Производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: некоторые вопросы лицензирования и налогообложения (В.Л.Плаксин, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 33, август 1999 г.)

Производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:
некоторые вопросы лицензирования и налогообложения


В п. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.11.95 г. N 171-ФЗ (в редакции от 7.01.99 г. N 18-ФЗ) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) установлены правовые основы промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации. Данный закон относится согласно Общеправовому классификатору отраслей законодательства, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.12.93 г. N 2171, к законодательству о предприятиях и предпринимательской деятельности. Статьей 1 Федерального закона от 8.01.98 г. N 5-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" (далее - Закон N 5-ФЗ) определены порядок и размер взимания сбора за выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. Следовательно, Закон N 5-ФЗ относится к законодательству о налогах и сборах. Таким образом, указанные федеральные законы регулируют различные по своему содержанию общественные отношения и каждый из них не содержит правовых норм, которые изменяют или отменяют действие другого.

Основной вопрос, возникающий в связи с применением норм данных законов, - о необходимости уплаты лицензионного сбора в случае осуществления лицензируемой деятельности на нескольких территориально обособленных объектах - должен однозначно решаться в соответствии с положениями шестого абзаца ст. 4 Закона N 5-ФЗ, т.е. налогоплательщики обязаны уплачивать сбор отдельно за право на осуществление деятельности на каждом объекте.

Представляет интерес вопрос о действии лицензий на оборот алкогольной продукции, выданных до внесения изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции".

Закон N 18-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" не устанавливает, что его действие распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу, поэтому лицензии, выданные ранее, действуют до истечения их срока, причем речь идет лишь о тех видах алкогольной продукции, которые указаны в лицензии. Организации, имеющие лицензии, выданные до вступления в силу Закона N 18-ФЗ, уплачивают сбор отдельно по каждому виду алкогольной продукции, указанному в лицензии.

Поскольку Законом N 5-ФЗ предусматривается, что выдаются отдельные лицензии на право закупки, хранения и оптовой продажи алкогольной продукции по каждому виду, а вступившим позднее в силу Законом N 18-ФЗ установлено, что выдается единая лицензия на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, то сбор за выдачу лицензии взимается в соответствии с Законом N 18-ФЗ, т.е. в однократном размере за всю алкогольную продукцию.

Действующими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрен порядок переоформления организациями лицензий, полученных ими до 19.01.99 г., в целях приведения их в соответствие с положениями новой редакции Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Лицензии, выданные до 19.01.99 г., действуют до истечения срока их действия. В том случае, если организация заинтересована в получении лицензий, которые предусмотрены Законом N 18-ФЗ, необходимо подать документы на получение лицензий в соответствии с порядком, установленным данным законом, с одновременной подачей в орган, выдавший лицензию, заявления о прекращении действия ранее полученной лицензии.

Еще одна проблема, возникающая в ходе реализации положений указанных федеральных законов, - соотношение понятий "структурные подразделения" (используемого в тексте Федерального закона N 171-ФЗ (в редакции от 7.01.99 г. N 18-ФЗ) и "территориально обособленные объекты" (используемого в тексте Закона N 5-ФЗ). Согласно первому закону под структурными подразделениями следует понимать самостоятельные подразделения, входящие в структуру данного юридического лица, выполняющие функции управления деятельностью юридического лица, обеспечения его деятельности, представительства интересов данного юридического лица, их защиты и т. п., не являющиеся самостоятельными юридическими лицами (например, склад). В соответствии с п. 6 Положения о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9.07.98 г. N 727, под термином "территориально обособленный объект" следует понимать объект (производство, склад), осуществляющий лицензируемый вид деятельности и находящийся по адресу, отличающемуся от адреса других объектов, входящих в состав данной организации. Такое определение территориально обособленного объекта действовало до вступления в силу Федерального закона от 9.07.99 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", дополнивший пункт 2 статьи 11 следующим определением: "обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца".

В том случае, когда юридическое лицо имеет лицензию, выданную уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (федеральную лицензию), ее действие распространяется на всю территорию Российской Федерации; лицензии, выданные органом государственной власти, определенным законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, действуют в пределах территории данного субъекта или также на территориях других субъектов Российской Федерации, с которыми данный субъект, выдавший лицензии, имеет соответствующие соглашения (п. 1 ст. 18 Федерального закона N 171-ФЗ (в редакции от 7.01.99 г. N 18-ФЗ). Таким образом, если юридическое лицо действует на основании лицензии, выданной уполномоченным органом одного субъекта Российской Федерации, а его структурное подразделение осуществляет лицензируемую деятельность на территории другого субъекта Российской Федерации, с которым у первого субъекта нет соответствующего соглашения, данному юридическому лицу необходимо получить лицензию в соответствующих лицензионных органах второго субъекта Российской Федерации.

Многих налогоплательщиков интересует вопрос о необходимости уплаты лицензионных сборов при изменении организационно-правовой формы юридического лица. В соответствии с п. 8 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ (в редакции от 7.01.99 г. N 18-ФЗ) в случае реорганизации, изменения наименования организации или утраты лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организация обязана в пятнадцатидневный срок подать заявление о переоформлении лицензии. Переоформление лицензии проводится в порядке, установленном для ее получения. В соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации указание на организационно-правовую форму является составной частью фирменного наименования юридического лица. По этой причине в случае изменения организационно-правовой формы юридическое лицо обязано переоформить имеющуюся лицензию. В соответствии со ст. 4 Закона N 5-ФЗ при переоформлении лицензии взимается плата в размере, предусмотренном для выдачи новой лицензии.

Другой вопрос, на котором хотелось бы остановиться, - это действие постановления Правительства Российской Федерации от 9.07.98 г. N 727 "О лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции". По общему правилу, закрепленному в части 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Таким образом, те положения данного постановления Правительства Российской Федерации, которые вступают в противоречие с нормами Федерального закона от 22.11.95 г. N 171-ФЗ (в редакции от 7.01.99 г. N 18-ФЗ), не обладают юридической силой. В связи с этим вопрос о таком основании для аннулирования лицензии, как осуществление расчетов между организациями через третьих лиц, путем взаимозачетов и других форм расчетов, минуя расчетные счета, указанные в заявлении, теряет актуальность. Однако следует отметить следующее.

В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки организаций, имеющих задолженность по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, предусматривающие осуществление расчетов через счета третьих лиц и нарушающие порядок расчетов, установленный для предприятий-недоимщиков п. 6 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 г. N 1212 (в ред. от 30.10.98 г.) "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения", являются ничтожными как несоответствующие закону или иным правовым актам. Таким образом, налоговые органы вправе подать в суд иск о применении последствий недействительности ничтожной сделки.

Что касается порядка расчетов между организациями за поставляемую продукцию, то можно сделать следующие выводы. В соответствии с частью 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Таким образом, поскольку Федеральный закон N 171-ФЗ (в редакции от 7.01.99 г. N 18-ФЗ) не регулирует порядок расчетов между организациями, применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.

Однако в том случае, если осуществление расчетов между организациями, имеющими лицензии на производство и оборот алкогольной продукции, не соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 г. N 1212, такие сделки признаются ничтожными на основании ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Много вопросов вызывает возможность переуступки прав требования по сделке, предметом которой является этиловый спирт или алкогольная продукция, одним юридическим лицом другому.

Алкогольная продукция относится к числу ограниченно оборотоспособных объектов гражданских прав по смыслу ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона N 171-ФЗ (в редакции от 7.01.99 г. N 18-ФЗ) ее производство и оборот возможны только при наличии у юридического лица соответствующей лицензии. Таким образом, после получения организацией лицензии на производство и оборот алкогольной продукции существенным элементом, характеризующим ее правовой статус, становится возможность осуществлять производство и (или) оборот алкогольной продукции с приобретением соответствующих прав и обязанностей. Согласно ст. 383 Гражданского кодекса Российской Федерации переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, не допускается.

Ввиду изложенного право организации, имеющей лицензию на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, переуступать свои права требования к собственным контрагентам другим организациям независимо от наличия или отсутствия у последних лицензий не представляется неоспоримым.

Немало вопросов вызывает предусмотренная Федеральным законом N 171-ФЗ (в редакции от 7.01.99 г. N 18-ФЗ) процедура получения лицензий на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также приостановления их действия и аннулирования, в частности, когда речь идет о необходимости своевременной и полной уплаты налогов и сборов соискателями лицензий и предприятиями-лицензиатами.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ (в редакции от 7.01.99 г. N 18-ФЗ) для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, организацией (заявителем) в лицензирующий орган представляется (в числе прочих документов) справка налогового органа об отсутствии у заявителя просроченной задолженности по уплате налогов и сборов. В случае отсутствия такой справки вопрос о выдаче лицензии на производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не может быть решен положительно. Очень часто споры возникают в связи с тем, что территориальные налоговые органы отказываются выдавать налогоплательщикам справки об отсутствии просроченной задолженности по налогам и сборам, ссылаясь на то, что, несмотря на представление в банк платежных поручений на уплату налогов или сборов, деньги на бюджетные счета не поступили. Согласно п. 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. В случае отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика его аргументы по поводу того, что им представлен в банк вексель того же банка для погашения имеющейся задолженности по налогам и сборам, не могут быть приняты во внимание, поскольку сам по себе акцепт векселя к платежу не обязательно влечет за собой зачисление денежных средств на счет налогоплательщика и их последующее перечисление в соответствующий бюджет.

В соответствии с п. 8 Указа Президента Российской Федерации N 1212 выполнение банком или иной кредитной организацией поручений клиентов на перечисление платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды осуществляется только с корреспондентского счета банка или иной кредитной организации в расчетно-кассовом центре Центрального банка Российской Федерации на счета финансовых органов, налоговых органов, органов федерального казначейства, федеральных внебюджетных фондов по учету доходов и средств бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации. Отсутствие денежных средств на корреспондентском счете банка или иной кредитной организации служит индикатором того, что задолженность юридического лица по налогам или сборам не может быть погашена в установленный законом срок.

Таким образом, когда организации используют в целях получения справок об отсутствии просроченной задолженности по налогам и сборам какие-либо схемы (включая использование неденежных форм расчетов), подобные факты могут повлечь за собой проведение расследования и в случае обнаружения нарушений требований законодательства вызвать неблагоприятные последствия в отношении виновных лиц. Другая проблема, возникающая в этой связи, - правомерность приостановления действия лицензий за неуплату или несвоевременную уплату налогов и сборов. В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена налогоплательщиком в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 1 и 2 ст. 69 Налогового кодекса требованием об уплате налога признается адресованное налогоплательщику или иному обязанному лицу письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику или иному обязанному лицу при наличии у них неисполненной обязанности по уплате налога.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ (в редакции от 7.01.99 г. N 18-ФЗ) действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть приостановлено решением лицензирующего органа (а МНС России наделено полномочиями по лицензированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Федерального закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции в случае невыполнения организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии.

Много проблем возникает в ходе самого процесса осуществления лицензируемых видов деятельности. В частности, это вопрос о необходимости наличия лицензий на импорт виноматериалов. Обоснованной представляется следующая позиция. В соответствии с абзацем 7 ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ (в редакции от 7.01.99 г. N 18-ФЗ) под спиртосодержащей пищевой продукцией понимается пищевая продукция (в том числе любые растворы, эмульсии, суспензии и другие виды пищевой продукции, за исключением алкогольной продукции), изготовленная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции. Определение понятия виноматериалов, также приведенное в ст. 2 данного Федерального закона, позволяет сделать вывод о том, что виноматериалы подпадают под определение спиртосодержащей пищевой продукции.

Согласно п. 2 ст. 18 указанного Федерального закона лицензированию подлежат импорт, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. Таким образом, получив лицензию, организация имеет право закупить по импорту, хранить и в дальнейшем поставлять полученную по импорту спиртосодержащую пищевую продукцию (включая виноматериалы). Данная лицензия предусматривается для предприятий, осуществляющих оптовую торговлю.

В том случае, если организация импортирует виноматериалы исключительно для производства собственной алкогольной продукции без осуществления их вторичного оборота, имея при этом лицензию на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции, нет необходимости получать лицензию на импорт, хранение и поставки спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалов).

Другая проблема - экспорт этилового спирта предприятиями-производителями (импорт этилового спирта запрещен до 1 января 2002 г. Федеральным законом от 31.03.99 г. N 61-ФЗ). В соответствии с пп. 1, 3 ст. 18 Федерального закона N 171-ФЗ (в редакции от 7.01.99 г. N 18-ФЗ) организации - производители этилового спирта обязаны иметь лицензию на его производство и последующий оборот. Согласно ст. 2 этого Федерального закона под оборотом понимаются закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.

Пунктом 4 ст. 9 указанного Федерального закона предусмотрено, что экспорт и импорт этилового спирта осуществляются только унитарными предприятиями или хозяйственными обществами, в которых государству принадлежит не менее 51% акций и которые имеют соответствующие лицензии на осуществление такой деятельности. В данном случае к числу лицензий, позволяющих осуществлять экспорт этилового спирта, относится лицензия на "закупку, хранение и экспорт этилового спирта".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6.10.98 г. N 1159 "Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" установлено, что поставка этилового спирта, произведенного из любых видов сырья, осуществляется по специальным разрешениям, а экспорт и импорт этилового спирта - организациями, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Ввиду изложенного хозяйственное общество, в уставном капитале которого государству принадлежит не менее 51% акций (долей), имеющее лицензию на производство, хранение и поставки этилового спирта, вправе осуществлять поставки произведенного этилового спирта на экспорт при наличии соответствующих разрешительных документов.

В заключение хотелось бы остановиться на вопросах лицензирования деятельности по производству и обороту спиртосодержащей непищевой продукции.

В соответствии с положениями абзаца 9 п. 2 ст. 18 Федерального закона N 171-ФЗ (в редакции от 7.01.99 г. N 18-ФЗ) лицензированию подлежат производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции. Следуя букве закона, можно сделать вывод об отсутствии необходимости в получении лицензии организациями, осуществляющими оборот данной продукции. В соответствии с п. 9 ст. 18 указанного Федерального закона лицензии на осуществление деятельности по производству, хранению и поставкам спиртосодержащей непищевой продукции выдаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данный порядок пока не утвержден. Однако проект соответствующего постановления Правительства Российской Федерации уже подготовлен и прошел согласование в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти.


В.Л. Плаксин,

государственный налоговый инспектор I ранга



Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"


Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"


Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.

Регистрационное свидетельство N 012947

Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3

Телефон +7 (499) 166 03 71

http://fingazeta.ru/

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.