28 июля 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Горновой М.В.
и судей Смирновой Ю. А., Казаковой О. Н.
при секретаре Зайцевой П.Б.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Горновой М. В.
дело по апелляционной жалобе Тарасова О.Ю.
на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 29 сентября 2015 года, которым постановлено: в удовлетворении заявления Тарасова О.Ю. о признании решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиале по Москве незаконным, обязании осуществить государственный кадастровый учет - отказать,
установила:
Тарасов О. Ю. обратился в суд с заявлением о признании решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве незаконным, ссылаясь на то, что он _ года обратился в орган кадастрового учета с заявлением о постановке на учет ранее учтенного объекта недвижимости по адресу: Москва, ул. _, который находится в собственности истца. Решением от 17 октября 2014 года ФКП ему было отказано в постановке на учет земельного участка, поскольку им не были представлены необходимые документы. Просил суд признать решение незаконным, обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве поставить земельный участок на кадастровый учет, взыскать судебные расходы в размере 200 рублей.
Представитель Тарасова О.Ю. по доверенности Козлова О. Ю. в судебном заседании требования поддержала.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве при надлежащем извещении в судебное заседание не явился.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого как незаконного просит Тарасов О.Ю. в апелляционной жалобе.
На заседание судебной коллегии стороны не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены судом надлежащим образом.
Судебная коллегия с учетом того обстоятельства, что стороны не известили суд апелляционной инстанции о причинах своей неявки и не представили доказательства уважительности этих причин, считает возможным в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствии сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 3 постановления Пленума от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение может считаться законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Таким требованиям постановленное решение отвечает в полном объеме.
По делу установлено, что _ года Тарасов О. Ю. обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке по адресу: Москва, _, как ранее учтенном.
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве от 17 октября 2014 года истцу было отказано во внесении сведений о земельном участке как ранее учтенном, поскольку истцом не были представлены документы в соответствии с пунктом 34, действовавшего на момент принятия решения.
Не согласившись с отказом, Тарасов О.Ю. обратился в суд.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве является законным, поскольку им не были представлены все необходимые документы для внесения сведений о земельном участке.
Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия полагает несостоятельными.
В данном случае заявителем не учитываются следующие обстоятельства.
В соответствии с ранее действовавшим п. 34 Приказа Минэконом развития Российской Федерации от 4 февраля 2010 года N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости", зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации 31 марта 2010 года N 16771, основанием для принятия решения об отказе во внесении сведений (при выполнении кадастровых процедур, связанных с внесением сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, внесением кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия являются:
отсутствие у органа государственной власти или органа местного самоуправления правомочий на принятие и направление в орган кадастрового учета документов, поступающих в порядке информационного взаимодействия (например, принятие решения о переводе земельного участка из одной категории в другую не уполномоченным органом);
противоречие сведений об объектах недвижимости в документах, поступающих в порядке информационного взаимодействия, и сведений, содержащихся о таких объектах в ГКН (за исключением случаев поступления документов для учета изменений объектов недвижимости);
отсутствие в предоставлении (поступивших) документах оснований для внесения в ГКН сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном.
Согласно пункту 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок), решение о внесении сведений в ГКН о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления заинтересованного лица и следующих документов:
свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения";
государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленного в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей";
свидетельства на право собственности на землю, оформленного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России";
документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания;
выписки из похозяйственной книги, форма которой утверждена приказом Росреестра от 07.03.2012 N П/103 "Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок";
договора аренды земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в орган кадастрового учета;
иных документов, устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок.
Учитывая изложенное, для того, чтобы объект недвижимости, в том числе земельный участок, считался ранее учтенным, необходимо наличие одного из двух следующих условий:
его государственный кадастровый учет, государственный учет, в том числе технический учет должен быть осуществлен до вступления в силу Закона о кадастре (то есть до 01.03.2008);
права на такой объект должны быть зарегистрированы в соответствии с Законом о регистрации.
Исходя из определения понятия ранее учтенных объектов недвижимости, установленном в части 1 статьи 45 Закона о кадастре, иные объекты недвижимости не могут считаться ранее учтенными объектами недвижимости.
Однако в соответствии с подпунктами 2, 4 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права, помимо прочего, возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, а также в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного закона (то есть до 31.01.1998), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным законом; государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Как предусмотрено пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона о регистрации, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 статьи 25.2 Закона о регистрации земельный участок (земельные участки, предоставленные гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, огородничества) является следующий документ:
акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок (пункт 2 статьи 25.2 Закона о регистрации).
Пунктом 1.2 статьи 20 Закона о регистрации установлено, что не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Законом о кадастре, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Следует отметить, что до вступления в силу Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости" указанный вопрос решался в соответствии с частью 11 статьи 45 Закона о кадастре, которая с 01.10.2013 признана утратившей силу.
В настоящее время проблема внесения в ГКН сведений о земельных участках, права на которые подтверждаются актами органов местного самоуправления, органов государственной власти или выписками из похозяйственных книг, как о ранее учтенных объектах, решается только путем применения пункта 21 Порядка, содержащего перечень вышеприведенных документов, на основании которых можно внести сведения о ранее учтенном земельном участке в ГКН. Этот перечень включает в себя акты о предоставлении земельных участков и выписки из похозяйственных книг.
В этой связи необходимо отметить следующее.
Земельный Кодекс РСФСР, введенный в действие постановлением ВЦИК от 30.10.1922 (далее - ЗК РСФСР 1922 г.), предусматривал (статья 194) земельную регистрацию, которая заключалась в сборе и хранении верных и своевременных сведений о правовом и хозяйственном положении всех землепользований. В указанных целях в земельную регистрацию подлежали включению следующие сведения о каждом земельном участке:
о местоположении и названии земельного участка, о количестве земли в нем и всей вообще и по отдельным угодьям, о важнейших постройках и хозяйственных обзаведениях;
о наименовании землепользователей и об основаниях, по которым землепользователям предоставлены участки;
сведения об особых полномочиях и повинностях, связанных с использованием участка;
другие сведения, включение которых в регистрацию будет предусмотрено последующими распоряжениями.
Статьей 196 ЗК РСФСР 1922 г. устанавливалось, что в процессе земельной регистрации составлялись следующие акты:
общая волостная карта землепользований;
карты отдельных селений;
общий волостной реестр (список) землепользований;
реестры усадебных участков всех селений волости;
реестр земельных обществ волости.
В соответствии со статьей 204 ЗК РСФСР 1922 г. регистрация землепользований, не требовавших землеустройства, сопровождалась определением их размера, состава и границ и с укреплением последних, в случае надобности, межевыми знаками, для чего на места командировались землемеры-землеустроители; при этом положение границы определялось землемером-землеустроителем, с вызовом сторон, по бесспорному фактическому пользованию, а при его отсутствии - по соглашению смежных землепользователей, в спорных же случаях - на основании документов.
Постановлением Совмина СССР от 31.12.1954 N 2529 "О едином государственном учете земельного фонда СССР" с 1955 года вводился обязательный государственный учет наличия и распределения земли по угодьям и землепользователям, а также государственная регистрация всех землепользований по единой общесоюзной системе. Учету подлежали все земли, находящиеся в пользовании колхозов, совхозов, городов и поселков, государственных, кооперативных и общественных учреждений, организаций и предприятий, единоличных крестьянских хозяйств и отдельных граждан, а также земли государственного земельного фонда (запаса) и государственного лесного фонда. Учет земель каждого землепользователя был сосредоточен в государственной книге регистрации землепользовании.
Земельным кодексом РСФСР, утвержденным Законом РСФСР от 01.07.1970, предусматривалось (статьи 118, 119) в целях обеспечения рационального использования земельных ресурсов ведение государственного земельного кадастра, содержащего совокупность достоверных и необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель; государственный земельный кадастр включал данные регистрации землепользований, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель.
Постановлением Совмина СССР от 10.06.1977 N 501 "О порядке ведения государственного земельного кадастра" было предусмотрено осуществление необходимых мероприятий по обеспечению ведения начиная с 1977 года государственного земельного кадастра, а также были установлены формы кадастровой документации:
земельнокадастровая книга предприятия, организации и учреждения, которым земля предоставлена в постоянное или долгосрочное пользование;
государственная земельнокадастровая книга района (города);
государственный земельный кадастр области, края, автономной и союзной республики;
государственный земельный кадастр СССР.
Ссылка на решение Верховного Суда РФ от 23 марта 2009 года N ГКПИ08-2286, является несостоятельной, поскольку Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, пункту 21 в котором давалась оценка вышестоящим судом, признан утратившим силу приказом Минюста РФ от 24 марта 2010 года N 67 "О признании утратившим силу Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 20 февраля 2008 г. N 35".
Несмотря на то обстоятельство, что Тарасовым О.Ю. была представлена похозяйственной книги, архивных выписок представлено не было.
В силу положений пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" должны признаваться действительными и записи в похозяйственных книгах, форма и порядок ведения которых регламентировались ранее действовавшими нормативными правовыми актами. Сведения о записях в таких похозяйственных книгах подтверждаются архивными выписками, выдаваемыми и оформляемыми в соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" и Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, утвержденными Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18 января 2007 г. N 19.
Из письма от _ года ГКУ Московской области "Центральный Государственный архив Московской области" следует, что земельный участок был отведен на основании постановления Президиума Кунцевского Райисполкома от 10 декабря 1938 года гражданину Жукову В. И.
В похозяйственной книге, представленной Тарасовым О.Ю., следует, что лицевой счет открыт на Жукова В. И.
Из исполнительного листа от .. года, выданного по делу N 2-1398, следует, что право собственности Жукова В. И. на _ домовладения было прекращено.
За Тарасовой П. И. было признано право собственности на _домовладения N _по адресу: Лесной проезд, поселок Чоботы Кунцевского района Московской области.
В материалы дела Тарасовым О.Ю. были представлены платежные извещения на уплату Тарасовой П. И. земельного налога по состоянию на _ год.
Из письма ГКУ МО ЦГАМО от _ следует, что в архив на хранение договор застройки от _ года, на основании которого домовладение было закреплено за Жуковым В. И., не поступал.
Аналогичный ответ был дан архивом применительно к Постановлению Президиума Кунцевского Райисполкома от _.
Таким образом, доказательства того, что ранее земельный участок действительно был предоставлен, в материалах дела отсутствуют.
Следовательно, решение суда основано на нормах материального права, является законным, а потому не подлежащим отмене или изменению.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 29 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тарасова О.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.