Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена ведомственная целевая программа
Программа разработана во исполнение поручения президиума Правительства Воронежской области от 09.03.2010 года N 2 раздел 2, п. 4.3 и в соответствии с требованиями Положения о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, утвержденного постановлением администрации области от 10.02.2006 N 81 "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ".
Первоочередной целевой группой государственной молодежной политики на современном этапе является талантливая молодежь, для которой необходимо создать систему преференций и эффективно работающий "социальный лифт", приводимый в действие личными способностями молодого человека. Необходимо разработать технологию, которая обеспечила бы постоянный отбор претендентов на места в новой, прежде всего, интеллектуальной элите нашего общества. Эта система должна включать конкурсы, стимулирующие лидерство, изобретательство и предприимчивость, а так же продюсирование молодых талантов, закрепление их за мастерами-наставниками, предоставление возможностей для самореализации.
Талантливая молодежь - основной стратегический ресурс Воронежской области. Специалисты, способные находить эффективные решения, проявлять инициативу востребованы во всех сферах социальной практики.
Творческая деятельность привлекательна для молодых граждан, поскольку позволяет проявить себя, укрепить уверенность в своих силах, получить признание. Участие в творческих практиках - уникальная возможность отработать механизмы достижения успеха лично и в команде единомышленников.
Программы поддержки талантливой молодежи и развития творчества молодых граждан, реализующиеся на федеральном уровне, должны получить свое воплощение в регионе. Талантливая молодежь нашей области должна получить признание на всероссийском и международном уровне.
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р (в редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. N 301-р, от 28 февраля 2009 г. N 251-р, от 16 июля 2009 г. N 997-р), определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, молодежной политике посвящен отдельный раздел. Концепция определяет, что целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны.
В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р, также отмечено, что вопросы молодежной политики требуют особого внимания и что необходимо продолжить реализацию основных приоритетных направлений, определенных стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р (в редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. N 301-р, от 28 февраля 2009 г. N 251-р, от 16 июля 2009 г. N 997-р).
Создание в регионе целостной системы поиска, выявления и поддержки одаренной молодежи будет определять в перспективе социально экономическое развитие Воронежской области. Особое значение придается поддержке инициативной, способной, талантливой молодежи.
На территории Воронежской области проживает более 559 тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 24,7% от всего населения. Из них: учащаяся и студенческая молодежь - 251 тысяча человек, молодежь, занятая в государственном и негосударственном секторе экономики, неработающая молодежь - 308 тысяч человек. Основная доля молодых граждан проживает в городе и районных центрах, что составляет 347 265 чел. - 62%, и в сельских населенных пунктах - 212 620 чел. - 38%.
В Воронежской области сложилась определенная система выявления и поддержки одаренной, талантливой молодежи.
С 2006 года молодежь Воронежской области успешно участвует в реализации приоритетного национального проекта "Образование", в части, касающейся поддержки талантливой молодежи. В 2006 году лауреатами федеральной премии по поддержке талантливой молодежи стали 92 человека (при квоте для Воронежской области 22 премии): 35 премий по 60 тыс. руб., 57 премий по 30 тыс. руб.; в 2007 - 82 человека (также при квоте 22 премии): 24 премии по 60 тыс. руб., 58 премий по 30 тыс. руб.; в 2008 году лауреатами федеральной премии по поддержке талантливой молодежи стали 108 человек (при квоте для Воронежской области 24 премии): из них 20 премий по 60 тысяч рублей, 88 премий по 30 тысяч рублей.
В 2009 году в Воронежской области лауреатами федеральной премии по поддержке талантливой молодежи стали 76 человек (при квоте для Воронежской области 24 премии): из них 18 премий по 60 тысяч рублей, 58 премии по 30 тысяч рублей.
В соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 14.12.2006 года N 1031 "Об областных премиях для поддержки талантливой молодежи" ежегодно присуждается 50 премий по 20 тысяч каждая (также по пяти номинациям). По итогам участия в приоритетном национальном проекте "Образование" была сформирована база талантливой молодежи Воронежской области (лауреатов федеральных и областных премий по поддержке талантливой молодежи), которая насчитывает 475 человек.
В 2009 году по данным из муниципальных районов области в мероприятиях муниципального уровня было задействовано 78252 человека, что составляет 14% от общего количества молодежи, в программах по работе с талантливой молодежью было задействовано 40913 человек.
В 2009 году департамент по образованию, науки и молодежной политики молодежной политике принял участие в проведении более чем 20 всероссийских и межрегиональных мероприятиях, в которых участвовало более 3 000 человек.
Таблица 1
Молодежь, участвующая в конкурсах, фестивалях, олимпиадах и т.п. мероприятиях межрегионального, всероссийского и международного масштаба, проходящих в субъекте РФ (доля от общего числа молодежи в субъекте РФ)
Год |
Участник |
Лауреат |
Победитель |
|||
Кол-во (чел.) |
% |
Кол-во (чел.) |
% |
Кол-во (чел.) |
% |
|
2006 |
35000 |
6,67 |
57 |
0,01 |
35 |
0,01 |
2007 |
50000 |
9,21 |
58 |
0,01 |
24 |
0,01 |
2008 |
71000 |
12,52 |
88 |
0,02 |
20 |
0,02 |
2009 |
83000 |
14,63 |
58 |
0,01 |
18 |
0,02 |
Таблица 2
Молодежь, участвующая в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, и т.п. мероприятиях регионального уровня, проходящих в субъекте РФ
Год |
Кол-во (чел.) |
Доля от общего числа молодежи в субъекте РФ (%) |
2006 |
164830 |
31,40 |
2007 |
186315 |
34,31 |
2008 |
197340 |
34,80 |
2009 |
200743 |
35,4 |
Охват молодежи, привлеченной к мероприятиям творческого и интеллектуального характера в рамках областной целевой программы "Молодежь (2007 - 2011 год)", в 2009 году составил 66 000 человек, что на 10% больше по сравнению с 2008 годом.
Таким образом, в Воронежской области созданы оптимальные условия для выявления и поддержки одаренной молодежи. В то же время имеют место случаи, когда одаренные выпускники школ, став студентами учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, не всегда вовремя оказываются замеченными на факультетах, не всегда своевременно получают необходимую психолого-педагогическую поддержку, особенно это касается молодых людей из муниципальных районов области, сельских поселений.
Это объясняется тем, что в области не сложилась комплексная система работы с одаренной молодежью от школ до послевузовского образования в связи с отсутствием взаимодействия структур, отвечающих за довузовскую подготовку, учебно-воспитательную, научно-исследовательскую деятельность и послевузовское образование.
В системе послевузовской подготовки также имеются недостатки в выявлении и продвижении талантливой молодежи по результатам ее научно-исследовательской, творческой деятельности в период обучения в университете, в частности, при поступлении в аспирантуру, при последующем трудоустройстве.
В целях совершенствования содержания, форм и методов работы с одаренной молодежью, придания ей системного характера, необходима разработка ведомственной целевой программы выявления, отбора, поддержки и продвижения талантливой молодежи, предусматривающей: построение модели работы с одаренной молодежью "поиск - поддержка - продвижение - трудоустройство"; совершенствование технологии работы по формированию и развитию творческой одаренности, спортивного мастерства и индивидуальных способностей талантливой молодежи.
Правовое регулирование вопросов поддержки талантливой молодежи определено в основополагающих законодательных актах Российской Федерации и Воронежской области в сфере нормативно-правового обеспечения, в том числе, и государственной молодежной политики:
- Распоряжении Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";
- Распоряжении Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р "Об утверждении основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период 2012 года";
- Постановлении администрации Воронежской области от 14.12.2006 г. N 1031 "Об областных премиях для поддержки талантливой молодежи";
- Законе Воронежской области от 12.05.2009 N 32-ОЗ "О государственной молодежной политике в Воронежской области" (принят Воронежской областной Думой 30.04.2009).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.