Зоны с льготным налогообложением на территории Российской Федерации (Выпуск 4, февраль 1996 г.)

ЗОНЫ С ЛЬГОТНЫМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕМ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


   1. Предпосылки появления зон с льготным налогообложением на территории
      РФ                                                                 
        Права Российской Федерации в сфере налоговых отношений           
        Права субъектов Федерации в сфере налоговых отношений            
        Права в сфере налоговых отношений органов местной власти         

   2. Виды зон с льготным налогообложением на территории РФ              
        Зона экономического благоприятствования "Ингушетия"              
        Зона с льготным налогообложением в Калмыкии                      
        Свободная таможенная зона                                        

   3. Развитие законодательства об офшорных зонах в РФ                   
        Центр международного бизнеса "Ингушетия"                         
        Особая экономическая зона в Калининградской области              

   4. Рекомендации по использованию  офшоров при минимизации налогообло- 
      жения                                                              

1. Предпосылки появления зон с льготным налогообложением на территории Российской Федерации


В России многие предприниматели все чаще прибегают к налоговому планированию своей деятельности. Речь идет о поисках таких вариантов, которые позволили бы в рамках действующего налогового и гражданского законодательства свести к минимуму число и размеры причитающихся к уплате налоговых платежей. При минимизации налоговых выплат предприниматели часто стремятся использовать в организации своей коммерческой деятельности фирмы, зарегистрированные в иностранных государствах, имеющих режим льготного налогообложения.

Однако зоны с льготным налогообложением существуют не только в зарубежных странах. Действующее налоговое законодательство Российской Федерации создает основы для существования на единой территории Российской Федерации различных режимов налогообложения в различных регионах. За счет разницы в количестве и размерах ставок местных налогов и сборов, взимаемых на определенной территории, организация, зарегистрированная, например, в Москве, может платить больше налогов, чем организация, зарегистрированная на Дальнем Востоке. Разница в суммах вносимых налогов может быть столь большой, что иногда говорят об офшорных зонах на территории Российской Федерации.

Предметом рассмотрения настоящей статьи является анализ причин появления на территории России зон с льготным налогообложением и рассмотрение практики их реального функционирования.

Под офшорной зоной (зоной с льготным налогообложением) здесь будет пониматься часть территории Российской Федерации, на которой в силу действующего законодательства налоговое бремя ниже, чем на остальной территории Российской Федерации.

К числу условий, способствующих появлению зон с льготным налогообложением на территории Российской Федерации, можно отнести следующие:

1) федеративное устройство России;

2) тенденция к передаче государственных функций с федерального уровня на уровень субъектов Федерации и далее на уровень органов местного самоуправления;

3) стремление органов местной власти обеспечить экономический рост своего региона через снижение налогового бремени на его территории.

Рассмотрим их подробнее. Разделение предметов ведения и полномочий между Федерацией и субъектами Федерации, между субъектами Федерации и органами местного самоуправления создает предпосылки для стремления местных органов власти к приобретению самостоятельных налоговых прав. Действительно, передача большинства вопросов для решения на местный уровень (например, вопросов здравоохранения, образования, культуры и т.д.) вызывает необходимость увеличения доходной базы местных бюджетов. Следовательно, появляется тенденция к увеличению размеров налогов, взимаемых в местные бюджеты, к увеличению числа налоговых прав местной власти.

В Российской Федерации налоговая система формируется на основе конституционных принципов федерализма, распределения власти по трем уровням, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации в области налоговых отношений.

Налоговая система России характеризуется определенным распределением налоговых прав между тремя уровнями власти.


Права Российской Федерации в сфере налоговых отношений


1. Российская Федерация определяет общие принципы налогообложения, формирует законодательство о федеральных налогах, а также создает специальное законодательство о территориях в Российской Федерации с льготным налогообложением (например, свободные экономические зоны, свободные таможенные зоны).


Права субъектов Федерации в сфере налоговых отношений


1. Право вводить дополнительные налоги без ограничения их количества и размера (право установлено п.7 указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году"). Можно спорить о законности указанного права, однако фактически регионы активно пользуются им. Очевидно, логика развития налоговой системы России приведет к отмене этого права, носящего откровенно местнический характер.

2. Право предоставлять льготы по налогообложению в пределах сумм налогов, зачисляемых, согласно законодательству России, в их бюджеты (ст.1 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ").

3. Право устанавливать ставки по налогу на имущество предприятий, лесные доходы, плату за воду (ст.20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ").

4. Право введения сбора на нужды образовательных учреждений в пределах одного процента от годового фонда оплаты труда (ст.20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ").

5. Право определять ставки по налогу на имущество физических лиц, регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, земельного налога.


Права в сфере налоговых отношений органов местной власти (органов местного самоуправления, районной (городской) администрации и т.п.)


1. Право вводить собственными нормативными актами на своей территории налоги и сборы в соответствии с перечнем и на условиях ст.21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ".

2. Право определять ставки по налогу на имущество физических лиц, регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, земельного налога.

3. Право вводить дополнительные налоги без ограничения их числа и размера (п.7 указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году").

Таким образом, наличие в соответствии с действующим законодательством налоговых прав у всех трех уровней власти неизбежно приводит к разнородному налоговому режиму на территории Российской Федерации. Налоговый режим территорий может отличаться весьма значительно. Появляются территории с льготным налогообложением, все чаще говорят об офшорных зонах на территории России.


2. Виды зон с льготным налогообложением на территории Российской Федерации


Рассмотрим зоны с льготным налогообложением, которые существуют в Российской Федерации.


Зона экономического благоприятствования "Ингушетия"


Зона экономического благоприятствования "Ингушетия" была создана в порядке эксперимента на основании постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.94 N 740 "О зоне экономического благоприятствования на территории Ингушской Республики". Указанным Постановлением Правительство Российской Федерации предоставило Совету Министров Ингушской Республики бюджетную ссуду за счет налогов, которые подлежали перечислению в федеральный бюджет. Фактически Правительство России "пожертвовало" суммой налогов, которые должны были поступить в бюджет Федерации. Постановление Правительства РФ предусмотрело функционирование зоны экономического благоприятствования сроком на один год, с1 июня 1994 г. по 1 июня 1995 г., и допускало регистрацию предприятий в количестве не более 15 тысяч.

В счет бюджетной ссуды Совет Министров Ингушской Республики освободил вновь зарегистрированные предприятия от части налогов, зачисляемых в федеральный бюджет, и от части налогов, подлежащих поступлению в бюджет Ингушетии.

Таким образом, у предпринимателей появилась реальная возможность снизить размеры налоговых платежей. Однако с самого начала организации зоны экономического благоприятствования в ее конструкцию были заложены элементы, подрывающие долгосрочное функционирование зоны.

Во-первых, неясно было, за счет каких средств предполагался возврат бюджетной ссуды, полученной Советом Министров Ингушской Республики из федерального бюджета.

Во-вторых, зона экономического благоприятствования была создана с нарушениями федерального законодательства. Так, Постановлением Совета Министров Ингушской Республики от 19.08.94 N 153 была создана специальная налоговая инспекция зоны экономического благоприятствования "Ингушетия". Создание такого налогового органа не было предусмотрено федеральным законодательством о налоговой службе и подрывало принцип единства налоговой службы Российской Федерации (см. п.1 Положения о Государственной налоговой службе России, утвержденного указом Президента РФ от 31.12.91 N 340). Права, предоставленные Советом Министров Ингушской Республики созданному им налоговому органу, не соответствовали правовому положению органов Госналогслужбы России, установленному федеральным законодательством.

В-третьих, регистрируемым в зоне экономического благоприятствования "Ингушетия" предприятиям было предложено организовывать свою хозяйственную деятельность через расчетные счета, открываемые в специально созданном коммерческом банке "БИН". Банковский кризис последнего времени показал, что не каждому банку можно доверить денежные средства. Вновь регистрируемые предприятия были вынуждены открывать расчетные счета в заведомо определенном коммерческом банке без анализа его финансового положения и надежности. Такая позиция организаций, регистрирующих офшорные юридические лица, нарушала право юридических лиц выбирать банк для ведения расчетного счета (п.1 ст.109 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.).

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ установлено, что с 1 марта 1995 года на территории России не применяется раздел III Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик

О заключении договора банковского счета см. ст. 846 ГК РФ


Против подобных нарушений федерального законодательства в зоне экономического благоприятствования "Ингушетия" выступили Минфин России и Госналогслужба России. В своем совместном письме от 08.11.94 N 110/34-2931, ВГ-6-14/420 федеральные ведомства подвергли критике нарушение федерального законодательства в этой зоне и предложили Совету Министров Ингушской Республики привести свои нормативные акты в соответствие с постановлением Правительства России от 19.06.94 N 740 "О зоне экономического благоприятствования на территории Ингушской Республики".

В итоге дело закончилось принятием постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.95 N 450 "О приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых решений Правительства РФ", отменившего предоставление бюджетной ссуды Совету Министров Ингушской Республики. Тем самым была ликвидирована возможность освобождения предприятий, зарегистрированных в зоне экономического благоприятствования, от уплаты налогов в федеральный бюджет. После принятия Постановления Правительства N 450 Ингушетия могла предоставлять налоговые льготы только в пределах сумм, зачисляемых в ее бюджет, что и предусмотрено ст.1 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ".

Казалось, что зона с льготным налогообложением в Ингушетии прекращает свое существование. Однако Правительством России было принято новое, противоположное по направленности решение, а именно: постановлением от 16.01.96 N 36 "О продлении срока функционирования зоны экономического благоприятствования "Ингушетия" принято решение выделить в 1996, 1997 г.г. Правительству Республики Ингушетия бюджетную ссуду в размере налогов и обязательных платежей, не имеющих целевого характера, уплачиваемых в федеральный бюджет образуемыми и регистрируемыми организациями в этот период на территории Республики Ингушетия, но не более 500 млрд руб. в год, за счет средств федерального бюджета на соответствующий год.

Таков опыт функционирования одной из зон с льготным налогообложением на территории Российской Федерации. Конечно, работа в этой зоне позволяет снизить размеры налоговых платежей. Однако в практической деятельности использовать зону для целей оптимизации налогообложения следует весьма осторожно. Необходимо учитывать количество нарушений федерального законодательства, допускаемых в зоне, уровень надежности коммерческих структур, через которые предлагается организовывать хозяйственную деятельность, и, наконец, политическую стабильность в льготном регионе.

Долгосрочное существование зон, подобных "Ингушетии", нельзя признать гарантированным, так как их функционирование противоречит бюджетным интересам других регионов России и самой Российской Федерации. Однако для краткосрочного снижения налоговых платежей предприятий зоны вполне могут использоваться.


Зона с льготным налогообложением в Калмыкии


В основу конструкции зоны с льготным налогообложением в Калмыкии был положен традиционный принцип иностранных офшорных юрисдикций. Принцип заключается в том, что предприятия, регистрируемые в офшорной зоне, не ведущие хозяйственной деятельности на данной территории и не использующие местные ресурсы, получают право на уплату налогов по льготным ставкам. Предоставлением налоговых льгот офшорная территория привлекает финансовый капитал и через его использование добивается экономического роста. Такая политика позволяет обеспечить достойный уровень существования небольшим государствам, не имеющим природных ресурсов, с незначительным экономическим потенциалом.

Калмыкия как субъект Российской Федерации имеет право предоставлять налоговые льготы в пределах средств, зачисляемых в ее бюджет (ст.1 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ"). Это право и было положено в основу зоны с льготным налогообложением в Калмыкии.

Таким образом, базовый принцип зоны с льготным налогообложением в Калмыкии не противоречит федеральному законодательству.

Вопросы при практическом использовании офшорной зоны в Калмыкии возникают те же самые, что и в Ингушетии: необходимо учитывать степень противоречия офшорного законодательства Калмыкии федеральному законодательству (такие противоречия всегда источник конфликтов), надежность банков в Калмыкии, через которые предполагается вести денежные операции, политическую последовательность руководства Калмыкии в поддержании офшорного режима.

При учете возможности долгосрочного налогового планирования с использованием офшорной зоны в Калмыкии следует учитывать также возможное противодействие других регионов Российской Федерации и федеральной власти, чьи бюджетные интересы затрагивает существование офшорной зоны. Так, например, Федеральный закон Российской Федерации от 25.04.95 N 64-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" ввел новый порядок уплаты налога на прибыль для предприятий с территориально обособленными структурными подразделениями, не имеющими отдельного баланса и счета в банке. Такие предприятия обязаны перечислять в бюджет субъекта Федерации, на территории которого находится обособленное подразделение, определенную долю прибыли (порядок расчета доли прибыли определен Постановлением Правительства РФ от 01.07.95 N 660). Данная мера, очевидно, направлена против офшорных территорий. К примеру, завод находится на территории соседней с Калмыкией области. Соответственно на областной бюджет ложатся расходы, связанные с загрязнением заводом окружающей среды, истощением природных ресурсов области, с оплатой образования детей работников завода, с оплатой лечения работников завода и т. д. Если завод формально сменит юридический адрес и зарегистрируется в Калмыкии, то и налоги будут платиться в бюджет Калмыкии, в то время как на бюджет Калмыкии не ложатся перечисленные расходы соседней области, связанные с функционированием филиала. Очевидно, что это несправедливо. Поэтому российский законодатель предпринимает усилия на недопущение перераспределения налоговых поступлений в пользу офшорных территорий по описанному механизму.


Свободная таможенная зона


Данный вид зоны с льготным налогообложением предусмотрен гл.12 Таможенного кодекса Российской Федерации. Свободная таможенная зона - это таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах без уплаты таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер экономической политики (лицензирования, квотирования, ценовых ограничений и других принятых в мировой практике мер регулирования внешней торговли).

Свободная таможенная зона создается на основании решения Правительства Российской Федерации и в порядке, установленном ст.76 ТК РФ.

Конкретный правовой режим свободной таможенной зоны определяется нормативным актом, на основании которого она создается. Рассмотрим в качестве примера правовой режим в части налогообложения в одной из первых свободных таможенных зон, созданных в России. Свободная таможенная зона "Шереметьево" создана на основании указа Президента Российской Федерации от 10.12.92 N 1572 "О создании зоны свободной торговли "Шереметьево". Согласно Указу, зона свободной торговли (ЗСТ) "Шереметьево" является свободной таможенной зоной, правовой режим которой определяется специальным законодательством и Положением о зоне свободной торговли, утвержденным этим Указом.

Положением предусмотрен следующий правовой режим ЗСТ "Шереметьево" в части налогообложения:

1) возможность применения таможенных и налоговых льгот в ЗСТ обусловливается тем, что товары, ввезенные или произведенные в ЗСТ, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РФ;

2) на территории ЗСТ "Шереметьево" действуют следующие льготы: - при ввозе товаров в ЗСТ из зарубежных стран и с территорий, находящихся вне таможенной территории Российской Федерации, заполнение таможенной декларации не требуется, таможенные пошлины и налоги на импорт не взимаются;

- товары, ввезенные в ЗСТ "Шереметьево" с таможенной территории России для целей строительства, оборудования и эксплуатации зданий и сооружений, а также средства связи, транспортные и иные технические средства, эксплуатируемые исключительно на территории ЗСТ, освобождаются от таможенных пошлин;

- товары, ввезенные в ЗСТ "Шереметьево" с таможенной территории России, товары (услуги, работы), произведенные на территории ЗСТ "Шереметьево", а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке товаров, предназначенных для ввоза в ЗСТ "Шереметьево", освобождаются от налога на добавленную стоимость;

- товары, ранее ввезенные на территорию ЗСТ "Шереметьево" с таможенной территории России и вывезенные обратно на таможенную территорию России, не считаются импортом и облагаются налогом на добавленную стоимость в обычном порядке;

- не взимается налог на прибыль российских и иностранных юридических лиц, полученную в качестве платы за продукцию (работы, услуги) при строительстве, реконструкции, обновлении и эксплуатации объектов, а также полученную в течение 5 лет с момента начала эксплуатации в виде платы за пользование и при купле-продаже основных производственных фондов, находящихся и эксплуатируемых исключительно на территории ЗСТ "Шереметьево";

- при определении налогооблагаемой прибыли российских и иностранных юридических лиц исключается прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, находящихся и эксплуатируемых исключительно на территории ЗСТ "Шереметьево";

- при определении прибыли иностранных юридических лиц для целей налогообложения не учитывается прибыль, полученная по внешнеторговым операциям, совершаемым исключительно от имени данного иностранного юридического лица и связанным с закупкой продукции (работ, услуг) в ЗСТ "Шереметьево", товарообменом и операциями по экспорту в Российскую Федерацию продукции (работ, услуг), при которых юридическое лицо по законодательству Российской Федерации становится собственником продукции (работ, услуг) на территории ЗСТ "Шереметьево".

Таким образом, можно говорить о свободной таможенной зоне "Шереметьево" как о зоне с льготным налогообложением. Такая зона может использоваться для минимизации налогов в случае организации предпринимательской деятельности через ее территорию и использования предоставленных законодательством о свободных таможенных зонах льгот.

Принцип, положенный в основу льготного налогообложения в ЗСТ "Шереметьево", совершенно иной, чем в Калмыкии и Ингушетии. Свободная таможенная зона образуется на базе специального федерального законодательства, на основании решения федеральной власти и в строго определенных, небольших по размеру границах. В Калмыкии и Ингушетии зона с льготным налогообложением действует на основании актов органов местной власти, при этом местная власть предоставляет налоговые льготы в пределах прав, предоставленных федеральным налоговым законодательством (в Ингушетии еще была предоставлена бюджетная ссуда). ЗСТ "Шереметьево" находится вне пределов таможенной границы РФ; зоны с льготным налогообложением в Калмыкии и Ингушетии действуют на территории РФ в пределах границ ее субъектов.


3. Развитие законодательства об офшорных зонах в Российской Федерации


Под давлением регионов федеральная власть регулярно принимает решения о создании свободных экономических зон. Приняты решения о создании свободных экономических зон в Дагестане, Находке, на Алтае, в Кабардино-Балкарии и других регионах. Однако реальное формирование свободных экономических зон сдерживается отсутствием законодательного регулирования их деятельности, принятого на федеральном уровне. До сих пор не принят Закон РФ "О свободных экономических зонах". На практике режим свободной экономической зоны в некоторых регионах зачастую сводится к режиму свободной таможенной зоны (см., например, распоряжение Правительства РФ от 07.12.94 N 1922-р "Об образовании на территории Республики Дагестан свободной экономической зоны").

Трудное развитие законодательства о свободных экономических зонах можно объяснить тем, что предоставление налоговых льгот в определенном регионе всегда затрагивает интересы бюджетов других регионов или интересы федерального бюджета. Только в том случае, если правовое регулирование свободных экономических зон получит свое развитие на законодательном уровне, предприниматели смогут использовать эти зоны с льготным налогообложением для минимизации налоговых платежей.

К сожалению, можно констатировать, что законодательная практика пошла по пути принятия специальных федеральных законов по каждой отдельной зоне, а не одного закона, посвященного принципам создания и функционирования зон с льготным налогообложением на территории РФ. Общих проблем, возникающих при создании этих зон, такой подход не решит; разрешению конфликтов, неизбежно возникающих в таких случаях между Федерацией и регионами, он также не поможет.


Центр международного бизнеса "Ингушетия"


3 февраля 1996 г. вступил в силу Федеральный закон РФ от 30.01.96 N 16-ФЗ "О центре международного бизнеса "Ингушетия" (далее - Закон). Указанным Законом в административных границах г.Назрань вводится особый налоговый, валютный и административный режим (в терминологии Закона - Центр международного бизнеса). Суть правового режима Центра на территории г.Назрань состоит в том, что нерезиденты Российской Федерации имеют право в упрощенном порядке зарегистрировать компанию международного бизнеса с правом использования льготного режима налогообложения и валютного контроля. Подчеркнем, что такое право имеют именно нерезиденты РФ - российские хозяйствующие субъекты не вправе регистрировать компании международного бизнеса.

Зарегистрированные в Центре иностранные юридические лица открывают банковские счета в банках, уполномоченных Правительством Ингушетии.

Денежные средства, поступающие на счета компаний международного бизнеса из-за пределов Российской Федерации, не подлежат обложению всеми налогами Российской Федерации (в том числе налогами Ингушетии). Уплате подлежат только регистрационный и ежегодный сборы за создание компании. Денежные средства, проходящие через банки Ингушетии, освобождаются от валютного контроля (см.ст.28 Закона).

При этом на деятельность компаний международного бизнеса наложены ограничения:

- компания международного бизнеса не имеет права вести коммерческую деятельность на территории России (включая территорию самого Центра международного бизнеса), кроме совершения сделок, необходимых для организации и обеспечения деятельности офиса компании. Следовательно, на счета компаний международного бизнеса не могут поступать денежные средства от российских резидентов;

- компания международного бизнеса имеет право формировать финансовые ресурсы только из источников вне территории Российской Федерации;

- компании международного бизнеса ведут расчеты по своим операциям только в свободно конвертируемой валюте, а рублевые расчеты производят только за счет сумм, полученных в результате обмена свободно конвертируемой валюты в уполномоченных банках.

К сожалению, уже сейчас в Законе заметны существенные пробелы, которые впоследствии могут превратиться в препятствия для нормального функционирования офшорной зоны.

Так, например, Законом о Центре международного бизнеса предусмотрено, что нерезиденты регистрируются в Центре в форме обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ (п."г" ст.27, ст.30 Закона). С другой стороны, статус компании международного бизнеса могут иметь только нерезиденты Российской Федерации (ст.14). Отсюда вытекает вопрос, смогут ли зарегистрированные в Центре общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества пользоваться льготами, предусмотренными для компаний международного бизнеса, или они будут рассматриваться в качестве российских юридических лиц.

Закон о Центре международного бизнеса предусматривает также, что компании международного бизнеса имеют секретаря - юридическое лицо, резидента Российской Федерации (ст.33 Закона). Однако в Законе не определены ни правовое положение секретаря, ни его взаимоотношения с администрацией зоны, компаниями международного бизнеса, банками и налоговыми органами, ни права и обязанности (в частности, право осуществлять коммерческую деятельность на территории РФ).

Наконец, ст.28 Закона предусматривает освобождение компаний международного бизнеса от всех налогов, за исключением регистрационного и ежегодного взносов. Однако в соответствии с п.1 постановления Верховного Совета РСФСР от 10.07.92 N 3255-1 "О некоторых вопросах налогового законодательства РФ" предоставление налоговых льгот и освобождение от налогов осуществляются только путем внесения соответствующих изменений в акты налогового права. Закон о Центре международного бизнеса актом налогового права не является. Таким образом, возможность применения на практике налоговых льгот, предусмотренных этим Законом, весьма сомнительна.

Рассматривая Федеральный закон о Центре международного бизнеса в целом, можно отметить, что им установлен совершенно новый правовой институт в РФ. Впервые на территории России появляется офшорная зона, которая должна функционировать для иностранного капитала по принципам иностранных офшорных зон - Кипра, Республики Наура, Багамских островов и т.п. Предполагается, что существование подобной зоны будет способствовать притоку иностранного капитала на территорию Ингушетии, а также возврату в Россию нелегально вывезенного капитала.

Насколько законодательным органам и Правительству РФ удастся реализовать эти планы, сказать пока трудно. Но уже сейчас можно предположить, что успех или неуспех офшорной зоны на территории г.Назрань определится двумя основными факторами:

- будет ли на практике обеспечена реальная возможность по применению налоговых льгот иностранными фирмами;

- сумеют ли уполномоченные коммерческие банки Ингушетии обеспечить сохранность доверенных им денежных средств.


Особая экономическая зона в Калининградской области


Правовой режим этой зоны с льготным налогообложением создается Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Калининградской области и Федеральным законом РФ от 22.01.96 N 13-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области" (вступил в силу 31.01.96). Названными документами предполагается ввести на территории Калининградской области таможенные льготы в виде освобождения от таможенных пошлин и других платежей товаров:

- произведенных в свободной таможенной зоне и вывозимых в другие страны;

- ввозимых в свободную таможенную зону из других стран;

- произведенных в свободной таможенной зоне и ввозимых на остальную часть Российской Федерации и Таможенного союза;

- ввозимых из других стран в свободную таможенную зону и затем вывозимых в зарубежные страны как с переработкой, так и без нее.

Анализ изложенных таможенных льгот позволяет сделать вывод о том, что законодатель допускает беспошлинный торговый оборот Калининградской области с мировым хозяйством. Освобождение названного торгового оборота от таможенных расходов и других мер регулирования внешнеторговой деятельности, очевидно, улучшит экономическое положение Калининградской области, обеспечит более низкий уровень цен на товары по сравнению со средним по России.

Законом предусмотрено, что конкретный правовой режим особой экономической зоны будет регулироваться нормативными актами, изданными на основании и в развитие Федерального закона РФ "Об особой экономической зоне в Калининградской области".

Согласно ст.10 Закона, налоговые льготы на территории зоны будут предоставляться в соответствии с действующим налоговым законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области.

Согласно ст.12 Закона, деятельность в ней иностранных банков осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании лицензий, выдаваемых в установленном порядке Центральным банком России, и на основе национального банковского режима Российской Федерации.

Согласно ст.16 Закона, перевод дивидендов и репатриация капитала иностранными инвесторами с территории особой экономической зоны осуществляются беспрепятственно в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Согласно ст.19 Закона, валютный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приведенных примеров достаточно для вывода о том, что льготный режим на территории особой экономической зоны распространяется только на часть таможенных платежей. В остальном деятельность российских и иностранных инвесторов будет регламентироваться действующим федеральным законодательством. Нормальное функционирование особой экономической зоны будет возможно только после формирования нормативной базы органами государственной власти Калининградской области в пределах предоставленной им Федеральным законом РФ "Об особой экономической зоне" компетенции.


4. Рекомендации по использованию офшоров при минимизации налогообложения


Тем предпринимателям, которые приняли решение использовать при организации своей хозяйственной деятельности юридическое лицо в офшорной зоне, помимо проведения расчетов, связанных с возможной экономией налоговых платежей, можно рекомендовать задуматься над следующими вопросами:

1) каковы расходы на регистрацию и сопровождение юридического лица в офшорной зоне? Окупаются ли эти расходы за счет экономии уплачиваемых налогов?

2) если регистрацию и так называемое сопровождение юридического лица в офшорной зоне осуществляет посредник, то какова надежность этого посредника? Насколько глубоко посредник будет посвящен в вопросы коммерческой тайны вашей деятельности?

3) как будет осуществляться управление банковским счетом (с помощью факса, модемной связи, чеками, письменными платежными поручениями и т.д.)? Обязательно ли при этом участие "сопровождающего"посредника?

4) какова надежность банка, в котором будет размещен счет офшорного юридического лица (вам могут предложить разместить счет в офшорном банке, соответственно без гарантий сохранности ваших денежных средств)? Какова вероятность одностороннего со стороны банка закрытия банковского счета вашего юридического лица (такая практика имеет место среди крупных американских и европейских банков)?

5) если управление счетом осуществляется через посредника, то какова надежность этого посредника? Будут ли денежные средства в обязательном порядке проходить через счет посредника или только через счет вашего офшора? (Очевидно, что участие в перечислении денежных средств посредника снижает надежность вашей офшорной фирмы.)

6) каковы сроки прохождения платежей через ваш офшорный счет (несколько дней, неделя, месяц...)?

7) как будет готовиться и представляться отчетность перед компетентными органами офшорной территории, а также перед налоговыми и банковскими органами РФ?

Ответы на эти вопросы вам следует получить в момент создания офшорной фирмы - они неизбежно встанут перед вами в практической работе. Однако поиск ответов на эти вопросы в процессе деятельности офшорной фирмы обязательно выльется в дополнительные расходы как минимум и в крупные убытки как максимум.

Юридические лица в офшорной зоне, как правило, создаются и в дальнейшем сопровождаются специализированными фирмами. Среди таких фирм не все реально могут оказать правовую помощь в практической работе офшорной фирмы, поскольку в их штате практически всегда отсутствуют юристы. Вы вполне можете столкнуться с представителем такой фирмы, который не знает как российского законодательства, так и законодательства территории, на которой располагается офшорная зона. "Специалисты" такого рода в состоянии получить заказ на регистрацию юридического лица, прикрываясь иностранной терминологией, но не в состоянии обеспечить правовую защиту предпринимателя.

Среди фирм, предлагающих услуги по регистрации офшорных фирм, можно встретить недобросовестных партнеров. Например, вам предложат красивый пакет документов о регистрации юридического лица, хотя реально регистрации в компетентном государственном органе не было. Банковский счет предложат открыть в офшорном банке, умалчивая о степени надежности такого банка.

Итак, при организации предпринимательской деятельности через офшорную территорию следует крайне аккуратно подойти к выбору регистрирующего и сопровождающего посредника. Вопрос выбора посредника является не второстепенным, а одним из основных.

Кроме того, хотелось бы предостеречь читателей от обычной практики предпринимателей. Практика заключается в том, что сопровождающая фирма не информирует Вас о реальной величине расходов по регистрации и сопровождении офшорной фирмы. Например, Вы подписываете договор о создании юридического лица, полагая, что открытие банковского счета входит в предмет договора. Однако потом выясняется, что на открытие счета существует специальный договор и вам следует доплатить за новую услугу. Поскольку вы уже вошли в расходы, вам ничего не остается, как продолжать нести новые расходы. Далее выясняется, что расходы на сопровождение офшора еще выше - оказывается, что не существует единой работы по сопровождению офшорных фирм, а имеет место набор услуг, каждая из которых оплачивается отдельно. Следовательно, вам будет необходимо вновь доплатить, особенно если всю работу в офшорной зоне вы можете вести только через сопровождающего посредника.

Итак, при осуществлении налогового планирования ошибки возможны не только по вопросам налогообложения, но и по вопросам регистрации и сопровождения офшоров. Ошибки могут выражаться в конфликтах с налоговыми органами, растущими расходами на сопровождение офшоров, прямыми потерями денег в сетях зарубежных и российских офшорных счетов.

Можно сказать, что использование юридических лиц, зарегистрированных в офшорных зонах, для минимизации налогов является делом, не терпящим поверхностного подхода.

В заключение следует еще раз перечислить основные выводы, полученные нами в результате проведенного анализа.

1. На территории Российской Федерации существуют легальные зоны с льготным налогообложением. Такие зоны могут и должны использоваться предпринимателями для минимизации налоговых платежей.

2. Правовой режим зон с льготным налогообложением определяется актами органов федеральной власти и местной власти. Законодательство о зонах с льготным налогообложением развивается трудно. Причина медленного развития законодательства заключается в том, что предоставление налоговых льгот всегда затрагивает интересы либо федерального бюджета, либо интересы бюджетов других регионов.

3. В связи с зачаточным состоянием законодательства о зонах с льготным налогообложением осуществление долгосрочного налогового планирования через офшоры вызывает сомнения. Однако для краткосрочного налогового планирования российские офшоры могут использоваться.

4. Выбор между российской и иностранной офшорной зоной при налоговом планировании следует осуществлять по результатам сравнения их правовых режимов (в первую очередь режима налогообложения, а также валютного и административного режима) и анализа сопутствующих условий (получения виз, расходов на регистрацию офшоров и их сопровождение, политической стабильности региона и т.д.). Иностранный офшор не всегда бывает лучше.

И. Павлов

Выпуск 4, февраль 1996 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.