Конституционный Суд Республики Дагестан в составе Председателя Конституционного Суда С.Т. Гаджимагомедова, заместителя Председателя А.Г. Хавчаева, секретаря Конституционного Суда С.К. Давудова, судей Р.М. Акутаева и О.Г. Шапиевой с участием сторон:
И.Я. Зайцева - представителя по доверенности стороны, обратившейся в Конституционный суд РД с ходатайством, Л.Н. Гладыш - заместителя председателя Совета Министров Республики Дагестан, представителя по должности, издавшей правовой акт,
на основании части первой статьи 142 Конституции Республики Дагестан, пункта I части второй статьи I, пункта 3 части первой и части второй статьи 56, пунктов 1, 2, 6, 7 части первой, частей второй и третьей статьи 57 Закона Республики Дагестан о Конституционном Суде Республики Дагестан,
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности постановления Совета Министров Республики Дагестан от 10 февраля 1992 г. N 41 "О контрактной форме найма руководителей и специалистов органов государственного управления, объединений, предприятий, организаций и учреждений Дагестанской ССР" в части норм, содержащихся в пунктах 2 и 5 постановления.
Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство Дагестанского республиканского комитета профсоюза работников торговли, общественного питания, потребкооперации и предпринимательства о проверке конституционности пунктов 2 и 5 постановления Совета Министров Республики Дагестан. В ходатайстве содержится просьба признать пункты 2 и 5 указанного постановления не соответствующим Конституции Республики Дагестан.
Основанием для рассмотрения Конституционным Судом Республики Дагестан данного дела в соответствии с пунктами 1, 2, 6, 7 части первой статьи 57 Закона Республики Дагестан о Конституционном Суде Республики Дагестан явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституция Республики Дагестан постановление Совета Министров РД от 10 февраля 1992 г. N 41 "О контрактной форме найма руководителей и специалистов органов государственного управления, объединений, предприятий, организаций и учреждений Дагестанской ССР" по содержанию и характеру вопросов, затронутых в пунктах 2 и 5, а также с точки зрения установленных в Российской Федерации и в Республике Дагестан принципов разделения властей и разграничения компетенции между высшими органами государственной власти и управления Республики Дагестан.
Рассмотрев данное дело, Конституционный Суд Республики Дагестан установил:
Совет Министров Республики Дагестан в пунктах 2 и 5 постановления N 41 от 10 февраля 1992 г. предусмотрел, "что с руководителями предприятий, избранными или назначенными на должность до принятия настоящего Постановления, также заключается контракт и производится новое назначение" (п. 2) и возложил обязанность на руководителей органов и организаций, которым делегированы права собственника по управлению соответствующими объектами в двухмесячный срок со дня выхода настоящего постановления обеспечить заключение контрактов и назначение кадров (п. 5).
На момент принятия Советом Министров указанного постановления трудовое законодательство относилось к ведению Российской Федерации.
Однако, 13 марта 1992 г. был подписан Федеративный Договор (Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик в составе Российской Федерации), в котором были расширены права республик, в том числе и в области регулирования трудового законодательства.
Пунктом "3" части первой, частью второй статьи II Федеративного Договора трудовое законодательство отнесено к совместному ведению Федеральных органов государственной власти и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации. При этом Федеральные органы государственной власти издают Основы Законодательства, в соответствии с которыми органы власти Республик в составе Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов.
В настоящее время в Республике Дагестан еще не сложилось собственное трудовое законодательство, на ее территории действует трудовое законодательство Российской Федерации, в котором контрактная система найма не предусмотрена. О ней говорится только в Законах о предприятиях и предпринимательской деятельности (ст.ст. 31, 31) Российской Федерации и Республики Дагестан. В частности, в них закреплено, что "при найме руководителя предприятия с ним заключается договор (контракт), в котором определяются права, обязанности и ответственность руководителя предприятия перед собственником имущества и трудовым коллективом, условия оплаты его труда, срок контракта, условия освобождения от занимаемой должности".
Совет Министров Республики Дагестан распространил эту норму не только на вновь назначаемых и избираемых руководителей предприятий, как это предусмотрено законом, но и на работавших до принятия постановления N 41 от 10 февраля 1992 г. тем самым придав своему постановлению обратную силу.
В постановлении Совета Министров РД не определены и юридические последствия отказа руководителей и специалистов от заключения контракта. Такая неопределенность может быть использована работодателем для одностороннего расторжения трудового договора с работником при его несогласии перейти на контрактную форму найма, создает предпосылку для неправильного толкования и применения норм трудового законодательства, содержащихся в статьях 29 и 33 КЗоТ РФ.
В этих статьях КЗоТ не предусмотрено подобное основание для прекращения трудового договора и содержание их не подлежит расширительному толкованию.
Согласно ст. 115 Конституции Республики Дагестан и ст. 134 Конституции Российской Федерации Совет Министров Республики Дагестан может принимать постановления и распоряжения на основе и во исполнение законов и решений органов власти Республики Дагестан и Российской Федерации. Приняв же норму, порождающую новые правовые отношения, Совет Министров вышел за пределы своих полномочий.
Согласно пункту 20 статьи 91 Конституции Республики Дагестан обеспечение единства законодательного регулирования на всей территории Республики Дагестан отнесено к полномочиям Верховного Совета Республики Дагестан.
В ст. 113 Конституции Республики Дагестан, определяющей полномочия Совета Министров Республики Дагестан, не предусмотрено право Совета Министров принимать подобную норму.
В ней установлено, что Совет Министров РД правомочен решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Республики Дагестан, поскольку они не входят, согласно Конституции Республики Дагестан, в компетенцию Верховного Совета. Приняв новые нормы трудового законодательства, Совет Министров Республики Дагестан допустил смешение функций законодательных и исполнительных органов государственной власти. Такое полномочие не предусмотрено и в Законе Республики Дагестан "О Совете Министров ДССР" от 16 августа 1979 г. Согласно ст. 13 этого Закона Совет Министров принимает меры к совершенствованию действующего законодательства в Форме принятия постановления и распоряжения на основе и во исполнение Законов Российской Федерации и Республики Дагестан и законодательного предложения.
Представитель Совета Министров Республики Дагестан приводил доводы о том, что Верховный Совет Республики Дагестан в своем постановлении "О кадровой политике в ДССР" от 21 декабря 1991 г. предоставил право Совету Министров Республики Дагестан регулировать трудовые отношения по контрактной форме найма руководителей и специалистов. Такое утверждение, однако, не вытекает из содержания Постановления Верховного Совета республики Дагестан. Верховный Совет Республики Дагестан поручил Совету Министров Республики Дагестан внести предложения по вопросам, требующим решения Верховного Совета РД, но не уполномочил принять постановление, выходящее за пределы своих полномочий.
Отсюда следует, что Совет Министров Республики Дагестан вправе был внести законодательное предложение или определить механизм действия и порядок применения действующего законодательства по данному вопросу.
В ходе судебного разбирательства установлено, что указанное постановление Правительства основывалось на постановлении Совета Министров СССР от 23 октября 1990 г. N 1073 "О порядке найма и освобождении руководителя союзного предприятия". Необходимо отметить, что постановлением ВС РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О порядке введения в действие закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" на территории РСФСР отменено действие Закона "О предприятиях СССР", соответственно и действие указанного союзного постановления.
На основании изложенного Конституционный Суд Республики Дагестан руководствуясь частью второй статьи 31, пунктом 3 части первой статьи 56, пунктами 1, 2, 6 и 7 части первой ст. 57, пунктом 2 части первой статьи 63 Закона Республики Дагестан "О Конституционном Суде Республики Дагестан", постановляет:
1. Постановление Совета Министров Республики Дагестан от 10 февраля 1992 г. N 41 "О контрактной форме найма руководителей и специалистов органов государственного управления, объединений, предприятий, организаций и учреждений Дагестанской ССР" в части содержания пунктов 2 и 5 признать неконституционным.
В соответствии со ст.ст. 48 и 49 Закона Республики Дагестан "О Конституционном Суде Республики Дагестан" настоящее постановление вступает в силу после его провозглашения, является окончательным и обжалованию не подлежит.
Согласно ст. 82 Закона Республики Дагестан "О Конституционном Суде Республики Дагестан" и статье 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" данное постановление подлежит опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем в семидневный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Дагестан от 31 июля 1992 г. N 70 "По делу о проверке конституционности Постановления Совета Министров Республики Дагестан от 10 февраля 1992 г. N 41 "О контрактной форме найма руководителей и специалистов органов государственного управления, объединений, предприятий, организаций и учреждений Дагестанской ССР"
Текст постановления опубликован в сборнике "Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации 1992-2008", том 7