170. Прошу на конкретном примере показать и прокомментировать расчет НДС, СН и суммы, остающейся в распоряжении предприятия, без учета других факторов по следующей снабженческо-сбытовой операции:
24 860 000 руб. - сумма, полученная от покупателей, в том числе НДС 4 092 181 руб., СН - 306 914 руб., продажная цена товара - 20 460 905 руб.;
20 000 000 руб. - покупная стоимость товара в случаях:
1) товар поставщика освобожден от НДС у поставщика,
2) товар импортный, закуплен за счет собственных средств (или по товарообмену), освобожден от НДС при таможенном оформлении.
1. В соответствии с новой редакцией (введена в действие с момента вступления в силу Закона РФ от 25.04.95 N 63-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость") п.3 ст.4 и п.2 ст.7 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" сумма налога, подлежащая внесению в бюджет по данной операции, независимо от вида основной деятельности предприятия определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары, и суммами налога, уплаченными поставщикам этих товаров. Поскольку по условию товар у поставщика освобожден от НДС, то уплате в бюджет в рассматриваемом случае подлежит сумма 4 092 181 руб., а остающаяся у предприятия сумма составит 299 588 руб. Бухгалтерские проводки без учета прочих условий:
Д-т счета 51 - К-т счета 46 - 24 860 000;
Д-т счета 46 - К-т счета 68/НДС - 4 092 181 (см. п.20 инструкции Госналогслужбы РФ от 09.12.91 N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" в редакции от 31.05.95, а после 23 ноября 1995 г. - п.19 Инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39);
Д-т счета 46 - К-т счета 68/СН - 306 914;
Д-т счета 46 - К-т счета 41 - 20 000 000;
Д-т счета 46 - К-т счета 80 - 460 905;
Д-т счета 81 - К-т счета 68 - 161 317 (ставка налога на прибыль 35%);
Д-т счета 80 - К-т счета 81 - 161 317; Д-т счета 80 - К-т счета 88 -
299 588.
2. До вступления в силу положений Инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 порядок исчисления НДС предприятиями в данной ситуации нельзя назвать однозначно урегулированным. Следует обратить внимание налогоплательщиков, что в настоящее время налоговые органы все чаще занимают позицию, согласно которой предприятиям, завозящим на территорию РФ товары, освобожденные от НДС при таможенном оформлении, не следовало вообще руководствоваться при исчислении НДС согласованным с Госналогслужбой РФ письмом Минфина РФ и Роскомцен от 31.05.93 N 66, 0117/752-06 "О порядке учета НДС и акцизов при формировании цен на импортные товары (продукцию)" (изданным в связи с изменениями в налоговом законодательстве, в установленном порядке зарегистрированным в Минюсте РФ 03.06.93 N 271 и опубликованном в газете "Российские вести", 1993, N 114) ввиду недостаточной компетенции перечисленных органов в части издания нормативных актов по вопросам налогового законодательства (см. ст.25 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ"). В таком случае предприятиям с 28 апреля 1995 г. было необходимо по снабженческо-сбытовым операциям начислять к уплате в бюджет весь полученный от покупателей НДС на основании пп. 20, 47 Инструкции Госналогслужбы РФ от 09.12.91 N 1 (в редакции от 31.05.95) с зачетом сумм НДС по материальным ресурсам, относимым на издержки обращения. Такая позиция представляется, на наш взгляд, достаточно спорной. Тем более что п.18 новой Инструкции Госналогслужбы РФ N 39 закреплен порядок, практически дословно повторяющий положения письма Минфина РФ и Роскомцен от 31.05.93 N 66. В соответствии с положениями этого нормативного акта в случае освобождения импортных товаров от НДС при таможенном оформлении сумма налога, подлежащая взносу в бюджет, должна исчисляться по установленной ставке к продажной цене, уменьшенной на величину таможенной стоимости, таможенной пошлины, сбора за таможенное оформление и суммой налога, относящейся к расходам по приобретению товара.
Таким образом, в настоящее время для данной ситуации определен особый, отличный от общеустановленного порядок формирования налогооблагаемой базы для исчисления НДС и СН, а следовательно, подлежащие уплате в бюджет суммы рассматриваемых налогов в подобной ситуации будут иные. Согласно логике Закона, именно эти суммы должны быть отражены в расчетах с покупателем (в договоре и в расчетных документах). Соответственно изменится и продажная цена товара. В примере с заданными условиями покупной и продажной цены она составит 24 000 000 руб., НДС - 800 000 руб., СН - 60 000 руб. Бухгалтерские проводки без учета прочих условий:
Д-т счета 51 - К-т счета 46 - 24 860 000;
Д-т счета 46 - К-т счета 68/НДС - 800 000 (24 000 000 - 20 000 000) х 20%;
Д-т счета 46 - К-т счета 68/СН - 60 000 (24 000 000 - 20 000 000) х 1,5%;
Д-т счета 46 - К-т счета 41 - 20 000 000 (допустим, что в покупную цену по условиям включены таможенные пошлины и сборы);
Д-т счета 46 - К-т счета 80 - 4 000 000;
Д-т счета 81 - К-т счета 68 - 1 400 000; Д-т счета 80 - К-т счета 81
- 1 400 000;
Д-т счета 80 - К-т счета 88 - 2 600 000.
Необходимо отметить, что на основании п.18 Инструкции ГНС РФ N 1 или п.17 Инструкции ГНС РФ N 39 вышеизложенное не относится к товарам, ввозимым на территорию РФ из стран - участников СНГ.
Как видно из приведенного примера, изменение порядка расчета причитающихся к уплате в бюджет сумм НДС, вызванное различным порядком приобретения предназначенных для продажи товаров, приводит к резкому уменьшению подлежащих к уплате в бюджет сумм косвенных налогов (НДС, СН) и соответственно увеличению размера остающихся в распоряжении предприятия средств от проведения рассматриваемой операции.
Следует заметить, что для предприятий до 28 апреля 1995 г. (вступления в силу Федерального закона РФ N 63-ФЗ) такой зависимости от источника приобретения товара при его реализации по цене выше цены покупки не существовало, поскольку ранее установленным порядком в рассматриваемой ситуации в обоих случаях предписывалось исчислять суммы причитающихся к уплате в бюджет налогов по расчетным ставкам с их валового дохода (разницей между покупной и продажной ценой, включающей НДС и СН; см. п.3 ст.4 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", в редакции от 06.12.94).
При этом введение нового порядка исчисления НДС при снабженческо-сбытовых операциях сопровождалось значительным сокращением освобожденных от уплаты НДС при таможенном оформлении товаров (см. п.2 Федерального закона РФ от 25.04.95 N 63-ФЗ). В результате в настоящее время в более выгодных условиях оказалась только небольшая группа предприятий, имеющих в остатках товары, которые были освобождены от уплаты НДС при ввозе их на территорию РФ до 28 апреля 1995 г. По товарам, ввезенным после рассматриваемого срока, предложенная в варианте 2 ситуация не возникает, поскольку, согласно нормам последней редакции Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", все освобождаемые при таможенном оформлении товары освобождаются от уплаты НДС и СН и при их реализации дальнейшим потребителям.
О. Лапина
Выпуск 4, февраль 1996 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".