление ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Непосредственно же возвратом в 2017 году сумм страховых взносов за 2016 год будут заниматься налоговые органы.
Для корректировки величины страховых взносов за период ухода, приходящийся на 2017 год, необходимо обратиться в налоговый орган по месту учета ИП.
Обоснование вывода:
2016 год
В 2016 году порядок исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) на обязательное медицинское страхование регулировался Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В соответствии с ним плательщиками страховых взносов признавались в числе прочих индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ). Плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивали соответствующие страховые взносы в ПФР и ФФОМС ("за себя") в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 ст. 14 Закона N 212-ФЗ (ч. 1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).
Согласно ч. 6 ст. 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не исчисляли и не уплачивали страховые взносы на ОПС и ОМС в фиксированных размерах за периоды, указанные в п. 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6-8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды. Смотрите также материал: Энциклопедия решений. Лица, не производящие выплаты физическим лицам (по 31 декабря 2016 года).
В частности, одним из таких периодов является период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности (смотрите также письма Минтруда России от 17.11.2015 N 17-4/ООГ-1604, от 18.09.2014 N 17-4/ООГ-787, от 06.03.2013 N 21-1/10/2-1253).
Тем самым ИП, временно не осуществляющий свою предпринимательскую деятельность по причине ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, освобождается от уплаты страховых взносов за данный период со дня рождения ребенка (письмо ПФР от 10.12.2007 N АК-08-26/13761, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.03.2013 по делу N А19-14386/2012).
Если в течение расчетного периода плательщиками страховых взносов, имеющими право на вышеуказанное освобождение, осуществлялась соответствующая деятельность, они уплачивали страховые взносы на ОПС и ОМС в фиксированных размерах пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых ими осуществлялась соответствующая деятельность. За неполный месяц соответствующей деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца (ч. 7 ст. 14 Закона N 212-ФЗ, Сообщение УФНС России по УР "Освобождение самозанятого населения от уплаты страховых взносов", Информация ГУ - Приморское региональное отделение ФСС РФ от 13.02.2015 "Изменения в законодательстве с 1 января 2015 года в сфере государственных услуг оказываемых Фондом социального страхования Российской Федерации" (Вопрос Уточнен порядок определения фиксированного размера страховых взносов за год, в котором предприниматель имеет право на освобождение от уплаты взносов)).
Закон N 212-ФЗ не устанавливал обязанности по представлению отчетности по страховым взносам в органы контроля за уплатой страховых взносов (фонды) для плательщиков взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (за исключением глав крестьянских (фермерских) хозяйств, которые в соответствии со ст. 2 Закона N 212-ФЗ в целях применения этого закона отнесены к индивидуальным предпринимателям).
Поэтому, по мнению ПФР (ч. 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ), в 2016 году в качестве упомянутых в ч. 6 ст. 14 Закона N 212-ФЗ документов могут использоваться:
свидетельство о рождении ребенка;
справка жилищных органов о совместном проживании с ребенком;
При этом страхователь должен сообщить сведения о втором родителе, путем представления:
свидетельства о браке либо о расторжении брака, либо справку органа ЗАГС, выдавшего свидетельство о рождении ребенка, об отсутствии второго родителя, свидетельство о смерти второго родителя;
справку работодателя, подтверждающую факт неосуществления вторым родителем ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, либо, если второй родитель является индивидуальным предпринимателем, адвокатом или приравненным к ним в целях обязательного пенсионного страхования лицом. Также подается справка налогового органа о получаемом доходе от осуществления предпринимательской деятельности (письмо ПФР от 08.08.2006 N АК-09-26/8457).
Вместе с тем, как позднее разъяснял Минтруд России в письме от 06.03.2013 N 21-1/10/2-1253, документами, свидетельствующими об отсутствии деятельности указанной категории плательщиков, могут являться налоговые декларации, представляемые последними в налоговые органы по месту жительства. В частности, налоговая декларация по НДФЛ (форма 3-НДФЛ) и налоговые декларации по налогам, уплачиваемым самозанятыми физическими лицами в связи с применением специального режима налогообложения, не содержащие в соответствующих строках отчетных форм числовые показатели полученного дохода от предпринимательской и иной профессиональной деятельности. Таким образом, в целях освобождения ИП от уплаты страховых взносов на основании ч. 6 ст. 14 Закона N 212-ФЗ ими должны быть представлены в территориальные органы ПФР заверенные налоговым органом копии декларации по НДФЛ или декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением специального режима налогообложения.
Учитывая эти разъяснения, мы полагаем, что при представлении в ПФР копий таких деклараций справка налогового органа о получаемом доходе не нужна.
Здесь же Минтруд конкретизировал, что документами, являющимися основанием для подтверждения таких периодов, в том числе периода ухода за ребенком, являются те же документы, которые поименованы в Разделе IV Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 (постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 это постановление утратило силу с 01.01.2015). Актуальным в настоящее время является Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий". Согласно п. 29 этого документа период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет подтверждается документами, удостоверяющими рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет (свидетельство о рождении, паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, справки жилищных органов о совместном проживании до достижения ребенком возраста полутора лет, документы работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и другие документы, подтверждающие необходимые сведения).
Кроме того, обращающийся за установлением страховой пенсии гражданин (один из родителей) должен сообщить сведения о втором родителе, необходимые для решения вопроса о зачете в страховой стаж периода ухода за ребенком. Период ухода за ребенком засчитывается родителю в страховой стаж в случае, если соответствующий период ухода за данным ребенком не засчитан в страховой стаж другому родителю при установлении ему страховой пенсии. Смотрите Вопрос: Ребенок родился 26 октября 1992 г. Войдет ли отпуск по уходу за ребенком в общий трудовой стаж? Какие документы нужно подавать в Пенсионный фонд? (Правовед.RU, октябрь 2016 г.).
2017 год
С 01.01.2017 Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ (далее - Закон N 250-ФЗ) Закон N 212-ФЗ признан утратившими силу. С этой же даты вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ, наделяющий налоговые органы полномочиями по администрированию страховых взносов в ПФР, ФСС РФ (в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) и ФФОМС - НК РФ внесены соответствующие поправки; также введена глава 34 "Страховые взносы".
Ее положениями также предусматривается, что плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на ОПС и ОМС за определенные промежутки времени, в том числе и в период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности (пп. 2 п. 1 ст. 419, п. 7 ст. 430 НК РФ, письма Минфина России от 29.03.2017 N 03-15-05/18269 и от 13.01.2017 N 03-15-05/995). Необходимым условием для этого является, с позиции Минфина России, представление документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды (письмо Минфина России от 21.09.2017 N 03-15-05/61112).
Пункт 8 ст. 430 НК РФ устанавливает правило, аналогичное применяемому в силу ч. 7 ст. 14 Закона N 212-ФЗ, об уплате страховых взносов на ОПС и ОМС в соответствующих размерах пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых страхователями осуществлялась предпринимательская деятельность.
В письме ФНС России 26.04.2017 N БС-4-11/7990@ разъяснено, что:
- документами, свидетельствующими об отсутствии деятельности у плательщиков страховых взносов, могут являться налоговые декларации, не содержащие показатели полученного дохода в эти периоды, представляемые в налоговые органы налогоплательщиками в зависимости от применяемой системы налогообложения, а также справки о доходах по форме 2-НДФЛ, представляемые налоговыми агентами в налоговые органы о доходах, в частности, адвокатов, осуществляющих профессиональную деятельность в коллегиях адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультациях.
- документами, являющимися основанием для подтверждения периодов освобождения от уплаты страховых взносов в период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет являются документы, удостоверяющие рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет (свидетельство о рождении, паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, справки жилищных органов о совместном проживании до достижения ребенком возраста полутора лет, документы работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и другие документы, подтверждающие необходимые сведения).
Обратите внимание:
Смена администратора страховых взносов с 01.01.2017 не повлекла за собой каких-либо существенных изменений в части представления отчетности по страховым взносам плательщиками из числа самозанятого населения. Как и ранее, плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивающие страховые взносы "за себя", никакой отчетности по страховым взносам не сдают.
Сведения о суммах страховых взносов в фиксированных размерах, подлежащих уплате плательщиками за расчетный период, вводятся вручную с помощью режима "Документы с начислениями, отсрочками, рассрочками и зачетами" сотрудником, назначенным руководителем ИФНС России, в карточки "Расчеты с бюджетом" (п. 5 письма ФНС России от 07.03.2017 N БС-4-11/4091@).
Таким образом, в 2017 году ИП, осуществляющему уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет, следует обращаться в налоговый орган по месту учета в целях корректировки величины страховых взносов за период ухода, приходящийся на 2017 год (Примерная форма заявления о признании недействительным требования налогового органа об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за период нахождения страхователя в отпуске по уходу за ребенком (подготовлено экспертами компании "Гарант")).
В отношении же промежутка времени с момента рождения ребенка и до окончания 2016 года (когда контроль за уплатой страховых взносов на ОПС и ОМС осуществлялся ПФР) необходимо учитывать следующее.
По страховым взносам, подлежащим уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017:
- контроль за правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в государственные внебюджетные фонды осуществляется соответствующими органами ПФР (и ФСС РФ - по соответствующим взносам) в прежнем порядке (ст. 20 Закона N 250-ФЗ);
- взыскание недоимки по страховым взносам (пени и штрафам), а также возврат переплаты за периоды, истекшие до 01.01.2017, будут осуществлять налоговые органы на основании решений, принятых Фондами. Необходимые сведения по принятым решениям Фонды направляют в ФНС России в рамках межведомственного взаимодействия (ст. 4 Закона N 243-ФЗ, ст. ст. 19, 21 Закона N 250-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 20 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается ПФР (ФСС РФ) в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. При этом ч. 4 ст. 21 Закона N 250-ФЗ предусмотрено, что на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган ФСС РФ направляет его в соответствующий налоговый орган (Вопрос: Какой орган будет производить возврат излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за периоды до 2017 года (в том числе образовавшихся в результате представления уточненных расчетов)? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", июль 2016 г.)).
Следовательно, в отношении взносов 2016 года ИП необходимо обратиться в территориальный орган ПФР по месту своего учета с заявлением о перерасчете страховых взносов и документами, подтверждающими период ухода одного за ребенком до достижения им возраста полутора лет (смотрите также апелляционные определения СК по административным делам Свердловского областного суда от 28.09.2017 по делу N 33а-15545/2017 и от 05.07.2017 по делу N 33-11467/2017).
Непосредственно же возвратом в 2017 году сумм страховых взносов за 2016 год при принятии ПФР соответствующего решения будут заниматься налоговые органы.
Рекомендуем ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Исчисление и уплата фиксированных страховых взносов предпринимателями и иными самозанятыми лицами "за себя" (с 1 января 2017 года).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена
24 ноября 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.