В соответствии со ст.24 Федерального закона N 143-ФЗ в случае неисполнения в течение пятнадцати дней с момента вступления в силу постановления о наложении административного взыскания оно направляется судебному приставу-исполнителю для принятия мер, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве.
Однако требования данной статьи противоречат решениям Конституционного суда Российской Федерации, в соответствии с которыми бесспорный порядок взыскания с юридических лиц сумм финансовых санкций признан неконституционным. Должны ли налоговые органы при взыскании сумм штрафов, налагаемых в соответствии с Федеральным законом N 143-ФЗ, обращаться в арбитражные суды в исковом порядке?
В соответствии со ст.24 Федерального закона N 143-ФЗ в случае, если организация, в отношении которой вынесено постановление о наложении административного взыскания, предусмотренного данным Федеральным законом, добровольно не исполнило его в пятнадцатидневный срок (ст.285 КоАП РСФСР), данное постановление направляется вынесшим его судьей или должностным лицом судебному приставу-исполнителю для принятия мер, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве.
При этом речь не идет о бесспорном списании средств со счетов плательщика штрафа.
Данная правовая норма обязывает налоговые органы направлять постановление об административном правонарушении судебному приставу-исполнителю для взыскания наложенного административного штрафа при обязательном соблюдении процедуры обжалования в случае несогласия плательщика штрафа с вынесенным постановлением.
На основании ст.23 названного Федерального закона общий порядок обжалования и опротестования постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, определяется нормами главы 22 КоАП РСФСР.
Таким образом, для соблюдения прав плательщика штрафа на обжалование постановления об административном правонарушении следует руководствоваться нормами указанного раздела КоАП РСФСР, в главе 22 которого закреплены право на обжалование в установленном порядке и непосредственно сроки обжалования.
При этом необходимо учитывать, что согласно ст.270 названного Кодекса подача в установленный срок жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания до рассмотрения жалобы.
Учитывая изложенное, постановление об административном правонарушении при обжаловании не может быть направлено судебному приставу-исполнителю.
В том случае, если в удовлетворении жалобы в установленном порядке было отказано, постановление об административном правонарушении передается для исполнения судебному приставу-исполнителю.
При поступлении постановления к судебному приставу-исполнителю начинают действовать нормы законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, которое в соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" состоит из настоящего Федерального закона, федерального закона о судебных приставах и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов.
В соответствии с п.6 ст.7 указанного Федерального закона постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, являются исполнительными документами, которые могут быть предъявлены к исполнению на основании пп.5 п.1 ст.14 названного Федерального закона в течение трех месяцев.
Руководствуясь нормами ст.9 данного Федерального закона, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа, в случае соблюдения установленных действующим законодательством процедур обжалования, выносит постановление о возбуждении исполнительного производства и устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока.
При этом постановление о возбуждении исполнительного производства может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок.
Порядок бесспорного взыскания штрафов действительно неоднократно являлся предметом рассмотрения Конституционного суда Российской Федерации.
Так, в постановлении от 17.12.96 N 20-П по делу о проверке конституционности подпунктов 2 и 3 части первой ст.11 Закона Российской Федерации от 24.06.93 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" КС РФ признал положение о взыскании с юридических лиц без их согласия, то есть при возражениях против указанных взысканий, сумм штрафов и иных санкций в бесспорном порядке не соответствующим Конституции Российской Федерации.
Аналогичные разъяснения по указанной проблеме отражены и в других решениях КС РФ (Определение от 04.03.99 N 50-0, Определение от 14.01.2000 N 4-0).
Указанные решения Конституционного суда Российской Федерации признают неконституционным осуществление процедуры бесспорного взыскания наложенных штрафов лишь в случае несогласия плательщика штрафа с наложенным взысканием.
Таким образом, налоговые органы в рассматриваемой ситуации не осуществляют бесспорного взыскания сумм наложенных штрафов и в случае соблюдения установленных действующим законодательством процедур обжалования вправе передавать постановления об административных правонарушениях судебным приставам-исполнителям.
Т.Ю.Троицкая,
советник налоговой службы II ранга
А.А.Русанов
1 августа 2000 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99
www.rnk.ru