Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 6 октября 2005 г. N А73-7113/2005-18
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-2/1183 настоящее решение отменено в части признания недействительным решения налоговой инспекции о доначислении налога на доходы физических лиц и пени за его несвоевременную уплату
Постановлением Арбитражного суда Хабаровского края от 13 января 2006 г. N АИ-1/1404/05-45 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения оглашена 27 сентября 2005 г.
Полный текст решения изготовлен 6 октября 2005 г.
Сущность спора: Рыболовецкая артель (колхоз) им. О (именуемое далее - Артель, налогоплательщик, заявитель) обратилась в суд с требованием о признании недействительным в части решения Межрайонной Инспекции ФНС РФ N 5 по Хабаровскому краю от 23.06.05 г. N 11 - 48.
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал, настаивает на их удовлетворении. Заявил ходатайство об отказе от требований в части признания недействительным доначисления НДС в сумме 6033,25 рублей, пени и санкций, исчисленных из указанной суммы.
Представители ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласны по основаниям, изложенным в отзыве.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела суд установил следующие обстоятельства.
На основании решении от 17.02.05 г. N 11\50 налоговым органом проведена выездная проверка ответчика по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов и сборов за период с 01.01.02 г. по 31.12.04 г.
По окончании проверки составлен акт N 11-45/17 от 16 мая 2005 г., который подписан руководителем заявителя с разногласиями.
23 июня 2005 года руководителем налогового органа было принято решение N 11 - 48 о привлечении ответчика к налоговой ответственности за неполную уплату налога в виде штрафа на основании п. 1 ст. 122 НК РФ
По НДС - 807 299,78 рублей,
По плате за пользование водными объектами - 699,04 рублей,
По земельному налогу - 7883,18 рублей,
По ЕСН - 16 944 рублей,
По НДС - 2 909 086 рублей,
За неполное перечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом на основании ст. 123 НК РФ в виде штрафа в сумме 1 473 447 рублей,
За непредставление в установленный срок сведений, на основании п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 3850 рублей.
Решением N 11 - 73 от 16 сентября 2005 года в решение налогового органа от 23.06.05 г. внесены изменения и дополнения, в части привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ по НДС. Вместо штрафа в сумме 2 909 086 рублей, налогоплательщик привлечен к ответственности к штрафу в сумме 1 663 092 рубля. Изменения связаны с применением сроков давности к совершенным правонарушениям.
Кроме санкций, налогоплательщику оспариваемым решением предложено произвести перечисление в бюджет налогов в сумме 11 531 358,51 рублей, в том числе: НДС - 4 036 495,39 рублей, платы за пользование водными объектами - 3495,20 рублей, ЕСН - 84 718 рублей, НДФЛ - 130 083 рублей, НДФЛ - 7 237 151 рублей, земельного налога - 39415,92 рубля;
Пени в сумме 4 617 152,21 рублей, в том числе по НДС - 2 219 408,75 рублей, по плате за пользование водными объектами - 1446,18 рублей, по земельному налогу - 8 603,51 рубль, по ЕСН - 83 840,77 рублей, по НДФЛ - 2 303 853 рублей.
Налогоплательщик не согласился с принятым решением и обратился в суд с требованием о признании недействительным решения налогового органа в части:
Доначисления НДС в сумме 4 596 670,75 рублей (4 189 095,75 + 407 575), исчисленных пени и санкций,
Начисления штрафа по НДС в сумме 2 909 086 рублей, с учетом внесенных в решение изменений - 1 663 092 рубля,
Доначисление ЕСН в сумме 84 718 рублей, пени и санкций,
Начисления к уплате НДФЛ в сумме 7 237 151 рублей, пени и санкций,
Начисление к уплате НДФЛ в сумме 130 083 рублей, пени в сумме 163 322 рубля.
Проанализировав установленные в судебном заседании обстоятельства суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично.
Производство по делу в части требований о признании недействительным доначисления НДС в сумме 6033,25 рублей, пени и штрафа из указанной суммы, подлежит прекращению, в связи с отказом заявителя от заявленных требований.
Налог на добавленную стоимость.
Как следует из материалов дела (реестров заключенных договоров, копий договоров) Артель заключала договоры на поставку продуктов питания, услуг по переработке, нефтепродуктов и др. Условиями оплаты части договоров являлась передача в собственность рыбопродукции. В договорах поставки с условием оплаты денежными средствами предусмотрено проведение зачета требований, а также оплата путем встречных поставок. Кроме того, Артелью заключались договора на поставку рыбопродукции, одним из возможных форм оплаты рыбопродукции предусматривалось проведение зачета, либо встречные поставки. При исполнении договоров сторонами производился зачет встречных требований, принятие оплаты встречными поставками. При этом, товары, услуги, получаемые Артелью, облагались НДС по ставке 20 %, а рабопродукция, поставляемая заявителем - по ставке 10 %. При предоставлении налоговых деклараций за 2002 г. артель заявила налоговые вычеты исходя из фактической оплаты НДС по ставке 20 %. По всем операциям требования НК РФ о наличии счетов-фактур, оформленных надлежащим образом, с выделением НДС, указанием ставки НДС выполнены. Данный факт подтверждается материалами дела и не опровергается налоговым органом.
Согласно решению налогового органа, налогоплательщик не соблюдал порядок применения налоговых вычетов при бартерных операциях, когда обмениваемые товары облагаются НДС по разным ставкам. Проверкой установлено, что излишне предъявлен налоговый вычет в сумме 4 189 095,75 рублей за 2002 год. Налоговый орган указал, что в соответствии с п. 2 ст. 172 НК РФ при использовании налогоплательщиком собственного имущества в расчетах за приобретенные им товары сумма НДС, фактически уплаченные при приобретении товаров, исчисляются исходя из балансовой стоимости имущества, переданного в счет их оплаты. За 2002 г. налоговым органом сделан перерасчет пропорции облагаемого и необлагаемого оборота. В результате перерасчета пропорции, излишне предъявленный к вычетам НДС по бартерным операциям составил 3 048 087,98 рублей.
Вывод о неправомерном предъявлении к вычетам суммы НДС в размере 3 048 087,98 рублей не соответствует требованиям НК РФ.
Согласно статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на налоговые вычеты. При приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им за товары (работы, услуги).
В силу пункта 2 статьи 167 Кодекса оплатой товаров (работ, услуг), в частности, признается прекращение обязательства зачетом.
Порядок применения налоговых вычетов определен в статье 172 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 этой статьи налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетовфактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
В пункте 2 статьи 172 Кодекса предусмотрено, что при использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при приобретении указанных товаров (работ, услуг), исчисляются исходя из балансовой стоимости указанного имущества (с учетом его переоценок и амортизации, которые проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации), переданного в счет их оплаты.
Таким образом, право плательщика налога на добавленную стоимость на налоговый вычет поставлено в зависимость от факта уплаты суммы налога при приобретении товара (работы, услуги). В случае если в качестве оплаты налогоплательщик передает не денежные средства, а иное имущество, сумма налога, уплаченная фактически налогоплательщиком, определяется не по стоимости товара (работ, услуг), оплачиваемого налогоплательщиком, а исходя из балансовой стоимости имущества, переданного в счет оплаты.
Согласно статье 11 ФЗ от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" оценка имущества и обязательств производится для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку.
Конкретизируют указанное определение Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.98 N 34н) и Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99) (утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.99 N ЗЗн). В частности, как следует из указанных положений, балансовая стоимость имущества определяется исходя из оценки (стоимости) приобретения имущества по договору, а не из фактически уплаченных за него денежных сумм (стоимости иного переданного имущества) в погашение обязательства.
То есть под фактически произведенными расходами на приобретение имущества необходимо понимать расходы, согласованные сторонами при заключении договора, по которому данное имущество передается налогоплательщику. Следовательно, при использовании налогоплательщиком в расчетах с контрагентами за приобретенные товары (работы, услуги) собственного имущества размер налогового вычета будет соответствовать расходам, согласованным сторонами при заключении договора на приобретение (производство) данного имущества.
Иных условий для получения права на налоговый вычет, в частности о соответствии ставок налога на добавленную стоимость, которыми облагаются приобретенные налогоплательщиком товары (работы, услуги) и имущество, используемое в расчетах за эти товары, Кодекс не содержит.
Нормы НК РФ не указывают прямо на возможность предъявления к вычету налога на добавленную стоимость при осуществлении взаимозачета встречных требований. Однако из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.02.01 N 3-П следует, что при расчетах путем зачета встречных требований суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателю, считаются уплаченными и подлежат вычету на общих основаниях.
Из этого же постановления следует, что под фактически уплаченными поставщикам суммами налога подразумеваются реально понесенные налогоплательщиком затраты (в форме отчуждения части имущества в пользу поставщика) на оплату начисленных поставщиком сумм налога.
Из этих положений видно, что сумма налога на добавленную стоимость может предъявляться к вычету только при условии, что налогоплательщик понес какие-либо затраты либо в форме прямой уплаты денежных средств, либо в форме отчуждения имущества.
Материалами дела подтверждается надлежащее исполнение заявителем обязанности по оплате товаров, работ, услуг предприятиям-поставщикам.
Доказательств того, что налогоплательщиком заявлен к вычету налог в сумме, исчисленной из стоимости, не соответствующей балансовой стоимости имущества, переданного в счет оплаты приобретенных товаров и оказанных услуг, налоговый орган в суд не представил.
При таких обстоятельствах вывод налогового органа об излишнем возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость в 2002 году и доначисление НДС в сумме 3 048 087,98 рублей является неправомерным.
В связи с указанными обстоятельствами судом признается неправомерным доначисление пени в сумме 1 470 270 рублей, привлечение к ответственности в виде штрафа в сумме 609 617 рублей.
Поскольку Артель заявила требование о признании недействительным решения в части доначисления суммы 4 189 095,75 рублей, а согласно расчета пропорции, составленном налоговым органом в отзыве на исковое заявление в соответствии с требованиями действующего законодательства (артель осуществляет деятельность как облагаемую НДС, так и не облагаемую), сумма НДС доначисленная по вышеуказанной спорной ситуации составляет 3 048 087,98 рублей, требований в части сумм НДС в размере 1 141 007,77 рублей (4 189 095,75 - 3 048 087,98) удовлетворению не подлежит.
Подлежат удовлетворению требования налогоплательщика о признании недействительным решения в части привлечения к налоговой ответственности, с учетом уточненного решения, в виде штрафа в сумме 1 663 092 рубля.
Как следует из материалов дела выездная налоговая проверка проведена с 17 февраля 2005 г. по 22 апреля 2005 года. 21 февраля 2005 года заявитель представил в налоговый орган уточненные декларации по НДС за 2003, 2004 года, в которых уменьшил размер налоговых вычетов по бартерным операциям, операциям по оплате приобретенных товаров взимозачетом, встречными поставками, применив ставку НДС 10 % (в первоначальных декларациях вычеты применены исходя из фактической оплаты налога поставщикам по ставке НДС 20 %).
Поскольку сумма указанная к доплате заявителем не уплачена, налоговый орган на основании ст. 81, ст. 122 НК РФ привлек к ответственности в виде штрафа в сумме 2 909 086 рублей. Решением от 16.09.05 г. сумма штрафа была уменьшена в связи с применением требований ст. 113 НК РФ, до 1 663 092 рубля.
В судебном заседании установлено, что вычетам подлежит фактически уплаченный НДС, а размер вычетов не поставлен НК РФ в зависимость от ставок налога, применяемых при реализации того или иного товара, суммы НДС, указанные к доплате по уточненным декларациям не соответствуют фактическим обстоятельствам, не подлежат уплате в бюджет.
Пунктом 42 Постановления ВАС РФ N 5 от 28.02.01 г. указано, что при применении статьи 122 НК РФ судам необходимо иметь в виду, что "неуплата или неполная уплата сумм налога" означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия).
Поскольку при предоставлении заявителем в феврале 2005 года уточненных деклараций по НДС за 2003, 2004 года фактически не возникло задолженности перед бюджетом, основания для привлечения к ответственности по ст. 122 НК РФ отсутствуют.
В ходе рассмотрения дела - 2 сентября 2005 года налогоплательщик сдал уточненные декларации по НДС за 2003, 2004 года с указанием первоначальных сумм НДС.
Налогоплательщиком в 2000 г. была приобретена гофтара. Налог на добавленную стоимость в сумме 407 575 рублей был предъявлен в виде налоговых вычетов после полной оплаты выставленных счетов фактур. 6 октября 2001 года в результате пожара, произошедшего на складе раболовецкой артели, гофтара N 5 179 655 комплект была уничтожена. Согласно акта списания уничтоженные материальные ценности были списаны. В ходе проверки налоговый орган указал, что списание имущества на убытки произведено в нарушение п. 3 ст. 170 НК РФ, в связи с чем не исполнена обязанность по восстановлению НДС, произведено доначисление налога в сумме 407 575 рублей, пени в сумме 213 001 рублей, артель привлечена к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 81 515 рублей.
Судом признается несостоятельным указанный вывод инспекции.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории Российской Федерации, принимаются к налоговому вычету на основании соответствующих первичных документов, перечень которых приведен в пункте 1 статьи 172 Кодекса, в том отчетном периоде, когда эти товары приобретены и приняты на учет. Таким образом, названные нормы Кодекса не связывают право налогоплательщика на вычеты с моментом реализации (использования) товаров.
Из изложенного следует, что последующее выбытие имущества не путем реализации, не может служить основанием для обязания налогоплательщика восстанавливать суммы этого налога, правомерно предъявленные к вычету в предыдущих налоговых периодах.
Довод налогового органа со ссылками на пункт 3 статьи 170 НК РФ о том, что в случае принятия налогоплательщиком сумм налога, указанных в пункте 2 ст. 170 НК РФ, к вычету или возмещению соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет, не принимается во внимание судом, поскольку положения указанной нормы права подлежат применению в случае приобретения имущества лицами, не являющимися налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанности налогоплательщиков, по операциям не признаваемым реализацией товара, указанных в п. 2 ст. 146 НК РФ, а также в случаях когда местом реализации не признается РФ. Поскольку Артель на момент приобретения гофтары являлось плательщиком НДС и приобретало гофтару для производства и реализации товаров, операции по которым облагаются НДС, заявитель обоснованно воспользовалось своим правом на предъявление налога к вычету.
Судом признается несостоятельным довод налогового органа о том, что при уничтожении гофтары в результате пожара данное имущество уже не участвует в производственной деятельности предприятия, налогоплательщиком осуществляются операции не признаваемые объектами налогообложения, в связи с чем НДС в части уничтоженного имущества подлежит восстановлению.
Налоговым кодексом не предусмотрена обязанность налогоплательщика по восстановлению и уплате в бюджет сумм налога на стоимость имущества в случае принятия сумм налога к вычету и возмещению при постановке на учет приобретенных для использования в производстве имущества, после его утраты.
Требования о признании недействительным решения в части доначисление НДС в сумме 407 575 рублей, пени в сумме 213 001 рублей, штрафа в сумме 81 515 рублей подлежит удовлетворению.
Единый социальный налог.
Как видно из материалов дела, в ходе выездной налоговой проверки правильности исчисления и удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет исчисления и уплаты единого социального налога Инспекция выявила ряд нарушений, в том числе неполную уплату единого социального налога в сумме 84 718 рублей. По мнению налогового органа, налогоплательщик не удержал налог с выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых членам судов заграничного плавания флота рыбной промышленности.
В соответствии со статьей 238 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
Как следует из статьи 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Следовательно, работа экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности является работой, имеющей разъездной характер. Однако выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности являются компенсационными, связанными с особыми условиями труда в море, и осуществляются в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.94 N 819-р.
Таким образом, выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания флота рыбной промышленности, являясь компенсационными, в силу статьи 217 НК РФ не облагаются налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.
Согласно статье 252 Кодекса законов о труде Российской Федерации, действовавшего до 01.02.02 (далее - КЗоТ РФ), законодательством могут устанавливаться особенности регулирования труда для работников транспорта и других отраслей народного хозяйства.
В соответствии со статьей 4 КЗоТ РФ законодательство Российской Федерации состоит из названного Кодекса и иных актов трудового законодательства Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации и федеральных законов издает постановления и распоряжения, в том числе по вопросам трудового законодательства (статья 115 Конституции Российской Федерации).
Частью 2 статьи 423 ТК РФ установлено, что изданные до введения в действие ТК РФ нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации Постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов. Об указанных обстоятельствах свидетельствует и Письмо Минтруда РФ от 07.08.03 г. N 6154-ГП.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается налоговым органом, что выплаты взамен суточных производятся членам экипажей судов наряду с заработной платой, получаемой в Обществе.
Согласно пункту 42 Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера, утвержденной Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 10.07.1995 N 89 и согласованной с Министерствам экономики, финансов и труда России, Центральным банком Российской Федерации, расходы, выплаченные взамен суточных, не относятся к фонду заработной платы и выплатам социального характера.
В разделе 3 Инструкции о порядке выплаты иностранной валюты членам экипажей судов флота рыбной промышленности СССР, научным работникам и другим специалистам, выезжающим для работы на этих судах, расходования средств на другие рейсовые затраты, а также об учете средств в иностранной валюте на судах, находящихся в заграничном плавании и на ремонте за границей, утвержденной Приказом Минрыбхоза СССР от 23.10.1967 N 360, предусмотрено, что иностранная валюта, выплаченная членам экипажей судов, не учитывается при исчислении средней заработной платы (отпуск, временная нетрудоспособность, пенсия, алименты и т.д.) и отчислениях на социальное страхование, и другие виды начислений с указанных выплат не производятся.
Данные положения нашли отражение в Отраслевом тарифном соглашении по организациям рыбного хозяйства.
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали основания для доначисления ЕСН в сумме 84 718 рублей, пени в сумме 83 840,77 рублей, а также привлечения к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 123 НК РФ в виде штрафа в сумме 16 944 рубля.
Налог на доходы физических лиц.
Как следует из материалов дела в ходе налоговой проверки были установлены факты неисчисления и непреречисления в бюджет налога на доходы физических лиц за 2002 г. - 91 532 рубля, за 2003 г. - 2905 рублей, за 2004 г. - 35 646 рублей. Всего произведено доначисление 130 083 рубля (невключение в совокупный доход стоимости новогодних подарков, обучения, премии, материальной помощи, штрафных санкций за нарушение пограничного режима).
За неперечисление неудержанной суммы НДФЛ заявителю начислена пеня в сумме 163 322 рубля, налоговый агент привлечен к ответственности на основании ст. 123 НК РФ в виде штрафа в сумме 26 017 рублей.
Ответственность налогового агента за невыполнение обязанностей по удержанию и (или) перечислению налога установлена ст. 123 НК РФ в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Из пункта 4 статьи 24 НК РФ, п. 9 ст. 226 НК РФ следует, что на налогового агента не может быть возложена обязанность по уплате налога за счет собственных средств в случае его неудержания с доходов, выплаченных налогоплательщику. В силу пункта 4 статьи 24 НК РФ налоговые агенты перечисляют в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком, только суммы удержанных с доходов налогоплательщиков налогов. Лишь в случае удержания суммы налога налоговым агентом он становится лицом, обязанным перечислить (уплатить) в бюджет эту сумму.
Таким образом, нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов.
В связи с тем, что заявитель не удерживал НДФЛ в сумме 130 083 рублей с доходов налогоплательщиков, у него отсутствует обязанность по уплате налога за счет собственных средств.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.
Таким образом, поскольку у организации в данном случае обязанность по уплате не удержанных из доходов налогоплательщика сумм НДФЛ отсутствует, то обязанность по уплате пеней также отсутствует.
В связи с указанными обстоятельствами судом признается неправомерным доначисление к взысканию за счет средств налогового агента НДФЛ 130 083 рублей, пени в сумме 163 322 рубля.
Однако, поскольку обязанность по удержанию и перечислению налога налоговым агентом исполнена не была, к ответственности по ст. 123 НК РФ налоговый агент в виде штрафа в сумме 26017 рублей привлечен правомерно.
В ходе налоговой проверки налоговым органом установлено наличие задолженности по перечислению в бюджет удержанных сумм НДФЛ за 2002 г., 2003 г., 2004 г. в сумме 7 237 151 рублей. Начислена пеня в сумме 2 140 531 рубль. Налоговый агент привлечен к ответственности на основании ст. 123 НК РФ в виде штрафа и сумме 1 447 430 рублей.
Как следует из материалов дела (расчета пени - приложение N 38 к акту проверки) за период охваченный проверкой налоговому агенту следовало перечислить удержанного НДФЛ в сумме 25 571 376 рублей. Фактически перечислен НДФЛ в сумме 30 134 429 рублей. Согласно доводов налогового органа из 30 134 429 рублей в счет уплаты текущих платежей перечислено 18 334 225 рублей. В счет погашения задолженности предыдущих периодов перечислен НДФЛ в сумме 11 800 904 рубля.
8 января 2004 года в налоговый орган представлен график погашения задолженности за 1998 - 2001 г. на сумму 14 468 456 рублей.
Анализируя представленный реестра платежных поручений, а также платежные поручения о перечислении в бюджет удержанного НДФЛ за 2002 г., 2003 г., 2004 г. суд установил следующие обязательства:
120 065,62 рублей перечислены в счет погашения предыдущего периода (платежный ордер N 6 от 06.11.02 г. - 30 000 рублей: наз. Платежа: частичная оплата из заработной платы за декабрь 1999 года; платежный ордер N 01 от 06.11.02 г. - 90 000 рублей: наз. Платежа: частичная оплата из заработной платы за декабрь 1999 г.; платежный ордер N 6 от 06.08.03 г. - 65,62 рубля: наз. платежа: частичная оплата из заработной платы за декабрь 1999 г.)
3 960 000 рублей перечислены в 2002 году:
п/п N 262 от 10.07.02 г. наз. платежа "ТП; МС; НС"
п/п N 468 от 30.10.02 г. наз. платежа "ЗД; кварт 03.02; НС; уплата взносов за 2002"
п/п 570 от 05.12.02 г. наз. платежа "ЗД; кварт 03.2002 г.; НС; уплата взносов за 2002"
6 175 000 рублей перечислены в 2003 году:
п/п N 60 от 06.03.03 г. наз. платежа "ТП; КВ 01.2003; НС; уплата взносов за 2003 г."
п/п N 135 от 21.05.03 г. наз. платежа "ТП; 03.2003; НС; уплата взносов за 2003 г."
п/п N 143 от 23.05.03 г. наз. платежа "ТП; 03.2003 г.; НС; уплата взносов за 2003 г."
п/п N 210 от 10.07.03 г. наз. платежа "ТП.МС.06.2003; НС; уплата взносов за 2003 г."
п/п N 226 от 06.08.03 г. наз. платежа "ЗД.КВ.01.2002.НС. уплата взносов за 2002 г."
п/п 227 от 06.08.03 г. наз. платежа "ТП.МС. 07.2003.НС. уплата взносов за 2003 г."
п/п N 333 от 17.10.03 г. наз. платежа "ТП.МС.09.2003 г.НС. уплата взносов за 2003 г"
19 919 200 рублей перечислены в 2004 году:
п/п N 181 от 17.03.04 г. наз. платежа "ЗД.КВ.04.2003.НС. уплата задолженности за 2003 г."
п/п N 337 от 28.04.04 г. наз. платежа "ТП.МС.03.2004.НС. уплата НДФЛ марта 2004"
п/п N 245 от 12.04.04 г. наз. платежа "ЗД.МС.12.2003.НС. уплата задолженности за 2003 г."
п/п N 246 от 12.04.04 г. наз. платежа "ТП.МС.02.2004.НС. уплата за январь февраль 2004 г."
п/п N 336 от 28.04.04 г. наз. платежа "ЗД.МС.12.2003.НС. уплата задолженности за 2003 г. по графику гашения"
п/п N 467 от 31.05.04 г. наз. платежа "ТП.МС.04.2004.НС. уплата НДФЛ за апрель 2004 г."
п/п N 446 от 24.05.04 г. наз. платежа "ЗД.МС.12.2003.НС. уплата задолженности за 2003 г. по графику гашения"
п/п N 561 от 28.06.04 г. наз. платежа "ТП.МС.05.2004.НС. уплата за май 2004"
п/п N 558 от 28.06.04 г. наз. платежа "ЗД.МС.12.2003.НС. уплата задолженности за 2003 г. по графику гашения"
п/п N 661 от 21.07.04 г. наз. платежа "ЗД.МС.12.2003.НС. уплата задолженности за 2003 г. по графику гашения"
п/п N 665 от 22.07.04 г. наз. платежа "ТП.МС.06.2004.НС. уплата НДФЛ июнь 2004 г."
п/п N 756 от 18.08.04 г.наз. платежа "ТП.МС.07.2004.НС. уплата НДФЛ июль 2004 г."
п/п N 958 от 17.11.04 г. наз. платежа "ТП.МС.08.2004.НС уплата НДФЛ август 2004 г."
п/п N 1093 от 28.12.04 г. наз. платежа "ЗД.МС.12.2003.НС. уплата задолженности за 2003 г. по графику гашения".
Согласно Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов в бюджетную систему РФ, Утвержденных Приказом МНС России, ГТК России и Минфина России от 3 марта 2003 г. N БГ-3-10/98/197/22н, действующих в период перечисления НДФЛ заявителем, налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, сборщики налогов и сборов, налоговые органы, при заполнении расчетных документов на перечисление платежей на счета по учету доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации указывают информацию в полях 104 - 110 и Назначение платежа (24) в соответствии с Правилами.
В поле 106 платежного поручения указывается показатель основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения:
"ТП" - платежи текущего года;
"ЗД" - добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым периодам при отсутствии требования об уплате налогов (сборов) от налогового органа.
В поле 107 п/п указывается показатель налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точками (".").
"МС" - месячные платежи; "KB" - квартальные платежи;
В 4-м и 5-м знаках показателя налогового периода для декадных и месячных платежей проставляется номер месяца текущего отчетного года, для квартальных платежей - номер квартала, для полугодовых - номер полугодия.
Номер месяца может принимать значения от 01 до 12, номер квартала - от 01 до 04, номер полугодия - 01 или 02.
В 3-м и 6-м знаках показателя налогового периода в качестве разделительных знаков проставляются точки (".").
В 7 - 10 знаках показателя налогового периода указывается год, за который производится уплата налога.
В поле 110 п/п указывается показатель типа платежа, который имеет два знака и может принимать следующие значения: "НС" - уплата налога или сбора.
В поле "Назначение платежа" (24) расчетного документа допускается указание дополнительной информации, необходимой для идентификации назначения платежа.
Исходя из указанных требований, все платежные поручения, оформленные налоговым агентом, свидетельствуют об уплате текущих платежей либо задолженности за 2002, 2003 г.
В случае уплаты налоговым агентом задолженности 1998 - 2001 г. в соответствии с Правилами в соответствующих полях платежного документа подлежала указанию следующая информация:
"PC" - погашение рассроченной задолженности;
"ОТ" - погашение отсроченной задолженности;
"РТ" - погашение реструктурируемой задолженности;
"ПР" - погашение задолженности, приостановленной к взысканию;
При уплате отсроченной, рассроченной, реструктурируемой задолженности, в показателе налогового периода форматом "день.месяц.год" указывается конкретная дата, которая взаимосвязана с показателем основания платежа и может обозначать, если показатель основания платежа имеет значение:
"PC" - дату уплаты части рассроченной суммы налога в соответствии с установленным графиком рассрочки;
"ОТ" - дату завершения отсрочки;
"РТ" - дату уплаты части реструктурируемой задолженности в соответствии с графиком реструктуризации;
"ПР" - дату завершения приостановления взыскания.
В поле 109 указывается показатель даты документа, "PC" - дата решения о рассрочке; "ОТ" - дата решения об отсрочке; "РТ" - дата решения о реструктуризации; "ПР" - дата решения о приостановлении взыскания.
Вышеизложенные сведения в платежных документах налогового агента отсутствуют.
Поскольку в судебном заседании установлено отсутствие фактической задолженности по перечислению за проверяемый период сумм НДФЛ, решение налогового органа об обязанности произвести уплату НДФЛ в сумме 7 237 151 рубль противоречит требованиям НК РФ.
В соответствии со статьей 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
Статьей 106 НК РФ определено, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое названным Кодексом установлена ответственность
Ответственность налоговых агентов установлена в статье 123 HК РФ. В данном случае, как установил суд, само перечисление (в полном объеме) налога имело место, однако нарушен порядок уплаты. Объективной же стороной правонарушения, предусмотренного статьей 123 НК РФ является неправомерное неперечисление налоговым агентом сумм налога.
Таким образом, в действиях налогоплательщика отсутствует состав правонарушения, предусмотренный положениями статьи 123 НК РФ. Привлечение налогового агента к ответственности в виде штрафа в сумме 1 447 430 рублей.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины относятся на стороны пропорционально удовлетворенных требований.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать частично недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС РФ N 5 по Хабаровскому краю N 11 - 48 от 23 июня 2005 года, с учетом решения о внесении изменений и дополнений N 11 - 73 от 16 сентября 2005 года:
Пп. "а" п. 1.1. в части штрафа по НДС в сумме 691 132 рубля, ЕСН в сумме 16 944;
Пп. "б" п. 1.1. в части штрафа по НДС в сумме 1 663 092 рубля;
Пп. "в" п. 1.1. в части штрафа по НДФЛ в сумме 1 447 430 рублей;
Пп. "б" п. 2.1. в части неуплаты НДС в сумме 3 455 662,98 рублей;
неуплаты ЕСН в сумме 84 718 рублей;
неуплаты НДФЛ в сумме 130 083 рублей;
задолженности по НДФЛ в сумме 7 237 151 рубль;
пп. "в" п. 2.1. в части начисления пени по НДС в сумме 1 683 271 рубль;
по ЕСН в сумме 83 840,77 рублей;
по НДФЛ в сумме 163 322 рубля;
по НДФЛ в сумме 2 139 497 рублей, как противоречащее Налоговому кодексу РФ.
В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения. После вступления решения в законную силу отменить меры по обеспечению заявленных требований, принятые определением суда от 4 июля 2005 года.
Возвратить Рыболовецкой артели (колхоз) им. О, зарегистрированной за ОГРН 1032700150010, из федерального бюджета госпошлину за подачу заявления об обеспечении иска в сумме 1 000 рублей, уплаченную платежным поручением N 539 от 01.07.05 г., госпошлину в сумме 2000 рублей, уплаченную платежным поручением N 540 от 01.07.05 г.
Решение может быть обжаловано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 6 октября 2005 г. N А73-7113/2005-18
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-2/1183 настоящее решение отменено в части признания недействительным решения налоговой инспекции о доначислении налога на доходы физических лиц и пени за его несвоевременную уплату