Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Безух А.Н.,
судей Герцева А.И., Филипчук С.А.
при секретаре Пыхановой К.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И. к О., М., К. о признании недействительными результатов межевания земельных участков
по апелляционной жалобе И.
на решение Прохоровского районного суда от 27 апреля 2016 г.
Заслушав доклад судьи Герцева А.И., объяснения И., поддержавшей доводы, изложенные в апелляционной жалобе, О., его представителя - П., представителя М., К. - А., полагавшие, оставить решение без изменения, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Решением районного совета народных депутатов от "данные изъяты" "Об организации крестьянского хозяйства" - в связи с неудобством в обработке полей полевого севооборота возле "адрес" передан с согласия уполномоченных колхозников колхоза " П" "данные изъяты" га пашни в государственный земельный запас. Этим же решением разрешена организация крестьянского хозяйства И. на землях госземзапаса с закреплением за ней "данные изъяты" га пашни из земель госземзапаса в пожизненно наследуемое владение с выдачей государственного акта на право пользования землей (л.д.24).
"данные изъяты" И. выдан государственный акт с регистрацией в Книге записи государственных актов на право пользования землей за N, по которому ей предоставлен участок площадью "данные изъяты" га (из которых участок N1 площадью "данные изъяты" га, под постройки - "данные изъяты" га, пашня - "данные изъяты" га), участок N2 площадью "данные изъяты" га - пашни) с местоположением "адрес" сельского Совета Прохоровского района в границах согласно плана землепользования (л.д.25-32).
Постановлением главы администрации Прохоровского района от "данные изъяты" N, на основании заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства " З" И. - изъят у данного КФХ " З" земельный участок площадью "данные изъяты" га (участок N2), ранее представленный для ведения хозяйства из фонда перераспределения земель района, расположенного в границах ОА " П", с зачислением данного участка - "данные изъяты" га пашни в фонд перераспределения земель района, расположенных в границах АО " П" с внесением соответствующих изменений в учетные данные комитетом по земельным ресурсам и землеустройству "данные изъяты" района (л.д.202).
Согласно данных ГКН, сведения о земельных участках с кадастровыми номерами N, площадью "данные изъяты" кв.м. и N площадью "данные изъяты" кв.м., расположенные по адресу: "адрес" внесены в ГКН на основании ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала по состоянию на 31 мая 2008 года, утвержденного главным специалистом-экспертом территориального отдела по Ивнянскому, Ракитянскому и Прохоровскому районам Управления Роснедвижимости по Белгородской области. По сведениям ГКН правообладателем указанных участков (площадь которых составляет - "данные изъяты" кв.м. ( "данные изъяты" га) является И., без установления границы участков в соответствии с действующим законодательством.
Согласно данных ГКН, сведения о земельных участках О., М., К. (ответчиков по делу) соответственно с кадастровыми номерами N площадью "данные изъяты" кв.м. (который является единым землепользованием с вхождением обособленных участков с кадастровыми номерами N, N); и N площадью "данные изъяты" кв.м. (который является единым землепользованием с обособленными участками с кадастровыми номерами N, N) внесены с их описанием границ на местности на основании кадастровых работ, выполненных ООО " П" в январе 2009 года.
Решением филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Белгородской области от 17 декабря 2015 г. N и N приостановлен государственный кадастровый учет по результатам кадастровых работ, проведенных И. в связи с уточнением местоположений границ участков с кадастровыми номерами N и N, в связи с противоречивыми сведениями в отношении смежных участков с кадастровыми номерами N и N и пересечением границ других участков с кадастровыми номерами N и N, образованных при выделе из земельного участка с кадастровым номером N (л.д.140-145, 8-88).
Дело инициировано иском И., в котором она просила признать недействительными результатов межевания вышеуказанных земельных участков О. (кадастровый номер N), К., М. (кадастровый номер N), ссылаясь на имеющиеся наложения указанных участков на принадлежащие ей земельные участки с кадастровыми номерами N, N.
Сторона истца, указала на то, что земельные участки О. (кадастровый номер N), К., М. (кадастровый номер N), поставленные на кадастровый учет "данные изъяты", были образованы в результате выдела из земельного участка с кадастровым номером N находящегося в общей долевой собственности за счет принадлежащих земельных долей.
Однако фактически выдел был произведен за счет земельных участков фермерского хозяйства " З", которые по проектам: землепользования (перераспределения) земель АО " П" Прохоровского района Белгородской области от 1992 г. и перераспределения земель ООО " П" Прохоровского района от 2002 г., не относились к земельному участку находящегося в долевой собственности с кадастровым номером N.
В судебном заседании сторона истца заявленные требования поддержала, ссылаясь на указанные выше обстоятельства, нарушение прав.
Сторона ответчиков, их представители иск не признали, ссылаясь на необоснованность иска, постановку принадлежащих им участков с соблюдением требований законодательства. При этом, сторона О. заявила о пропуске истцом трехлетнего срока давности, ссылаясь на осведомленность истца о таковом с 2010 года.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области Х.в представленных возражениях на иск, не исключал наличия кадастровой ошибки, в связи с пересечением границ земельных участков сторон, при этом, указал на соответствие площади участков истца с вышеуказанными кадастровыми номерами, декларированной площади.
Решением в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе И. просит решение суда отменить, вынести новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
В жалобе ссылается на обстоятельства, что в суде первой инстанции, на непринятие органом местного самоуправления мер к внесению соответствующих изменений в правоустанавливающие документы в связи с изъятием у апеллянта участка площадью "данные изъяты" га на основании постановления от "данные изъяты" за N; доказанность факта наложения границ участков ответчиков, на участки истца, что также вытекает из состоявшегося решения Прохоровского районного суда от 02 октября 2014 года, который не принят судом в нарушение ст.61 ГПК РФ.
По результатам рассмотрения жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об отмене решения по следующим обстоятельствам.
Обжалуемое решение мотивировано отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований истицей, в связи с не предоставлением ею доказательств, предоставления земельных участков площадью "данные изъяты" кв.м. и "данные изъяты" кв.м., отсутствием таковых данных в государственном акте и решении Совета народных депутатов.
В решении указано о не предоставлении истицей доказательств, образования двух самостоятельных участков площадью "данные изъяты" и "данные изъяты" кв.м. ( "данные изъяты" га + "данные изъяты" га = "данные изъяты" га) при разделе участка площадью "данные изъяты" га.
В решении указано о том, что истицей не представлено доказательств, подтверждающие более точное местоположение указанных участков, нежели как указано в кадастровой выписке - "адрес" сельское поселение Прохоровского района Белгородской области, а также о том, что представленное истицей заключение кадастрового инженера в качестве доказательств нахождения границ земельных участков площадью "данные изъяты" и "данные изъяты" кв.м. с вышеуказанными кадастровыми номерами является недостоверным, поскольку изготовлено на основании Решения районного совета народных депутатов от "данные изъяты", Государственного акта на право пользования землей серии N, которые свидетельствуют о принадлежности истице иных участков.
Суд указал о том, что отказ в удовлетворении требований с учетом вышеизложенных обстоятельств в решении, исключают основания проверки законности проведенного ответчиками межевания их земельных участков.
Выводы в решении нельзя признать правильными, обоснованными, в связи с неправильным определением судом первой инстанции юридически значимых обстоятельств, отсутствием в решении правового обоснования отклонения доводов, приведенных истицей в иске.
Не принято судом первой инстанции мер к обсуждению обстоятельств, выдела вышеуказанных участков за счет земельных долей, принадлежащих ответчиками из земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в общей долевой собственности у собственников таковых долей.
В обоснование принятого решения, суд сослался на положения ст.ст.2,3, 56 ГПК РФ, что не свидетельствует о правильном применении судом норм материального и процессуального права, в том числе с учетом положений ст.12 настоящего Кодекса, предусматривающей осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст.208 ГК РФ на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (ст.304 ГК РФ), исковая давность не распространяется.
В п.7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" указано, что исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные ГК РФ. К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим.
На основании изложенного исковая давность о применении которой заявляла сторона ответчиков в суде первой инстанции на требования заявленные апеллянтом, который фактически лишен прав на принадлежащий земельный участок, не распространяется.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Как следует из материалов дела, не опровергнуто стороной ответчиков в суде первой и апелляционной инстанции:
Решением районного совета народных депутатов от "данные изъяты" "Об организации крестьянского хозяйства" - в связи с неудобством в обработке полей полевого севооборота возле "адрес" передан с согласия уполномоченных колхозников колхоза " П" "данные изъяты" га пашни в государственный земельный запас. Разрешена организация крестьянского хозяйства И. на землях госземзапаса с закреплением за ней "данные изъяты" га пашни из земель госземзапаса в пожизненно наследуемое владение с выдачей государственного акта на право пользования землей (л.д.24).
"данные изъяты" И. выдан государственный акт с регистрацией в Книге записи государственных актов на право пользования землей за N, по которому ей предоставлен участок площадью "данные изъяты" га (из которых участок N1 площадью "данные изъяты" га, под постройки - "данные изъяты" га, пашня - "данные изъяты" га; участок N2 площадью "данные изъяты" га - пашни) с местоположением "адрес" "адрес" в границах согласно плана землепользования (л.д.25-32).
Постановлением главы администрации Прохоровского района от "данные изъяты" N, на основании заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства " З" И. - изъят у данного КФХ " З" земельный участок площадью "данные изъяты" га (участок N2), ранее представленный для ведения хозяйства из фонда перераспределения земель района, расположенного в границах ОА " П", с зачислением данного участка - "данные изъяты" га пашни в фонд перераспределения земель района, расположенных в границах АО " П" с внесением соответствующих изменений в учетные данные комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Прохороского района (л.д.202).
На основании ст.13 Земельного кодекса РСФСР (1970 г.), утвержденного Законом РСФСР от 01 июля 1970 г. "Об утверждении Земельного кодекса РСФСР", действующего в период предоставления И. указанных выше участков для создания КФХ, исполнительные комитеты сельских Советов народных депутатов предоставляли земельные участки из земель, не входящих в состав землепользования колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, в пределах сельских населенных пунктов.
Согласно ст.12 Земельного кодекса РСФСР (1970 г.) предоставление земельных участков в пользование осуществлялось в порядке отвода.
Отвод земельных участков производился на основании постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов трудящихся в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей.
В силу ст.18 ЗК РСФСР (1970 г.) право землепользования колхозов, совхозов и других землепользователей удостоверялось государственными актами на право пользования землей, которые выдавались исполнительными комитетами районных, городских Советов народных депутатов. В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик формы актов устанавливались Советом Министров СССР.
В соответствии со ст.124 ЗК РСФСР (1970 г.) землеустройство проводилось по решению соответствующих государственных органов, по инициативе землеустроительных органов или по ходатайству заинтересованных землепользователей. Осуществлялось землеустройство государственными землеустроительными органами.
Землеустроительные проекты составлялись при участии заинтересованных землепользователей и после утверждения переносились в натуру (на местность) с обозначением границ землепользований межевыми знаками установленного образца.
Единая для Союза ССР форма государственного акта на право пользования землей была утверждена Постановлением Совмина СССР от 06 марта 1975 г. N199 "О выдаче землепользователям государственных актов на право пользования землей". Согласно п.2 данного документа государственные акты на право пользования землей выдавались землепользователям исполнительными комитетами районных (городских) Советов народных депутатов. Государственный акт на право пользования землей составлялся в двух экземплярах: первый экземпляр выдавался землепользователю, а второй экземпляр хранился в райисполкоме (горисполкоме).
Из смысла указанных правовых норм в их взаимосвязи следует, что именно государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей, имеющий равную юридическую силу с записями в ЕГРП, является единственным доказательством существования такого права на земельный участок, размер и границы которого указаны в чертеже, прилагаемом к государственному акту на право бессрочного (постоянного) пользования.
Кроме того, в соответствии с п.3 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям, сроком не ограничивается.
В соответствии с ч.1 ст.45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре):
государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных ст.43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре (далее - ранее учтенные объекты недвижимости);
при этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 3 ст.45 Закона о кадастре установлено, что сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Если сведения и документы о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы ГКН при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам (ч.7 ст.45 Закона о кадастре).
Согласно п.21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 г. N42 (далее - Порядок), решение о внесении сведений в ГКН о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления заинтересованного лица и следующих документов:
свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения";
государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленного в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей";
свидетельства на право собственности на землю, оформленного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 г. N1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России";
документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания;
выписки из похозяйственной книги, форма которой утверждена приказом Росреестра от 07.03.2012 г. NП/103 "Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок";
договора аренды земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в орган кадастрового учета;
иных документов, устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок.
Учитывая изложенное, для того, чтобы объект недвижимости, в том числе земельный участок, считался ранее учтенным, необходимо наличие одного из следующих условий:
его государственный кадастровый учет, государственный учет, в том числе технический учет должен быть осуществлен до вступления в силу Закона о кадастре (то есть до 01.03.2008);
права на такой объект должны быть зарегистрированы в соответствии с Законом о регистрации.
Исходя из определения понятия ранее учтенных объектов недвижимости, установленном в ч.1 ст.45 Закона о кадастре, иные объекты недвижимости не могут считаться ранее учтенными объектами недвижимости.
Однако в соответствии с пп.2, 4 п.1 ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права, помимо прочего, возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, а также в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Согласно п.1 ст.6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного закона (то есть до 31.01.1998), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным законом; государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Как предусмотрено п.9 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона о регистрации, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в п.1 ст.25.2 Закона о регистрации земельный участок (земельные участки, предоставленные гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, огородничества) является следующий документ:
акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок (п.2 ст.25.2 Закона о регистрации).
Пунктом 1.2 ст.20 Закона о регистрации установлено, что не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Законом о кадастре, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
До вступления в силу Федерального закона от 23.07.2013 г. N250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости" указанный выше вопрос, решался в соответствии с ч.11 ст.45 Закона о кадастре, в редакции, действующей до 01.10.2013 г.
В настоящее время внесение в ГКН сведений о земельных участках, права на которые подтверждаются актами органов местного самоуправления, органов государственной власти или выписками из похозяйственных книг, как о ранее учтенных объектах, решается согласно п.21 Порядка, содержащего перечень вышеприведенных документов, на основании которых можно внести сведения о ранее учтенном земельном участке в ГКН.
Этот перечень включает в себя акты о предоставлении земельных участков и выписки из похозяйственных книг.
Необходимо отметить то, что:.
Земельным кодексом РСФСР, утвержденным Законом РСФСР от 01.07.1970 г., предусматривалось - ст.ст.118, 119, в целях обеспечения рационального использования земельных ресурсов ведение государственного земельного кадастра, содержащего совокупность достоверных и необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель; государственный земельный кадастр включал данные регистрации землепользований, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель.
Постановлением Совмина СССР от 10.06.1977 г. N501 "О порядке ведения государственного земельного кадастра" было предусмотрено осуществление необходимых мероприятий по обеспечению ведения начиная с 1977 года государственного земельного кадастра, а также были установлены формы кадастровой документации:
земельнокадастровая книга предприятия, организации и учреждения, которым земля предоставлена в постоянное или долгосрочное пользование;
государственная земельнокадастровая книга района (города);
государственный земельный кадастр области, края, автономной и союзной республики;
государственный земельный кадастр СССР.
Таким образом, государственный (кадастровый) учет земель был предусмотрен и осуществлялся в соответствии с ранее действовавшим законодательством, в связи с чем, представляется, что действующая редакция ч.1 ст.45 Закона о кадастре не препятствует внесению в ГКН сведений о ранее учтенных земельных участках, права на которые подтверждаются только актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или выпиской из похозяйственной книги, так как в отношении таких земельных участков ранее также осуществлялся государственный (кадастровый) учет.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, при наличии документов на земельный участок, предусмотренных п.21 Порядка, права на который не зарегистрированы в соответствии с Законом о регистрации, но государственный (кадастровый) учет такого земельного участка был осуществлен в соответствии с ранее действовавшим законодательством (до вступления в силу Закона о кадастре), такой земельный участок также является ранее учтенным объектом недвижимости.
Материалами дела подтверждено, что:
На момент выдачи вышеуказанного Государственного акта И., действовали Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик и Земельный кодекс РСФСР от 01.07.1970 г.
Единая форма государственного акта на право пользования землей, утверждена была Постановлением Совета Министров СССР от 06.03.1975 г. N 199 "О выдаче землепользователям государственных актов на право пользования землей", акт, на который ссылалась истица, соответствует данной форме государственного акта.
При данном Государственном акте, подтверждающем право и закрепление в постоянное (бессрочное) и бесплатное пользование земельным участком, пожизненное наследуемое владение, действующего в тот период, содержался план (схема) границ земельного участка площадью "данные изъяты" га. (состоящий из двух участков "данные изъяты" га и "данные изъяты" га), удостоверяющий землепользование.
Как указала истица, указанные участки использовались КФХ " З" до 2002 г., а после изъятия участка площадью "данные изъяты" га в 2002 г. на основании постановления главы администрации района N (по ее заявлению), только участок N1 площадью "данные изъяты" га, который в 2008 г. был передан в аренду третьему лицу, по причине состояния здоровья.
И. указала о том, что этот же участок по настоящее время обрабатывает тот же арендатор, которому в настоящее время передан в аренду это же участок ответчиками, по результатам выдела принадлежащих им земельных долей за счет земель сельскохозяйственного назначения, образования вышеуказанных участков.
И. указала о том, что:
Обращение с иском, стало следствием невозможности учета принадлежащего участка площадью "данные изъяты" га в ГКН, в связи с пересечением границ данного участка (состоящего из двух: "данные изъяты" га - "данные изъяты" кв.м. и "данные изъяты" га - "данные изъяты" кв.м. = "данные изъяты" га), определенных в Государственном акте, с выделенными участками в 2009 г. ответчиками.
Данные обстоятельства, не оспаривались в суде первой инстанции О., не опровергнуты представителями П., А.
Не опровергнуто стороной ответчиков в суде апелляционной инстанции и того, что вышеуказанный земельный участок, площадью "данные изъяты" га (состоящий из двух участков площадью "данные изъяты" и "данные изъяты" кв.м., составляющих общую площадь "данные изъяты" га) был учтен в ГКН в 2008 г., как ранее учтенный, правообладателем которого являлась истица, подтверждено соответствующим органом, видом права пожизненное наследуемое владение (л.д.70).
Как указала сторона ответчиков в суде апелляционной инстанции, образование ими вышеуказанных участков, с кадастровыми номерами N и N, с учетом сведений в ГКН, стало следствием проведения ими кадастровых работ по выделу принадлежащих им земельных долей на праве общей долевой собственности земельных участков земель сельскохозяйственного назначения, землепользователем которого являлось АОЗТ " П" и ООО " П", после перераспределения земель АОЗТ " П", имевшего место в 2002 г.
Как отражено в проекте перераспределения земель АОЗТ " П" Прохоровского района Белгородской области (Росземкадастра ФГУП "Белгородское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие", выполненного по договору N от "данные изъяты" - заказчик АОЗТ " П", в частности в справке о землепользовании ООО " П" Прохоровского района, в границах землепользования по плану в "данные изъяты" га, за ООО " П" закреплено по свидетельству на право собственности на землю "данные изъяты" га: - в общую долевую собственность - "данные изъяты" га; в общую совместную собственность "данные изъяты" га, в аренду ЗЗР - "данные изъяты" га. При этом, в границах землепользования в "данные изъяты" га, при закреплении за ООО " П" - "данные изъяты" га, имеются посторонние землепользователи с общей площадью "данные изъяты" га, в том числе по земельным участкам и землепользователям: "адрес" - "данные изъяты" га, крестьянское хозяйство " З" - "данные изъяты" га (предоставленных по государственному акту И.), и т.д. (л.д.8 данного проекта).
По проекту перераспределения земель АОЗТ " П" от 1992 г. выполненного Роскомземом Всероссийское объединение РосНИИземпроект, на основании договора N от "данные изъяты" - заказчиком - Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам Белгородской области, указанный участок, предоставленный КФХ " З" также не вошел в состав земель данного Общества, по результатам проведения землеустроительных работ при реорганизации колхозов, совхозов в соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов".
О. являлся собственником двух земельных долей ( "данные изъяты" га), переданных в аренду ООО " П" в 2002 г. в связи с вышеуказанным перераспределением земель ( N и N списка собственников земельных долей проекта 2002 г.).
К., на основании свидетельства о праве на наследство по закону от "данные изъяты" стала собственником земельной доли - "данные изъяты" га, принадлежащей наследодателю Д. ( N список собственников земельных долей проекта 2002 г.).
Данных относительно М. списки к проекту от 2002 г. (л.д.34-88), в которые включены списки лиц, невостребованных долей, не определившихся по ООО " П", владельцев по оформлению прав на земли АОЗТ " П", владельцев земельных долей выехавших на пределы района по ООО " П" проекта 2002 г. - не содержат.
Материалами дела, установлено, что выдел земельных долей О., принято на основании решения физического лица от 13 мая 2009 г. за счет указанных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, площадью N кв.м., с расположением "адрес" "адрес" (с/о), с образованием (выделом) участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м. (л.д.103).
Выдел долей Д. (наследодателем К.) и М., принято на основании их решения от 13 мая 2009 г., за счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м., с расположением "адрес" "адрес" (с/о), с образованием (выделом) земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м. (л.д.104).
Как указано в соглашении от 13 мая 2009 г., М. принадлежит земельная доля "данные изъяты" га на основании свидетельства на право собственности на землю серии N, выданного "данные изъяты", на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию N от "данные изъяты", комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Прохоровского района регистрационная запись N от "данные изъяты" (л.д.104).
Доказательств, свидетельствующих о выделе вышеуказанных земельных участков ответчиками, за счет принадлежащих им земельных долей в земельном участке земель сельскохозяйственного назначения находящихся в общей долевой и совместной собственности в границах АОЗТ " П" и границах ООО " П" (1992 и 2002 г.г.), суду не представлено.
Не представлено ответчиками доказательств, формирование указанных участков без нарушения прав И., являющейся правообладателем земельного участка, площадью "данные изъяты" га, как ранее учтенного, состоящего из двух участков, площадью "данные изъяты" кв.м. и "данные изъяты" кв.м., с кадастровыми номерами N и N, при доказанности и не отрицания в апелляционной инстанции стороной ответчиков, их представителей о наложении участков, принадлежащих ответчикам и истице, с оспариванием ими (стороной ответчиков) прав И. на земельный участок площадью "данные изъяты" га, расположенного с вышеуказанным местом расположения.
Указанные выше фактические данные, которые подтверждены материалами данного дела, проектами перераспределения земель АОЗТ " П", ООО " П" за 1992, 2002 г.г., до которых И. в установленном законом порядке был предоставлен указанный участок, в нарушение требований ст.ст.12, 56, 67, 195, 198 ГПК РФ, оставлены судом без оценки.
Не являлось основанием к отклонению иска И. не признание ответчиками ее прав на спорный участок, без оспаривания прав И. на спорный участок в установленном порядке, при доказанности факта регистрации за ней как правообладателем указанного участка сведений в ГКН в установленном законом порядке, приведенном выше, что не оспаривалось и подтверждено соответствующим органом, осуществляющим государственный кадастровый учет.
С учетом вышеизложенного отсутствовали у суда основания к отклонению иска, принятия решения с выводом на отсутствие документов на указанные выше участки И., не предоставление таковых.
Не свидетельствует об обратном не принятие мер органом муниципального образования для внесения соответствующих изменений по результатам изъятия с согласия И. земельного участка, площадью "данные изъяты" га, с перераспределение данного участка в фонд перераспределения земель района, расположенных в границах АО " П", постановление которого содержало указание о внесении соответствующих изменений в учетные данные комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Прохороского района (л.д.202).
Поскольку факт пересечения границ участков ответчиков, выделенных за счет земельных долей из вышеуказанного земельного участка, в который не входил участок, предоставленный истице в установленном законом порядке, что отражено в проектах перераспределения земель АОЗТ (ООО) " П", не оспаривался данной стороной в суде апелляционной инстанции, при доказанности факта принадлежности истице земельного участка площадью "данные изъяты" га с вышеуказанными кадастровыми номерами, регистрацией данных о нем в ГКН, невозможности восстановления права на данный участок, с постановкой на учет в ГКН, судебная коллегия пришла к выводу об отмене решения на основании п.1, п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ, принятии нового решения об удовлетворении иска с рамках заявленных требований.
Судебная коллегия считает необходимым отметить то, что в соответствии со ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии со ст.148 ГПК РФ, на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд выносит на обсуждение вопрос о юридической квалификации правоотношения для определения того, какие нормы права подлежат применению при разрешении спора.
Таким образом, судья должен помочь истцу устранить возможную неопределенность (неполноту) его требований.
Несоблюдение судом указанных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации привело к тому, что возникший спор не был разрешен судом по существу. Ограничившись формальным указанием на неправильно избранный способ защиты нарушенного права, недоказанностью принадлежности истице участка площадью "данные изъяты" га, при наличии в материалах дела вышеприведенных данных, оставленных без оценки, суд первой инстанции фактически оставил без правовой оценки и разрешения исковые требования о признании недействительными результатов межевания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.1 ст.327.1, ст.328, ст.329, п.1 п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Прохоровского районного суда от 27 апреля 2016 года по делу по иску И. к О., М., К. о признании недействительными результатов межевания земельных участков отменить, принять новое решение, которым признать недействительными результаты межевания земельных участков с кадастровыми номерами N и N общими площадями по "данные изъяты" кв.м., принадлежащие О. и М. , К., расположенные по адресу: "адрес".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.