Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Евдокименко А.А.,
судей - Хаировой А.Х. и Никоновой О.И.,
при секретаре - Моревой Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе - Дидковского М.И. на решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 13 декабря 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Дидковского М.И. отказать.",
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда - Евдокименко А.А., объяснения в поддержание апелляционной жалобы истца - Дидковского М.И. и его представителя - Новиковой В.Б, возражения на жалобу представителя ответчика - Мэрии г.о. Тольятти - Малыхиной Н.А., заключение прокурора - Пискаревой И.В., полагавшей необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец - Дидковский М.И., обратился в суд с иском об индексации социальных выплат к ответчикам - Мэрии г.о. Тольятти и Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области в обоснование своих требований указав, что истец является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В соответствии со ст. 14 и 39 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" лицам, принимавшим участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС выплачиваются денежные компенсации: на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление. Решением Калужского районного суда Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ года на Министерство финансов РФ возложена обязанность выплатить истцу единовременно задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ года включительно по ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в сумме 48 047 рублей 53 копейки и по ежегодной материальной помощи на оздоровление за ДД.ММ.ГГГГ годы - 6 694 рубля 58 копеек. Этим же решением на Управление социальной защиты населения города Калуги была возложена обязанность произвести перерасчет суммы ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ и ежегодной материальной помощи на оздоровление с 2007 года истцу и представлять заявку на выплату за счет средств федерального бюджета ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 1 093 рубля 12 копеек, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года с последующей индексацией в установленном законом порядке, на Управление Федерального казначейства по Калужской области была возложена обязанность выплачивать истцу с ДД.ММ.ГГГГ года ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 1 093 рубля 12 копеек и ежегодную компенсацию на оздоровление, с учетом суммы, установленный на ДД.ММ.ГГГГ года в размере 1 632 рубля 34 копейки, с последующей индексацией в установленном законом порядке. В ДД.ММ.ГГГГ году истец переехал на постоянное место жительства в город Тольятти Самарской области. С момента перемены места жительства ответчики отказываются производить истцу вышеуказанные компенсации в размере, установленном решением Калужского районного суда. Истец полагает, что определенные решением Калужского районного суда суммы ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление должны выплачиваться ответчиками, к тому же данные суммы подлежат индексации со времени их назначения. На основании изложенного, истец просил суд: 1) взыскать с Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области за счет средств федерального бюджета задолженность: по денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с ДД.ММ.ГГГГ года в размере 67 096 рублей 05 копеек; по денежной компенсации на оздоровление за период с ДД.ММ.ГГГГ года в размере 6 857 рублей 26 копеек; 2) обязать мэрию г.о. Тольятти назначить ему, начиная с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 1 931 рубль 22 копейки, с последующей индексацией данной суммы в порядке, установленном действующим законодательством; 3) обязать мэрию г.о. Тольятти назначить ему ежегодную денежную компенсацию на оздоровление в размере 2 733 рубля 51 копейка, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, с последующей индексацией, в порядке, установленном действующим законодательством.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое истец - Дидковский М.И. считает неправильным, просит его отменить и принять по делу новое решение которым удовлетворить его исковые требования в полном объеме.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы - Дидковского М.И. судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены п. 22 ст. 14 и ч. 1 ст. 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N179-ФЗ). Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены п. 15 ст. 14 названного Закона.
Частью 3 ст. 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года N31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Ранее ст. 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривала право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 года N122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2000 года N122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 года N82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 года, а с 1 января 2001 года - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 7 августа 2000 года N122-ФЗ в ст.ст. 14 и 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп в размере 500 рублей.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года N326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N847, от 7 мая 2005 года N292, от 25 апреля 2006 года N246 и от 21 марта 2007 года N171 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006 и 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период. При этом, действительно ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, однако, порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно: в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N847 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 июня 2004 года в размере 330 рублей (установленная Законом 300 рублей), ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 550 рублей (установленная Законом 500 рублей) - коэффициент 1,1; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 года N292 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2005 года в размере З66 рублей 30 копеек, ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 610 рублей 50 копеек - коэффициент 1,11; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 года N246 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2006 года в размере 399 рублей 27 копеек, ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 665 рублей 45 копеек - коэффициент 1,09; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N171 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2007 года в размере 431 рублей 21 копейка, ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 718 рублей 69 копеек - коэффициент 1,08.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N35, в редакции от 5 апреля 2005 года N7 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 1 июля 2000 года с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона.
Конституционным Судом РФ в постановлении от 19 июня 2002 года N11-П определена правовая позиция по индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением: Конституционного Суда РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной.
Таким образом, из содержания указанных норм права и правовых позиций Верховного суда РФ и Конституционного суда РФ в их системной взаимосвязи следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм, выплачиваемых в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Из материалов дела видно, что истец - Дидковский М.И. является получателем вышеуказанной ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров согласно действующему законодательству на территории города Тольятти с ДД.ММ.ГГГГ года и указанной ежегодной компенсации на оздоровление также с ДД.ММ.ГГГГ года. До указанного периода истец получал вышеназванные компенсации по месту прежнего жительства в городе Калуга и указанные компенсации были им получены в полном объеме, что подтверждается справкой Управления социальной защиты города Калуги от ДД.ММ.ГГГГ года N 3.
Судом первой инстанции также установлено, что при установлении размера ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление мэрия г.о. Тольятти, исходила из размера указанных компенсаций, установленных в твердой денежной сумме с последующей их индексацией согласно Постановления Правительства РФ N 326 от 25 мая 2005 года, N143 от 3 марта 2007 года, N171 от 21 марта 2007 года, N655 от 3 сентября 2008 года, N5454 от 7 июля 2009 года, N1024 от 16 декабря 2009 года, N1079 от 21 декабря 2010 года, N1019 от 8 декабря 2011 года и N1255 от 4 декабря 2012 года, что подтверждается материалами выплатного дела. В настоящее время размер ежемесячной индексации на приобретение продовольственных товаров составляет 470 рублей 23 копейки, а ежегодной компенсации на оздоровление 705 рублей 39 копеек.
Кроме того, из материалов дела видно, что решением Калужского районного суда Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ на Министерство финансов РФ возложена обязанность выплатить истцу единовременно задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ года включительно по ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в сумме 48 047 рублей 53 копейки и по ежегодной материальной помощи на оздоровление за ДД.ММ.ГГГГ годы - 6 694 рубля 58 копеек. Этим же решением на Управление социальной защиты населения города Калуги была возложена обязанность произвести перерасчет суммы ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ и ежегодной материальной помощи на оздоровление с ДД.ММ.ГГГГ года истцу и представлять заявку на выплату за счет средств федерального бюджета ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 1 093 рубля 12 копеек, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года с последующей индексацией в установленном законом порядке, на Управление Федерального казначейства по Калужской области была возложена обязанность выплачивать истцу с ДД.ММ.ГГГГ года ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 1 093 рубля 12 копеек и ежегодную компенсацию на оздоровление, с учетом суммы, установленный на 2006 года в размере 1 632 рубля 34 копейки, с последующей индексацией в установленном законом порядке.
С учетом указанного судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска в полном объеме, поскольку в ходе судебного разбирательства было достоверно установлено, что указанные виды социальных выплат начисляются и выплачиваются истцу в размерах установленных действующим законодательством и требования истца не основаны на законе.
Доводы лица подавшего апелляционную жалобу о необходимости установления размера названных социальных выплат в размере определенном решением Калужского районного суда Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ года судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку в силу требований ст. 61 ГПК РФ указанное судебное постановление не является преюдициальным при разрешении настоящего гражданского дела, так как в деле участвуют иные ответчики.
Вместе с тем, судебная коллегия находит, что действующим законодательством не предусмотрена возможность и (или) необходимость подтверждения вступившего в законную силу судебного постановления иным аналогичным судебным постановлением, поэтому истец не лишен права требовать в принудительном порядке исполнения решения Калужского районного суда Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ и в рамках исполнительного производства заявить соответствующие заявления (о замене должника правопреемником и т.п.).
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 13 декабря 2013 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - Дидковского М.И. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.