Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Кулаковой О.К.
и судей Усольцевой С.Ю., Чайкиной Е.В.
при секретаре Геласимовой Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 3 августа 2016 года дело по искам Исинбаевой С.А. и Балагуровой Н.А. к муниципальному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад "Карусель", муниципальному казенному учреждению Районному комитету по образованию и делам молодежи, Комитету по финансам администрации муниципального района "Оловяннинский район", администрации муниципального района "Оловяннинский район", муниципальному казенному учреждению "Централизованная бухгалтерия системы образования муниципального района "Оловяннинский район" и Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и компенсации морального вреда, о возложении обязанности обеспечить финансирование, внести изменения в трудовые договоры, производить начисление заработной платы в определенном размере
по апелляционной жалобе истицы Исинбаевой С.А.
на решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 23 мая 2016 года, которым постановлено исковые требования Исинбаевой С.А., Балагуровой Н.А. удовлетворить частично.
Взыскать с МБДОУ Детский сад "Карусель" недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.02. по 01.04.2016 года в пользу Исинбаевой С.А. 6162,82 рублей (с учетом НДФЛ), Балагуровой Н.А. 3269,59 рублей (с учетом НДФЛ).
Обязать администрацию муниципального района "Оловяннинский район" в случае недостаточности денежных средств у МБДОУ Детский сад "Карусель" обеспечить финансирование денежных средств МБДОУ Детский сад "Карусель" для выплаты в пользу Исинбаевой С.А. 6162,82 рублей (с учетом НДФЛ), Балагуровой Н.А. 3269,59 рублей (с учетом НДФЛ).
Взыскать с МБДОУ Детский сад "Карусель" компенсацию морального вреда в пользу Исинбаевой С.А. и Балагуровой Н.А. по 500 рублей каждой.
Взыскать с МБДОУ Детский сад "Карусель" государственную пошлину в доход бюджета муниципального района "Оловяннинский район" в размере 400 рублей.
В остальной части требований Исинбаевой С.А., Балагуровой Н.А. отказать.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Кулаковой О.К., судебная коллегия
установила:
29 апреля 2016 года Исинбаева С.А. обратилась с иском о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и компенсации морального вреда, о возложении обязанности обеспечить финансирование, внести изменения в трудовые договоры, производить начисление заработной платы в определенном размере к муниципальному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад "Карусель", муниципальному казенному учреждению Районному комитету по образованию и делам молодежи, администрации муниципального района "Оловяннинский район", муниципальному казенному учреждению "Централизованная бухгалтерия системы образования муниципального района "Оловяннинский район, ссылаясь на следующее. Истица работает в профессии рабочего по стирке и ремонту белья в МДОУ "Детский сад "Карусель" с 01.12.2015 г. Заработная плата Исинбаевой С.А. за период с 01.12.2015 г. по 01.04.2016 г. без учета районного коэффициента и процентной надбавки не достигает минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), установленного Федеральным законом, что нарушает гарантированное трудовым законодательством право истицы на повышенный размер оплаты труда. С учетом изложенного Исинбаева С.А. просила суд взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.12.2015 г. по 01.04.2016 г. в размере 15 619, 41 руб. и компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями работодателя, в размере 5 000 руб., а также просила суд обязать администрацию муниципального района "Оловяннинский район" в случае недостаточности денежных средств у МДОУ "Детский сад "Карусель" обеспечить финансирование для выплаты заработной платы, обязать МДОУ "Детский сад "Карусель" внести изменения в трудовой договор и производить начисление и выплату заработной платы не ниже установленного в Российской Федерации МРОТ с начислением на нее районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в Забайкальском крае, начиная с 01.04.2016 г.
К участию в деле в качестве соответчиков судом привлечены Комитет по финансам администрации муниципального района "Оловяннинский район" и Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
29 апреля 2016 года Балагурова Н.А. обратилась с иском о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и компенсации морального вреда, о возложении обязанности обеспечить финансирование, внести изменения в трудовые договоры, производить начисление заработной платы в определенном размере к муниципальному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад "Карусель", муниципальному казенному учреждению Районному комитету по образованию и делам молодежи, администрации муниципального района "Оловяннинский район", муниципальному казенному учреждению "Централизованная бухгалтерия системы образования муниципального района "Оловяннинский район, ссылаясь на следующее. Истица работает в должности младшего воспитателя в МДОУ "Детский сад "Карусель" с 01.12.2015 г. Заработная плата Балагуровой Н.А. за период с 01.12.2015 г. по 01.04.2016 г. без учета районного коэффициента и процентной надбавки не достигает минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), установленного Федеральным законом, что нарушает гарантированное трудовым законодательством право истицы на повышенный размер оплаты труда. С учетом изложенного Балагурова Н.А. просила суд взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.12.2015 г. по 01.04.2016 г. в размере 18 905 руб. и компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями работодателя, в размере 5 000 руб., а также просила суд обязать администрацию муниципального района "Оловяннинский район" в случае недостаточности денежных средств у МДОУ "Детский сад "Карусель" обеспечить финансирование для выплаты заработной платы, обязать МДОУ "Детский сад "Карусель" внести изменения в трудовой договор и производить начисление и выплату заработной платы не ниже установленного в Российской Федерации МРОТ с начислением на нее районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в Забайкальском крае, начиная с 01.12.2013 г. по 01.04.2016 г.
К участию в деле в качестве соответчиков судом привлечены Комитет по финансам администрации муниципального района "Оловяннинский район" и Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
Определением судьи Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 23 мая 2016 года гражданские дела по указанным искам объединены в одно производство.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истица Исинбаева С.А. просит решение суда пересмотреть в части неудовлетворения исковых требований о возложении на МДОУ "Детский сад "Карусель" обязанности внести изменения в трудовой договор и установить оплату труда в размере не ниже установленного в Российской Федерации МРОТ с начислением на нее районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в Забайкальском крае, начиная с 01.04.2016 г., и обязать МДОУ "Детский сад "Карусель" производить начисление и выплату заработной платы при полностью отработанной норме рабочего времени и выполнении нормы труда в месяц в размере не ниже установленного в Российской Федерации МРОТ с начислением на нее районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в Забайкальском крае, начиная с 01.04.2016 г. Ссылается на сложившуюся судебную практику об удовлетворении указанных требований. Размер вознаграждения истицы за труд снижен по сравнению с установленным и гарантированным Конституцией РФ МРОТ, т.к. работодатель включает компенсационные выплаты за работу в особых климатических условиях в равный МРОТ размер вознаграждения за труд.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель МКУ Районного комитета по образованию и делам молодежи, администрации муниципального района "Оловяннинский район" Дугоржапова Т.Б., ссылаясь на необоснованность доводов жалобы, просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
Участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте апелляционного рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, своих представителей в судебное заседание не направили. Истицы Исинбаева С.А. и Балагурова Н.А. просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
С учетом изложенного судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц на основании ч.3 и ч.4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации).
Проверив законность решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия находит решение суда подлежащим частичной отмене и частичному изменению в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со статьями 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации работа в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда.
На территории Забайкальского края (ранее - Читинской области) в соответствии с Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума Всесоюзного Совета профессиональных союзов от 20 ноября 1967 г. N 512/П-28 установлен районный коэффициент - 1,2, в соответствии с Постановлением Центрального комитета КПСС, Совета Министров СССР и Всесоюзного центрального Совета профессиональных Союзов от 09.01.1986 г. N 59 установлена процентная надбавка до 30% за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории Читинской области (в настоящее время - в Забайкальском крае).
В силу ч.1 ст.3 ГПК Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Решение суда должно быть законным и обоснованным. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд (ч.1 ст.195 и ч.4 ст.198 ГПК Российской Федерации).
Из дела видно, что Исинбаева С.А. с 01.12.2015 г. работает в муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад "Карусель" в профессии рабочей по стирке и ремонту белья. Истица Балагурова Н.А. с 01.12.2015 г. работала в указанном дошкольном учреждении в профессии уборщика служебных помещений, с 09.03.2016 г. Балагурова Н.А. работает в должности младшего воспитателя, что подтверждается справкой заведующей МДОУ "Детский сад "Карусель". За период с 01.02.2016 г. по 01.04.2016 г. истицам работодателем начислялась заработная плата с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы на территории Забайкальского края в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда, предусмотренный Федеральным законом от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
С учетом изложенного решением суда по настоящему делу в пользу истиц с работодателя за указанный период взыскана недоначисленная и невыплаченная заработная плата.
Решение суда в названной части участвующими в деле лицами не обжалуется.
Исинбаева С.А. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части отказа ей в иске о внесении изменений в трудовой договор и о начислении в будущем месячной заработной платы не ниже предусмотренного Федеральным законом минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы на территории Забайкальского края, считая решение суда в указанной части незаконным.
С решением суда в части отказа Исинбаевой С.А. в иске о внесении изменений в трудовой договор судебная коллегия считает возможным согласиться.
Оснований для внесения изменений в трудовой договор, заключенный 01.12.2015 г. между Исинбаевой С.А. и МДОУ "Детский сад "Карусель", не имеется, т.к. названный договор не содержит условия о том, что начисление месячной заработной платы Исинбаевой С.А. с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы на территории Забайкальского края должно происходить в размере минимального размера оплаты труда, предусмотренного Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда" (л.д. 8-10).
Между тем, отказывая Исинбаевой С.А. в иске о возложении на работодателя обязанности начислять истице, начиная с 01.04.2016 г., месячную заработную плату при условии выполнения Исинбаевой С.А. месячной нормы труда и отработки Исинбаевой С.А. месячной нормы рабочего времени в размере не менее минимального размера оплаты труда, предусмотренного Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда", без учета районного коэффициента и процентной надбавки, суд не принял во внимание позицию ответчиков по делу, из которой следует, что они находят допустимым в будущем исчисление заработной платы истице с учетом районного коэффициента и процентной надбавки в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда, предусмотренный Федеральным законом.
При таком положении удовлетворение требования Исинбаевой С.А. о возложении на работодателя обязанности начисления заработной платы, начиная с 01.04.2016 г., в установленном законом размере является предусмотренным законом способом защиты нарушаемых трудовых прав истицы, учитывая, что трудовые отношения между сторонами продолжаются.
Кроме того, отказывая в удовлетворении исковых требований в данной части, суд не указал в решении суда закон, которым он руководствовался, и основания такого отказа.
Исходя из изложенного, решение суда в данной части подлежит отмене с вынесением по делу в этой части нового решения.
Исковое требование Исинбаевой С.А. о возложении на работодателя обязанности начислять, начиная с 01.04.2016 г., месячную заработную плату при условии выполнения истицей месячной нормы труда и отработки Исинбаевой С.А. месячной нормы рабочего времени в размере не менее минимального размера оплаты труда, предусмотренного на территории Российской Федерации Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда", без учета районного коэффициента и процентной надбавки подлежит удовлетворению.
Одним из основополагающих принципов российского права является принцип обязательности и исполнимости вступившего в законную силу судебного решения (ч.2 ст.13 ГПК Российской Федерации).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, исполнение судебного решения является самостоятельной гарантией государственной, в том числе судебной, защиты прав и свобод человека и гражданина; защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется (постановления от 30 июля 2001 года N 13-П, от 15 января 2002 года N 1-П, от 14 мая 2003 года N 8-П, от 14 июля 2005 года N 8-П, от 12 июля 2007 года N 10-П, от 26 февраля 2010 года N 4-П, от 14 мая 2012 года N 11-П, от 22 апреля 2013 года N 8-П, от 27 июня 2013 года N 15-П и др.).
Исходя из изложенного, резолютивная часть судебного решения должна быть изложена так, чтобы решение суда не вызывало вопросов при его исполнении, не являлось препятствием к исполнению решения суда и не ставило под сомнение конституционный принцип исполнимости судебного решения.
С учетом изложенного судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием на обязанность администрации муниципального района "Оловяннинский район" в случае недостаточности у МДОУ "Детский сад "Карусель" денежных средств для выплаты Исинбаевой С.А. и Балагуровой Н.А. взысканной решением суда заработной платы обеспечить финансирование указанных расходов за счет средств бюджета, из которого эти расходы должны финансироваться в соответствии с законом.
В соответствии с п.6 ст.8 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 настоящей части.
В образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (п.1 ст.52 названного Закона).
Согласно ст.2 Закона Забайкальского края от 22.07.2014 г. N 1017-ЗЗК "О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных организаций и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях" для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в части финансирования расходов на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) местным бюджетам из бюджета Забайкальского края выделяются субвенции.
Субвенции местным бюджетам для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях, поступившие в доход местных бюджетов, распределяются между муниципальными общеобразовательными организациями в соответствии с порядком, утверждаемым нормативным правовым актом органа местного самоуправления, установленного уставом муниципального образования.
В методических рекомендациях Министерства образования и науки Российской Федерации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования от 31 июля 2014 г. N 08-1002 указано, что в соответствии с объемом государственных гарантий прав на получение дошкольного образования, закрепляемых ФГОС ДО, за счет бюджета субъекта Российской Федерации должна быть обеспечена оплата труда следующих категорий работников, осуществляющих реализацию Программы:
воспитатели;
прочие педагогические работники, обеспечивающие реализацию Программы во всех пяти областях развития детей, а также обеспечивающие выполнение требований ФГОС к психолого-педагогическим условиям реализации Программы, в том числе руководители, работники, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители, концертмейстеры, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, социальные педагоги, педагоги-психологи, руководители физического воспитания, учителя-дефектологи (дефектологи), учителя-логопеды (логопеды), методисты, старшие воспитатели и пр.;
учебно-вспомогательный персонал, в том числе младшие воспитатели, помощники воспитателей и пр.;
руководящие и административно-хозяйственные работники, работники, обеспечивающие финансовую и хозяйственную деятельность, охрану жизни и здоровья детей, в том числе руководители организации, их заместители, в том числе заместители по безопасности, бухгалтера, экономисты, инспектор по охране труда, документоведы, программисты, эксперты, специалисты по кадрам, делопроизводители, кассиры, специалисты планово-экономических отделов, техники, заведующие хозяйством, рабочий по уборке зданий, уборщица, рабочий по комплексному обслуживанию и уборке территории, дворник, охранник, рабочий бассейна, медицинские работники (за исключением медицинских работников, обеспечивающих оказание первичной медико-санитарной помощи, прохождение периодических медицинских осмотров и диспансеризации), в том числе медицинская сестра по диетическому питанию, и пр., за исключением персонала, обеспечивающего создание условий для осуществления присмотра и ухода и оказание услуг по присмотру и уходу за детьми.
В соответствии с п.34 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
В приведенных выше рекомендациях Министерства образования и науки Российской Федерации также указано, что согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ к расходам органов государственной власти субъектов Российской Федерации не могут быть отнесены расходы на содержание зданий и оплату коммунальных услуг. В этой связи в нормативы финансового обеспечения реализации государственных гарантий прав на дошкольное образование не включается заработная плата персонала, непосредственно связанного с обслуживанием зданий и оборудования, в том числе работников, обеспечивающих функционирование систем отопления, доставку и хранение необходимых средств обучения, продуктов питания (истопники, кочегары, операторы бойлерных, хлораторных, слесари-сантехники, рабочие по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, сторожа, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования и пр.).
С учетом изложенного финансирование расходов по заработной плате по должностям уборщика служебных помещений и младшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения в соответствии с п.6 ст.8 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" должно осуществляться за счет бюджета субъекта Российской Федерации, в данном случае - за счет субвенций из бюджета Забайкальского края, поступающих в бюджет муниципального района "Оловяннинский район".
По должности рабочего по ремонту и стирке белья финансирование расходов на выплату заработной платы должно осуществляться за счет средств местного бюджета, т.к. трудовая функция по названной должности связана с хозяйственно-бытовым обслуживанием детей.
При таком положении судебная коллегия не может согласиться с выводом суда, изложенным в мотивировочной части решения, о том, что взыскание недоначисленной заработной платы в пользу истиц должно в полном объеме производиться за счет субвенций из бюджета Забайкальского края.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 23 мая 2016 г. в части отказа Исинбаевой С.А. в иске о возложении на МДОУ "Детский сад "Карусель" обязанности производить в будущем начисление месячной заработной платы не менее минимального размера оплаты труда, предусмотренного Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда", без учета районного коэффициента и процентной надбавки отменить.
Принять в указанной части новое решение, которым возложить на МДОУ "Детский сад "Карусель" обязанность, начиная с 01 апреля 2016 г., начислять Исинбаевой С.А. заработную плату при полностью отработанной Исинбаевой С.А. месячной норме рабочего времени и выполнении Исинбаевой С.А. месячной нормы труда (трудовых обязанностей) не ниже установленного Федеральным законом N 82-ФЗ от 19.06.2000 г. "О минимальном размере оплаты труда" минимального размера оплаты труда с начислением на нее районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы на территории Забайкальского края.
Решение суда частично изменить.
В случае недостаточности у МДОУ "Детский сад "Карусель" денежных средств для выплаты заработной платы Исинбаевой С.А. в размере 6 162, 82 руб. (с учетом НДФЛ), Балагуровой Н.А. в размере 3 269, 59 руб. (с учетом НДФЛ) возложить на администрацию муниципального района "Оловяннинский район" обязанность профинансировать расходы по выплате заработной платы Исинбаевой С.А. - за счет субвенций из бюджета Забайкальского края, Балагуровой Н.А. за период с 01.02.2016 г. по 08.03.2016 г. - за счет средств местного бюджета, за период с 09.03.2016 г. по 01.04.2016 г. - за счет субвенций из бюджета Забайкальского края.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Исинбаевой С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.