РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 ноября 2012 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,
с участием прокурора Масленникова В.А.,
при секретаре Ежовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Атаманкина Е.И. к Муниципальному унитарному предприятию "Тагилэнерго" о восстановлении на работе,
УСТАНОВИЛ:
Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ Атаманкин Е.И. принят на работу ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника отдела по охране и режиму МУП "Тагилэнерго" на основании письменного трудового договора N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного по основному месту работы и на неопределенный срок.
Приказом директора МУП "Тагилэнерго" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении структуры и штатного расписания предприятия" с целью оптимизации организационной структуры МУП "Тагилэнерго" утверждено и введено в действие с ДД.ММ.ГГГГ новое штатное расписание.
Приказом директора МУП "Тагилэнерго" от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в штатное расписание" отдел по охране и режиму в составе двух штатных единиц (начальника отдела и инспектора) исключен из штатного расписания предприятия с ДД.ММ.ГГГГ.
Тем же приказом от ДД.ММ.ГГГГ N в отделе экономической безопасности введены две штатные единицы: старший инспектор по охране и режиму, инспектор по охране и режиму.
ДД.ММ.ГГГГ Атаманкин Е.И. персонально и под роспись ознакомлен с уведомлением о предстоящем увольнении с ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением занимаемой штатной должности начальника отдела по охране и режиму.
Тем же уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Атаманкину Е.И. предложена вакантная должность старшего инспектора по охране и режиму отдела экономической безопасности МУП "Тагилэнерго", от которой Атаманкин Е.И. отказался под роспись в уведомлении.
Приказом директора МУП "Тагилэнерго" от ДД.ММ.ГГГГ N К трудовой договор с Атаманкиным Е.И. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ по инициативе работодателя в связи с сокращением штата работников организации, пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
29.08.2012 Атаманкин Е.И. обратился в суд с иском МУП "Тагилэнерго" о восстановлении на прежней работе в должности начальника отдела по охране и режиму.
В обоснование своих требований Атаманкин Е.И. указал, что работодателем нарушено преимущественное право оставления на работе (статья 179 Трудового кодекса Российской Федерации) и не предложена вакантная должность ведущего специалиста отдела снабжения.
В ходе судебного разбирательства Атаманкин Е.И. дополнил перечень должностей, на замещение которых он претендует: начальник отдела по экономической безопасности (0,5 ставки), ведущий инспектор отдела по экономической безопасности и начальник отдела по работе с задолженностью, которые в период предупреждения истца о предстоящем увольнении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были заняты другими работниками.
Представитель ответчика - юрисконсульт МУП "Тагилэнерго" Пупкова Ю.И. иск Атаманкина Е.И. не признала полностью и указала на отсутствие оснований для применения положений статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации при переводе работника на другую имеющуюся у работодателя работу.
Должности начальника отдела по экономической безопасности (0,5 ставки), ведущего инспектора отдела по экономической безопасности и начальника отдела по работе с задолженностью не являлись вакантными в период предупреждения истца о предстоящем увольнении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Для замещения вакантной должности ведущего специалиста отдела снабжения Атаманкин Е.И. не соответствовал квалификационным требованиям, предусмотренным должностной инструкцией, - отсутствовал 5-летний стаж работы по специальности в области материально-технического снабжения. ДД.ММ.ГГГГ на должность ведущего специалиста отдела снабжения принят К. по основному месту работы и на неопределенный срок (л. д. 24-25).
Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, заключение прокурора, полагавшего в иске Атаманкину Е.И. отказать, и исследовав письменные доказательства, суд находит иск Атаманкина Е.И. не обоснованным и неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (статья 67 Кодекса).
По условиям письменного трудового договора N от ДД.ММ.ГГГГ Атаманкин Е.И. принят на работу в МУП "Тагилэнерго" ДД.ММ.ГГГГ на должность начальника отдела по охране и режиму, по основному месту работы и на неопределенный срок (л. д. 3-4).
Прием на работу оформлен приказом N от ДД.ММ.ГГГГ, с которым Атаманкин Е.И. ознакомлен под роспись (л. д. 83).
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в штатном расписании МУП "Тагилэнерго" в составе "Управления" было выделено структурное подразделение "Служба экономической безопасности", в состав которой входили:
отдел по экономической безопасности: начальник отдела по экономической безопасности (1 единица), ведущий инспектор по экономической безопасности (1 единица), инспектор по экономической безопасности (1 единица), ведущий специалист по информатике и вычислительной технике (1 единица);
отдел по охране и режиму: начальника отдела по охране и режиму (1 единица), инспектор по охране и режиму (1 единица);
отдел кадров (л. д. 38-47).
В должности начальника отдела по охране и режиму Атаманкину Е.И. была установлена повременно-премиальная система оплаты труда на основе должностного оклада в размере "..." рублей.
Согласно статье 21 Кодекса работник имеет право на расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом и иными федеральными законами.
В свою очередь, работодатель имеет право расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом и иными федеральными законами (статья 22 Кодекса).
Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (пункт 2 части 1 статьи 81 Кодекса).
Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 81 Кодекса, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (часть 3 статьи 81 Кодекса).
При сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией (статья 179 Кодекса).
При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 Кодекса.
О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (статья 180 Кодекса).
При расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Анализ представленных ответчиком документов позволяет сделать вывод о том, что сокращение должности начальника отдела по охране и режиму в составе службы экономической безопасности управления МУП "Тагилэнерго", занимаемой Атаманкиным Е.И., в действительности произведено, о чем свидетельствует сравнение штатных расписаний МУП "Тагилэнерго" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 34-47), и не оспаривается истцом в судебном заседании.
Объединенное структурное подразделение "Служба экономической безопасности" упразднена и функции структурного подразделения "отдела по охране и режиму" полностью переданы в "отдел экономической безопасности", штатная численность которого дополнена двумя новыми должностями: старший инспектор по охране и режиму (1 единица) с окладом в размере "..." рубля, инспектор по охране и режиму (1 единица).
ДД.ММ.ГГГГ Атаманкин Е.И. персонально и под роспись ознакомлен с уведомлением о предстоящем увольнении с ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением занимаемой штатной должности начальника отдела по охране и режиму (л. д. 5).
От замещения вакантной должности старшего инспектора по охране и режиму в составе отдела экономической безопасности Атаманкин Е.И. отказался под роспись в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 5).
В свою очередь, работодателем МУП "Тагилэнерго" в полном объеме соблюдены вышеперечисленные права истца и предоставлены гарантии, предусмотренные действующим трудовым законодательством при увольнении работников на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Кодекса.
Обсуждение вопроса целесообразности проведения работодателем мероприятий по высвобождению работников, рационализации структуры управления, сокращению численности и штата работников подразделений не входит в компетенцию суда, поскольку действующее законодательство гарантирует свободу осуществления гражданами права частной собственности и предпринимательской деятельности, в том числе путем создания коммерческих и некоммерческих организаций (статьи 34, 35 Конституции Российской Федерации).
В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Права всех собственников защищаются равным образом (статья 212 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Действительной причиной обращения Атаманкина Е.И. в суд с настоящим иском о восстановлении на работе послужило ошибочное толкование истцом положений статей 81 (часть 3), 179 Кодекса, а именно, применение "преимущественного права на оставление на работе" к переводу работника на другую имеющуюся у работодателя работу ("преимущественное право перевода").
В штатном расписании МУП "Тагилэнерго" в период до ДД.ММ.ГГГГ замещаемая Атаманкиным Е.И. должность начальника отдела по охране и режиму была единственной, что само по себе исключает возможность применения положений статьи 179 Кодекса (сравнения производительности труда и квалификации) в виду отсутствия других работников, замещающих однородные должности.
При этом истцом также произвольно дается толкование однородности должностей.
Структура организационной формы юридического лица включает в себя первичный элемент - служебную должность и подразделения как совокупность служебных должностей, объединенных едиными задачами, выполнение которых служит цели осуществления функций (основных направлений деятельности) юридического лица в целом. Содержание понятий "специальность, квалификация или должность" и "трудовая функция" являются тождественными, на что прямо указывается в определении трудовых отношений (статья 15 Кодекса) и трудового договора (статья 56 Кодекса), в том числе путем сравнения с ранее действовавшей редакцией статьи 15 КЗоТ Российской Федерации.
Обязательным для включения в трудовой договор является условие о трудовой функции, в том числе работа по должности в соответствии со штатным расписанием (статья 57 Кодекса).
Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора (статья 72 Кодекса).
Постоянное или временное изменение трудовой функции работника является переводом на другую работу (статья 72.1 Кодекса).
По этой причине предусмотренные штатным расписанием МУП "Тагилэнерго" должности руководителей структурных подразделений: начальник отдела по охране и режиму, начальник отдела по экономической безопасности, начальник отдела по работе с задолженностью являются разнородными как по наименованию, так и по трудовым функциям.
В пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии с частью 3 статьи 81 Кодекса увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.
Работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы.
Исходя из положений части 3 статьи 81 и части 1 статьи 180 Кодекса предлагать другую имеющуюся работу (должность) работодатель обязан в течение всего периода проведения мероприятий по сокращению численности или штата работников.
Согласно представленной ответчиком должностной инструкции ведущего специалиста отдела снабжения, утвержденной конкурсным управляющим МУП "Тагилэнерго" ДД.ММ.ГГГГ, на указанную должность назначается лицо, имеющее среднее специальное образование и стаж работы по специальности в области материально-технического снабжения не менее 5 лет (л. д. 52-53).
Атаманкин Е.И. имеет высшее техническое образование по специальности "обогащение полезных ископаемых" и высшее образование по специальности "юриспруденция" (л. д. 56, 57).
В трудовой книжке истца записи о работе по специальности в области материально-технического снабжения отсутствуют (л. д. 77-82).
Таким образом, Атаманкин Е.И. не соответствует квалификационным требованиям для замещения должности ведущего специалиста отдела снабжения МУП "Тагилэнерго" по стажу работы, в связи с чем, не вправе требовать от работодателя перевода на указанную должность.
Доводы истца о незаконности должностной инструкции ведущего специалиста отдела снабжения ввиду ее несоответствия Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, также не учитывают положений трудового законодательства.
Наименование должности в трудовом договоре указывается в соответствии со штатным расписанием организации. В случае, если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (статья 57 Кодекса).
Однако действующее федеральное законодательство не предусматривает обязательных требований к выполнению работ по должности служащего - ведущего специалиста отдела снабжения, в связи с чем, указанный квалификационный справочник носит для ответчика исключительно рекомендательный характер.
При необходимости трудовые обязанности, содержащиеся в квалификационных характеристиках, могут быть распределены между несколькими исполнителями. В процессе совершенствования организации труда, внедрения технических средств, проведения мероприятий по увеличению объема выполняемых работ возможно расширение круга обязанностей работника по сравнению с обязанностями, установленными соответствующими квалификационными характеристиками. Раздел "Должностные обязанности" квалификационных характеристик содержит перечень основных функций, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность (пункт 5 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Постановлением Минтруда России от 09.02.2004 N 9).
Согласно статьям 3, 64 Кодекса каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.
Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения личных документов на соответствие квалификационным требованиям, на должность ведущего специалиста отдела снабжения МУП "Тагилэнерго" принят К. по основному месту работы и на неопределенный срок (л. д. 84-96).
Данная реализация работодателем МУП "Тагилэнерго" права по своему усмотрению осуществлять подбор и расстановку кадров не содержит признаков дискриминации Атаманкина Е.И. в сфере труда.
Должности начальника отдела по экономической безопасности (0,5 ставки), ведущего инспектора отдела по экономической безопасности и начальника отдела по работе с задолженностью не являлись вакантными в период предупреждения Атаманкина Е.И. о предстоящем увольнении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривается истцом в судебном заседании.
Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ на должность начальника отдела по экономической безопасности МУП "Тагилэнерго" принят С. в порядке перевода на другую постоянную работу у того же работодателя (л. д. 109).
Предложенная Атаманкиным Е.И. перестановка кадров путем увольнения (перевода) других работников, замещающих разнородные должности руководителей структурных подразделений в МУП "Тагилэнерго", в целях трудоустройства истца, со всей очевидностью носит необоснованный характер, противоречит понятию перемещения (статья 72.1 Кодекса) и не соответствует принципам трудового права, включая равенство прав и возможностей работников.
Применение дополнительных оснований прекращения трудового договора с лицами, работающими по совместительству, на основании статьи 288 Кодекса является правом работодателя и его реализация либо отказ от реализации не подлежит правовой оценке судом по требованию истца Атаманкина Е.И.
В целом, применение Атаманкиным Е.И. "преимущественного права перевода" для замещения как вакантных, так и занятых должностей, не основано на нормах действующего законодательства о труде, приводит к нарушению прав других работников и выходит за пределы прав, предоставленных истцу по условиям трудового договора в соответствии с федеральным законом и подлежащих защите в судебном порядке (статьи 21 Кодекса).
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов как работников, так и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства (статья 1 Кодекса).
Согласно статье 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
В свою очередь, конституционные положения также предполагают наделение работодателя (физического или юридического лица) правомочиями, позволяющими ему в целях осуществления экономической деятельности и управления имуществом самостоятельно и под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала).
Следовательно, предусматривая в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации гарантии трудовых прав работников, в том числе направленные против возможного произвольного увольнения, законодатель не вправе устанавливать такие ограничения правомочий работодателя, которые ведут к искажению самого существа свободы экономической (предпринимательской) деятельности, - иное противоречило бы предписаниям статей 17 и 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми осуществление признаваемых и гарантируемых в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, защита прав и свобод одних не должна приводить к отрицанию или умалению прав и свобод других, а возможные ограничения посредством федерального закона должны преследовать конституционно значимые цели и быть соразмерны им (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2008 N 201-О-П).
Безусловно, из конституционных норм и принципов не вытекает право гражданина занимать избранную им определенную должность, выполнять конкретную работу, как и обязанность кого бы то ни было предоставить гражданину такую работу на удобных для него условиях (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.1999 N 19-П, от 15.03.2005 N 3-П и др.).
Кодекс также не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения (пункт 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2)
Таким образом, произведенное администрацией МУП "Тагилэнерго" увольнение истца по сокращению штата работников организации является законным и обоснованным, в связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения иска Атаманкина Е.И. о восстановлении на прежней работе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198 и 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В иске Атаманкину Е.И. к Муниципальному унитарному предприятию "Тагилэнерго" о восстановлении на работе отказать полностью.
На решение может быть подана апелляционная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А.Соловьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.