Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Харламовой О.А.,
при секретаре Ефимовой К.А.,
с участием прокурора Чердаковой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске административное дело по административному исковому заявлению Жигаровой Г. И. об оспаривании решения Совета Большеуковского муниципального района Омской области от 12 мая 2016 г. N 86 "О приостановлении отдельных пунктов действия Положения "О порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Большеуковском муниципальном районе Омской области",
установил:
Положением "О порядке установления, выплаты и перерасчёта пенсии за выслугу лет в Большеуковском муниципальном районе Омской области", утвержденным Решением Совета Большеуковского муниципального района Омской области от 23 июня 2010 г. N 23 (далее - Положение), определен порядок установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, замещавшим должности муниципальной службы и (или) муниципальные должности муниципальной службы в Большеуковском муниципальном районе Омской области.
Согласно п. 2 Положения лица, замещавшие должности муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной не менее 15 лет и замещении должности не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с муниципальной службы имеют право на пенсию за выслугу лет, если увольнение с занимаемой должности муниципальной службы имело место не ранее 06 августа 1996 г. Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности) назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", либо к пенсии, досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Решением Совета Большеуковского муниципального района Омской области от 12 мая 2016 г. N 86, опубликованном в районной газете "Луч" 27 мая 2016 г., приостановлено действие подпунктов 2-6, 11, 14, 26 Положения "О порядке установления, выплаты и перерасчёта пенсии за выслугу лет в Большеуковском муниципальном районе Омской области" до 01 января 2017 г.
Жигарова Г.И., замещавшая должность муниципальной службы заместителя главы, председателя Комитета финансов и контроля Администрации Большеуковского муниципального района Омской области, получающая с 30 января 2015 г. пенсию за выслугу лет, обратилась с административным иском о признании недействующим с момента принятия решения Совета Большеуковского муниципального района Омской области от 12 мая 2016 г. N 86, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативно-правовой акт не соответствует Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральному закону от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Указу Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы" (л.д.5-11).
В судебном заседании представитель Жигаровой Г.И. - Анников Н.А., действующий на основании доверенности 14 июня 2016 г. (л.д.78), требования своей доверительницы поддержал, дополнительно указав, что принятое решение противоречит Уставу Большеуковского муниципального образования Омской области, не разъясняет целей, мотивов и оснований его принятия, не содержит обоснования срока, на который приостановлены выплаты пенсии, и условий возобновления этих выплат. Сослался на то, что бюджет муниципального образования за первое полугодие 2016 года выполнен с превышением доходов над расходами.
Представитель Совета Большеуковского муниципального района Омской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимал. В письменном отзыве на административный иск (л.д.92-96), возражал относительно требований Жигаровой Г.И., ссылаясь на принятие нормативного правового акта уполномоченным органом, в установленной форме, при соблюдении правил принятия, введения в действие и опубликования. Также указывал на объемы бюджетных поступлений муниципального образования, приоритет иных расходных обязательств Большеуковского муниципального образования Омской области, имеющих социальный характер, перед выплатой пенсий за выслугу лет муниципальным служащим.
Выслушав пояснения представителя Жигаровой Г.И., изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Чердаковой Е.П., полагавшей, что имеются основания к удовлетворению административного иска, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (ст. 7, ч. 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, ч. 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (ст. 39, ч. 2).
Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих.
Исходя из особенностей этого статуса, обусловленных содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, вводимыми ограничениями, связанными с прохождением государственной (муниципальной) службы, законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 12-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2001 г. N 45-О, от 10 октября 2013 г. N 1591-О и др.).
В Федеральном законе от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации закреплено в числе основных прав муниципального служащего (п. 12 ч. 1 ст. 11). Согласно п. 5 ч. 1 ст. 23 указанного федерального закона муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.
В соответствии с п. п. 2, 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При этом в сфере пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации").
В ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" перечислены органы местного самоуправления, к которым отнесены представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Таким образом, муниципальные служащие обеспечивают деятельность органов местного самоуправления и способствуют выполнению обязанностей выборных должностных лиц, лиц, замещающих муниципальные должности, то есть выполняют единые вопросы местного самоуправления.
В силу ч. 2 ст. 24 названного федерального закона определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 42 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В соответствии со ст. 44 Устава Большеуковского муниципального района Омской области, принятого решением Совета Большеуковского муниципального района Омской области от 07 мая 2015 г. N 427, правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ним законами Омской области, настоящим Уставом и иными муниципальными правовыми актами.
Из материалов административного дела следует, что принятым во исполнение ст. 44 Устава Большеуковского муниципального района Омской области Положением "О порядке установления, выплаты и перерасчёта пенсии за выслугу лет в Большеуковском муниципальном районе Омской области" (далее - Положение), утвержденным решением Совета Большеуковского муниципального района Омской области от 23 июня 2010 г. N 23, определены условия предоставления и порядка выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Большеуковском муниципальном районе Омской области.
В частности, определены условия назначения пенсии за выслугу лет (п.2 Положения), размер пенсии (п. п. 3, 6 Положения), условия исчисления пенсии (п. п.4, 5 Положения), порядок назначения и сроки выплаты пенсии (п. п. 11, 14 Положения), условия перерасчета пенсии (п.26 Положения).
Решением Совета Большеуковского муниципального района Омской области от 12 мая 2016 г. N 86 "О приостановлении отдельных пунктов действия Положения "О порядке установления, выплаты и перерасчёта пенсии за выслугу лет в Большеуковском муниципальном районе Омской области", действие подпунктов 2-6, 11, 14, 26 указанного Положения приостановлено до 01 января 2017 г.
Опубликование указанного нормативно-правового акта осуществлялось в соответствии с положениями ч. 2, 3 ст.42 Устава Большеуковского муниципального района Омской области в Вестнике Совета Большеуковского муниципального района N6 (106) от 12 мая 2016 г., районной газете "Луч" от 27 мая 2016 г. N 22(8148); также решение было размещено на официальном сайте администрации Большеуковского муниципального района в сети "Интернет" (л.д.138).
Таким образом, оспариваемое решение принято Советом Большеуковского муниципального района Омской области в пределах предоставленных законом полномочий и опубликовано в установленном порядке.
Судом также установлено, что в соответствии с указанным выше Положением на основании постановления Главы Администрации Большеуковского муниципального района Омской области от 30 января 2015 г. N26-п/а Жигаровой Г.И., замещавшей должность заместителя главы, председателя Комитета финансов и контроля Администрации Большеуковского муниципального района Омской области, исходя из стажа муниципальной службы " ... ", с 30 января 2015 г. установлена пенсия за выслугу лет, составляющая суммарно с трудовой пенсией по старости 75% ее денежного содержания (л.д.53).
Таким образом, Жигарова Г.И. в силу ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации относится к числу лиц, наделенных правом на предъявление административного искового заявления об оспаривании решения Совета Большеуковского муниципального района Омской области от 12 мая 2016 г. N 86.
Закрепляя право муниципального служащего на пенсионное обеспечение за выслугу лет в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве специальной гарантии, предоставляемой муниципальным служащим, которое предоставляется помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях, федеральный законодатель установил, что данный вопрос может регулироваться законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования (ч. 2 ст. 43 указанного федерального закона). Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования.
Из ст.43 Устава Большеуковского муниципального района Омской области следует, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органам местного самоуправления или должностным лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения полномочий указанных органов или должностных лиц.
В то же время, в ходе рассмотрения настоящего административного дела доказательств, свидетельствующих о наступлении обстоятельств, указанных в ст. 43 Устава Большеуковского муниципального района Омской области, не представлено, в связи с чем,
решение Совета Большеуковского муниципального района Омской области от 12 мая 2016 г. N 86 не соответствует
акту высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов.
Кроме того, внесение оспариваемыми нормами изменений в правовое регулирование вопросов предоставления социальных гарантий муниципальным служащим не согласуется с вышеуказанными конституционными положениями, равно как и с принципом поддержания доверия граждан к закону и государству, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств. Законодатель вправе приостанавливать выплату ежемесячных денежных компенсаций, предусмотрев при этом надлежащий механизм соответствующего возмещения. Формы и способы такого возмещения могут быть различными, однако, объем социальных гарантий не должен уменьшаться (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 1997 г. N 20-П, от 24 мая 2001 г. N 8-П, от 19 июня 2002 г. N 11-П, от 23 апреля 2004 г. N 9-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04 декабря 2003 г. N 415-О, от 15 февраля 2005 г. N 17-О, от 05 июля 2005 г. N 246-О и N 303-О).
В ходе судебного заседания установлено, что какого-либо механизма компенсации не полученных денежных средств по выплатам пенсий за выслугу лет в настоящее время в Большеуковском муниципальном районе Омской области не предусмотрено.
Выплата пенсии за выслугу лет не является вновь принятым расходным обязательством, и включена в реестр расходных обязательств Большеуковского муниципального района Омской области на 2016 год наряду с иными обязательствами.
Закрепляя право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации и относя при этом пенсионное обеспечение за выслугу лет к числу специальных гарантий, предоставляемых муниципальным служащим, федеральный законодатель не связывает его исполнение с таким условием, как отсутствие у муниципального образования необходимых собственных денежных средств для выплаты муниципальным служащим указанной надбавки к пенсии; приостановление выплаты пенсии за выслугу лет действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, приостанавливая выплату пенсии за выслугу лет, орган местного самоуправления фактически лишил граждан гарантированного федеральным законодателем права на получение пенсионного обеспечения.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
Согласно правовой позиции, приведенной в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку оспариваемый Жигаровой Г.И. нормативный правовой акт до вынесения настоящего судебного постановления не применялся, денежные средства н выплату пенсий по выслуге лет из расходных обязательств Большеуковского муниципального района Омской области не исключены, суд признает решение Совета Большеуковского муниципального района Омской области от 12 мая 2016 г. N 86 недействующим с момента его вступления в законную силу.
Согласно п. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса.
При подаче административного искового заявления Жигаровой Г.И. в соответствии с ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей. Указанная сумма подлежит взысканию с Совета Большеуковского муниципального района Омской области в пользу административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
признать недействующим решение Совета Большеуковского муниципального района Омской области от 12 мая 2016 г. N 86 "О приостановлении отдельных пунктов действия Положения "О порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Большеуковском муниципальном районе Омской области", со дня вступления нормативного правового акта в законную силу.
Взыскать с Совета Большеуковского муниципального района Омской области в пользу Жигаровой Г. И. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.А. Харламова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.