Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Методика
проведения конкурсного отбора на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия в Аппарате Правительства Республики Калмыкия
(утв. приказом Аппарата Правительства Республики Калмыкия от 23 августа 2011 г. N 359-п)
Общие положения
Проведение конкурсного отбора на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия в Аппарате Правительства Республики Калмыкия осуществляется в соответствии с федеральным и республиканским законодательством, регулирующим вопросы организации государственной гражданской службы Российской Федерации и Республики Калмыкия соответственно.
Последовательность проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия (Приложение 1) соответствует действующему законодательству о государственной гражданской службе. В частности, последовательность проведения оценки соответствует этапам организации конкурса, изложенным в Указе Президента Российской Федерации N 112 от 1 февраля 2005 г. "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации".
Описание организации и проведения оценки кандидатов на вакантные должности государственной гражданской службы изложено в последовательности в соответствии с общей структурой методологии деловой оценки гражданских служащих.
Этап 1. Подготовительный
1.1. Принятие решения о проведении конкурса, времени и условиях его проведения
Решение о проведении конкурса, времени и условиях проведения оценки кандидатов принимается руководителем государственного органа либо представителем указанного руководителя, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Республики Калмыкия (далее - представитель нанимателя),
при наличии вакантной должности гражданской службы, замещение которой может быть произведено на конкурсной основе.
Конкурс может проводиться по мере появления вакантных должностей, либо сроки проведения конкурса (конкурсов) устанавливаются в плановом порядке. В случае планового установления сроков проведения конкурса он проводится после появления нескольких вакантных должностей один раз в определенный период (квартал, полгода, год) с учетом реальной или прогнозируемой текучести кадров, планируемых организационно-штатных мероприятий, реальной потребности органа государственной власти в кадрах.
Принятие решения о проведении конкурса для включения в кадровый резерв осуществляется в соответствии с установленными требованиями федерального и республиканского законодательства. Таким образом, формирование кадрового резерва для органов государственной власти Республики Калмыкия осуществляется один раз в три года с учетом возможности ежегодного обновления списка лиц, стоящих в резерве кадров. Принятие решения о проведении конкурса на включение в резерв кадров на определенные должности государственной гражданской службы осуществляются# с учетом должностей, которые станут вакантными в плановом порядке.
Зачисление государственных гражданских служащих в кадровый резерв на вышестоящие должности осуществляется также по результатам проведения аттестации.
Включение в кадровый резерв гражданина Российской Федерации (гражданского служащего) осуществляется по рекомендации конкурсной (аттестационной) комиссии по результатам деловой оценки на одном или нескольких этапах оценки (конкурса на замещение вакантной должности, квалификационного экзамена, годовых отчетов о профессиональной служебной деятельности, аттестации) в случае наличия резервируемой должности и соответствия оцениваемого требованиям этой должности.
1.2. Цели, критерии и формы оценки (оценочные процедуры) при проведении конкурса
Цель проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы - обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, а также прав гражданских служащих на должностной рост на конкурсной основе и включение в кадровый резерв. Исходя из указанного, можно также считать основным предназначением конкурса - формирование эффективного кадрового состава гражданской службы
Задачи проведения конкурса:
1. замещение вакантных должностей гражданской службы квалифицированными кадрами с высокой трудовой мотивацией;
2. формирование кадрового резерва государственной гражданской службы;
3. стимулирование гражданских служащих, ориентированных на карьерный рост к повышению профессионального уровня и к достижению высоких показателей результативности деятельности;
4. формирование позитивного образа (имиджа) органов государственной власти и гражданских служащих в глазах потребителей государственных услуг;
5. привлечение на гражданскую службу наиболее перспективных кадров.
Критерии оценки в ходе проведения конкурса определены действующим законодательством и могут уточняться, исходя из целей оценки, категории и группы вакантной или резервируемой должности, а также других специфических требований конкретной должности государственной гражданской службы.
Наиболее общие критерии оценки на этапе конкурса указаны в Указе Президента Российской Федерации N 112 от 1 февраля 2005 г. "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации".
К таким критериям отнесены:
- профессиональный уровень кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствие квалификационным требованиям к этой должности;
- профессиональные и личностные качества кандидатов в соответствии с квалификационными требованиями и другими положениями должностного регламента, а также иными положениями, установленными законодательством о государственной гражданской службе.
К числу наиболее значимых знаний, навыков и умений, необходимых для исполнения должностных обязанностей гражданских служащих и определяющих их профессиональный уровень, должны быть отнесены:
1. знания и умения в области работы с нормативными правовыми актами:
- общая правовая грамотность;
- способность ориентироваться в нормативных правовых актах, в том числе, регламентирующих прохождение государственной гражданской службы;
- наличие представлений о роли федерального и республиканского законодательства в регулировании деятельности органа государственной власти;
- умение работать с нормативными правовыми актами;
- умение отыскивать и использовать необходимую правовую информацию;
2. практические знания, умения, навыки, профессиональная компетентность:
- знания о специфике содержания деятельности органа государственной власти, в т.ч. представление о федеральных и республиканских целевых программах, состоянии и проблемах отрасли и пр.;
- профессиональные или специальные знания в области профессии или группы профессий или по направлению деятельности структурного подразделения;
- знание специфики исполнения обязанностей по направлению вакантной должности, другие узкоспециальные знания, ориентация в практических методах и процедурах;
Исходя из специфики должности, дополнительно могут учитываться инструментальные умения и навыки:
- навыки в области работы с документами (умение готовить отчеты, аналитические материалы, разрабатывать нормативные правовые акты, проводить их анализ, правовую или иную экспертизу, осуществлять техническое оформление и т.п.)
- навыки в области использования современных информационных технологий, компьютерной и другой оргтехники;
- навыки работы с информацией (умение находить, структурировать, обрабатывать, передавать информацию)
- знание иностранных языков и пр.
3. способность решать проблемы (аналитические и творческие способности) в соответствии с требованиями должности:
- умение решать проблемы определенного уровня сложности, в том числе требующие тщательного анализа, способность к аналитическому мышлению;
- умение находить творческие, нестандартные решения.
4. Коммуникативные умения и навыки:
- умение работать с людьми, налаживать с ними контакт, взаимодействовать;
- умение убеждать других, отстаивать свою точку зрения, оказывать влияние на других;
- навыки сотрудничества, способность и готовность к совместному решению проблем;
- при необходимости - навыки публичного выступления, умение взаимодействовать с группой;
5. организаторские умения и навыки в соответствии с требованиями должности:
- умение планировать, умение организовывать работу других, распределять между ними функции, полномочия и ответственность, а также общая управленческая компетентность.
К числу других наиболее значимых профессиональных и личностных качеств кандидатов, определяющих не только уровень квалификации, но и мотивационные особенности, стремление исполнять должностные обязанности наиболее качественно, должны быть отнесены:
6. стремление к профессионально-личностному развитию: стремление развиваться, стремление совершенствовать свои знания, умения, навыки в профессиональной области, а также ориентация на служебный рост в сфере государственной службы;
7. интерес к профессиональной деятельности: интерес к самому процессу службы, своей профессии, конкретным обязанностям, стремление выполнять должностные обязанности наилучшим образом, постоянно совершенствовать свою служебную деятельность;
8. ответственное отношение к делу: уровень ответственности, способность ответственно, тщательно и качественно выполнять обязанности по должности.
Данные о необходимых знаниях, навыках и умениях, профессионально-личностных и мотивационных особенностях кандидатов должны быть получены на основе анализа их прежнего профессионального опыта, с учетом реальной эффективности и результативности деятельности кандидатов на прежних местах работы (службы).
Квалификационные требования к знаниям, навыкам и умениям, другим профессиональным и личностным качествам должны быть предельно конкретизированы в должностных регламентах по конкретным вакантным должностям для специалистов и руководителей конкретных структурных подразделений.
Таким образом, при оценке профессионального уровня кандидатов и других профессионально-личностных качеств необходимо опираться на сравнение указанных качеств каждого кандидата с требованиями должностного регламента. В ходе такого сравнения кандидат получает определенную оценку по пятибалльной шкале.
Шкала оценки уровня компетентности кандидата (критерии 1-5):
1 балл |
2 балла |
3 балла |
4 балла |
5 баллов |
Некомпетентен для замещения должности. |
Ограниченно компетентен для замещения должности (только в узком круге вопросов или при условии повышения квалификации); |
В целом компетентен для замещения должности (компетентность соответствует требованиям должности) |
Высоко компетентен для замещения должности (в значительной степени); |
Превосходно компетентен для замещения должности (на уровне самых высоких требований должности); |
Шкала оценки уровня развития профессионально-личностных качеств кандидата (критерии 6-8):
1 балл |
2 балла |
3 балла |
4 балла |
5 баллов |
Отсутствуют |
Соответствуют минимально ожидаемому уровню (нуждаются в усовершенствовании) |
В целом соответствуют ожиданиям |
Соответствуют высоким ожиданиям |
На уровне самых высоких ожиданий (несколько превосходят их) |
Формы оценки (оценочные процедуры) разрабатываются на основе предложенных критериев оценки и не должны противоречить действующему законодательству.
Выбор методов оценки при проведении конкурса определяется требованиями, предъявляемыми к вакантным должностям в зависимости от уровня этих должностей.
В качестве оценочных процедур при проведении конкурса используются следующие основные методы оценки:
- на младшие и старшие должности государственной гражданской службы:
1. анкетирование кандидатов;
2. индивидуальное собеседование (интервью) с конкурсной комиссией;
3. тестирование (письменное или компьютерное) специальных знаний по направлению деятельности структурного подразделения. Тест на знание норм русского языка.
- на ведущие должности государственной гражданской службы:
1. анкетирование кандидатов;
2. индивидуальное собеседование (интервью) кандидата с комиссией;
3. тестирование (письменное или компьютерное) специальных экономических и правовых знаний; тест на знание норм русского языка.
- на главные и высшие должности государственной гражданской службы:
1. анкетирование кандидатов;
2. индивидуальное собеседование (интервью) кандидата с комиссией;
3. тестирование (письменное или компьютерное) специальных экономических и правовых знаний; тест на знание норм русского языка;
4. написание рефератов или выполнение других творческих заданий.
Выбор методов оценки должен осуществляться с учетом возможности достоверно и экономично оценить каждого из кандидатов по выбранным критериям в соответствии с требованиями должностного регламента. Оценка кандидатов осуществляется на основе сравнения полученных ответов в анкетировании, тестировании или суждений экспертов (интервью с членами комиссии, рефераты). По результатам первой группы оценочных процедур кандидаты ранжируются и производится первичный отсев кандидатов, показавших недостаточно высокие результаты. Оставшиеся кандидаты проходят последующие оценочные процедуры.
Задачи, решаемые в процессе проведения оценочных процедур, - выявление уровня знания Конституции Российской Федерации, Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия, Указов Президента Российской Федерации, федеральных и республиканских законов, иных нормативных правовых актов, порядок подготовки и внесения на рассмотрение проектов нормативных правовых актов Республики Калмыкия и нормативных правовых актов Главы Республики Калмыкия.
В качестве дополнительных методов оценки могут использоваться указанные, а также другие оценочные процедуры, позволяющие получить дополнительную информацию о профессиональном уровне кандидатов, в случае, если к кандидатам предъявляются более высокие требования в соответствии с должностным регламентом.
Конкретный перечень дополнительных методов оценки (не считая перечисленных) на разных этапах конкурса, а также при проведении конкурса на замещение вакантных должностей гражданской службы разных категорий и групп утверждается решением представителя нанимателя.
1.3. Информирование участников оценки осуществляется с учетом требований действующего законодательства
При проведении конкурса государственный орган размещает информацию о проведении конкурса на официальном сайте государственного органа в сети Интернет не менее чем за 21 день до окончания приема документов, а также может опубликовать указанную информацию в периодическом печатном издании.
В публикуемом объявлении содержится подробная законодательно регламентированная информация о конкурсе и о возможностях получения дополнительной информации о нем.
1.4. Организация работы конкурсной комиссии.
Формирование и работа конкурсной комиссии осуществляется в целях обеспечения компетентного и независимого решения о приеме кандидата на вакантную должность и организуется с учетом следующих требований:
- состав конкурсной комиссии, в том числе порядок привлечения независимых экспертов определяется в соответствии с действующим законодательством.
- число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии. Решение комиссии в случае отсутствия в ней достаточного количества независимых экспертов признается нелегитимным;
- решение о включении каждого из независимых экспертов в состав комиссии должно приниматься соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя;
- никто из независимых экспертов после формирования конкурсной комиссии не может быть отстранен от работы в комиссии без достаточных на то оснований;
- независимые эксперты должны иметь возможность принимать самостоятельные решения независимо от решений других членов комиссии, хотя и с учетом их мнения;
- независимые эксперты не должны находиться в прямом или опосредованном подчинении кого-либо из членов комиссии, а также быть взаимозависимыми с кем-либо из членов комиссии;
- независимые эксперты не должны находиться в дружеских, родственных или иных отношениях с оцениваемыми, которые могли бы повлиять на решение эксперта; независимые эксперты не должны находиться в неприязненных отношениях с кем-либо из членов комиссии или по отношению к кому-либо из оцениваемых; независимый эксперт временно может быть отстранен от участия в оценке кого-либо из оцениваемых по просьбе оцениваемого или в результате самоотвода;
- независимые эксперты должны обладать достаточным профессиональным опытом, который позволял бы им делать обоснованные суждения и достоверные выводы об уровне профессиональной компетентности, наличии необходимых профессионально-личностных качеств, результативности и эффективности деятельности оцениваемых;
- независимые эксперты, равно как и члены конкурсной комиссии, должны пройти специальное обучение (или инструктаж) перед проведением оценочной деятельности и иметь четкое представление о критериях, по которым производится оценка, и методах деловой оценки, применяемых в ходе оценочных процедур;
- деятельность независимых экспертов должна оплачиваться, исходя из расценок, установленных в нормативном правовом акте Правительства Республики Калмыкия;
- независимые эксперты в своей деятельности в составе комиссии должны придерживаться определенных этических норм поведения. Информация о профессионально-личностных качествах конкурсанта, их поведении или результативности деятельности носит конфиденциальный характер и не подлежит устному распространению или передаче любым другим способом третьим лицам;
- суждения и высказывания всех членов комиссии, включая и независимых экспертов, должны носить корректный характер, а сама оценка должна проводиться в доброжелательной обстановке, не исключающей объективность и беспристрастность членов комиссии;
- все члены комиссии должны быть заблаговременно (до начала заседания комиссии) ознакомлены со всеми полученными данными об участнике конкурса.
1.5. Подготовка оценщика
Все лица, принимающие участие в оценке кандидатов (оценщики) на вакантные должности, должны иметь квалификацию, позволяющую заниматься оценочной деятельностью. Каждый из оценщиков, включая членов конкурсной комиссии, лиц, проводящих собеседование (интервью) с кандидатами, занимающихся обработкой анкет кандидатов, или использующих другие методы деловой оценки, должны пройти специальную подготовку (обучение) до начала оценочной деятельности. Обучение может быть организовано в форме семинаров, тренингов, ролевых игр, инструктажа, самоподготовки или другим способом, обеспечивающим достаточную подготовку оценщиков.
Кадровая служба органа государственной власти, проводящая конкурс, обеспечивает подготовку к оценочной деятельности членов конкурсной комиссии, в том числе независимых экспертов, а также других лиц, осуществляющих деловую оценку кандидатов.
Этап 2. Проведение оценки
2.1. Решение о допуске к оценке
Гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.
Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину в их приеме.
Представитель нанимателя имеет право перенести сроки приема документов, при несвоевременном представлении документов, представлении их не в полном объеме или с нарушением правил оформления по уважительной причине.
2.2. Сбор и обработка информации о результатах деятельности оцениваемого в предшествующий период
Гражданский служащий имеет право на общих основаниях участвовать в конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса.
Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, подает заявление на имя представителя нанимателя.
Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в ином государственном органе, представляет в этот государственный орган заявление на имя представителя нанимателя и собственноручно заполненную, подписанную и заверенную кадровой службой государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, анкету с приложением фотографии. Форма анкеты утверждается Правительством Российской Федерации.
Кандидаты из числа граждан Российской Федерации, не являющиеся гражданскими служащими, представляют следующие документы:
а) личное заявление;
б) собственноручно заполненную и подписанную анкету, форма которой утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 года N 667-р., с приложением фотографии;
в) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс),
г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию:
копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;
копии документов о профессиональном образовании, а также по желанию гражданина - о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);
д)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.