Дело N 2-253/ 2012 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 июня 2012 г. п. Большая Мурта
Большемуртинский районный федеральный суд Красноярского края в составе судьи Кузнецовой Е.Ф., с участием
представителя Управления социальной защиты населения администрации Большемуртинского района Стукалова В.В.,
при секретаре Шах Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Казенного В. П. к Управлению социальной защиты населения администрации Большемуртинского района Красноярского края об увеличении размера ежегодной компенсационной выплаты по возмещению вреда здоровью и взыскании задолженности по невыплаченным суммам,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель Казенный В.П. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения администрации Большемуртинского района Красноярского края об увеличении размера ежегодной компенсационной выплаты по возмещению вреда здоровью и взыскании задолженности по невыплаченным суммам.
Свои исковые требования он обосновывает тем, что является инвалидом 3 группы ( в исковом заявлении ошибочно указано 2 группа) по увечью, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС, на основании справки МСЭ -2006 N ФГУ "ГБ МСЭ по Красноярскому краю" Филиал N от ДД.ММ.ГГГГ (Приложение N2), удостоверение серии А N от ДД.ММ.ГГГГ и имеет право на получение ежегодной компенсации за вред здоровью в соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС".
Согласно вышеназванной правовой нормы ежегодная выплата денежной компенсации возмещения вреда здоровью осуществляется в размере: инвалидам 1 и 2 группы - пятикратной, а инвалидам 3 группы - четырехкратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда, а с 1 января 2001 года - в размере соответственно 500 и 400 рублей.
Частью 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" (в редакции федерального закона от 24 ноября 1995 года N179-ФЗ) предусмотрено: увеличение данных выплат ежегодно осуществляется пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с действующим законодательством ежегодные суммы должны были быть проиндексированы с 1 июля 2000 года с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда, равного 1,581 (Статья 1 ФЗ от 19 июня 2000 года N82-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда"), а с 1 января 2001 года с учетом коэффициента равного 1,515 (Статья 1 ФЗ от 19 июня 2000 года N82-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда"). Увеличение выплат с применением этих величин МРОТ ему проиндексировано не было.
Часть третья статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года N31-Ф3) предусматривает ежегодную индексацию размера денежной компенсации (выплаты в возмещение вреда здоровью) исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При этом в силу статьи 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N31-Ф3, придавшей обратную силу нормам о ежегодной индексации ежемесячных денежных сумм исходя из уровня инфляции, размер такой компенсации индексируется с 19 июня 2002 года, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" и Федеральным законом от 24 декабря 2002 года N17б-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год".
Между тем Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 октября 2005 г. N364-0 указал, что, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 29 мая 2004 г. суды должны исходить из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы.
До 29 мая 2004 года предусматривалась ежегодная индексация возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (часть третья статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N5-ФЗ в прежней редакции). При этом до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе были принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N11-П).
Следовательно, при исчислении возмещения вреда здоровью базовый размер указанной компенсационной выплаты, мог быть увеличен на ежегодные индексы роста величины прожиточного минимума для населения, проживающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с 1 января 2002 года - в 1,289 раза, с 1 января 2003 года - в 1,207 раза, с 1 января 2004 года - в 1,295 раза.
После 29 мая 2004 года законодателем был введен иной критерий индексации ежемесячной денежной компенсации, в соответствии с которым указанная компенсационная выплата должна ежегодно индексироваться исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год (Федеральный закон от 26 апреля 2004 года N31-Ф3).
В связи с чем, так же просит проиндексировать его выплаты за
2005 года -
в 1,11 раза, 2006 года - в 1,09 раза, 2007 г. - в 1,08 раза, 2008 года - в 1,085 раза, 2009 года - в 1,13, 2010 года в 1,1, 2011 -1,065, 2012-1,06 (постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N847, постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая N292, постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 года N163, постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 года N246, постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 года N143, постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N171, постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 года N914, постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 года N181, постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2008 года N655, постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2009 года N545, постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 209 года N 1024, постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2010 года N1079).
Исходя из текста постановления Конституционного суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N11-П в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежащего индексации в таком порядке так же входили и другие ежегодные и ежемесячные выплаты, предусмотренные законом Российской Федерации N1244-1 "О социальной защите граждан подвергшихся радиации на Чернобыльской АЭС", за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами.
Выплата ежегодной денежной компенсации по возмещению вреда здоровью предусмотрена статьей 39 базового закона, индексация данной выплаты другими законами не предусмотрена, а поэтому ежегодная денежная компенсация возмещения вреда здоровью подлежит индексации наряду с иными выплатами, входящими в объем возмещения вреда, предусмотренными данным законом.
Как видно из справки, предоставленной Управлением социальной защиты населения администрации Большемуртинского района размер ежегодной компенсационной выплат возмещения вреда здоровью составляет:
1. 2000г.-0 рублей.
2. 2001, 2002,2003, 2004 г.г.-400 рублей.
3. 2005г.-475,20 рублей.
4. 2006г.-525,14 рублей.
5. 2007г.-574,95 рублей.
6. 2008г.-635,32 рублей.
7. 2009г.-717,91 рублей.
8. 2010г.-789,70 рублей.
9. 2011г.-841,03 рублей.
Всего выплачено: 6493,21 рублей
В соответствии с действующим законодательством выплаты должны составлять:
1. 2000г. - 527,99 (83,49x4x1,581)
2. 2001r.-527,99xl,515=799,90
3. 2002г.-799/90х1,89=1031,07
4. 2003г.-1031,07х1,207=1244,50
5. 2004 г.-1244,50х1,295=1611,бЗ
6. 2005г.-1611,63х1,11=1788,91
7. 200бг.-1788,91Х1,09=1949,91
8. 2007г.-1949,91х1,08=2105,90
9. 2008г.-2105,90х1,105=2327,02
10. 2009г.-2327,02х1,13=2629,53
11. 2010г.-2629,53х1,1=2892,48
12. 2011г.-2892,48x1,065=3080,49
Всего:21989,33 рублей
Таким образом, за период с 2000 года по 2011 год задолженность составляет 21785,28-6493,21=15292,07 рублей.
Ежегодная денежная компенсация за вред здоровью а 2012 год составит 3080,49x1,06=3265,32 рублей.
(Исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", осуществить с 1 января 2012 г. индексацию с применением коэффициента 1,06)
Порядок и правила выплаты ежегодной денежной компенсации возмещения вреда здоровью закреплены Постановлением правительства РФ N 907 от 31.12.2004 года.
Согласно Правилам, утвержденным указанным постановлением финансовое обеспечение расходных обязательств РФ по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе и ежегодной компенсации по возмещению вреда здоровью, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству финансов Российской Федерации.
Законом Красноярского края N17- 4310 от 20 декабря 2005 года органы местного самоуправления в сфере социальной защиты населения наделяются государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастроф и аварий, в том числе составляют и предоставляют в соответствующие органы Федерального казначейства списки граждан для таких выплат.
Просит обязать Управление социальной защиты населения администрации Большемуртинского района включить его в список лиц, имеющих право на получение ежегодной денежной компенсации возмещения вреда здоровью за 2012 год в сумме 3265 рублей 32 копейки. С последующей индексацией данной суммы, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации. Обязать Управление социальной защиты населения администрации Большемуртинского района включить его в список лиц, имеющих право на получение сумм задолженности по ежегодной денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 2000 по 2011 год включительно в размере 14784,92 рубля.
В судебное заседание истец Казенный В.П. не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель Управления социальной защиты населения администрации Большемуртинского района Стукалов В.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за N, в судебном заседании доводы заявления не признал, обосновал это следующим.
02.05.2012 года Казенный В.П. обратился в суд с исковым заявлением о взыскании с УСЗН администрации Большемуртинского района задолженности по ежегодной компенсации за вред здоровью, причиненного ему во время ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, за период с 2000 по 2011 г., в размере 14784 рубля 92 копейки, и установлении ему размера ежегодной компенсационной выплате вреда здоровью в сумме 3265 рублей 32 копеек.
Указанные исковые требования Казенного В.П. не могут быть удовлетворены в полном объеме по следующим основаниям.
Социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлена Законом Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно статьи 4 указанного закона, меры социальной поддержки, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 39 закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", установлен размер ежегодной компенсации за вред здоровью инвалидам 3 группы, получившим инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в сумме 400 рублей.
Частью 1 статьи 5 указанного Закона установлено, что предусмотренные Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 5 названного закона установлено, что размер выплат гражданам, (за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами), ежегодно индексируется исходя их уровня инфляции, устанавливаемом федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
До 2000 года, размер выплаты ежегодной компенсации за вред здоровью, согласно Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", для инвалидов 3 группы был установлен в сумме равной четырехкратному размеру минимальной месячной оплаты труда, и составлял 333,96 рубля. (83.49х4)
С января 2001 года, в результате изменений, внесенных в Закон РФ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Федеральными Законами N 179-ФЗ от 24.11.1995 года "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"" и N 122-ФЗ от 07.08.2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", размер выплат по ежегодной компенсации вреда здоровью был установлен в фиксированных суммах: инвалидам 3 группы в размере 400 рублей, инвалидам 1 и 2 групп в размере 500 рублей, порядок и механизм индексации выплаты ежегодной компенсации за вред здоровью, предусмотрен не был.
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации N 11-П от 18.06.2002 года "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакциях от 24.11.1995 г. и от 12.02.2001 г.) Федеральных Законов от 12.02.2001 г. " О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19.06.2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 07.08.2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного суда РФ и Октябрьского районного суда г. Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев" механизм индексации сумм возмещения вреда, исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, был признан не соответствующим Конституции РФ. Кроме этого было определено, что
до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство, суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ.
Необходимые изменения, устанавливающие порядок и механизм индексации ежегодной компенсации вреда здоровью, были внесены в Закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Федеральным законом от 26.04.2004 г. N 361 "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"". Согласно части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации N 1244-1 " О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", изложенной в редакции от 26.04.2004 года, выплаты ежегодной компенсации вреда здоровью индексируются, исходя из уровня инфляции, устанавливаемой федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке определяемом Правительством Российской Федерации. Таким образом, вопрос индексации ежегодной компенсации за вред здоровью гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, был
впервые решен на законодательном уровне, каких либо других критериев индексации ежегодной компенсации за вред здоровью ранее предусмотрено не было.
Таким образом, ежегодная компенсация за вред здоровью в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защиты граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации:
- Постановлением Правительства РФ N 847 от 27.12.2004 г. с 29.05.2004 года был проиндексирован с применением коэффициента 1,1 и установлен в размере: инвалидам 1 и 2 группы 550 рублей, инвалидам 3 группы 440 рублей.
- Постановлением Правительства РФ N 292 от 07.05.2005 г. с 01.01.2005 года был проиндексирован с применением коэффициента 1,11 и установлен в размере: инвалидам 1 и 2 группы 610,5 рублей, инвалидам 3 группы 488,4 рубля.
- Постановлением Правительства РФ N 246 от 25.04.2006 г. (в редакции от 03.03.2007 г.) с 01.01.2006 года был проиндексирован с применением коэффициента 1,09 и установлен в размере: инвалидам 1 и 2 группы 665,45 рублей, инвалиды 3 группы 532,36 рубля.
- Постановлением Правительства РФ N 171 от 21.03.2007 г. с 01.01.2007 года был проиндексирован с применением коэффициента 1,08 и установлен в размере: инвалидам 1 и 2 группы 718,69 рублей, инвалидам 3 группы 574,95 рубля.
- Постановлением Правительства РФ N 914 от 21.12.2007 г. (в редакции от 24.12.2008 г.) с 01.01.2008 года был проиндексирован с применением коэффициента 1,105 и установлен в размере: инвалидам 1 и 2 группы в сумме 794,15 рублей, инвалидам 3 группы в сумме 635,32 рубля.
- Постановлением Правительства РФ N 914 от 21.12.2007 г. (в редакции от 07.07.2009 г.) с 01.01.2009 года был проиндексирован с применением коэффициента 1,13 и установлен в размере: инвалидам 1 и 2 группы в сумме 897,39 рублей, инвалидам 3 группы в сумме 717,91 рубля.
- Постановлением Правительства РФ N 1024 от 16.12.2009 г. с 01.01.2010 года был проиндексирован с применением коэффициента 1,1 и установлен в размере: инвалидам 1 и 2 группы 987,13 рублей, инвалидам 3 группы 789,7 рубля.
- Постановлением Правительства РФ N 1079 от 21.12.2010 г. с 01.01.2011 года был проиндексирован с применением коэффициента 1,065 и установлен в размере: инвалидам 1 и 2 группы 1051,29 рублей, инвалидам 3 группы 841,03 рубля.
Правовая позиция Верховного суда РФ по вопросу индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", основанная на нормах ч. 3 ст. 5 указанного закона в редакции Федерального закона от 26.04.2004 года N 31-ФЗ, сформулирована в определении Судебной коллегии по гражданским дела Верховного суда РФ от 11.01.2008 г. N 25-ВО7-24 при рассмотрении надзорной жалобы К. на постановление президиума Астраханского областного суда от 31.10.2006 г. по иску К. к министерству социального развития и труда Астраханской области, управлению социального развития Советского района г. Астрахани, управлению Федеральной государственной службы занятости по Астраханской области, управлению Федерального казначейства по Астраханской области об индексации денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации за вред здоровью и взыскании задолженности. В определении указано, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью может быть различен. Так ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением минимального размера оплаты труда, а впоследствии с увеличением прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, установленной в соответствующих постановлениях Правительства Российской Федерации.
Согласно справки УСЗН администрации Большемуртинского района Казенному В.П. ежегодная компенсация за вред здоровью, в период с 2000 по 2011 годы, была проиндексирована в соответствии с законодательством и выплачена в следующих суммах:
В 2000 году - не выплачивалась;
в 2001 году - 400 рублей;
в 2002 году - 400 рублей;
в 2003 году - 400 рублей;
в 2004 году - 400 рублей,
в 2005 году - 475,20 рублей;
в 2006 году - 525,14 рублей;
в 2007 году - 574,95 рубля;
в 2008 году - 635,32 рубля;
в 2009 году -717,91 рубль;
в 2010 году - 789,70 рублей;
в 2011 году - 841,03 рубля.
Исходя из того, что Казенному В.П. указанными выше постановлениями Правительства Российской Федерации индексация сумм ежегодной денежной компенсации за вред здоровью предусматривалась (в отличии от сумм ежемесячного возмещения вреда, причиненного здоровью, которые подлежали индексации и ранее - исходя из минимального размера оплаты труда, пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации или Субъекте Федерации) и индексация выплат на основании постановлений Правительства Российской Федерации ему производилась, то права на индексацию сумм ежегодной компенсации за вред здоровью, в порядке, предусмотренном для ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, он не имеет.
В виду того, что согласно справки УСЗН администрации Большемуртинского района, Казенному В.П. при выплате ежегодной денежной компенсации было недоплачено:
- в 2000 году - 400 рублей;
- в 2004 году - 40 рублей (440-400=40 руб.);
- в 2005 году - 13,2 рубля (488,4-475,20=13,2 руб.);
- в 2006 году - 7,22 рубля (532,36-525,14=7,22 руб.)
Итого за период с 2000 по 2011 годы -460 рубля 42 копейки.
Он вправе истребовать сумму недоплаты в размере 460 рублей 42 копеек с учетом инфляции. Однако с такими требованиями не обращался.
Требование Казенного В.П. об установлении ему в 2012 году размера ежегодной денежной компенсации за вред здоровью в сумме 3265 рубля 32 копеек, не основано на законе. Размер ежегодной денежной компенсации за вред здоровью устанавливается Правительством Российской Федерации исходя из уровня инфляции, устанавливаемым федеральным законом о федеральном бюджете на 2012 год. Согласно постановления Правительства Российской Федерации N 1019 от 08.12.2011 года, размер ежегодной денежной компенсации за вред здоровью в 2012 году инвалидам 3 группы, установлен в сумме 891 рубль 37 копеек.
Судебная практика рассмотрения судебных споров об индексации чернобыльцам ежегодной денежной компенсации за вред здоровью и ежемесячной компенсации приобретения продовольственных товаров изменилась в 2008 году в соответствии с определением Верховного суда РФ ОТ 11.02.2008 года N 25-ВО7-24.
Судами учитывается то обстоятельство, что данные компенсационные выплаты ( в отличии от ежемесячных денежных выплат по возмещению вреда здоровью) не входят в объем выплат по возмещению вреда, и представляют собой по существу социальные выплаты (в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 907 от 31.12.2004 года, утвердившим правила выплаты, носят заявительный характер) и не подлежат защите от инфляции с наряду с ежемесячными выплатами, поскольку размеры этих выплат определены в твердой сумме. Размеры этих выплат устанавливаются государством с учетом реальной возможности выплачивать их за счет средств бюджета.
Просит в удовлетворении требований заявителя отказать полностью за не обоснованностью.
Выслушав объяснения представителя УСЗН, исследовав представленные материалы, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению в части.
Федеральным Законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991 г. установлено право граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
В Постановлении от 01.12.1997 года "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Федеральный закон "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" N 122-ФЗ от 7 августа 2000 г. установил новый порядок ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей.
Статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производилась в размерах, действующих на 30 июня 2000 г. (т.е. исчисленных из 83 руб. 49 коп), а с 01 января 2001 г. - исходя из базовой суммы 100 рублей.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35 (в редакции от 5 апреля 2005 года N 7) "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем, суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 года с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в статье 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", а не из базовой суммы, установленной статьей 4 этого Федерального закона.
Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 года N 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной пунктом 15 статьи 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, не была признана неконституционной.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС"(в ред. Закона N 31-ФЗ от 26.04.04 г.) ежегодная индексация размеров выплат гражданам, установленных данным Законом (за исключением пособий и иных выплат, индексация которых проводится в соответствии с другими федеральными законами), исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона РФ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" от 07.08.2000 года N 122-ФЗ, внесшего изменения в порядок выплаты, в том числе ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации в возмещение вреда здоровью, размер которых с 01.01.2001 года определен в твердой денежной сумме, установлено, что в 2000 году выплата указанных компенсаций производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 года, а с 1 января 2001 года - исходя из базовой суммы 100 рублей.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847, от 7 мая 2005 г. N 292, от 25 апреля 2006 г. N 246 и от 21 марта 2007 г. N 171 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006 и 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно удостоверения серии Б N от ДД.ММ.ГГГГ Казенный В.П. имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно справки МСЭ -2007 N ФГУ "ГБ МСЭ по Красноярскому краю" Филиал N от ДД.ММ.ГГГГ Казенный В.П. является инвалидом 3 группы, в связи с увечьем, полученном при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на ЧАЭС,
В силу справки Управления социальной защиты населения Администрации Большемуртинского района от ДД.ММ.ГГГГ, Казенному В.П. ежегодная компенсация за вред здоровью, в период с 2000 по 2011 годы, была проиндексирована в соответствии с законодательством и выплачена в следующих суммах:
В 2000 году - нет выплаты ;
в 2001 году - 400 рублей;
в 2002 году - 400 рублей;
в 2003 году - 400 рублей;
в 2004 году - 400 рублей,
в 2005 году - 475,20 рублей;
в 2006 году - 525,14 рублей;
в 2007 году - 574,95 рубля;
в 2008 году - 635,32 рубля;
в 2009 году -717,91 рубль;
в 2010 году - 789,70 рублей;
в 2011 году - 841,03 рубля.
Суд установил, что Казенный В.П. - участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, является как инвали "адрес" группы - получателем ежегодной компенсации за вред здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы в размере четырехкратной суммы установленного минимального размера месячной оплаты труда, в дальнейшем индексация указанных сумм проводилась в соответствии с требованиями законодательства.
Вместе с тем, в начислениях указанных сумм установлена недоплата сумм, определенных Постановлениями Правительства. Так, в 2000 невыплачено 400 рублей; 2004 году - 40 рублей (440-400=40 руб.);
- в 2005 году - 13,2 рубля (488,4-475,20=13,2 руб.);
- в 2006 году - 7,22 рубля (532,36-525,14=7,22 руб.)
Итого за период с 2000 по 2011 годы сумма составила 460 рублей 42 копейки, и она подлежит взысканию в пользу истца.
Поскольку предложенный истцом порядок индексации на законе не основан, в удовлетворении остальной части иска следует отказать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Казенного В. П. к Управлению социальной защиты населения администрации Большемуртинского района Красноярского края удовлетворить в части, взыскав в его пользу задолженность в размере 460 ( четыреста шестьдесят ) рублей 42 копейки.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Большемуртинский суд в месячный срок.
Судья: Е.Ф.Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.