Указ Президента Чувашской Республики от 9 апреля 2001 г. N 31
"О Программе развития образования в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года"
Указом Президента Чувашской Республики от 1 апреля 2008 г. N 30 настоящий Указ признан утратившим силу со дня официального опубликования названного Указа
В целях обеспечения дальнейших позитивных изменений в образовательной системе, соответствующих актуальным и перспективным потребностям Чувашской Республики и Российской Федерации, руководствуясь Законом Российской Федерации "Об образовании", Законом Чувашской Республики "Об образовании" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития образования в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года (далее - Программа).
2. Кабинету Министров Чувашской Республики предусматривать ежегодно средства для реализации Программы при разработке проектов законов о республиканском бюджете Чувашской Республики на 2001-2005 годы.
3. Рекомендовать администрациям районов и городов Чувашской Республики разработать районные и городские программы развития образования.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его опубликования.
Президент |
Н.Федоров |
г.Чебоксары
9 апреля 2001 года
N 31
Утверждена:
Указ Президента
Чувашской Республики
от 9 апреля 2001 г. N 31
Программа
развития образования в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года
Паспорт Программы
Наименование Программы Программа развития образования в Чувашской
Республике на 2001-2003 годы и на период
до 2005 года
Основание для разработки Закон Чувашской Республики от 14 февраля
Программы 1997 г. N 1 "О внесении изменений и
дополнений в Закон Чувашской Республики
"Об образовании" (с изменениями от 23
октября 2000 г.)
Государственный заказчик Министерство образования Чувашской Респуб-
Программы лики
Основной разработчик Про- Министерство образования Чувашской Респуб-
граммы лики
Цели и задачи Программы Главной целью Программы является развитие
системы образования в интересах
формирования гармонично развитой,
социально активной творческой личности.
Органы государственной власти, система
образования при реализации Программы
обеспечивают достижение следующих целей:
предоставление гражданам общедоступного
бесплатного дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования и начального
профессионального образования, а также на
конкурсной основе бесплатного среднего
профессионального, высшего
профессионального и послевузовского
профессионального образования в
государственных и муниципальных
образовательных учреждениях в пределах
государственных образовательных
стандартов, если образование определенного
уровня граждане получают впервые;
дальнейшее развитие нормативных правовых,
социальных, экономических, организационных
и содержательных основ реализации
государственной политики в сфере
образования. В процессе достижения целей
Программы решаются следующие задачи:
обеспечение на правовой основе позитивных
качественных и количественных изменений в
образовательной системе республики;
обеспечение сбалансированности
федеральных, национальных общественных
образовательных интересов и индивидуальных
интересов обучающихся и их родителей;
удовлетворение образовательных
потребностей граждан в соответствии с
Законами Российской Федерации "Об
образовании" и Чувашской Республики "Об
образовании";
сохранение и развитие единого
образовательного пространства;
структурная перестройка системы
образования, оптимизация сети
образовательных учреждений;
обновление содержания, форм, методов и
технологий образования;
модернизация системы подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
управленческих и педагогических кадров,
создание механизма переподготовки
высвобождающихся на рынке труда педагогов,
развитие системы непрерывного
педагогического образования;
создание единой информационной
образовательной среды, развитие
дистанционного обучения;
развитие государственно-общественного
характера управления образованием;
обеспечение социальной защиты обучающихся,
воспитанников и работников образования;
совершенствование физического воспитания в
системе образования;
дальнейшее укрепление материально-техни-
ческой базы учреждений образования
Сроки и этапы реализации выполнение Программы разделено на два
Программы взаимосвязанных этапа: результаты
деятельности на первом этапе (2001-2003
годы) становятся основой для реализации
второго этапа (2004-2005 годы)
Перечень основных меро- сохранение и развитие системы дошкольного
приятий Программы образования;
обновление и совершенствование содержания
общего образования;
информатизация образования;
развитие системы воспитания детей и
молодежи;
подготовка, переподготовка, повышение
квалификации педагогических работников и
руководителей образовательных учреждений;
социальная защита работников образования и
обучающихся;
развитие учебно-материальной базы
учреждений образования;
развитие системы профессионального
образования республики предусмотрено
Программой "Профессиональное образование в
Чувашской Республике на 2001-2003 годы и
на период до 2005 года"
Исполнители Программы Министерство образования Чувашской
Республики;
Министерство финансов Чувашской
Республики;
Министерство здравоохранения Чувашской
Республики;
Министерство культуры и по делам
национальностей Чувашской Республики;
Министерство физической культуры и спорта
Чувашской Республики;
Министерство социальной политики Чувашской
Республики;
Министерство экономики Чувашской
Республики;
Министерство внутренних дел Чувашской
Республики;
Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Чувашской Республики;
Министерство природопользования и
земельных ресурсов Чувашской Республики;
Министерство по развитию
предпринимательства, торговли и ремесел
Чувашской Республики;
Государственный комитет Чувашской
Республики по печати и информации;
Государственный комитет Чувашской
Республики по делам молодежи;
Администрации районов и городов;
Военный комиссариат Чувашской Республики
Объемы и источники финан- На реализацию мероприятий Программы
сирования Программы необходимо направить в 2001-2003 годах
894838 тыс. рублей, в том числе: из
федерального бюджета - 148840 тыс. рублей,
из республиканского бюджета Чувашской
Республики - 298114 тыс. рублей, из
внебюджетных источников - 447884 тыс.
рублей
Ожидаемые конечные ре- сохранение и развитие системы образования
зультаты реализации Про- в интересах личности, общества и
граммы государства; сохранение и развитие единого
образовательного пространства Чувашской
Республики;
повышение качества образования и
удовлетворение образовательных
потребностей учащихся и их родителей;
усиление роли общественно-государственного
управления образованием
Система организации кон- Государственный заказчик - Министерство
троля за выполнением Про- образования Чувашской Республики ежегодно
граммы к 1 марта докладывает Кабинету Министров
Чувашской Республики о ходе выполнения
Программы
Программа
развития образования в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Программа развития образования в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года (далее - Программа) в соответствии со статьей 1 пункта 2 Закона Чувашской Республики от 14 февраля 1997 г. N 1 "О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики "Об образовании" (с изменениями от 23 октября 2000 г.) является организационной основой осуществления государственной политики Чувашской Республики в области образования.
Программа разработана на основе анализа современного состояния образования в республике и определяет стратегические направления развития системы образования на 2001-2003 годы и на период до 2005 года.
Настоящая Программа является продолжением Программы развития образования Чувашской Республики на 1994-2000 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 октября 1994 г. N 206. В соответствии с мероприятиями указанной Программы получили развитие все уровни образования.
За последние годы сделан значительный шаг в совершенствовании нормативной правовой базы развития образования: приняты Закон от 15 июня 1999 г. N 10, "О социальных гарантиях приемной семье", Указы Президента Чувашской Республики от 31 января 1997 г. N 10 "О Президентской программе "Новая школа", от 25 августа 1997 г. N 70 "О подготовке учащихся общеобразовательных учреждений к жизнедеятельности в современных условиях", от 18 апреля 1996 г. N 45 "О военно-спортивных играх "Зарница", "Орленок" в Чувашской Республике", от 30 апреля 1998 г. N 55 "О развитии подсобного хозяйства в образовательных учреждениях Чувашской Республики", распоряжение Президента Чувашской Республики от 23 августа 1999 г. N 59 "Об учреждении именных стипендий Президента Чувашской Республики", постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 сентября 1998 г. N 267 "О Концепции государственной образовательной политики Чувашской Республики "Человек и образование в современном мире", от 1 июня 2000 г. N 109 "О Концепции национальной школы в современной системе обучения и воспитания", целевые программы о развитии сельской школы, профессионального образования, улучшении положения с учебной, литературой, питанием учащихся, укреплении их здоровья, работе с одаренными детьми, детьми сиротами, профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и др.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "распоряжение Президента Чувашской Республики от 23 августа 1999 г. N 59" следует читать "Указ Президента Чувашской Республики от 23 августа 1999 г. N 59"
Система дошкольного образования в республике представлена 503 различными типами и видами дошкольных образовательных учреждений с охватом 43289 воспитанников или 58,4 процента детей в возрасте от 1 года до 6 лет. В 185 детских садах воспитательно-образовательная работа осуществляется на чувашском, в 8 - на татарском языках, в 300 - детей обучаются чувашскому языку, начиная с 4 лет.
Современное дошкольное образование в республике остается доступным для населения (родители оплачивают менее 20% затрат на содержание ребенка в детском саду) и строится на принципах вариативности программ, реализации потребностей родителей и личности ребенка, создания новых видов дошкольных образовательных учреждений с использованием общеразвивающих и специализированных программ и технологий. В ходе реализации Программы вдвое увеличилось число инновационных учреждений, их сегодня 38. В 36 детских садах получают специализированные образовательные услуги почти 4 тыс. детей с различными заболеваниями или отклонениями в развитии. 3700 малообеспеченных семей (8,5%) получают адресную помощь по оплате содержания детей в детских садах. 80 процентов государственных дошкольных образовательных учреждений имеют лицензии.
Возникшая в начале 90-х годов тенденция сокращения сети дошкольных образовательных учреждений оставалась острой до начала 2000 года. В целях сохранения сети дошкольных учреждений проводилась передача ведомственных детских садов в муниципальную собственность. Доля муниципальных детских садов сегодня составляет 96 процентов (в 1994 году - 85,4%).
В 2000/2001 учебном году функционирует 691 общеобразовательное учреждение, в которых обучаются 212742 учащихся, из них 41,7 процента - в сельской местности, 35,5 процента школ - малокомплектные, 70 процентов школ являются чувашскими, татарскими и мордовскими национальными общеобразовательными учреждениями.
По сравнению с 1994 годом число школ уменьшилось на 26, в сельской местности - на 34. Общее число обучающихся сократилось на 2,4 процента (на селе - на 2,1%).
В целях улучшения качества знаний учащихся начального звена осуществляется переход на четырехлетний срок обучения. В текущем учебном году 59,4 процента первоклассников занимаются по четырехлетней программе, это на 22,5 процента больше, чем в 1994 г. В целях сохранения единого образовательного пространства разработан Базисный учебный план общеобразовательных учреждений республики, проекты национально-регионального компонента содержания образования по всем предметам, государственного образовательного стандарта по чувашскому языку и литературе, культуре родного края.
Почти 74 процента выпускников 9 классов 2000 года продолжили обучение в десятом классе (в 1994 году - 66,4%).
Проделана значительная работа по созданию системы вариативного образования, различных видов общеобразовательных учреждений, обновлению и совершенствованию содержания образования и методик обучения. Всеми видами дифференцированного обучения по общеобразовательным программам повышенного уровня охвачено 18,3 процента школьников (в 1994 году - 12,7%); в 60 школах 4,3 процента учащихся получают платные дополнительные образовательные услуги. Впервые получили статус федеральной экспериментальной площадки Минобразования России 4 общеобразовательные школы. Включение в образовательный процесс граждановедения, права, экономики, иностранных языков и других дисциплин позволило сформировать личностно-ориентированное содержание образования. В 4 школах республики совместно с международным Комитетом Красного Креста осуществляется эксперимент по апробации международного гуманитарного права.
Произошедшие перемены привели к росту числа выпускников школ, поступающих в учреждения высшего профессионального образования. В 2000 году более 45 процентов (по селу - 33,8%) поступили в различные вузы Российской Федерации (в 1994 году - 36%, по селу - 29,3%), в средние специальные учебные заведения - 24,6 процента (по селу - 13,9%), учреждения начального профессионального образования - 17,5 процента (по селу 11%). Увеличилось и число учащихся, участвующих в различных интеллектуальных состязаниях. Ежегодно более 600 юных исследователей выступают на Всероссийской и республиканской научных конференциях "Шаг в будущее", около 1,5 тыс. школьников соревнуются на предметных олимпиадах, интеллектуально-творческих играх. Из 31 участника Всероссийских олимпиад в 2000 году 12 стали призерами (в 1996 году - 6 из 19). За последние три года завоеваны 41 диплом Всероссийских зональных и финальных предметных олимпиад, 27 дипломов Международной олимпиады школ развивающего обучения, 20 дипломов соросовских олимпиад, командное первенство в соросовской интеллектуальной игре "Дебаты". Для развития одаренных детей созданы 4 республиканских инновационных общеобразовательных учреждения, в них обучаются 1042 учащихся в основном из сельских школ.
В целях поддержки одаренной молодежи распоряжением Президента Чувашской Республики от 3 августа 2000 г. N 34-рп "О назначении именных стипендий Президента Чувашской Республики одаренным учащимся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования" учреждены 25 именных стипендий, уже ряд лет получают ее 114 наиболее талантливых студентов вузов и техникумов.
Новые условия функционирования образовательных учреждений повлекли структурные изменения в деятельности Чувашского республиканского института образования: созданы лаборатории мониторинга качества образования, диагностики и аттестации образовательных учреждений, национальных школ. Центр информационных технологий.
Успешно развивалось сотрудничество с регионами Российской Федерации с компактным проживанием чувашского населения. На основании принятых соглашений школам диаспоры оказывается содействие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров по родному языку, обеспечении программами, учебниками и другой литературой.
За последние годы заметно активизировалась работа с зарубежными и международными организациями и фондами по переподготовке учителей по новым методикам, обучению молодежи современной компьютерной грамотности, иностранным языкам. Установлены контакты на уровне образовательных учреждений. С 2000 года начато осуществление 6 проектов, обеспечивающих развитие образования, его модернизацию, в том числе: "Поддержка и реструктурирование системы образования Чувашской Республики", "Информационная система книгоиздания", "Информационно-коммуникационные технологии и сельская школа", "Развитие образования в Чувашской Республике" и др.
Принимались меры по укреплению материальной базы учреждений образования. С 1994 по 2000 год введены в эксплуатацию 64 общеобразовательные школы на 17488 ученических мест (в результате удалось вывести из аварийного состояния более 1/3 школ), построено 5 дошкольных учреждений на 705 мест и 2 жилых дома на 84 квартиры, 2 учебных корпуса профессионального училища N 5 г. Цивильска.
В результате многоканального финансирования улучшилось положение с книгообеспечением. За 1994-2000 годы изданы 123 наименования учебников и учебных пособий республиканского компонента в количестве более 1 млн. экземпляров. В 2000 году приобретено учебников на 11,8 млн. рублей, из них внебюджетные средства составляют 7,1 млн. рублей. В настоящее время принимаются меры по переводу системы учета и распространения учебников на компьютерную основу. В ходе реализации Программы информатизации образования Чувашской Республики за 1995-2000 годы для школ республики приобретены 211 компьютеров на средства республиканского бюджета Чувашской Республики.
Активизация деятельности учреждений дополнительного образования Министерства образования Чувашской Республики свидетельствует о востребованности этой формы образования, включающей в себя 62 учреждения, в том числе: 39 центров, дворцов, домов творчества, станций юных техников, натуралистов, 5 республиканских учреждений, 18 детско-юношеских спортивных школ (более 56 тыс. чел.). Активно работают по формированию личности, ранней профессиональной ориентации, самореализации детей и подростков 63 школы искусств, художественные, музыкальные школы Министерства культуры и по делам национальностей Чувашской Республики (более 13 тыс.чел.), 43 детско-юношеские спортивные школы Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики, управления спорта администрации г.Чебоксары (более 26 тыс.чел.).
Система дополнительного образования выполняет сегодня не только важные функции воспитания и обучения, допрофессиональной подготовки, но и функции социальные. Исходя из этого, разработаны концептуальные основы воспитания подрастающего поколения в Чувашской Республике, примерная программа воспитательной работы с младшими школьниками, республиканская программа туристско-краеведческого движения учащихся "Эткер". Для реализации различных направлений, методик в работе по формированию личности созданы лаборатория развития личности в Чувашском республиканском институте образования, экспериментальные площадки по организации работы с детьми в едином воспитательном пространстве с вовлечением в него всех институтов воспитания в гг. Канаше, Новочебоксарске, Алатыре.
В сфере воспитания все больший упор делается на формирование свободной и активной личности, развитие разнообразных ее возможностей, способствующих деятельному самоуправлению. В школах широко реализуются программы воспитания толерантности, "Лидер", "Подросток", "Отечество", разнообразные программы, приобщающие детей к культуре и истории республики, физкультурно-оздоровительной деятельности, спортивным традициям, сохранилось самое ресурсоемкое направление дополнительного образования - техническое творчество.
Активизировались и другие направления воспитательной деятельности: трудовое, эстетическое, экологическое, героико-патриотическое. Так, движение "Зарница" и "Орленок" стало по-настоящему массовым общественным объединением, ежегодно в различных соревнованиях, конкурсах, смотрах, входящих в программу движения, участвуют более 54 тысяч детей и подростков (в 1994 году - 35 тыс.).
Развивалось школьное музееведение. Если в 1994 году было 97 школьных музеев, то в 2001 году - 204.
Одной из инноваций в Чувашской Республике, а затем и в Российской Федерации, стало детское общественное потребительское движение "Новая волна", направленное на формирование у детей мировоззрения, ориентированного на жизнь в рыночной экономике, на защиту своих законных прав и интересов. Оно охватывает сегодня более 500 человек.
Большой интерес у учащихся вызывают детские фестивали художественного творчества "Цветы Чувашии", фольклора - "Перепелочка". В каждом из них участвуют более 45 тысяч детей (21,3%). Значительно возросло мастерство участников. В 1995 году в республике насчитывалось всего 6 творческих коллективов, имеющих звание "образцовый детский коллектив", в 2001 году их стало 15.
Ежегодно увеличивается количество детей, охваченных различными формами организованного летнего отдыха (в 1994 году - 38660, 2000 году - 62129 чел.).
Общее количество педагогических работников в учреждениях образования системы министерства образования республики составляет 27789 человек, в том числе: в учреждениях дошкольного образования - 5502, общего образования - 18871, дополнительного образования - 1639, начального профессионального образования - 1777 человек. Фактически все общеобразовательные учреждения республики укомплектованы педагогическими кадрами (в 1994 году потребность составляла около 1000 чел.). За последние годы значительно возрос образовательный ценз педагогических работников: с высшим образованием работает 88,8 процента педагогов (в Российской Федерации - 77%), среди них 94,4 процента - учителя чувашского языка. Если в 1994 году в сельских школах работали 56 процентов учителей с высшим образованием, в настоящее время - 70,6 процента; в городах республики этот показатель увеличился на 13,4 процента.
Ежегодный рост квалификационного и профессионального уровня педагогов и руководителей системы образования подтверждает аттестация педагогических кадров. В 1994 году квалификационные категории имели 40 процентов работников, в 2000 году - 54,5 процента; учителей чувашского языка, литературы и культуры родного края - 58 процентов.
Происходящим переменам способствует созданная система повышения квалификации педагогических и руководящих кадров. Ежегодно до 26 процентов педагогических работников проходят курсовую переподготовку в Чувашском республиканском институте образования. С 1994 года по линии проекта Института "Открытое общество" "Переподготовка учителей" прошли переподготовку .около 500 педагогов, повысили квалификацию за рубежом более 20.
За минувший период произошел ряд изменений в подготовке педагогических кадров с высшим образованием. В Чувашском государственном педагогическом университете им.И.Я.Яковлева введены 14 новых специальностей для работы в сельских малокомплектных школах (физика - математика, математика - информатика и др.); для работы в дошкольных образовательных учреждениях - коррекционная педагогика и дошкольная педагогика. С 2000 года по специальностям русский язык и литература, чувашский язык и литература, история ведется дополнительная подготовка по иностранным языкам.
Появились новые формы сотрудничества образовательных учреждений: педагогический колледж - педагогический университет, педагогический класс - педагогический университет. Более 80 процентов выпускников педагогических классов продолжают свое образование по педагогическому профилю в педагогических вузах, колледжах и училищах.
Для стимулирования творческой активности педагогов ежегодно проводятся конкурсы мастерства "Учитель года", "Школа года", "Детский сад года" и др.
Различные государственные и отраслевые награды имеют почти 7 процентов работающих учителей, в том числе: "Заслуженный учитель Российской Федерации" - 30 учителей, "Заслуженный учитель Чувашской Республики" - 350, "Отличник народного просвещения", "Почетный работник общего образования Российской Федерации" - 1444 педагога.
Развитие образования происходит в сложнейшей ситуации. На деятельность образовательных учреждений негативное воздействие оказывают факторы, среди которых основными являются:
социальная и экономическая нестабильность в обществе, дефицит финансовых средств;
неполнота нормативно-правовой базы в области образования;
систематическое неисполнение норм законодательства в области образования.
Недостаточное финансирование является одной из основных причин существующих проблем в системе образования. Потребность образовательных учреждений обеспечивается в пределах 40 процентов от потребности. До 2000 года в республике сохранялась тенденция сокращения объема ассигнований на нужды образования (в 1997 году доля расходов на образование составила 24,9%, 1998 году - 25%, 1999 году - 23,7%, 2000 году - 23,8%).
По состоянию на 1 января 2001 г. кредиторская задолженность в образовании достигла 250 млн. рублей, из них за коммунальные услуги - 173,2 млн. рублей.
В то же время в недостаточной мере осуществляется режим экономии, мобилизации внутренних резервов, максимального использования имеющегося потенциала системы образования.
Уменьшается количество дошкольных образовательных учреждений и количество посещающих их детей, в результате чего около 50 процентов дошкольников не пользуются услугами первого уровня системы образования. С 1994 года число дошкольных образовательных учреждений сократилось на 19 процентов, количество воспитанников - на 32.
Требует расширения сеть коррекционных дошкольных учреждений в сельской местности. Из 293 сельских детских садов лишь в семи функционируют коррекционные группы.
В связи со сложившейся в последние годы демографической ситуацией сокращается численность обучающихся. Так, в 2000 году в первые классы приняты 15997 детей, что на 9631 учащегося (37,7%) меньше, чем в 1994 году. К 2004 году прием в первые классы может еще сократиться в 1,2 раза по сравнению с 2000 годом, что приведет к увеличению числа малокомплектных школ и отрицательно скажется на качестве образования.
Очевидно, что существующая сеть образовательных учреждений на селе, учебно-материальное и кадровое обеспечение не соответствуют возросшим образовательным потребностям населения. Это подтверждается показателями поступления выпускников сельских школ в вузы и техникумы, участия в различных интеллектуальных состязаниях. Так, из всех призеров республиканских олимпиад 2000 года лишь 19,7 процента учеников обучается в сельской школе.
Актуальным для современной школы является дальнейшее развитие правового и гуманитарного образования. Их значимость как важнейшего фактора социализации личности еще недостаточно полно учитывается в образовательном процессе.
Итоги централизованного тестирования и выборочного анализа качества знаний учащихся по отдельным предметам показывают необходимость совершенствования содержания образования, методик обучения и внедрения новых педагогических и инновационных технологий, создания системы оценки качества образования.
Проблемой является отсутствие необходимой преемственности уровней дошкольного и начального общего образования. На протяжении ряда лет уменьшается количество выпускников средней школы, способных выдержать вступительные экзамены в вузы без дополнительной подготовки.
Все еще недостаточно быстрыми темпами осуществляется внедрение в жизнь образовательных учреждений информационных технологий, формирование у молодого поколения способности к самостоятельному поиску, сбору, организации и передаче информации, получению индивидуального и коллективного знания. Существующая учебно-материальная база по информатике не соответствует требованиям, лишь 29,4 процента средних школ имеют современные компьютеры.
В последние годы отчетливо проявляется тенденция ухудшения социального положения и здоровья детей. Увеличилось число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции, с ограниченными возможностями здоровья. Однако существующая система обучения и воспитания детей в школах-интернатах и детских домах не обеспечивает их социализации, полноценной реабилитации и интеграции в общество.
Высокий уровень безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних продолжает оставаться одной из главных проблем в образовании. Особую тревогу вызывает распространение наркомании среди учащейся молодежи. Высоким остается количество лиц, находящихся на учете подразделений по делам несовершеннолетних. На конец 2000 года их число составило 2917 человек (в1998 году - 2687). Каждый седьмой несовершеннолетний участник преступлений не работает и не учится.
Проблемой является и укрепление единства систем обучения и воспитания, достигаемое за счет реализации в школах программ дополнительного образования. Педагогическая общественность не уделяет должного внимания действующим за пределами образовательных учреждений детским и молодежным общественным объединениям, не учитывает их роли в формировании позитивного социального опыта человека нового века через реализацию индивидуального, творческого и лидерского потенциала.
Существенно ослабляет воспитательный потенциал системы дополнительного образования недостаточная материально-техническая база, несоответствие между потребностью детей, подростков, молодежи в услугах и неизменно малым .количеством учреждений дополнительного образования.
Остро стоит задача разработки новых педагогических технологий для работы с детьми "группы риска", поиска новых подходов к определению ее содержаний и форм.
В современных условиях очевидна необходимость определения приоритетов в сфере гражданского воспитания как одного из важнейших направлений государственной политики в образовании.
Есть проблемы в кадровом обеспечении образовательных учреждений. В связи с низкой заработной платой и сокращением контингента учащихся в школах стал наблюдаться отток педагогических кадров. Только за 1999-2000 годы выбыло 1355 человек, в том числе 455 человек - (33,5%) - на пенсию, 407 человек (30%) - в другие отрасли, 112 человек (8,2%) - сокращены. С каждым годом возрастает проблема трудоустройства попавших под сокращение педагогических кадров и молодых специалистов-выпускников вузов. Не может не беспокоить тот факт, что при фактическом отсутствии вакансий в школах идет процесс старения педагогических кадров. 35 процентов работающих в школах - учителя пенсионного и предпенсионного возраста, лишь 14 процентов педагогов имеют стаж педагогической работы до 5 лет.
В существующей системе повышения квалификации педагогических кадров в большей степени преобладает репродуктивный характер обучения, при котором упор делается на обновление знаний, а не на освоение методов их получения, повышения своей квалификации. Работа в этом направлении недостаточна практикоориентирована, учебные программы не всегда учитывают индивидуальные интересы педагогов, уровень их профессионального мастерства.
Приходит в негодность, устаревает учебно-материальная база образовательных учреждений. В две смены работают более 10 процентов школ.
Сложным остается положение с изданием учебников по предметам национально-регионального компонента, обеспечением федеральными учебниками по профильному обучению, предметам обществоведческого цикла, технологии, физической культуре, лабораторным оборудованием, наглядными пособиями, техническими и информационными средствами обучения, мебелью.
Требует совершенствования механизм реализации принципа государственно-общественного характера управления образованием. Лишь в 152 общеобразовательных учреждениях действуют попечительские советы.
II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Главной целью Программы является развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности.
Органы государственной власти, общество, система образования при реализации Программы обеспечивают достижение следующих целей:
предоставление гражданам общедоступного бесплатного дошкольного и начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование определенного уровня граждане получают впервые;
дальнейшее развитие нормативных правовых, социальных, экономических, организационных и содержательных основ реализации государственной политики в сфере образования.
В процессе достижения целей Программы решаются следующие задачи:
обеспечение на правовой основе позитивных качественных и количественных изменений в образовательной системе республики;
обеспечение сбалансированности федеральных, национальных общественных образовательных интересов и индивидуальных интересов обучающихся и их родителей;
удовлетворение образовательных потребностей граждан в соответствии с Законами Российской Федерации и Чувашской Республики "Об образовании";
сохранение и развитие единого образовательного пространства;
структурная перестройка системы образования, оптимизация сети образовательных учреждений;
обновление содержания, форм, методов и технологий образования;
совершенствование национально-регионального компонента содержания образования, его апробация и введение в образовательный процесс;
реструктуризация и развитие сельской школы;
стимулирование и поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений;
расширение сферы образовательных услуг;
создание республиканской службы мониторинга качества образования;
обеспечение преемственности всех уровней содержания образования;
модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических кадров, создание механизма переподготовки высвобождающегося на рынке труда педагогов, развитие системы непрерывного педагогического образования;
реформирование организационно-экономического механизма финансирования системы общего образования, основанного на нормативном финансировании;
создание единой информационной образовательной среды, развитие дистанционного обучения;
обеспечение социальной защиты обучающихся, воспитанников и работников образования;
сохранение и развитие общедоступной системы дополнительного образования детей и взрослых;
совершенствование физического воспитания в системе образования;
дальнейшее укрепление материально-технической базы учреждений образования.
Выполнение Программы разделено на два взаимосвязанных этапа: результаты деятельности на первом этапе (2001-2003 годы) становятся основой для реализации второго этапа (2004-2005 годы).
III. Система программных мероприятий
1. Сохранение и развитие системы дошкольного образования:
развитие сети дошкольных образовательных учреждений и новых форм организации дошкольного образования;
совершенствование содержания дошкольного образования;
кадровое обеспечение системы дошкольного образования.
2. Обновление и совершенствование содержания общего образования:
оптимизация сети общеобразовательных сельских школ;
создание республиканской службы мониторинга качества образования;
участие в эксперименте и апробация механизмов введения единого государственного экзамена;
обеспечение преемственности всех уровней содержания образования;
введение новой структуры общего образования (12-летняя школа);
поддержка и развитие инновационной деятельности общеобразовательных учреждений;
совершенствование национально-регионального компонента содержания образования;
развитие государственно-общественного характера управления образованием.
3. Информатизация образования:
создание и апробация модели сбора и обработки информации, необходимой для управления качеством образования;
оснащение общеобразовательных учреждений современной компьютерной техникой;
создание республиканского, городских и районных информационных центров.
4. Развитие системы воспитания детей и молодежи:
совершенствование физического, героико-патриотического, эколого-биологического, художественно-эстетического и других направлений воспитательной деятельности;
содействие становлению сельских школ как социокультурных центров села;
развитие музееведения образовательных учреждений;
развитие службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям;
создание единой системы социально-педагогической реабилитации, трудовой и социальной адаптации подростков;
осуществление целенаправленной работы по профилактике наркомании среди несовершеннолетних на основе межведомственного взаимодействия.
5. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений:
совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки управленческих и педагогических кадров;
разработка системы прогнозирования потребности в педагогических кадрах;
повышение стимулирующей роли аттестации в системе переподготовки и регулярного повышения квалификации педагогических и руководящих кадров всех уровней.
6. Социальная защита работников образования и обучающихся:
создание условий для получения полноценного образования каждым обучающимся;
сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
7. Развитие учебно-материальной базы учреждений образования:
поддержка и развитие учебно-материальной базы образовательных учреждений, оснащение их средствами обучения, инвентарем, учебно-наглядными пособиями, станочным, лабораторным оборудованием, информационно-вычислительной техникой;
строительство и ремонт зданий и сооружений учреждений системы образования.
8. Развитие системы профессионального образования предусмотрено Программой "Профессиональное образование в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2000 г. N 275 по следующим направлениям:
определение общей потребности в специалистах для отраслей экономики Чувашской Республики и формирование заявок на подготовку кадров в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;
модернизация, перепрофилирование профессиональных учебных заведений, переобучение работников (преподавателей, мастеров производственного обучения и др.) под будущее развитие производства по заявкам предприятий, учреждений;
содействие профессорско-преподавательскому, инженерно-педагогическому персоналу учреждений образования в повышении квалификации, знаний, умений, навыков, необходимых для подготовки конкурентоспособных на рынке труда рабочих и специалистов, способных обеспечивать рост производительности труда и выпуск качественной продукции;
совершенствование нормативной правовой и методической базы, научно-информационное и организационное обеспечение;
разработка системы организации производственной практики учащихся и студентов;
разработка и реализация мер по укреплению материально-технической базы учреждений профессионального образования.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы в 2001-2003 годах - 894838 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета - 148840 тыс. рублей, из республиканского бюджета Чувашской Республики - 298114 тыс. рублей, из внебюджетных источников - 447884 тыс. рублей.
Кроме того, к реализации мероприятий Программы будут привлечены средства местных бюджетов.
В состав внебюджетных источников включены средства Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР), направляемые на реформирование образования и создание информационной системы учебного книгоиздания, средства института "Открытое общество" - на подготовку и повышение квалификации администраторов образования, а также средства спонсоров, добровольные пожертвования граждан и организаций.
С учетом реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики и федерального бюджета объемы средств, направляемые на реализацию Программы, могут корректироваться.
V. Механизм реализации Программы, управление Программой и контроль за ходом ее реализации
Государственный заказчик - Министерство образования Чувашской Республики в ходе реализации Программы координирует деятельность основных исполнителей, контролирует целенаправленное и эффективное использование финансовых средств и выполнение намеченных мероприятий, формирует и ежегодно направляет в Министерство экономики Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики бюджетную заявку на ассигнования, необходимые для реализации Программы, принимает возможные меры по ее полному финансированию.
Для реализации контрольных мероприятий могут создаваться межведомственные группы.
В ходе реализации Программы планируется разработка программ развития образования районов и городов Чувашской Республики.
Управление реализацией Программы осуществляется Министерством образования Чувашской Республики, контролирующим ход выполнения мероприятий.
Министерства и иные органы исполнительной власти, администрации районов и городов Чувашской Республики представляют к 1 февраля справку о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство образования Чувашской Республики, которое направляет обобщенную информацию в Кабинет Министров Чувашской Республики к 1 марта ежегодно до завершения срока действия Программы.
VI. Ожидаемые результаты реализации Программы
Сохранение и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства;
сохранение и развитие единого образовательного пространства республики;
повышение качества образования и удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей;
усиление роли общественно-государственного управления образованием;
создание новых форм организации дошкольного образования;
введение дифференцированных норм финансирования дошкольного образования;
расширение перечня реализуемых общедоступных услуг, оказываемых учреждениями дополнительного образования детей;
развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических, руководящих и других работников системы образования;
повышение эффективности системы аттестации педагогических и руководящих работников;
сохранение и развитие материально-технической базы учреждений системы образования.
Приложение
к Программе развития образования
в Чувашской Республике
на 2001-2003 годы
и на период до 2005 года
Система мероприятий
по реализации Программы развития образования в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года
N п/п |
Мероприятия |
Исполнители |
Срок испол- нения (годы) |
Всего (тыс. рублей) |
Источники финансирования (тыс. рублей) |
||
федераль- ный бюд- жет |
республи- канский бюджет Чувашской Республики |
внебюд- жетные средства |
|||||
1. Сохранение и развитие системы дошкольного образования | |||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. |
Программно-методическое и нормативное правовое обеспечение новых моделей дошкольных образовательных учреждений Введение национально-регионально- го компонента государственных образовательных стандартов дош- кольного образования Программно-методическое обеспече- ние чувашских национальных дет- ских садов Разработка программы повышения квалификации для работников до- школьных образовательных учрежде- ний регионов с компактным прожи- ванием чувашского населения по обучению детей дошкольного воз- раста чувашскому языку Апробация новых моделей проведе- ния педагогической практики сту- дентов средних специальных и выс- ших учебных заведений в условиях вариативности Разработка образовательных прог- рамм, обеспечивающих преемствен- ность дошкольного и начального образования Разработка учебно-методических комплектов для системы дошкольно- го образования Введение в действие программы до- полнительного образования по спе- циальности "Домашнее воспитание" Подготовка специалистов по прове- дению аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреж- дений Разработка методических рекомен- даций к республиканской программе воспитания ребенка-дошкольника Проведение мониторинга обществен- ного мнения по вопросам состояния и развития республиканской систе- мы дошкольного образования Создание единой системы монито- ринга здоровья детей дошкольного возраста Аттестация педагогических кадров дошкольного образования Обеспечение гарантированного фун- кционирования и развитие сети различных видов дошкольных обра- зовательных учреждений в соответ- ствии с потребностями населения Введение и обеспечение реализации государственных образовательных стандартов и образовательных про- грамм, содержащих федеральные компоненты для системы дошкольно- го образования Расширение спектра специализиро- ванных образовательных услуг в сельских дошкольных образователь- ных учреждениях Аттестация и аккредитация дошко- льных образовательных учреждений Создание республиканских экспери- ментальных площадок на базе чу- вашских национальных детских са- дов Развитие сети дошкольных образо- вательных учреждений коррекцион- ного и санаторного типа |
Минобразования Чувашии, Чувашский рес- публиканский институт обра- зования, ЦГСЭН в Чувашской Республике Минобразования Чувашии, Чувашский го- сударственный педагогический университет, Чувашский республикан- ский институт образования Минобразования Чувашии, Чувашский го- сударственный педагогический университет, Чувашский республикан- ский институт образования Чувашский республикан- ский институт образования Чувашский го- сударственный педагогический университет, Чебоксарский педколледж, Канашский пед- колледж, Шу- мерлинское педучилище Минобразования Чувашии, Чувашский республикан- ский институт образования Минобразования Чувашии, Чувашский го- сударственный педагогический университет, Чувашский рес- публиканский институт обра- зования Минобразования Чувашии, Чебо- ксарский пед- колледж Минобразования Чувашии, Чувашский рес- публиканский институт обра- зования Минобразования Чувашии, Чувашский го- сударственный педагогический университет, Чувашский рес- публиканский институт образования Минобразования Чувашии, Чувашский рес- публиканский институт обра- зования, адми- нистрации рай- онов и городов Минздрав Чува- шии, ЦГСЭН в Чувашской Рес- публике Минобразования Чувашии Минобразования Чувашии, адми- нистрации рай- онов и горо- дов, предпри- ятия и органи- зации Минобразования Чувашии, адми- нистрации рай- онов и городов Минобразования Чувашии, Минздрав Чува- шии, админист- рации районов и городов Минобразования Чувашии, администрации районов и го- родов Минобразования Чувашии, Чувашский го- сударственный педагогический университет, Чувашский рес- публиканский институт обра- зования, адми- нистрации рай- онов и городов Минобразования Чувашии, адми- нистрации рай- онов и городов Всего: в том числе |
2001 2001 2002 2001 2001- 2003 2003 2002 2002 2001 2002 2001 2004 2001- 2005 2001 2001- 2003 2001- 2002 2001- 2005 2002- 2003 2001- 2005 2001- 2003 2001 2002- 2003 |
20 20 15 30 20 5 100 210 25 185 |
20 20 15 30 20 5 40 150 25 125 |
60 60 60 |
|
II. Обновление и совершенствование содержания общего образования | |||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. |
Обновление содержания общего об- разования: участие в эксперименте по апробации новой структуры и содержания образования 12-летней школы, разработка проекта Базис- ного учебного плана общеобразова- тельных учреждений республики Осуществление перехода на 4-лет- ний срок обучения в начальной школе Разработка содержания националь- но-регионального компонента в со- ответствии с новой структурой 12- летней школы Анализ состояния обеспеченности начальных, основных и средних школ программами и учебниками Подготовка и издание переводных учебников для учащихся начальных классов чувашских национальных школ Обеспечение повышения качества общего образования: оптимизация сети общеобразовате- льных учреждений, прежде всего в сельской местности разработка и апробация модели об- разовательных центров апробация механизма введения еди- ного государственного экзамена разработка и введение в образова- тельный процесс новых педагогиче- ских и инновационных технологий Обеспечение учащихся общеобразо- вательных учреждений, нуждающихся в государственной поддержке, фе- деральным комплектом учебников. Привлечение внебюджетных средств, в том числе родительских, спонсо- рских на приобретение федерально- го комплекта учебников Подготовка и издание республикан- ского комплекта учебников и обес- печение ими общеобразовательных учреждений Организация работы по созданию профильных классов на уровне старшей ступени общеобразователь- ных учреждений Экспертиза образовательных проек- тов и программ Создание системы выявления, раз- вития и поддержки одаренных детей Осуществление оперативной образо- вательной и психолого-педаго- гической помощи детям, испытываю- щим трудности в обучении, имеющим проблемы в общении Включение общеобразовательных уч- реждений республики в реализацию республиканских, федеральных и международных образовательных проектов Организация и проведение респуб- ликанского конкурса общеобразова- тельных учреждений "Лучшая школа года" Организация и проведение предмет- ных олимпиад и конкурсов среди учащихся, в том числе на: практическое владение иностранны- ми языками; высокий уровень компьютерной гра- мотности; проявление коммуникативных навы- ков (знание и практическая демон- страция техники общения, оратор- ского искусства и социального поведения) Организация мониторинга качества образования. Создание пакета пси- холого-педагогических, социологи- ческих, диагностических материа- лов для проведения мониторинга качества образования Разработка программы оптимизации сети сельских школ и определение сельских центров образования Создание сельских центров образо- вания, включающих учреждения до- школьного, общего и дополнитель- ного образования Оснащение сельских центров обра- зования современным учебным обо- рудованием, компьютерной техни- кой, учебниками и подключение к сети Интернет Выявление ведущих тенденций раз- вития новых моделей сельских об- разовательных учреждений, обобще- ние их опыта работы Создание банка научных, научно- методических, дидактических мате- риалов, опыта работы школ на селе Реализация Концепции националь- ной школы Чувашской Республики в современной системе обучения и воспитания Анализ состояния технологической подготовки сельских школьников. Выявление основных тенденций их допрофессиональной подготовки с учетом многоукладной экономики села Широкие привлечение общественно- сти к управлению образованием Разработка механизма взаимодейст- вия с педагогической и родитель- ской общественностью, бизнес-кру- гами, национально-культурными ас- социациями, фондами, имеющими образовательную ориентацию, с целью придания развитию образова- ния в республике государственно- общественного характера |
Минобразования Чувашии Минобразования Чувашии, адми- нистрации рай- онов и городов Минобразования Чувашии, Чувашский республикан- ский институт образования Минобразования Чувашии, адми- нистрации рай- онов и городов Минобразования Чувашии, Госкомпечать Чувашии Минобразования Чувашии, адми- нистрации рай- онов и городов Минобразования Чувашии, адми- нистрации рай- онов и городов Минобразования Чувашии, вузы Минобразования Чувашии, Чувашский республикан- ский институт образования Минобразования Чувашии, адми- нистрации рай- онов и городов Минобразования Чувашии, Госкомпечать Чувашии, Чувашский республикан- ский институт образования Минобразования Чувашии, адми- нистрации рай- онов и городов Минобразования Чувашии, Чувашский рес- публиканский институт обра- зования Минобразования Чувашии, адми- нистрации рай- онов и городов Минобразования Чувашии, адми- нистрации рай- онов и городов Минобразования Чувашии Минобразования Чувашии Минобразования Чувашии, адми- нистрации рай- онов и городов Минобразования Чувашии, Чувашский республикан- ский институт образования, администрации районов и го- родов Минобразования Чувашии, адми- нистрации рай- онов Минобразования Чувашии, адми- нистрации рай- онов Минобразования Чувашии, адми- нистрации рай- онов Минобразования Чувашии, адми- нистрации рай- онов Чувашский рес- публиканский институт обра- зования Минобразования Чувашии, Чувашский рес- публиканский институт об- разования, ад- министрации районов, вузы Минобразования Чувашии, Мин- сельхозпрод Чувашии, Чува- шский респуб- ликанский ин- ститут обра- зования Минобразования Чувашии, адми- нистрации рай- онов и городов Минобразования Чувашии, адми- нистрации рай- онов и городов Всего: в том числе: |
2001- 2005 2001- 2002 2001- 2005 2001 2002- 2003 2001 2001- 2005 2001 2002- 2003 2001- 2005 2001- 2004 2001- 2004 2001 2002- 2003 2001- 2005 2000- 2003 2001- 2005 2001 2002- 2003 2001- 2005 2001 2002- 2003 2001- 2005 2001- 2005 2001- 2005 2001- 2005 2001- 2005 2002 2001- 2005 2001 2002- 2003 2001- 2005 2001 2002- 2003 2001- 2005 2001 2002- 2003 2001- 2003 2001- 2005 2001- 2004 2001- 2003 2001- 2005 2001- 2005 2002- 2004 2001- 2005 2001- 2003 2001- 2003 2001 2002- 2003 |
85 175 987 3500 2920 16700 2146 4275 16545 1972 4373 11079 400 850 347 832 85 160 67431 11071 56360 |
2620 15710 18330 2620 15710 |
85 175 987 3500 300 990 2960 7880 1972 4373 400 850 347 832 85 160 25896 7136 18760 |
2146 1315 8665 11079 23205 1315 21890 |
III. Информатизация образования | |||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. |
Создание республиканской единой телекоммуникационной образовате- льной сети Создание и оснащение республикан- ского, городских и районных ин- формационных центров Создание телекоммуникационных се- тей системы образования городов и районов Разработка механизма информаци- онного взаимообмена в системе об- разования, обеспечивающего под- держку управленческой вертикали и горизонтальных связей городских и районных информационных центров и образовательных учреждений Разработка программного обеспече- ния, оснащение информационных центров и образовательных учреж- дений аппаратно-программными средствами Софинансирование инвестиционных образовательных проектов, осуще- ствляемых организациями образова- ния, укрепление их учебно-матери- альной базы Создание и апробирование модели сбора и обработки информации, не- обходимой для управления качест- вом образования Анализ состояния средств вычисли- тельной техники образовательных учреждений с целью модернизации и оснащения их современными средст- вами вычислительной техники Анализ педагогических программных средств, имеющихся в общеобразо- вательных учреждениях, с целью их эффективного использования в учебном процессе и дальнейшего пополнения Анализ кадрового состава учителей информатики и специалистов инфор- мационных центров Подготовка специалистов городских и районных информационных цен- тров, органов управления образо- ванием, образовательных учрежде- ний по использованию новых инфор- мационных технологий в управлении и образовательном процессе Организация дистанционного обуче- ния учащихся Оснащение общеобразовательных уч- реждений современной компьютер- ной техникой Обеспечение подключения общеоб- разовательных учреждений ко Все- мирной телекоммуникационной сети Интернет Разработка программных средств по созданию базы данных органов управления образованием, образо- вательных учреждений Создание базовых общеобразовате- льных учреждений по внедрению новых информационных технологий в образование и управление Разработка методических рекомен- даций для руководителей и педаго- гических работников по использо- ванию информационных технологий управлении и образовательном про- цессе Лицензирование, аттестация и ак- кредитация общеобразовательных учреждений Создание единой структуры инфор- мационно-аналитической службы управления развитием образования городов Разработка муниципальных целевых программ развития образования |
Минобразования Чувашии, Мин- экономики Чу- вашии, админи- страции рай- онов и городов Минобразования Чувашии, Мин- экономики Чу- вашии, админи- страции рай- онов и городов Минобразования Чувашии, Мин- экономики Чу- вашии, админи- страции рай- онов и городов Минобразования Чувашии, Чу- вашский рес- публиканский институт обра- зования Минобразования Чувашии, Чу- вашский рес- публиканский институт обра- зования, адми- нистрации рай- онов и городов Минобразования Чувашии, Мин- фин Чувашии, администрации районов и го- родов Минобразования Чувашии, Чу- вашский рес- публиканский институт обра- зования Минобразования Чувашии, адми- нистрации рай- онов и городов Минобразования Чувашии, адми- нистрации рай- онов и городов Минобразования Чувашии, адми- нистрации рай- онов и городов Чувашский рес- публиканский институт образования, администрации районов и го- родов Минобразования Чувашии, Чу- вашский рес- публиканский институт обра- зования, адми- нистрации рай- онов и городов Минобразования Чувашии, Мин- экономики Чу- вашии, админи- страции рай- онов и городов Минобразования Чувашии, Мин- экономики Чу- вашии, админи- страции рай- онов и городов Минобразования Чувашии, Чу- вашский рес- публиканский институт обра- зования, адми- нистрации рай- онов и городов Минобразования Чувашии, адми- нистрации рай- онов и городов Чувашский республикан- ский институт в образования, администрации районов и го- родов Минобразования Чувашии, адми- нистрации рай- онов и городов Минобразования Чувашии, адми- нистрации рай- онов и городов Администрации районов и го- родов Всего: в том числе: |
2001- 2003 2001- 2003 2001 2001- 2003 2001- 2002 2001- 2003 2001- 2005 2001 2002- 2003 2001- 2002 2001 2001 2001- 2002 2001- 2002 2001- 2005 2001- 2005 2001 2002- 2003 2001- 2005 2001- 2003 2001- 2002 2001- 2003 2001- 2005 2001- 2004 2001 2001- 2003 2001г. 2002- 2003 |
725 1240 3300 43942 170748 219955 45907 174048 |
15590 96720 112310 15590 96720 |
97 1240 3300 5000 29760 39397 6337 33060 |
628 23352 44268 68248 23980 44268 |
IV. Развитие системы воспитания детей и молодежи | |||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. |
Разработка муниципальных программ развития системы дополнительного образования Организация мониторинга рынка ус- луг в системе дополнительного об- разования детей, молодежи Разработка мер, предусматривающих расширение спектра дополнительных образовательных услуг Создание экспертного совета и проведение экспертизы программ дополнительного образования. Соз- дание банка данных о действующих в республике образовательных про- граммах дополнительного образова- ния детей Изучение и обобщение опыта соста- вления разноуровневых программ дополнительного образования детей Лицензирование, аттестация и ак- кредитаиня учреждений дополните- льного образования Разработка критериев оценки дея- тельности учреждений дополнитель- ного образования, анализ их резу- льтативности. Проведение конкур- сов на лучшее учреждение дополни- тельного образования детей Дальнейшее развитие, осуществле- ние поддержки детских, подростко- вых общественных объединений (военно-патриотической, эколого- биологической, туристско-краевед- ческой, спортивно-технической и др. направленностей) Создание республиканской школы подготовки лидеров ученического, студенческого самоуправления, детских, молодежных, общественных объединений; проведение семина- ров, активов студенческого само- управления; активизация деятель- ности молодежных средств массовой информации по отражению проблем учащейся, студенческой молодежи (в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заве- дениях, профессиональных учили- щах) Введение в штаты учреждений на- чального среднего профессиональ- ного образования психологов, со- циальных педагогов, руководителей объединений учащихся по интересам Разработка и реализация мер по развитию системы детского отдыха, оздоровления и занятости. Прове- дение конкурсов на лучшую органи- зацию труда и отдыха в каникуляр- ное время Развитие учебно-исследователь- ской деятельности учащихся в сис- теме дополнительного образования детей Совершенствование физического воспитания, активизация деятель- ности по формированию у детей на- выков здорового образа жизни в процессе учебной деятельности и через систему массовых спортивных мероприятий Активизация работы по развитию технического творчества учащихся: реализация мер по улучшению обес- печения объединений технического творчества оборудованием, сырьем, инвентарем; создание научных обществ учащих- ся, общественных объединений тех- нической направленности; проведение научно-технических чтений, организация выставок тех- нического творчества, конкурсов, фестивалей Развитие эколого-биологической, природоохранной видов работы с детьми: организация конкурсов учебно- опытных участков, создание заоч- ной школы фермеров; осуществление практических приро- доохранных мероприятий; совершенствование деятельности школьных лесничеств; проведение слетов, конференций юных экологов, экологических и биологических олимпиад, профиль- ных лагерных смен, конкурсов и др. Дальнейшее совершенствование ра- боты по художественно-эстетичес- кому воспитанию детей, формирова- нию национального самосознания. Проведение традиционных фестива- лей: "Цветы Чувашии", "Перепелочка", "Студенческая вес- на", театральных коллективов, смотров художественного самодея- тельного творчества учащихся Реализация мер по героико-патрио- тическому воспитанию подрастающе- го поколения: создание детских, подростковых общественных объединений военно- патриотической направленности; повышение эффективности музееве- дения (музейной педагогики) обра- зовательных учреждений; проведение традиционных юнармей- ских игр "Зарница", "Орленок", конкурсов военно-патриотической песни, встреч с участниками войны и ветеранами тыла, организация шефской работы Реализация мер по становлению сельских школ как социокультурных центров через организацию допол- нительных образовательных услуг Создание опытно-стажерских площа- док по направлениям дополнитель- ного образования для начинающих специалистов Создание механизмов социального партнерства учреждений дополни- тельного образования. Привлечение к сотрудничеству в организации деятельности учреждений дополни- тельного образования государст- венных и негосударственных орга- низаций; общественных объединений Осуществление комплекса мер по формированию психологической культуры населения, развитию службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям Обобщение опыта воспитательной работы по усвоению детьми общече- ловеческих национально-культур- ных, этнических ценностей Создание научно-методического со- вета по проблемам воспитания де- тей, учащейся молодежи Реализация мер по предупреждению правонарушений среди детей, под- ростков: создание единой системы социально-педагогической реабили- тации, трудовой и социальной адаптации подростков Осуществление целенаправленной работы по профилактике наркомании среди несовершеннолетних на осно- ве объединения возможностей здра- воохранения, образования, спорта, культуры, достижений медицинской науки Проведение научно-практических конференций по проблемам воспита- ния, дополнительного образования детей Организация широкой дискуссии по проблемам воспитания, дополни- тельного образования детей, под- ростков, молодежи, формирования ценностных ориентаций у подрас- тающего поколения в средствах массовой информации Обобщение опыта работы образова- тельных учреждений по воспитанию национального самосознания, толе- рантности, миролюбия у детей и молодежи в современных условиях. Создание центров коммуникативной культуры Расширение межрегиональных и ме- ждународных связей в области до- полнительного образования |
Администрации районов и го- родов Минобразования Чувашии, Минкультуры Чувашии, Мин- спорт Чува- шии, Минсоц- политики Чува- шии, Госком- молодежи Чува- шии, Чувашский республикан- ский институт образования, администрации районов и го- родов Минобразования Чувашии, МВД Чувашии, Минсельхозпрод Чувашии, Мин- природы Чува- шии, Минкуль- туры Чувашии, Минспорт Чува- шии, Минсоцпо- литики Чува- шии, Госкоммо- лодежи Чува- шии, Госкомпе- чать Чувашии, Минпредприни- мательства Чу- вашии, Чуваш- ский республи- канский инсти- тут образова- ния, админист- рации районов и городов Минобразования Чувашии, Мин- культуры Чува- шии, Минспорт Чувашии, Мин- соцполитики Чувашии, Гос- коммолодежи Чувашии, Чувашский рес- публиканский институт обра- зования, адми- нистрации рай- онов и городов Минобразования Чувашии, Мин- культуры Чува- шии, Минспорт Чувашии, Мин- соцполитики Чувашии, Гос- коммолодежи Чувашии, Чува- шский респуб- ликанский инс- титут образо- вания, админи- страции рай- онов и городов Минобразования Чувашии, Минздрав Чува- шии, Минкуль- туры Чувашии, Минспорт Чува- шии, Минсоц- политики Чу- вашии, Госком- молодежи Чува- шии, Чувашский республиканс- кий институт образования, администрации районов и го- родов Минобразования Чувашии, Мин- здрав Чувашии, Минкультуры Чувашии, Мин- спорт Чувашии, Госкоммолодежи Чувашии, Чува- шский респуб- ликанский ин- ститут образо- вания, админи- страции райо- нов и городов Минобразования Чувашии, МВД Чувашии, Мин- культуры Чува- шии, Минспорт Чувашии Гос- коммолодежи Чувашии, Воен- комат Чуваш- ской Республи- ки, Чувашский республикан- ский институт образования, администрации районов и го- родов Госкоммолодежи Чувашии, Мин- образования Чувашии, Гос- компечать Чу- вашии Минобразования Чувашии, руко- водители уч- реждений Минобразования Чувашии, Мин- соцполитики Чувашии, Мин- здрав Чувашии, Минкультуры Чувашии, Мин- спорт Чувашии, Госкоммолодежи Чувашии, Чува- шский респуб- ликанский ин- ститут образо- вания, админи- страции райо- нов и городов Минобразования Чувашии, Национальная академия наук и искусств Чу- вашии, Мин- культуры Чува- шии, Минспорт Чувашии, Гос- коммолодежи Чувашии, Чува- шский респуб- ликанский ин- ститут образо- вания, админи- страции райо- нов и городов Минобразования Чувашии, Мин- спорт Чувашии, Минкультуры Чувашии, Мин- соцполитики Чувашии, Мин- здрав Чувашии, Госкоммолодежи Чувашии, Чува- шский респуб- ликанский ин- ститут образо- вания, админи- страции райо- нов и городов Минобразования Чувашии, Мин- сельхозпрод Чувашии, МВД Чувашии, Мин- пром Чувашии, Минпредприни- мательство Чу- вашии, Мин- культуры Чу- вашии, Мин- спорт Чувашии, Госкоммолодежи Чувашии, Воен- комат Чувашс- кой Республи- ки, Националь- ная академия наук и искус- ств Чувашии, Чувашский рес- публиканский институт обра- зования, адми- нистрации рай- онов и городов Минобразования Чувашии, Мин- сельхозпрод Чувашии, Мин- природы Чува- шии, Минкуль- туры Чувашии, Госкоммолодежи Чувашии, Чува- шский респуб- ликанский ин- ститут образо- вания, админи- страции райо- нов и городов Минобразования Чувашии, Минкультуры Чувашии, Мин- спорт Чувашии, Госкоммолоде- жи Чувашии, Чувашский рес- публиканский институт обра- зования, адми- нистрации рай- онов и городов Минобразования Чувашии, Мин- здрав Чувашии, Минкультуры Чувашии, Мин- спорт Чувашии, Госкоммолодежи Чувашии, МВД Чувашии, Воен- комат Чуваш- ской Республи- ки, Чувашский республикан- ский институт образования, администрации районов и го- родов Минобразования Чувашии, Мин- здрав Чувашии, Минкультуры Чувашии, Мин- спорт Чувашии, МВД Чувашии, Госкоммолодежи Чувашии, Чува- шский респуб- ликанский ин- ститут образо- вания, админи- страции райо- нов и городов Минобразования Чувашии, Минкультуры Чувашии, Мин- спорт Чувашии, Госкоммолодежи Чувашии, Чува- шский респуб- ликанский ин- ститут образо- вания, админи- страции райо- нов и городов Минобразования Чувашии, МВД Чувашии, Минпром Чува- шии, Минкуль- туры Чувашии, Минспорт Чува- шии, Минсоц- политики Чува- шии, Госкоммо- лодежи Чува- шии, Чувашский республикан- ский институт образования, администрации районов и го- родов Минобразования Чувашии, Минздрав Чува- шии, Минкуль- туры Чувашии, Минспорт Чува- шии, Минсоцпо- литики Чува- шии, Госком- молодежи Чува- шии, Чувашский республикан- ский институт образования, администрации районов и го- родов Минобразования Чувашии, Мин- культуры Чува- шии, Минспорт Чувашии. Госкоммолодежи Чувашии, Гос- компечать Чу- вашии, Чуваш- ский республи- канский инсти- тут образова- ния, админист- рации районов и городов Минобразования Чувашии, Гос- коммолодежи Чувашии, Чува- шский респуб- ликанский ин- ститут образо- вания Минобразования Чувашии, Мин- здрав Чувашии, МВД Чувашии, Минкультуры Чувашии, Мин- спорт Чувашии, Минсоцполитики Чувашии, Гос- коммолодежи Чувашии, Чува- шский респуб- ликанский ин- ститут образо- вания, админи- страции райо- нов и городов Минобразования Чувашии, Мин- здрав Чувашии, Минсоцполитики Чувашии, Мин- культуры Чува- шии, Минспорт Чувашии, Гос- коммолодежи Чувашии, МВД Чувашии Минобразования Чувашии, Мин- здрав Чувашии, Минкультуры Чувашии, Мин- спорт Чувашии, Минсоцполитики Чувашии, Гос- коммолодежи Чувашии, Наци- ональная ака- демия наук и искусств Чува- шии, Чувашский республикан- ский институт образования, администрации районов и го- родов Минобразования Чувашии, Минздрав Чува- шии, Минкуль- туры Чувашии, Минспорт Чува- шии, Минсоцпо- литики Чува- шии, Госкоммо- лодежи Чува- шии, Госкомпе- чать Чувашии, СМИ, Чувашский республикан- ский институт образования, администрации районов и го- родов Минобразования Чувашии, Минкультуры Чувашии, Мин- спорт Чувашии, Госкоммолодежи Чувашии, Чува- шский респуб- ликанский ин- ститут образо- вания, админи- страции райо- нов и городов Минобразования Чувашии, Минкультуры Чувашии, Мин- спорт Чувашии, Минсоцполитики Чувашии, Гос- коммолодежи Чувашии Всего в том числе: |
2001- 2003 2001- 2002 2001- 2003 2001- 2002 2001 2001- 2005 2001- 2005 2001 2002- 2003 2001- 2005 2001 2002- 2003 2001- 2005 2001 2002- 2003 2001- 2005 2001- 2005 2001 2002- 2003 2001- 2005 2001 2002- 2003 2001- 2005 2001 2002- 2003 2001- 2005 2001 2002- 2003 2001- 2005 2001 2002- 2003 2001- 2005 2001 2002- 2003 2001- 2005 2001 2002- 2003 2001- 2005 2001- 2005 2001- 2003 2001- 2005 2001- 2005 2001г. 2001- 2005 2001 2002- 2003 2001- 2005 2001 2002- 2003 2001- 2005 2003 2001- 2005 2001- 2005 2001- 2005 2001- 2003 2001 2002- 2003 |
50 115 24 70 20 70 20 70 9 31 70 180 40 90 40 90 70 170 70 150 40 80 40 80 4 1693 493 1200 |
50 115 24 70 20 70 20 70 9 31 70 180 40 90 40 90 70 170 70 150 40 80 40 80 4 1693 493 1200 |
||
V. Социальная защита работников образования и обучающихся | |||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
Развитие сети центров психолого- педагогической и медико-социаль- ной помощи обучающимся и психоло- го медико-педагогических консуль- таций для обучающихся, родителей и работников системы образования Разработка и осуществление сис- темных мер по обеспечению здоро- вья обучающихся на основе оказа- ния доступных оздоровительных и медицинских услуг Осуществление системы мер по обеспечению защиты прав, охраны жизни и здоровья детей: повышение ответственности педаго- гических работников образователь- ных учреждений, родителей (закон- ных представителей) за обучение, воспитание, охрану жизни и здоро- вья детей; обеспечение защиты личных и иму- щественных прав детей-сирот и де- тей, оставшихся без попечения ро- дителей (законных представите- лей), обучающихся в образователь- ных учреждениях всех уровней Реализация прав работников систе- мы образования на льготы, опреде- ленные законодательством Российс- кой Федерации (заработная плата, отпуска, компенсации на приобре- тение книгоиздательской продук- ции, льготы по коммунальным услу- гам для сельских учителей) Подписание и реализация отрасле- вого соглашения о социальной за- щите работников образования Создание единой системы монито- ринга здоровья детей школьного возраста |
Минобразования Чувашии, Минздрав Чува- шии, Минсоцпо- литики Чува- шии, ЦГСЭН в Чувашской Рес- публике, Рес- публиканский коррекционно- диагностичес- кий центр Минобразования Чувашии, Минздрав Чува- шии, ЦГСЭН в Чувашской Рес- публике Минобразования Чувашии, адми- нистрации рай- нов и городов Минобразования Чувашии, адми- нистрации рай- онов и городов Минобразования Чувашии, Мин- соцполитики Чувашии, Мин- фин Чувашии, Минюст Чувашии ректораты ву- зов, дирекции училищ, адми- нистрации рай- онов и городов Минобразования Чувашии, Мин- экономики Чу- вашии, Мин- спорт Чувашии, администрации районов и го- родов Минобразования Чувашии, Реском проф- союза работни- ков образова- ния и науки Минздрав Чува- шии, ЦГСЭН в Чувашской Рес- публике Всего: Итого: |
2001- 2005 2001 2002- 2003 2001- 2005 2001- 2005 2001- 2005 2001- 2005 2001 2002- 2003 2001- 2005 2001 2002- 2003 еже- годно 2003 2001- 2003 2001 2002- 2003 |
138 333 44791 107855 1497 3606 158220 46426 111794 |
138 333 44791 107855 1497 3606 158220 46426 111794 |
||
VI. Развитие учебно-материальной базы учреждений образования | |||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
Ввод в эксплуатацию объектов об- разования: 2001 г. - 5 школ на 1245 учени- ческих мест; 2002-2003 гг. - 12 школ на 4045 ученических мест * средства местных бюджетов Паспортизация материально-техни- ческой базы образовательных уч- реждений, создание базы данных о состоянии их материальной базы Газификация образовательных учре- ждений, подключение к инженерным сетям; капитальный ремонт, рекон- струкция Осуществление мероприятий, на- правленных на экономию тепло- энергетических ресурсов Развитие учебных и подсобных хо- зяйств. Проведение ежегодного конкурса на лучшее учебное и под- собное хозяйство Укрепление материальной базы ме- дицинских, спортивно-оздоровите- льных структур образовательных учреждений Оснащение общеобразовательных уч- рождений современным учебным оборудованием |
Минобразования Чувашии, адми- нистрации рай- онов и городов Минобразования Чувашии, адми- нистрации рай- онов и городов Минобразования Чувашии, адми- нистрации рай- онов и городов Минобразования Чувашии, адми- нистрации рай- онов и городов Минобразования Чувашии, Мин- сельхозпрод Чувашии, адми- нистрации рай- онов и городов Минобразования Чувашии, Мин- здрав Чувашии, администрации районов и го- родов Минобразования Чувашии, адми- нистрации рай- онов и городов Всего: в том числе: |
2001- 2005 2001 2002- 2003 2001- 2002 2001- 2005 2001 2002- 2003 2001- 2005 2001 2002 2001- 2005 2001 2002- 2003 2001- 2005 2001 2002- 2003 2001- 2005 2001 2002- 2003 2001- 2003 2001 2002- 2003 |
12200 ----- 7600* 25050 ------ 16500* 10400 40638 600 300 200 550 409 800 11453 133546 236146 35262 200884 |
5500 12700 18200 5500 12700 |
12200 ----- 7600* 25000 ------ 16500* 4200 13100 600 300 200 550 409 800 57359 17609 39750 |
50 700 14838 11453 133546 160589 12153 148434 |
VII. Работа с педагогическими кадрами | |||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. |
Разработка системы прогнозирова- ния потребности педагогических кадров Осуществление приема студентов в педагогические вузы, педколледжи и педучилища с учетом потребнос- тей образовательных учреждений Организация подготовки специали- стов на контрактной основе Повышение образовательного уровня педагогов через заочное обучение Расширение перечня подготовки специальностей педагогов для ма- локомплектных сельских школ Аттестация педагогических и руко- водяших кадров, лицензирование, аттестация, аккредитация образо- вательных учреждений Осуществление системы мер по ад- ресной социальной поддержке ра- ботников сферы образования (моло- дые учителя, многодетные семьи педагогов, учителя, продолжающие образование, педагоги, нуждающие- ся в лечении и др.) Изучение и распространение пере- дового педагогического опыта Проведение республиканского кон- курса "Учитель года", "Психолог года" и участие во Всероссийском конкурсе "Учитель года России" Создание гибкой многоуровневой системы повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров и резерва Участие во Всероссийском конкурсе "Лидер в образовании" Установление ежегодных премий Президента Чувашской Республики лучшим учителям года Организация повышения квалифика- ции педагогических кадров по воп- росам внедрения новых информаци- онных технологий в образователь- ный процесс Развитие системы подготовки, пе- реподготовки и повышения квалифи- кации педагогических кадров до- полнительного образования. Прове- дение конкурсов профессионального мастерства среди педагогов допол- нительного образования, старших вожатых Разработка программы повышения квалификации руководящих и педа- гогических работников детских са- дов в условиях вариативности об- разования |
Минобразования Чувашии, Чувашский рес- публиканский институт обра- зования Минобразования Чувашии, Чува- шский государ- ственный педа- гогический университет, педколледжи, педучилища Чувашский го- сударственный педагогический университет администрации районов и го- родов Чувашский го- сударственный педагогический университет, педколледжи, педучилища Минобразования Чувашии, Чува- шский респуб- ликанский ин- ститут образо- вания, админи- страции райо- нов и городов Минобразования Чувашии, адми- нистрации рай- онов и городов Чувашский рес- публиканский институт обра- зования, адми- нистрации рай- онов и городов Минобразования Чувашии, Чува- шский респуб- ликанский ин- ститут образо- вания, админи- страции райо- нов и городов, Реском проф- союза работни- ков образова- ния и науки Чувашский рес- публиканский институт обра- зования Минобразования Чувашии, адми- нистрации рай- онов и городов Минобразования Чувашии Чувашский рес- публиканский институт обра- зования, адми- нистрации рай- онов и городов Минобразования Чувашии, Мин- культуры Чува- шии, Минспорт Чувашии, Гос- коммолодежи Чувашии, Чува- шский респуб- ликанский ин- ститут образо- вания, админи- страции райо- нов и городов Чувашский рес- публиканский институт обра- зования Всего: в том числе: Всего по Программе: |
2001- 2002 2001- 2005 2001- 2005 2001- 2005 2001- 2005 2001- 2005 2001 2002- 2003 2001- 2005 2001- 2005 2001- 2005 2001 2002- 2003 2001 еже- годно 2002- 2003 2001- 2005 2001 2002- 2003 2001- 2005 2001 2002- 2003 2001- 2005 2001 2001- 2003 2001 2002- 2003 2001- 2003 2001 2002- 2003 |
86 232 60 150 90 20 54 30 60 89163 121238 211183 89449 121734 894838 228633 666205 |
148840 23710 125130 |
86 232 60 150 90 20 54 30 60 2163 12454 15399 2449 12950 298114 80475 217639 |
87000 108784 195784 87000 108784 447884 124448 323436 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Президента Чувашской Республики от 9 апреля 2001 г. N 31 "О Программе развития образования в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года"
Настоящий Указ вступает в силу со дня его опубликования
Текст Указа опубликован в Собрании законодательства Чувашской Республики, 2001 г., N 5-6, ст.205
Указом Президента Чувашской Республики от 1 апреля 2008 г. N 30 настоящий Указ признан утратившим силу со дня официального опубликования названного Указа