Московское трехстороннее соглашение на 2005 год
между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)
(Москва, 29 декабря 2004 г.)
Настоящее Соглашение фактически прекратило действие
См. Московское трехстороннее соглашение на 2006 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)
См. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005 - 2007 гг.
Договаривающиеся стороны: Правительство Москвы (далее - Правительство), Московская Федерация профсоюзов от лица московских объединений профсоюзов (далее - профсоюзы), Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) от лица московских объединений промышленников и предпринимателей (далее - работодатели) заключили Московское трехстороннее соглашение (далее - Соглашение) с целью создания на основе принципов социального партнерства необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности города, развития промышленности и предпринимательства, социальной и правовой защиты работников и жителей города Москвы.
Стороны признают необходимым заключение городских отраслевых соглашений, окружных соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. При этом Соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров в отраслях, административных округах и в организациях, расположенных на территории города Москвы. Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.
Стороны, подписавшие Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.
Соглашение открыто для присоединения всем заинтересованным объединениям работодателей и профсоюзов, действующим в городе Москве, в порядке, определяемом Законом города Москвы от 22.10.97 N 44 "О социальном партнерстве" (в ред. законов города Москвы от 19.02.2001 N 72, от 16.01.2002 N 3, от 19.05.2004 N 30) (далее - Закон города Москвы N 44).
С целью обеспечения реализации Соглашения и его дальнейшего развития стороны на основе взаимных консультаций в рамках Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - МТК) вырабатывают документы, принимают необходимые решения, формируют предложения в адрес органов государственной власти Российской Федерации и добиваются их реализации.
Обязательства работодателей принимают на себя также две другие стороны в той мере, в которой они осуществляют эти функции.
Для целей Соглашения стороны договорились считать городским минимумом оплаты труда минимальную сумму выплат работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством Российской Федерации, и исполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда), включающую тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие поощрительные выплаты.
Зафиксированные в ряде пунктов Соглашения суммы бюджетных средств, направляемых на реализацию намеченных мероприятий, включаются в бюджет города Москвы на 2005 год, вносимый на утверждение Московской городской Думой.
Контроль, за исполнением Соглашения осуществляется МТК, а также сторонами самостоятельно в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности.
Стороны поручают МТК в случае необходимости вносить изменения и дополнения в заключенное Соглашение в установленном порядке.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по Соглашению или решений Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений виновная сторона либо виновные лица несут ответственность, предусмотренную федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Стороны обязуются информировать жителей города Москвы о ходе реализации Соглашения и решений МТК через свои средства массовой информации.
Соглашение вступает в силу 1 января 2005 года и действует до вступления в силу нового.
1. В области развития отраслей экономики города, предпринимательства, обеспечения занятости населения города стороны обязуются:
1.1. Обеспечить увеличение объемов производства промышленной продукции организациями города на 9 процентов по сравнению с предыдущим годом.
1.2. С целью сохранения промышленного потенциала в городе Москве, противодействия стихийному переделу собственности в промышленном секторе экономики города Москвы и использования земельных участков производственного назначения не по целевому назначению обеспечить выполнение Закона города Москвы от 26.05.2004 N 35 "Об особенностях использования земельных участков в целях сохранения научно-промышленного потенциала города Москвы" и постановления Правительства Москвы от 29.07.2003 N 599-ПП "О мерах по сохранению промышленного потенциала города Москвы" в полном объеме.
1.3. Вырабатывать и реализовывать меры поддержки организаций, предотвращения скупки акций организаций города с целью их закрытия, перепрофилирования или банкротства, информировать жителей города Москвы о результатах работы в этом направлении.
1.4. В случае угрозы поглощения рекомендовать организациям города обращаться в Управление Правительства Москвы по экономической безопасности города Москвы.
1.5. В рамках программных мероприятий по оптимизации территориального размещения промышленности Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2004-2006 гг. осуществлять финансирование проектов, направленных на техническое перевооружение, модернизацию и реконструкцию производства.
1.6. В целях сохранения промышленного потенциала города, недопущения сокращения числа рабочих мест в производственных отраслях экономики, осуществлять перебазирование действующих производственных организаций при условии их обеспечения земельными участками либо производственными помещениями на территории города Москвы для ввода в эксплуатацию вновь создаваемых рабочих мест и модернизированных производственных мощностей. Не допускать необоснованное перебазирование социально значимых для города организаций промышленности.
1.7. Перебазирование, реформирование, ликвидацию организаций, расположенных на территории города Москвы, и реабилитацию освобождаемых территорий осуществлять только на основании решения Городской комиссии по перебазированию, реформированию, ликвидации предприятий и организаций, расположенных на территории Москвы, и реабилитации освобождаемых территорий.
1.8. Подготовить предложения по внесению необходимых изменений и дополнений в правовые акты города Москвы, касающиеся перебазирования, реформирования, ликвидации организаций, расположенных на территории города Москвы, и реабилитации освобождаемых территорий.
1.9. Включить в состав Городской комиссии по перебазированию, реформированию, ликвидации предприятий и организаций, расположенных на территории Москвы, и реабилитации освобождаемых территорий представителей Московской Федерации профсоюзов и Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей).
1.10. Осуществлять контроль за соблюдением законодательства, защищающего интересы работников организаций, расположенных на территории города Москвы, при смене собственников имущества организаций.
1.11. В ходе реализации программных мероприятий по финансовому оздоровлению социально значимых организаций науки и промышленности в рамках Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2004 - 2006 гг. участвовать в разработке и внедрении механизмов по финансовому оздоровлению организаций, предупреждению банкротств, в том числе преднамеренных и фиктивных.
1.12. В рамках Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2004 - 2006 гг. разработать и реализовать мероприятия по поддержке и развитию специализированных организаций промышленности, применяющих труд инвалидов.
1.13. В рамках программных мероприятий по информационно-рекламной и имиджевой поддержке промышленности Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2004 - 2006 гг. предусмотреть финансовое обеспечение совместных тематических выпусков в газете "Содружество".
1.14. Вносить согласованные предложения при разработке Программы содействия занятости населения г. Москвы на 2006 год и осуществлять необходимые действия по реализации соответствующей программы на 2005 год.
1.15. Обеспечить участие профсоюзов и работодателей в определении направлений и эффективности расходования средств, направляемых на обеспечение занятости и развитие профессионального образования в городе Москве.
1.16. Осуществлять поддержку и долевое финансирование в установленном порядке деятельности специализированных учреждений, действующих на рынке труда, имеющих в составе учредителей органы исполнительной власти города Москвы, объединения профсоюзов и объединения работодателей.
1.17. В целях содействия занятости инвалидов и молодежи в возрасте до 18 лет и реализации федерального законодательства и законодательства города Москвы в области квотирования рабочих мест обеспечить взаимодействие с Государственным учреждением города Москвы "Центр квотирования рабочих мест".
1.18. Совершенствовать и развивать систему профессиональной ориентации среди учащихся всех уровней обучения путем расширения масштабов профориентационной работы, в первую очередь среди учащихся и выпускников общеобразовательных школ, учреждений начального и среднего профессионального образования.
1.19. Проводить согласованную политику социально-трудовой адаптации молодежи, обеспечить координацию деятельности заинтересованных структур по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе находящихся в социальных приютах. Обеспечить организацию оздоровления и занятости подростков в лагерях труда и отдыха, поддерживать движение трудовых объединений молодежи.
1.20. Содействовать созданию системы организационных, правовых и экономических мер по формированию и реализации эффективной политики подбора, подготовки и сохранения квалифицированных кадров, а также повышения их конкурентоспособности на рынке труда.
1.21. Организовывать совместные городские информационно-разъяснительные кампании и акции, включая массовые мероприятия (ярмарки вакансий), по информированию населения о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства и профобучения, проводить социологические исследования и опросы населения в сфере занятости. Активно привлекать городские средства массовой информации к информационному обеспечению реализации государственной политики занятости.
1.22. В случае осложнения ситуации на рынке труда, связанной с угрозой массовых увольнений работников, разработать совместно с территориальным органом по вопросам занятости населения Федеральной службы по труду и занятости мероприятия по предупреждению массовых увольнений, по поддержке и обеспечению дополнительных гарантий занятости увольняемым работникам и принять меры по их реализации.
1.23. Обеспечить эффективную работу Координационного комитета содействия занятости населения города Москвы.
1.24. Осуществлять в рамках Координационного комитета содействия занятости населения города Москвы координацию деятельности на рынке труда специализированных государственных учреждений: Московского центра труда и занятости молодежи "Перспектива", Московского центра социально-профессиональной адаптации и переподготовки граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, Женского делового центра, Государственного центра профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения, Московского городского правового Центра "Защита", Московского городского штаба молодежно-студенческих отрядов, а также Фонда содействия занятости и охраны труда "СТОЛИЦА" Московской Федерации профсоюзов, Юридического центра Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей).
1.25. На основе информации, предоставляемой территориальным органом по вопросам занятости населения Федеральной службы по труду и занятости, ежемесячно публиковать в газетах "Тверская, 13", "Биржа труда", "Солидарность", "Содружество", "Московская промышленная газета", "Московская перспектива" данные о состоянии рынка труда и безработицы, о возможностях трудоустройства и профессионального обучения.
1.26. В целях повышения престижа массовых профессий и содействия повышению квалификации работников провести в марте - августе 2005 года городской конкурс профессионального мастерства "Московские мастера".
1.27. В целях поддержки частной инициативы граждан, дальнейшего развития предпринимательства, создания новых рабочих мест, увеличения объемов производства и оказываемых населению услуг обеспечить выполнение мероприятий, запланированных на 2005 год Комплексной программой развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2004 - 2006 гг.
1.28. В целях дальнейшего развития малого предпринимательства, распространения опыта работы лучших малых предприятий города провести в январе - марте 2005 года общегородской конкурс "Московский предприниматель".
О проведении конкурса "Московский предприниматель 2005" см. распоряжение Правительства Москвы от 30 декабря 2005 г. N 2737-РП
1.29. Разместить на официальных сайтах сторон материалы о практике социального партнерства.
1.30. Продолжить работу по выходу в эфир на канале ТВЦ программ, в том числе программы "Прорыв", о деятельности сторон по развитию социального партнерства, развитию промышленности города при ее финансовом обеспечении в рамках программных мероприятий по информационно-рекламной и имиджевой поддержке промышленности Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2004 - 2006 гг. Оказать содействие в выделении вечернего времени в сетке вещания ТВЦ для выхода в эфир программы "Прорыв",
1.31. Разработать программу адаптации экономики города к условиям хозяйствования при возможном вступлении России во Всемирную Торговую Организацию.
1.32. Проводить согласованную политику в области регулирования трудовой миграции.
Правительство и работодатели:
1.33. Не допустить роста уровня регистрируемой безработицы выше 0,8 процента от экономически активного населения города, по методологии Международной организации труда не выше 1,9 процента.
1.34. Продолжить работу по созданию учебных (ресурсных) центров Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей), предусмотрев ее финансирование в рамках программных мероприятий по развитию системы подготовки и переподготовки кадров Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2004-2006 гг.
1.35. Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) совместно с Департаментом науки и промышленной политики города Москвы провести три специализированные выставки товаров организаций, осуществляющих производство на территории города Москвы.
1.36. В целях обеспечения дополнительных условий занятости, в первую очередь граждан, испытывающих трудности в поиске работы, способствовать проведению оплачиваемых общественных работ и временному трудоустройству безработных граждан в организациях, находящихся в ведении органов исполнительной власти города Москвы.
1.37. Продолжить реализацию мероприятий по созданию сети фирменной торговли продукцией организаций, осуществляющих ее производство на территории города Москвы. В рамках программных мероприятий по развитию товаропроводящей сети Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2004 - 2006 гг. совместно с Московской Конфедерацией промышленников и предпринимателей (работодателей) продолжить работу по созданию сети фирменных магазинов "Товары Отечества", "Московские товары", предусмотрев открытие в них специализированных отделов по обслуживанию ветеранов войны и труда и социально незащищенных слоев населения.
Правительство:
1.38. При закупках продукции для городских нужд, осуществляемых через систему городского заказа по конкурсу, учитывать при прочих равных условиях при определении победителей конкурса их участие в системе социального партнерства и реализацию ими обязательств по Московскому трехстороннему соглашению, что подтверждается справкой, выдаваемой Московской Конфедерацией промышленников и предпринимателей (работодателей), которая должна быть включена в состав конкурсной документации.
1.39. С целью расширения возможностей участия организаций в конкурсе на получение городского заказа направлять в Московскую Конфедерацию промышленников и предпринимателей (работодателей) сводный реестр продукции, закупка которой будет осуществляться в следующем году по городскому государственному заказу в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 17.07.2003 N 1259-РП "О мерах по упорядочению системы формирования, размещения и исполнения городских государственных заказов", а также перечень вновь начинаемых объектов социальной сферы, подлежащих капитальному ремонту и реконструкции в текущем году.
1.40. Оказывать содействие организациям, продукция которых произведена на территории города Москвы, и учреждениям начального и среднего профессионального образования в проведении рекламно-информационных кампаний на льготных условиях в соответствии с городским и федеральным законодательством, а также программой "Московское качество". Продолжить практику освобождения организаций, осуществляющих производство на территории города Москвы, от оплаты за право размещения средств наружной рекламы своей продукции на зданиях и сооружениях, принадлежащих организации, а также льготного размещения своей рекламы на собственном транспорте организаций, сохранивших промышленную активность, по перечню, согласованному с Московской Конфедерацией промышленников и предпринимателей (работодателей).
1.41. Ежеквартально предоставлять сторонам социального партнерства информацию о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства в отношении государственных предприятий и организаций, в капитале которых имеется доля (вклад) города Москвы, социально или экономически важных для города Москвы организаций.
1.42. Представлять профсоюзам и работодателям информацию о планах перебазирования, реформирования, ликвидации организаций и реабилитации освобождаемых территорий.
1.43. При реализации государственных городских целевых программ обеспечивать создание и сохранение рабочих мест для жителей города Москвы, уделив особое внимание использованию квалифицированных молодых специалистов.
1.44. При выделении средств организациям из Целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест в городе Москве на создание рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, учитывать участие организаций в системе социального партнерства и реализацию ими обязательств по Московскому трехстороннему соглашению.
1.45. В установленном порядке оказывать организационную, техническую и финансовую поддержку организациям, проводящим работу по привлечению молодежи к научно-техническому творчеству.
1.46. Предоставлять профсоюзам и работодателям ежемесячно - текущую и ежеквартально - аналитическую информацию о состоянии рынка труда и составе безработных, два раза в год - информацию о выполнении Программы содействия занятости населения г. Москвы на 2002 - 2005 годы.
Работодатели:
1.47. Не допускать массового увольнения работников.
Критериями массового увольнения считать показатели численности увольняемых работников за определенный период времени:
увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы с численностью работающих 30 и более человек;
сокращение численности или штата работников организации в количестве:
- 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 500 и более человек в течение 90 календарных дней.
1.48. В случае угрозы массового увольнения информировать профсоюзы, территориальный орган по вопросам занятости населения Федеральной службы по труду и занятости не менее чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и совместно разработать меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приостановка приема работников на работу, перевод на режим неполного рабочего времени и др.).
1.49. В соответствии с коллективными договорами и соглашениями предоставлять работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности и (или) штата работников, возможность переобучения новым профессиям, а также оплачиваемое время для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора.
1.50. Представлять в территориальный орган по вопросам занятости населения Федеральной службы по труду и занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и о потребности в создании новых (дополнительных) рабочих мест.
1.51. Проводить обучение руководителей и специалистов организаций по вопросам, связанным с работой в рамках правил деятельности Всемирной Торговой Организации, внедрения систем качества.
Работодатели и профсоюзы:
1.52. В коллективных договорах и соглашениях предусматривать проведение и обеспечение финансирования в размере не менее 2 процентов от прибыли мероприятий, направленных на сохранение и увеличение объемов работ, числа рабочих мест, повышение квалификации и рост профессионального мастерства кадров, переподготовку увольняемых работников до наступления срока расторжения трудового договора, предоставление им льгот и компенсаций, дополнительных к установленным законодательством.
Профсоюзы:
1.53. Предоставлять бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов, а также малообеспеченным гражданам по вопросам занятости, охраны труда, трудового законодательства.
1.54. Через Фонд содействия занятости и охраны труда "СТОЛИЦА" Московской Федерации профсоюзов участвовать в трудоустройстве ищущих работу граждан и обучении по вопросам охраны труда отдельных категорий работников.
2. В области регулирования оплаты труда и создания благоприятных условий труда в организациях города стороны обязуются:
2.1. Установить городской минимум оплаты труда, включающий тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие выплаты компенсационного и стимулирующего характера, с 1 мая 2005 года - 3000 рублей и с 1 октября 2005 года - 3600 рублей.
См. Справку о размере минимальной заработной платы в г. Москве
2.2. Довести городской минимум оплаты труда в 2005 году до 75 процентов от величины прожиточного минимума трудоспособного населения, устанавливаемого постановлением Правительства Москвы.
2.3. Ежеквартально определять величину прожиточного минимума по городу Москве в законодательно установленном порядке, а также по методике Московской трехсторонней комиссии и публиковать его в газетах "Тверская, 13", "Солидарность", "Содружество", "Московская промышленная газета", освещать на каналах ОАО "ТВ-Центр" и ОАО "ГТК "ТВ-Столица".
2.4. Обеспечить в рамках рабочей группы Правительства Москвы и рабочих групп при соответствующих комплексах городского управления Москвы, созданных в целях принятия оперативных мер по ликвидации задолженности по выплате средств на заработную плату, реализацию мероприятий по полному погашению и предупреждению появления задолженности по заработной плате перед работниками организаций, расположенных на территории города Москвы.
2.5. При разработке проектов городских целевых программ и программ социально-экономического развития административных округов города Москвы включать в них мероприятия по обеспечению безопасности и охране труда.
О Городской программе по охране труда на 2005-2007 гг. см. постановление Правительства Москвы от 8 февраля 2005 г. N 55-ПП
2.6. Развивать взаимодействие с органами государственного надзора при осуществлении контроля за выполнением трудового, природоохранного законодательства и законодательства об охране труда в организациях, осуществляющих свою деятельность на территории города Москвы.
2.7. Продолжить обучение представителей общественных объединений, организаций и органов исполнительной власти города Москвы, занимающихся вопросами охраны труда и обеспечения экологической безопасности, а также изучение зарубежного опыта в этой области.
Правительство:
2.8. Увеличить фонд оплаты труда работников учреждений социальной сферы, оплачиваемых по Единой тарифной сетке, не менее чем на 30 процентов к уровню 2004 года.
2.9. В первом полугодии 2005 года разработать предложения по системе оплаты труда работников бюджетной сферы города с последующим обсуждением на заседании Московской трехсторонней комиссии.
2.10. Мероприятия по охране труда в бюджетных организациях города осуществлять за счет средств, выделяемых на их содержание, и фиксировать фактические расходы на эти цели.
2.11. Способствовать совершенствованию функционирования элементов экологического мониторинга по отдельным природным средам, радиоэкологического мониторинга окружающей природной среды города и продолжить формирование единой городской системы экологического мониторинга.
2.12. При проведении конкурсов на выполнение городского заказа и осуществлении подрядных работ на территории города Москвы при прочих равных условиях учитывать состояние охраны труда и наличие коллективного договора в организациях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
2.13. Разработать предложения по совершенствованию и внедрению механизма реализации обязательной приостановки действия лицензии на осуществление производственной деятельности при несоблюдении требований законодательства об охране труда с последующим направлением предложений в установленном порядке в органы государственной власти Российской Федерации.
2.14. Обеспечить функционирование в территориальных центрах развития малого предпринимательства уголков (кабинетов) для консультаций предпринимателей по вопросам охраны труда. Разработать комплекс мероприятий по управлению охраной труда в организациях малого предпринимательства города Москвы.
2.15. Обеспечить в рамках Городской целевой программы "Электронная Москва" внедрение подпрограммы "Информационно-коммуникационные технологии (ИКI) в охране труда".
Правительство и работодатели:
2.16. Обеспечить выполнение промышленными организациями и иными хозяйствующими субъектами санитарно-противоэпидемических требований экологической безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности, включая транспортировку, обезвреживание и переработку промышленных и бытовых отходов.
2.17. Обеспечить организацию и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификацию работ по охране труда.
Работодатели:
2.18. Обеспечить выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени в нормальных условиях и выполнившим норму труда, в размере не ниже величины городского минимума оплаты труда, установленного настоящим Соглашением. Разрабатывать совместно с профсоюзами меры по ее поэтапному повышению до величины прожиточного минимума, устанавливаемого постановлением Правительства Москвы.
2.19. Не допускать задержек выплаты заработной платы работникам. В коллективных договорах и соглашениях определять денежную компенсацию за задержку выплат в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
2.20. В коллективных договорах предусматривать положение о признании времени приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней - простоем по вине работодателя, если работник в письменной форме известил работодателя о начале приостановки работы, и оплачивать его в размере не менее 2/3 средней заработной платы.
2.21. Предусмотреть в коллективных договорах и соглашениях положения о необходимости поддержания тарифной части заработка на уровне не ниже двух третей от общего его размера.
2.22. Обеспечить условия для осуществления контроля государственными и профсоюзными органами за соблюдением трудового законодательства и нормативных актов по вопросам оплаты труда, охраны труда и экологической безопасности.
2.23. Своевременно информировать отраслевые и территориальные органы исполнительной власти города Москвы, органы местного самоуправления и соответствующие профсоюзные органы о групповых и тяжелых несчастных случаях, несчастных случаях со смертельным исходом, происшедших на производстве, а также об экологических происшествиях, повлекших нанесение ущерба окружающей среде.
2.24. Включать в коллективные договоры и соглашения мероприятия по охране труда и осуществлять их финансирование в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы об охране труда. Затраты на мероприятия по охране труда в расчете на каждого работника должны составлять не менее суммы годового минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации.
2.25. Предоставлять в Мосгоркомстат статистическую отчетность по условиям труда и производственному травматизму независимо от форм собственности организаций.
2.26. Предоставлять в соответствии с коллективными договорами и соглашениями дополнительные к установленным законодательством компенсации работникам, если они заняты на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.
2.27. Обеспечить организацию горячего, лечебно-профилактического питания работников организаций, в том числе льготного и бесплатного, в объемах, предусмотренных нормами, нормативами и коллективными договорами.
2.28. Предусматривать в коллективных договорах предоставление оплачиваемого времени уполномоченным профсоюзных комитетов и комиссий для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю условий и охраны труда.
2.29. Включать представителей профсоюзных органов, технических инспекций труда профсоюзов в комиссии, принимающие вновь вводимые в эксплуатацию и реконструируемые производственные объекты и объекты социальной сферы.
2.30. Обеспечить безвозмездное предоставление услуг переводчиков жестового языка (сурдопереводчиков) глухим, работающим в организациях, где их численность составляет более 15 человек.
Профсоюзы:
2.31. Осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по труду силами правовых и технических инспекторов труда профсоюзов, уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзных комитетов.
3. В области создания необходимых социальных условий жизни горожан и поддержания ее уровня стороны обязуются:
3.1. Обеспечить проведение в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, аудита экономической и технологической деятельности поставщиков услуг при изменении размера тарифа на их услуги и осуществление экспертной оценки влияния увеличения размера тарифа на энергоносители на цены основных групп товаров и услуг с обязательным опубликованием результатов в средствах массовой информации.
3.2. В пределах своей компетенции принимать необходимые меры, направленные на восстановление уровня и объемов социальных гарантий работникам, утраченных после изменения величины единого социального налога.
3.3. Проводить согласованную политику в области охраны окружающей среды, развития культуры, спорта, туризма, молодежной сферы, организации детского и семейного отдыха, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных объектов города.
3.4. В установленном порядке принимать долевое участие в финансировании ведомственных организаций и учреждений культуры и спорта, спортивных сооружений, культурно-досуговых и физкультурно-спортивных организаций и центров, работающих с детьми и подростками, а также учащимися учреждений профессионального образования.
3.5. Принимать меры по сохранению детских загородных оздоровительных лагерей организаций всех форм собственности и принять долевое участие в их финансировании на уровне не ниже достигнутого в 2004 году.
3.6. Разработать и реализовать меры по развитию сети городских и загородных лагерей труда и отдыха.
3.7. В установленном порядке принимать долевое участие в финансировании культурно-массовых, спортивных мероприятий, проводимых для москвичей на базе клубных учреждений, спортивных сооружений организаций, учреждений дополнительного и профессионального образования.
3.8. Осуществлять контроль за санитарно-эпидемиологической и противопожарной обстановкой, обеспечением безопасности пребывания детей и подростков в детских загородных оздоровительных лагерях. Приемку детских оздоровительных лагерей осуществлять с участием технической инспекции труда Московской Федерации профсоюзов и отраслевых профсоюзов.
3.9. Оказывать организационно-методическую помощь клубным и спортивным учреждениям, библиотекам, детским оздоровительным лагерям организаций города.
3.10. Оказывать содействие в развитии в городе системы негосударственного пенсионного обеспечения.
3.11. Разработать городскую целевую программу "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей".
Правительство:
3.12. Сохранить в 2005 году за счет средств бюджета города Москвы социальные гарантии и льготы ветеранам и инвалидам с учетом разграничений полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3.13. Обеспечить взаимодействие с социальными партнерами при подготовке проектов законов и других правовых актов города Москвы, направленных на сохранение уровня социальной защищенности и рост-уровня жизни жителей города.
3.14. Формирование социальных статей бюджета города Москвы осуществлять с учетом мнения профсоюзов и работодателей.
3.15. Сохранить с учетом разграничения полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации гарантированные виды бесплатной медицинской помощи населению города. Не допускать закрытия, перепрофилирования и передачи организациям помещений медицинских, детских дошкольных и школьных учреждений под другие цели.
3.16. Выделять средства в установленном порядке на приобретение санаторно-курортных путевок "Мать и дитя" для родителей с детьми из малообеспеченных семей.
3.17. Предусмотреть средства в бюджете города Москвы на выплату единовременного пособия молодой семье на рождение: 1-го ребенка в 5-ти кратном размере прожиточного минимума, 2-го ребенка в 7-ми кратном размере, 3-го ребенка - в 10-ти кратном размере.
3.18. Осуществлять бесплатное и льготное питание учащихся 1 - 4 классов общеобразовательных школ и детей из малообеспеченных семей.
3.19. Продолжить выплату городских компенсационных выплат на детей до 3-х лет отдельным категориям населения на возмещение роста стоимости продуктов питания.
3.20. Не допускать перепрофилирования магазинов по продаже товаров повседневного спроса и продуктов питания в районах города.
3.21. Сохранить действующие доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам до "социальной нормы".
3.22. Обеспечить бесплатным горячим питанием пенсионеров, инвалидов и детей из малообеспеченных семей в отделениях дневного пребывания центров социального обслуживания всех типов и оказание им продуктовой и вещевой помощи в объеме не ниже уровня 2004 года.
3.23. Сохранить для пенсионеров, детей-сирот, детей из многодетных семей и детей, оставшихся без попечения родителей, бесплатный проезд, для школьников, учащихся учреждений начального профессионального образования и студентов дневной формы обучения среднего и высшего профессионального образования, обучающихся в государственных учебных заведениях и аккредитованных негосударственных вузах - льготный проезд в городском транспорте.
3.24. Сохранить дотирование из городского бюджета расходов, связанных с эксплуатацией жилищного фонда, поставкой тепловой энергии для населения, содержанием городского транспорта.
3.25. Обеспечить проведение ремонта жилых домов и благоустройство территорий, на базе которых созданы товарищества собственников жилья, получающие в установленном порядке бюджетные ассигнования, и сформированы кондоминиумы, а также установку приборов учета поставляемых энергоресурсов на равных условиях с домами, находящимися в управлении государственных жилищных организаций (за исключением новостроек).
3.26. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства города осуществлять с учетом мнения сторон социального партнерства города.
3.27. Изменение тарифов на все жилищно-коммунальные услуги производить не чаще, чем 1 раз в год, если иное не вызывается принятием федеральных нормативных правовых актов. Информировать социальных партнеров о готовящихся решениях за 1 месяц до их принятия.
3.28. Осуществить жилищное строительство в городе Москве не менее 1116,8 тыс. кв. м, в том числе 400 тыс. кв. м жилой площади для решения общегородских социальных задач, до 516,8 тыс. кв. м для переселения по программам реконструкции пятиэтажного и ликвидации аварийного и ветхого жилищного фонда и 200 тыс. кв. м для обеспечения жильем по программе "Молодой семье - доступное жилье". При отселении москвичей из пятиэтажного и ветхого жилищного фонда, подлежащего реконструкции или реновации, предусмотреть возможность предоставления им жилой площади в границах района проживания при комплексной реконструкции районов, за исключением проживающих в Центральном и Зеленоградском административных округах, где переселение осуществляется в границах этих административных округов.
3.29. Предусмотреть в бюджете города Москвы на 2005 год ассигнования на предоставление безвозмездных жилищных субсидий для очередников по месту жительства на строительство или приобретение жилья с выделением на эти цели не менее 1120 млн. рублей.
3.30. Сохранить не ниже уровня 2004 года выделение бюджетным организациям городского хозяйства жилой площади по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа до 5 лет при первоначальном взносе не более 30 процентов для обеспечения работников, являющихся очередниками по месту работы и жительства.
3.31. Продолжить работу по ликвидации общежитий квартирной планировки путем перевода их в жилищный фонд города.
3.32. Осуществлять прием ведомственного жилищного фонда и объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
3.33. Предусмотреть выделение по договорам аренды жилой площади бюджетным организациям для укомплектования специалистами школ и поликлиник новостроек в районах массовой застройки.
3.34. Предусматривать по действующим договорам аренды земельных участков или при их пролонгации, переоформлении, а также при предоставлении новых земельных участков для размещения профсоюзных организаций, санаторно-курортных, детских оздоровительных, образовательных организаций, а также организаций культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, туризма, находящихся в собственности профсоюзов либо финансируемых за счет профсоюзов в полном объеме, ставку арендной платы в размере 30 процентов от базовой ставки за земельные участки, используемые профсоюзами или их организациями по целевому назначению.
3.35. Установить, что по действующим договорам аренды, а также по договорам, перезаключаемым на новый срок с арендаторами, надлежащим образом исполняющими свои обязанности, арендная плата рассчитывается по утвержденной постановлением Правительства Москвы от 14.10.2003 N 861-ПП методике. При этом в 2005 году увеличение арендной платы допускается не более чем в 1,25 раза для льготных категорий и в 1,5 раза для остальных арендаторов по сравнению с арендной платой, установленной на 2004 год.
3.36. Сохранить перечень категорий арендаторов объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, которым арендная плата устанавливается в особом порядке, согласно постановлению Правительства Москвы.
3.37. Обеспечить частичное возмещение эксплуатационных затрат на содержание спортивных сооружений организациям спортивного профиля города независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности по энергоресурсам, водоснабжению согласно Закону города Москвы от 26.06.96 N 20 "О физической культуре и спорте" на основании решений постоянно действующей комиссии с участием профсоюзов, утвержденного порядка возмещения и перечня спортивных организаций.
3.38. Сохранить на уровне не ниже 2004 года объемы финансирования некоммерческих организаций, клубов и центров, ведущих работу с детьми, подростками, молодежью по месту жительства.
3.39. Предусмотреть в соответствии с окружными соглашениями возможность выделения средств из целевых бюджетных фондов развития территорий города Москвы на оказание помощи коллективам детского и юношеского самодеятельного художественного и технического творчества, детско-юношеским спортивным школам, работу с детьми и молодежью, осуществляемую организациями культуры и спорта, в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными в бюджете города Москвы на 2005 год.
3.40. Осуществлять в установленном порядке организационную и финансовую помощь Московскому городскому центральному туристическому клубу, "Ассоциации МГКС ДСО профсоюзов", Городскому спортивному клубу "Буревестник", Городскому физкультурно-спортивному клубу инвалидов в проведении физкультурно-спортивных мероприятий.
3.41. Осуществлять долевое финансирование Негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования "Центральная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва профсоюзов" (ЦСДЮШОР профсоюзов) на основании договора социального заказа за счет и в пределах средств, предусмотренных Москомспорту в бюджете города Москвы на 2005 год.
3.42. Продолжить выплату студентам высших учебных заведений грантов Правительства Москвы и ежемесячных дотаций остро нуждающимся студентам в объеме не ниже уровня 2004 года.
3.43. Предусмотреть в бюджете города Москвы на 2005 год средства на организацию оздоровительных мероприятий для детей и подростков, в том числе в загородных оздоровительных лагерях, в профильных городских и выездных лагерях и лагерях труда и отдыха в период летних и зимних школьных каникул.
3.44. Сохранить не ниже достигнутого в 2004 году количества бесплатных и льготных путевок в загородные детские оздоровительные лагеря для детей, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке.
3.45. Осуществлять бесплатные перевозки организованных групп детей в каникулярный период по установленным сертификатам на проезд на городском транспорте.
3.46. Предусмотреть в бюджете города Москвы 379,561 млн. рублей на приобретение в установленном порядке земель в Московской области под коллективное садоводство льготных категорий москвичей и затраты по развитию инфраструктуры районов в местах размещения садоводческих некоммерческих объединений.
Правительство и работодатели:
3.47. Принимать меры по сохранению социально-культурных объектов организаций всех форм собственности, осуществляющих образовательную, спортивную, оздоровительную, культурно-досуговую деятельность, обеспечивающих детский и семейный отдых москвичей.
Правительство и профсоюзы:
3.48. Обеспечить участие профсоюзов в реализации городских целевых комплексных программ "Молодежь Москвы (2004 - 2006 гг.)", "Спорт Москвы (2004 - 2006 гг.)" и "Культура Москвы (2005 - 2007 гг.)".
3.49. Осуществлять контроль за реализацией мероприятий по обеспечению отдыха детей в оздоровительных организациях.
3.50. Организовать Новогодние представления для детей и подростков в дни зимних школьных каникул 2005 - 2006 гг. в Государственном Кремлевском дворце и осуществить их финансирование на долевых началах.
3.51. Обеспечить деятельность детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) профсоюзов и организаций города Москвы с сохранением контингента занимающихся не ниже уровня 2004 года.
Работодатели и профсоюзы:
3.52. Осуществлять постоянный контроль за расходованием средств социального страхования через своих представителей в комиссиях по социальному страхованию.
3.53. Предусмотреть в коллективных договорах и соглашениях контроль со стороны профсоюзной организации за своевременным и в полном объеме перечислением работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
3.54. Предусматривать при заключении коллективных договоров выделение финансовых средств из фондов организаций в размере до 1,4 процента от фонда заработной платы для оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
3.55. Предоставлять льготные путевки на санаторно-курортное лечение работникам организаций на основании списков, согласованных с профсоюзными комитетами этих организаций.
3.56. Предусматривать в коллективных договорах мероприятия по аккумулированию финансовых средств на приобретение жилой площади для улучшения жилищных условий работников, содержание объектов социальной сферы.
3.57. Предусмотреть в коллективных договорах мероприятия по сохранению объемов услуг, оказываемых культурно-просветительными учреждениями и спортивными сооружениями, столовыми, другими оздоровительными, социально-бытовыми объектами организаций, с учетом действующих норм и фактической численности работающих, и поддержанию на должном уровне их технического состояния.
3.58. Предусматривать в коллективных договорах введение в организациях штатных единиц инструкторов-методистов по физической культуре и их взаимодействие со специалистами дворового спорта в управах районов.
3.59. Предусмотреть в коллективных договорах и соглашениях отчисление средств на дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение.
Профсоюзы:
3.60. Организовать обучение руководителей клубных учреждений, библиотек, детских оздоровительных лагерей организаций города, детско-юношеских спортивных школ профсоюзов.
Работодатели:
3.61. Обеспечить выплату работающим гражданам установленных законодательством пособий, связанных с рождением и воспитанием ребенка.
3.62. Обеспечить своевременное (в течение 10 дней) предоставление информации органам социальной защиты населения о приеме на работу пенсионеров в целях эффективного и целевого использования средств городского бюджета.
4. В области обеспечения конструктивного взаимодействия и социального партнерства стороны обязуются:
4.1. Принимать решения по вопросам и проблемам, включенным в Соглашение, после консультаций на уровне Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
4.2. Официально информировать друг друга о принимаемых решениях и правовых актах по проблемам, включенным в Соглашение, другим социально-экономическим вопросам.
4.3. Взаимно обеспечивать представителям сторон возможность принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов по проблемам, не включенным в Соглашение, но представляющим взаимный интерес.
4.4. Оказывать практическое и методическое содействие заключению городских отраслевых и окружных соглашений, коллективных договоров в организациях города.
4.5. Обеспечить заключение на согласованных условиях и уведомительную регистрацию в установленном порядке коллективных договоров.
4.6. Способствовать предотвращению и разрешению коллективных трудовых споров.
4.7. Оказывать содействие в работе Учреждению "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров", Московскому городскому правовому центру "Защита", Фонду содействия занятости и охраны труда "СТОЛИЦА" Московской Федерации профсоюзов в деятельности по пропаганде трудового законодательства, законодательства о занятости и законодательства об охране труда в средствах массовой информации (включая окружные и городские) и объектах наружной рекламы на условиях социальной рекламы.
4.8. В случае возникновения коллективных трудовых споров по вопросам Соглашения обращаться в Учреждение "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" и выполнять его рекомендации.
4.9. Рекомендовать включение в коллективные договоры и отраслевые соглашения положений о передаче в случае возникновения коллективного трудового спора его рассмотрение в Учреждении "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" и выполнять его рекомендации.
4.10. Проводить в Московском городском правовом центре "Защита" бесплатные юридические консультации по трудовому законодательству, законодательству о занятости для населения города Москвы, а также предоставлять бесплатную правовую защиту трудовых интересов слабо защищенных категорий граждан в судах общей юрисдикции.
4.11. Проводить согласованную политику по созданию новых и укреплению действующих профсоюзных организаций и объединений работодателей в организациях всех форм собственности, в том числе в иностранных фирмах, а также в организациях, применяющих труд иностранных работников, осуществляющих свою деятельность в городе.
4.12. Рекомендовать при заключении окружных соглашений включать в них обязательства о предоставлении в пользование окружным отделениям Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) необходимых помещений, в том числе для проведения выставочной деятельности.
4.13. Продолжить практику публикации в "Московской промышленной газете", газете "Тверская, 13" и окружных средствах массовой информации материалов, рассказывающих о практике социального партнерства в городе, а также информировать редакции СМИ о решениях Московской трехсторонней комиссии и мероприятиях, проводимых в рамках реализации Московского трехстороннего соглашения.
Правительство:
4.14. Обеспечить участие представителей профсоюзов и работодателей в работе формируемых Правительством Москвы на уровне города и административных округов постоянно действующих комиссий, коллегий префектур административных округов города Москвы, рабочих групп.
4.15. Рекомендовать включать в состав коллегий при префектурах председателей правлений окружных отделений Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) и председателей окружных Советов Московской Федерации профсоюзов.
4.16. В соответствии с Федеральным законом от 12.01.96 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" предусмотреть в установленном порядке в бюджете города Москвы средства в размере 18,304 млн. рублей на частичное финансирование деятельности учебных центров профсоюзов, направленной на обучение представителей сторон социального партнерства формам и методам договорного регулирования социально-трудовых отношений в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
4.17. Выделить из бюджета города Москвы средства на финансирование деятельности Учреждения "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" в сумме 6,043 млн. рублей.
4.18. При расчете арендной платы за нежилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы, занимаемые профсоюзами, их структурными подразделениями, организациями, учреждениями, установить льготный корректирующий коэффициент, равный нулю.
4.19. Обеспечить предоставление в пользование окружным советам Московской Федерации профсоюзов и окружным отделениям Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей), консультационно-правовым пунктам Московской Федерации профсоюзов необходимых помещений, оборудования, средств транспорта и связи, оказывать им материальную, техническую помощь в соответствии с заключенными окружными соглашениями.
4.20. Согласиться с установлением Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) арендной платы за занимаемые ею помещения в здании по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 21, стр. 1 на уровне минимальной ставки, утвержденной на 2005 год по г. Москве, а ее структурным подразделениям в соответствии с пунктом 8 приложения к постановлению Правительства Москвы от 29.06.2004 N 443-ПП "Об утверждении категорий арендаторов объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, которым ставка арендной платы на 2005 год устанавливается в особом порядке".
4.21. Рассмотреть возможность предоставления Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) нежилого помещения для размещения структурных подразделений Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) - Промышленно-экономического института и Московского молодежного центра, осуществляющих образовательную, спортивную, оздоровительную и культурно-досуговую деятельность для молодежи города.
Правительство и профсоюзы:
4.22. Обеспечить дальнейшую работу специалистов Московского городского центра "Защита" и Фонда содействия занятости и охраны труда "СТОЛИЦА" Московской Федерации профсоюзов в консультационно-правовых пунктах, расположенных в помещениях окружных советов Московской Федерации профсоюзов в административных округах города,
Работодатели:
4.23. Продолжить работу Промышленно-экономического института и Юридического центра Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) с представителями социального партнерства по вопросам правового регулирования в сфере договорно-правовых, имущественно-земельных отношений и отношений, связанных с предбанкротным состоянием организаций.
Профсоюзы:
4.24. Организовать обучение не менее 20 тысяч представителей социальных партнеров различных уровней по вопросам правового регулирования трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров и соглашений.
4.25. Не выступать организаторами забастовок в случае выполнения Правительством Москвы и работодателями обязательств, предусмотренных Соглашением, а также отраслевыми и окружными соглашениями, коллективными договорами.
От Правительства Москвы |
Ю.М. Лужков |
От московских объединений профсоюзов |
М.Д. Нагайцев |
От московских объединений |
Е.В. Панина |
29 декабря 2004 года
г. Москва
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Московское трехстороннее соглашение на 2005 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей) (Москва, 29 декабря 2004 г.)
Текст Соглашения опубликован в газете "Тверская, 13" от 29 января 2005 г. N 10
Настоящее Соглашение вступает в силу 1 января 2005 г. и действует до вступления в действие нового
Настоящее Соглашение фактически прекратило действие
См. Московское трехстороннее соглашение на 2006 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)