ПРЕДЕЛЫ ВЕДОМСТВЕННОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ
На страницах нашего абонемента уже неоднократно поднимался вопрос о соотношении нормативных актов и иных документов, издаваемых государственными органами и регулирующих отношения, связанные с налогообложением. Несмотря на многочисленные публикации на эту тему, часть налогоплательщиков, как показывает читательская почта, не имеют достаточно четкого представления о юридической силе принимаемых, в частности органами ГНС РФ, актов, которые порой устанавливают для них дополнительные обязанности.
В общей массе налогового законодательства до сих пор велик удельный вес ведомственных актов. К ним относятся акты федеральных органов исполнительной власти - министерств и ведомств (в том числе Минфина РФ и ГНС РФ).
Ведомственные акты, как подзаконные, издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Это управленческие акты органов специальной компетенции.
Правила подготовки ведомственных нормативных актов, утвержденные Постановлением Совмина РФ от 23.07.93 N 722 во исполнение указа Президента РФ от 21.01.93 N 104 "О нормативных актах центральных органов государственного управления РФ", устанавливают, что ведомственные нормативные акты издаются во исполнение решений высших органов государственной власти и управления РФ либо по их поручению, а также по инициативе центральных органов федеральной исполнительной власти в соответствии с их компетенцией (п.2). Согласно п.3 этого же документа ведомственные нормативные акты издаются в виде приказов, постановлений, инструкций, положений соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти.
Таким образом, нормативные акты Минфина РФ и ГНС РФ должны строго соответствовать положениям законов и не выходить за рамки содержащихся в них правовых норм. В этой связи хотелось бы обратить внимание на Распоряжение Правительства РФ от 11.10.94 N 1622-р, в соответствии с которым федеральным органам исполнительной власти предписано активизировать работу по приведению изданных ими нормативных актов в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ. Установлено также, что нормативные акты федеральных органов исполнительной власти приводятся в соответствие с вновь принятыми законами РФ, правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ в течение 30 дней после вступления их в силу, если в законе или ином правовом акте не указан конкретный срок завершения этой работы. За выполнеответственность.
Приведем конкретный пример расширительного толкования норм закона ведомственным нормативным актом.
Очень часто налогоплательщика, допустившего завышение сумм НДС, принимаемого к зачету, налоговые инспекции штрафуют за "сокрытие (неучет) объекта налогообложения", ссылаясь при этом на письмо ГНС РФ от 29.10.93 N ВЗ-4-05/169н "О применении штрафных санкций за занижение (сокрытие) налога на добавленную стоимость, подлежащего взносу в бюджет" (зарегистрировано Минюстом РФ 09.11.93 N 392).
Факт регистрации Минюстом РФ этого документа вызывает полное недоумение, ибо положения письма противоречат сразу двум законам.
Во-первых, неверно трактуется подп."а" п.1 ст.13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ". Основанием финансовой ответственности налогоплательщика, нарушившего налоговое законодательство, согласно данному подпункту, является сокрытие или занижение дохода (прибыли) либо сокрытие или неучет объекта налогообложения. Никакого применения штрафных санкций "за занижение (сокрытие) налога на добавленную стоимость, подлежащего взносу в бюджет", как вытекает из названия письма, быть не может, поскольку в законе ответственность за такие действия не предусмотрена. Иными словами, ГНС РФ неправильно указывает на состав налогового правонарушения.
Во-вторых, в письме искажается смысл закона РФ "О НДС".
Согласно ст.3 Закона объектом налогообложения являются обороты по реализации на территории товаров, выполненных работ и оказанных услуг.
Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), исходя из применяемых цен и тарифов, без включения в них налога на добавленную стоимость (ст.4 Закона).
Сумма же налога, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога по материальным ресурсам, топливу, работам, услугам, стоимость которых фактически отнесена (списана) в отчетном периоде на издержки производства и обращения (п.2 ст.7 того же Закона).
Иными словами, анализ вышеприведенных норм позволяет сделать следующий вывод: завышение сумм налога, отражаемым по дебетовым оборотам счета 68 "Расчеты с бюджетом" ведет к занижению суммы налога, перечисляемой в бюджет, но никак не влияет на объект обложения НДС обороты по реализации товаров, работ, услуг.
Таким образом, оснований для взыскания с налогоплательщика штрафа за завышение сумм НДС, принимаемых к зачету при расчетах с бюджетом, не имеется (т.к. не предусмотрено действующим законодательством).
Но поскольку налог все-таки уплачивается не в полном размере, на недоплаченную сумму НДС может быть начислена пеня (на основании подп."в" п.1 ст.13 Закона о налоговой системе).
М. Воронин
Выпуск 13, май 1995 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".