Договором поставки не предусмотрен гарантийный срок. Производитель товара установил гарантийный срок в паспорте качества. По условиям договора поставки поставщик обязан предоставить техническую документацию на товар, в том числе и паспорт качества. Гарантийный срок на товар, установленный в паспорте качества производителем, составляет два года. Иные условия в отношении качества товара договором не предусмотрены. С момента поставки товара покупателю прошло около года, возможность использования товара покупателем отсутствует по причине его низкого качества. Есть ли возможность предъявить претензию к поставщику, связанную с качеством поставленного товара (клея), а именно, требования, предусмотренные п. 2 ст. 475 ГК РФ, а также о возмещении убытков? Если нет, то можно ли предъявить претензию к производителю?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Покупатель вправе предъявить поставщику требования, как предусмотренные п. 2 ст. 475 ГК РФ, так и о возмещении убытков. Оснований для предъявления соответствующих требований производителю товара в приведенной ситуации не имеется.
Обоснование вывода:
По договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ). Договор поставки является разновидностью договора купли-продажи, и к нему применяются общие положения о купле-продаже, предусмотренные параграфом 1 главы 30 ГК РФ (п. 5 ст. 454 ГК РФ).
В силу п.п. 1, 2 ст. 469 ГК РФ поставщик обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору поставки, а при отсутствии в договоре условий о качестве товара поставщик обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Согласно п. 1 ст. 470 ГК РФ товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 ГК РФ, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.
В силу п. 1 ст. 518 ГК РФ, покупатель, которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества. Согласно п.п. 2 и 3 ст. 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
- потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору; указанные требования могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства.
Если договором поставки гарантийный срок на товар не установлен, продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента (п. 1 ст. 476 ГК РФ, смотрите также постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2016 N 17АП-14900/16, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2015 N 18АП-8615/15). При этом покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи (п. 2 ст. 477 ГК РФ). Таким образом, в приведенной ситуации покупатель вправе обратиться к поставщику с требованиями, предусмотренными ст. 475 ГК РФ (смотрите, например, постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2016 N 12АП-212/16, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2016 N 20АП-3723/16, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2016 N 15АП-6178/16, (оставлено без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.10.2016 N Ф08-7156/16)). Кроме того, поставка товара ненадлежащего качества принципиально может являться основанием для взыскания покупателем с поставщика убытков (смотрите, например, постановления Арбитражного суда Уральского округа от 24.02.2016 N Ф09-11648/15 по делу N А71-5348/2015, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2013 N 12АП-10296/12) *(1).
Право на обращение с требованиями, связанными с ненадлежащим качеством приобретенного товара, не только к продавцу, но и к изготовителю товара, предоставлено законом лишь для потребителей, под которыми понимаются граждане, приобретающие товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (смотрите абзац третий преамбулы к Закону РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей"). Лица, не являющиеся потребителями (в том числе покупатели по договорам поставки), такой возможности лишены. Требования, основанные на продаже некачественного товара, могут быть предъявлены ими лишь продавцам товара (смотрите, например, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2015 N 11АП-19369/14, Первого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2008 N 01АП-2058/08, решение Арбитражного суда Пензенской области от 30.03.2015 по делу N А49-6031/2014, решение Арбитражного суда Пензенской области от 25.07.2013 по делу N А49-3280/2013).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
10 октября 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Об обстоятельствах, подлежащих доказыванию в целях взыскания убытков, смотрите материал: Энциклопедия решений. Убытки, подлежащие возмещению в случае нарушения обязательства. О доказывании ненадлежащего качества товара смотрите в материале: Энциклопедия решений. Качество товара по договору купли-продажи (поставки).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.