Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июля 2001 г. настоящее решение оставлено без изменения
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 25 апреля 2001 г. N А56-10364/01
Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи И.В.Масенковой
судей В.Б.Жбанова, Л.П.Загараевой
рассмотрел в судебном заседании дело по иску Лодейнопольского лесхоза
к ИМНС РФ по Лодейнопольскому району Ленинградской области
о признании недействительным решения
при участии в заседании:
от истца: Рудик В.И. - дов. N 01-2001 от 24.04.2001 г., директора лесхоза Афоничева И.А. - приказ N 211-К от 15.11.1999г.
от ответчика: Ефимовой З.В. - дов. N 418 от 19.01.2001 г.
установил:
Истцом предъявлен иск об отмене решения ИМНС РФ по Лодейнопольскому р-ну Ленинградской области N 312 от 30.03.2001 г.
В порядке ст. 37 АПК РФ в судебном заседании истец уточнил предмет иска и просит суд признать недействительным указанное решение, т.к., полагает, что средства, полученные лесхозами за оказываемые услуги и используемые на финансирование мероприятий по ведению лесного хозяйства, и не подлежат налогообложению.
Ответчик исковые требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве на исковое заявление, считает, что лесхозом допущены нарушения налогового законодательства, выразившиеся в непредставлении деклараций по налогу на добавленную стоимость, расчетов по налогу на пользователей автомобильных дорог и неуплате данных налогов в проверяемом периоде времени, в связи с чем он правомерно привлечен к налоговой ответственности на основании решения N 312 от 30.03.2001 г.
По мнению ответчика, Лодейнопольский лесхоз является плательщиком налога на добавленную стоимость и налога пользователей автомобильных дорог, подлежащих исчислению от выручки, полученной при осуществлении производственной и иной коммерческой деятельности.
Законами, регулирующими исчисление и уплату НДС и налога на пользователей автомобильных дорог, не предусмотрено освобождение налогоплательщиков от данных налогов в зависимости от направления использования выручки.
Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил:
В период с 20.02.2001 г. по 13.03.2001 г. ИМНС РФ по Лодейнопольскому р-ну Ленинградской области была проведена выездная налоговая проверка Государственного учреждения "Лодейнопольский лесхоз" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость и налога на пользователей автомобильных дорог.
Проверкой была охвачена деятельность истца с 01.01.1999 г. по 31.12.2000 г.
Результаты проверки отражены в акте N 49 (л.д. 11-21).
При проверке было установлено, что основными видами деятельности лесхоза согласно Положения о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства являются:
- обеспечение осуществления прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом в соответствии с действующим законодательством;
- ведение государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра;
- заключение договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда;
- выдача лесорубочных билетов, лесных билетов и ордеров на право осуществления лесопользования;
- подготовка материалов по размещению лесосечного фонда по лесопользователям, проведение работ по отводу и таксации лесосек;
- осуществление охраны лесов от пожаров, незаконных рубок;
- осуществление рубок промежуточного пользования, если нет иного исполнителя.
Учет выручки для целей исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и налога на пользователей автомобильных дорог за проверяемый период времени истцом не производился, декларации по данным налогам в налоговый орган по месту учета не представлялись.
Неуплаченный налог на добавленную стоимость составил:
- за 1999 год - 1540066,5 руб.,
- за 2000 год - 1622439,61 руб.
Неуплаченный налог на пользователей автомобильных дорог составил:
- за 1999 год - 275447,77 руб.,
- за 2000 год - 319989,41 руб.
Один экземпляр акта был вручен директору лесхоза.
27.03.2001 г. ответчику были представлены возражения Лодейнопольского лесхоза по акту проверки, которые рассмотрены с составлением протокола N 311 от 30.03.2001 г. (л.д. 26-28). Доводы лесхоза не были приняты во внимание налоговым органом.
30.03.2001 г. заместителем руководителя ИМНС РФ по Лодейнопольскому р-ну Ленинградской области было принято решение N 312 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д. 29-33).
В соответствии с данным решением Лодейнопольский лесхоз привлечен:
- по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога - 629919,08 руб., и за неуплату налога на пользователей автомобильных дорог - 119087,43 руб.
- по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок деклараций по налогу на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 2707510,26 руб. за 1999 год и 920899,48 руб. за 2000 год, а также по налогу на пользователей автомобильных дорог в виде штрафа в размере 536226,28 руб. (за 1999г. и 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев 2000 года).
Одновременно истцу было предложено уплатить в срок, установленный в требовании об уплате налогов, суммы налоговых санкций, неуплаченный налог на добавленную стоимость в сумме 1527155,81 руб. за 1999 год и 1622439,61 руб. за 2000 год, неуплаченный налог на пользователей автомобильных дорог в сумме 275447,77 руб. за 1999 год и 319989,41 руб. за 2000 год и пени за несвоевременную уплату данных налогов в сумме 1837632,23 руб.
Копия решения была вручена директору лесхоза.
Лодейнопольский лесхоз не согласен с принятым в отношении него решением, т.к. считает, что законные основания для его привлечения к налоговой ответственности отсутствуют.
Суд находит исковые требования ГУ Лодейнопольский лесхоз обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Статья 53 Лесного кодекса РФ установлено, что территориальные органы Федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы Федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы. Данной же нормой предусмотрено, что лесхозы и национальные парки федерального органа управления лесным хозяйством осуществляют ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.
Обязанности лесхозов федерального органа управления лесным хозяйством по повышению продуктивности лесов установлены ст.91 Лесного кодекса РФ, которая, в частности, предусматривает, что в целях повышения продуктивности лесов лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством обязаны осуществлять уход за лесами, проводить работы по селекции, лесному семеноводству и сортоиспытанию ценных древесных пород, иные работы по улучшению породного состава лесов, повышению их продуктивности и защитных свойств, осуществлять рубки промежуточного пользования, строить дороги лесохозяйственного назначения и т.п.
Положение о лесхозе, которым в своей деятельности руководствуется истец, утверждено приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 13.11.98 г. N 188, пунктом 1 данного Положения предусмотрено, что лесхоз является территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством (Федеральной службы лесного хозяйства России).
Лесхоз осуществляет свою деятельность в интересах Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, подчиняясь органу управления лесным хозяйством в соответствующем субъекте Российской Федерации и образуя единую систему государственного управления в данной области.
Лесхоз выполняет предусмотренные Программами объемы работ по лесовосстановлению, охране и защите лесов (Постановление Правительства РФ от 26.09.97г. N 1240 "О федеральной целевой программе "Леса России" на 1997 - 2000 годы", Постановление Правительства РФ от 10.01.99г. N 35 "О федеральной целевой программе "Охрана лесов от пожаров на 1999 - 2005 годы").
Согласно п. 22 Положения о лесхозе деятельность лесхоза финансируется за счет:
- средств федерального бюджета;
- средств бюджетов субъектов Российской Федерации, направленных на воспроизводство лесов, и местных бюджетов;
- части лесных податей и арендной платы;
- средств, получаемых при проведении лесных аукционов и конкурсов;
- средств, поступивших на возмещение убытков и потерь лесного хозяйства, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- средств, получаемых за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользование лесным фондом и (или) изъятие земель лесного фонда;
- благотворительных взносов и пожертвований юридических и физических лиц;
- иных источников, предусмотренных действующим законодательством.
Средства, учитываемые на текущем счете лесхоза, являются дополнительным источником поступлений в бюджет и относятся к неналоговым поступлениям.
Ст. 41 п. 1 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвомездных перечислений.
При этом п. 4 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ установлено, что к неналоговым фондам, в частности, относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями.
Ст. 42 п. 2 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
Согласно Приказу Министерства финансов РФ от 15.06.2000г. N 54н "Об утверждении инструкции о годовой, квартальной отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью" органы федерального казначейства ведут учет доходов и расходов по внебюджетным источникам финансирования учреждений.
Инструкцией "О порядке финансирования операционных расходов предприятий и организаций лесного хозяйства", утвержденной Министерством финансов СССР, Госкомлесом СССР и Госбанком СССР от 14.07.87г. N 159/183/116-87, предусмотрено, что финансирование операционных расходов лесхозов производится, в том числе, за счет собственных средств и прибыли по хозрасчетной деятельности лесхозов.
Средства за отпущенную лесхозами и лесничествами лесопродукцию, получаемую от рубок ухода за лесом, семена, посадочный материал и другие материалы, а также за оказанные услуги, связанные с естественным циклом проведения лесохозяйственных работ, зачисляются на текущие счета "Суммы по поручениям", открытые в учреждениях Банка России для учета собственных средств лесхозов, и направляются на финансирование лесного хозяйства.
Налоговым органом не оспаривается, что средства, полученные истцом за отпущенную лесопродукцию (древесину, заготовленную при проведении рубок промежуточного пользования и прочих рубок, новогодние елки), лесовосстановительные работы, а также прочие услуги, связанные с рубкой по уходу за лесом, были использованы на финансирование мероприятий по ведению лесного хозяйства, т.е. реинвестированы.
В соответствии со ст.ст. 41, 42 и 43 Бюджетного кодекса данные средства являются дополнительным источником поступлений в бюджет и относятся к неналоговым доходам.
Кроме этого, древесина, полученная при рубках ухода за лесом, является в соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ федеральной собственностью и доходы от продажи данного федерального имущества рассматриваются в соответствии со ст. 43 Бюджетного кодекса.
При вынесении ИМНС РФ по Лодейнопольскому р-ну Ленинградской области оспариваемого решения не был учтен статус налогоплательщика, имеющий специфику, связанную с особенностями деятельности лесхоза и реализацией им задач, возложенных на уровне государственного регулирования данной отрасли.
Оказание истцом платных услуг, отраженных в акте выездной налоговой проверки (без какой-либо конкретизации хозяйственных операций), напрямую связано с выполнением возложенных на лесхоз задач, в связи с чем, полученные денежные средства не являются доходами от предпринимательской деятельности. Выполняя соответствующие работы (оказывая платные услуги), лесхоз не преследовал цели извлечения прибыли, а лишь увеличивал доходы бюджета за счет неналоговых доходов, предусмотренных ст. 41 Бюджетного кодекса РФ.
Законом РФ от 06.12.91г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" не определен порядок исчисления НДС по операциям, связанным с получением средств от выполнения работ (оказания платных услуг), обязанность выполнения которых, в данном случае для лесхоза, установлена законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Плательщиками этого налога являются предприятия и организации, осуществляющие коммерческую, т.е. предпринимательскую деятельность, которая является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Оказание истцом платных услуг напрямую связано с выполнением возложенных на лесхоз задач, в связи с чем, полученные денежные средства не являются доходами от предпринимательской (коммерческой деятельности). Выполняя соответствующие работы (оказывая платные услуги), лесхоз не преследовал цели извлечения прибыли, а лишь увеличивал доходы бюджета за счет неналоговых доходов, предусмотренных ст. 41 Бюджетного кодекса РФ.
Таким образом, средства, полученные лесхозом в связи с выполнением им возложенных на него задач, не являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость, а истец не является плательщиком данного налога.
Согласно ст. 5 Закона РФ N 1759-1 от 18.10.1991 г. "О дорожных фондах" и п. 16 Инструкции ГНС РФ от 15.05.1995 г. N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
Деятельность лесхоза, отраженная в акте выездной налоговой проверки, не является реализацией товаров (работ, услуг), в том смысле, который содержится и в Законе РФ "О дорожных фондах".
Средства, полученные лесхозом за отпущенную лесопродукцию и выполнение других работ (услуг), связанных с лесовосстановительной деятельностью, не являются доходом от предпринимательской деятельности и объектом налогообложения по налогу на пользователей автомобильных дорог, а истец не является плательщиком данного налога.
Кроме того, истец не уплачивал налог на пользователей автомобильных дорог, руководствуясь письмами Госналогслужбы России:
- от 05.04.94г. N ВЗ-6-15/114 "О порядке уплаты налога на пользователей автомобильных дорог предприятиями и организациями лесного хозяйства";
- от 24.04.98г. N 07-06/2/465.
При этом налоговым органом было разъяснено, что средства, полученные лесхозом от своей деятельности и направленные на финансирование лесного хозяйства с зачислением на текущие счета "Суммы по поручениям", не облагаются налогом на пользователей автомобильных дорог.
Согласно ст. 111 ч.1 п.3 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.
Таким образом, истец правомерно не производил исчисления и уплату в бюджет налога на добавленную стоимость и налога на пользователей автомобильных дорог.
Поскольку по указанным налогам истец не является налогоплательщиком, то и основания для установления в действиях ГУ Лодейнопольский лесхоз состава налогового правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ, (непредставление налоговых деклараций) и привлечения его к налоговой ответственности отсутствуют.
Доводы ответчика судом не принимаются, т.к. они противоречат законодательству, регулирующему деятельность лесхозов и уплату налогов на добавленную стоимость и на пользователей автомобильных дорог.
На основании изложенного выше, руководствуясь статьями 124-127, 132, 134 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
арбитражный суд решил:
Признать недействительным решение ИМНС РФ по Лодейнопольскому р-ну Ленинградской области N 312 от 30.03.2001 г.
Председательствующий: |
И.В.Масенкова |
Л.П.Загараева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 апреля 2001 г. N А56-10364/01
Текст решения официально опубликован не был
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июля 2001 г. настоящее решение оставлено без изменения