В условиях рыночной экономики увеличивается число бюджетных учреждений, занимающихся предпринимательской деятельностью. К бюджетным учреждениям относятся организации, созданные государственными органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые полностью или частично из соответствующего бюджета согласно смете расходов или смете доходов и расходов учреждения. Бюджетные учреждения относятся к одной из разновидностей организаций некоммерческого характера, которые в соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Бюджетные организации составляют сметы доходов и расходов в порядке, установленном Минфином России, в соответствии с Бюджетной классификацией Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 1998 г. приказами Минфина России от 6.01.98 г. N 1н и 3.06.98 г. N 22н. Исполнение смет доходов и расходов бюджетными организациями как за счет средств бюджета, так и от предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Бюджетной классификацией Российской Федерации.
Основным нормативным документом, регламентирующим единые принципы и правила ведения и организации бухгалтерского учета во всех организациях (в том числе бюджетных) независимо от их организационно-правовой формы и осуществляющих свою деятельность в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.96 г. N 129-ФЗ (ред. от 23.07.98 г.) "О бухгалтерском учете". Занятие предпринимательской деятельностью заставляет руководителей, бухгалтеров, экономистов бюджетных учреждений обращаться к законодательному материалу, регламентирующему порядок налогообложения прибыли. Знание льгот по налогу на прибыль, порядок их применения позволят руководителям правильно выбрать направления своих усилий в производстве, в оказании платных услуг, экономистам - рассчитать эффективность, бухгалтерам - адекватно учесть результаты хозяйственной деятельности. Налогообложение превышения доходов над расходами (прибыли) бюджетных организаций осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений), инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", а также инструкции Госналогслужбы России от 20.08.98 г. N 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы".
Инструкция Госналогслужбы России издана взамен писем Минфина России и Госналогслужбы России от 28.10.92 г. N 100/ВГ-6-01/385 "Об исчислении и уплате в бюджет налога на прибыль бюджетными учреждениями и порядке представления отчетности в налоговые органы" и от 9.09.93 г. N 108/HП4-01/139н "О дополнении и изменении письма Министерства финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации "Об исчислении и уплате в бюджет налога на прибыль бюджетными учреждениями и о порядке представления отчетности в налоговые органы" от 28.10.92 г. N 100/ВГ-6-01/385.
Цель настоящей Инструкции - выделить особенности:
определения налогооблагаемой базы бюджетных организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, переведенных на новые условия хозяйствования и не переведенных на новые условия, а также финансируемых за счет средств федерального бюджета и за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
налогообложения других доходов, получаемых бюджетными организациями, в том числе от реализации основных средств и иного имущества, доходов от внереализационных операций (от сдачи имущества в аренду, доходов от вложения свободных внебюджетных денежных средств на депозитные счета и других операций).
В части определения доходов от сдачи имущества в аренду следует иметь в виду, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику, т.е. Мингосимуществу, а также лицу, которому законом или собственником разрешено сдавать имущество в аренду. Так, в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.92 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13.01.96 г. N 12-ФЗ) за образовательным учреждением закреплено право с согласия собственника использовать закрепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода. Образовательное учреждение при заключении договоров имеет право выступать в роли арендодателя и распоряжаться арендной платой, при этом согласие собственника при заключении договоров аренды обязательно. Порядок расчетов по уплате арендной платы, при сдаче в аренду комитетами по управлению имуществом объектов недвижимости и других основных фондов изложен в письме Минфина России и Госналогслужбы России от 8.12.93 г. N 143/ЮУ-4-15/194н (приложение N 3).
В Инструкции рассмотрены доходы, не учитываемые при налогообложении бюджетных организаций, порядок применения льгот по налогу на прибыль, а также вопросы, касающиеся порядка и сроков уплаты налога на прибыль и порядка представления отчетности в налоговые органы.
Инструкция вводится в действие с 1 октября 1998 г.
Е. Андреева,
советник налоговой службы I ранга
С. Закатова,
советник налоговой службы I ранга
"Финансовая газета" N 39, сентябрь 1998 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71
http://fingazeta.ru/