Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 26 января 2000 г.N 3П-1-12/2001
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего - Г-на
с участием прокурора - С-вой
при секретаре - Г-вой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании недействующими статей 2, ч.1 ст.3, ч.ч.1 и 3 ст.4, ст.8, ст.11, ст.12, ч.2 ст.13, ч.2 ст.15, ч.2 ст.18, ст.19, п.7 ст.20, п.1 ст.24, п.4 ст.26, ч.ч.1, 3, 4 ст. 27, ч.1 ст.29, ст.32, ч.2 ст.33, ст.37 Закона Республики Татарстан "О референдуме Республики Татарстан" (далее: Закон РТ) и противоречащими федеральному законодательству, установила:
Прокурор РТ обратился в суд с вышеуказанным заявлением.
Представители Государственного Совета РТ (ГС РТ) заявление прокурора РТ не признали.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, судебная коллегия находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п."в" ст.71 Конституции РФ регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находится в ведении РФ.
Основные гарантии реализации гражданами РФ конституционного права на участие в референдуме субъекта РФ определяет ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (далее: Федеральный Закон), которые в соответствии с п.5 ст.1 указанного Федерального Закона могут быть изменены не иначе как путем внесения в него соответствующих изменений и дополнений.
Кроме того, Федеральный Закон имеет прямое действие и применяется на всей территории РФ, а принимаемые в РФ нормативные правовые акты о референдумах не должны противоречить ему.
В соответствии с п.1 ст.4 Федерального Закона, правом голосовать на референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных действиях по подготовке референдума обладает гражданин РФ, достигший 18 лет.
Указанной норме Федерального Закона противоречат ст.2, ч.1 ст.3, ч.1 ст.4, ст.8, ст.11, ст.12, ч.2 ст.15, ч.2 ст.33, ст.37, устанавливающие гарантии прав на участие в референдуме РТ только для граждан РТ.
В соответствии с п.3 ст.4 Федерального Закона не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Указанной норме Федерального Закона не соответствует ч.1 ст.3, согласно которой в референдуме не участвуют психически больные граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Согласно ч.З ст.4 Закона РТ в день голосования агитация запрещается. Данная норма не соответствует п.3 ст.38 Федерального Закона, согласно которому агитация прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования.
Несоответствующей федеральному законодательству является ч.2 ст.13 Закона РТ, согласно которой регистрацию инициативной группы референдума проводит президиум районного или городского Совета народных депутатов. В соответствии со ст.33 Федерального Закона решение о регистрации инициативной группы референдума принимает избирательная комиссия соответствующего уровня.
Приведения в соответствие с федеральным законодательством требует, ч.2 ст.18 Закона РТ, в соответствии с которой полномочия комиссий референдума заканчиваются через месяц после опубликования итогов референдума.
Федеральный законодатель избирательно подходит к вопросу о сроке прекращения полномочий комиссий референдума в зависимости от их уровня.
Например, согласно п.13 ст.23 Федерального Закона полномочия участковой комиссии референдума прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов референдума, в случае если в адрес вышестоящей комиссии референдума не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) данной комиссии референдума, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссии или судом.
В соответствии со ст.19 Закона РТ Центризбирком образуется Верховным Советом РТ.
Данный порядок образования избирательной комиссии субъекта РФ, которая согласно п.2 ст.21 Федерального Закона при проведении референдума субъекта РФ действует в качестве комиссии референдума, не соответствует порядку, определенному Федеральным Законом. В соответствии с п.1 ст.23 Федерального Закона половина членов избирательной комиссии субъекта РФ назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, другая половина назначается исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
П.7 ст.20 Закона РТ, согласно которой Центральная избирательная комиссия референдума рассматривает заявления и жалобы на решения и действия комиссий референдума, и выносит по ним окончательное решение, ограничивает по сравнению с федеральным законодательством права граждан на судебную защиту нарушенных прав и вступает в противоречие с п.1 ст.63 Федерального Закона, предусматривающей, что решения и действия (бездействие) комиссий референдума и их должностных лиц, нарушающие право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
П.1 ст.24, ч.1 ст.27 Закона РТ к компетенции участковой комиссии референдума отнесено составление списка граждан, имеющих право участвовать в референдуме на данном участке.
Данный порядок составления списков участников референдума не соответствует пунктам 7 и 11 ст.18 Федерального Закона, согласно которым территориальная комиссия референдума составляет списки участников референдума по каждому участку референдума и передает их по акту участковым комиссиям.
Противоречащей федеральному законодательству, является ч.4 ст.26 Закона РТ, согласно которой решения и действия участковой, районной и городской комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию референдума или по выбору заинтересованного лица в суд.
Данное положение противоречит ст.63 Федерального Закона, предусматривающей право граждан обжаловать решения и действия (бездействие) комиссии референдума в суд и в вышестоящую комиссию одновременно. В этом случае, в соответствии с п.10 ст.63 Федерального Закона комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч.4 ст.26 Закона РТ решение по жалобе на действия и решения участковой, районной и городской комиссии принимаются вышестоящей комиссией или судом в течение недели с момента ее поступления, что противоречит п.11 ст.63 Федерального Закона, согласно которому решения по жалобам, поступившим в ходе подготовки референдума, принимаются в 5-дневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.
Согласно п.13 ст.18 Федерального Закона списки участников референдума предоставляются участковой комиссией для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
Указанной норме Федерального Закона противоречит ч.З ст.27 республиканского Закона, в соответствии с которой участковая комиссия предоставляет списки участников референдума для всеобщего ознакомления за 15 дней до дня референдума.
Предусмотренный ч.1 ст.29 Закона РТ срок оповещения участников референдума о времени и месте голосования также не соответствует требованиям Федерального Закона. В соответствии с указанной нормой республиканского закона участковая комиссия оповещает граждан о времени и месте голосования не позднее, чем за 15 дней до дня референдума. Согласно п.2 ст.52 Федерального Закона - не позднее 20 дней до дня голосования.
П.14 ст.18 Федерального Закона предусмотрено право граждан обращаться в участковую комиссию с заявлением о невключении его в список участников референдума, о любой ошибке или неточности в списке участников референдума. Данное заявление участковая комиссия обязана рассмотреть в течение 24 часов, а в день голосования - в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования.
В соответствии с ч.4 ст.27 республиканского закона заявление о неточностях в списках участников референдума рассматривается участковой комиссией в двухдневный срок. Решение об отклонении заявления гражданина о неточностях в списках участников референдума может быть обжаловало в суд не позднее чем за 5 дней до референдума.
Указанное положение Закона РТ противоречит п.14 ст.18 Федерального Закона, редакция которой не исключает возможности обжаловать решение участковой комиссии и в день голосования. В этом случае, вышестоящая комиссия или суд обязаны рассмотреть жалобу немедленно.
Ст.32 Закона РТ предусмотрено, что итоги подсчета голосов заносятся в протокол, составляемый в двух экземплярах.
В соответствии с п.4 ст.57 Федерального Закона протоколы всех комиссий референдума составляются в трех экземплярах.
В соответствии с п."о" ст.71 Конституции РФ уголовное законодательство находится в ведении РФ.
Согласно п.п."б" п.1 ст.5 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и субъекта РФ в пределах полномочий субъекта РФ.
Указанным положениям федерального законодательства противоречит ст.37 Закона РТ, устанавливающая уголовную ответственность за нарушение Закона РТ "О референдуме РТ".
Доводы, изложенные в письменном отзыве ГС РТ и в выступлениях представителей ГС РТ, об отсутствии в Законе "О референдуме РТ" противоречий федеральному законодательству, не нашли своего подтверждения при исследовании всех обстоятельств дела в судебном заседании и поэтому являются несостоятельными.
Руководствуясь ст.ст. 191-197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решилА:
Заявление прокурора РТ удовлетворить.
Признать статей 2, ч.1 ст.3, ч.ч.1 и 3 ст.4, ст.8, ст.11, ст.12, ч.2 ст.13, ч.2 ст.15, ч.2 ст.18, ст.19, п.7 ст.20, п.1 ст.24, п.4 ст.26, ч.ч. 1, 3, 4 ст. 27, ч.1 ст.29, ст.32, ч.2 ст.33, ст.37 Закона Республики Татарстан "О референдуме Республики Татарстан" недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд РФ в течение 10 дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 26 января 2001 г. N 3П-1-12/01
Текст решения официально опубликован не был