Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Работа по защите и восстановлению экономических прав граждан
"Ничто не захватывает воображения
так полно и не волнует людские
чувства так сильно, как право
на собственность...".
(Уильям Блэкстоун)
Экономические права и свободы человека и гражданина являются одними из важнейших прав и свобод современности, притягивающие к себе постоянное пристальное внимание. Они обеспечивают удовлетворение материальных потребностей индивида и гарантируют ему свободу участия в хозяйственно-экономической сфере жизни общества. Данная группа прав определяет обязанности государства обеспечить каждому нуждающемуся минимум средств существования, необходимых для поддержания человеческого достоинства.
В экономической сфере особенно наглядно проявляется невыполнение государством своих обязательств и конституционных норм, призванных обеспечить достойную жизнь каждого человека: необеспеченность права на труд и его благоприятные условия, на справедливую и своевременную выплату зарплаты, нарушение права на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилище и пр. Только два года назад в Российской Федерации началась реализация национальных проектов, направленных на повышение уровня жизни людей.
2.1. Вопросы защиты прав граждан на жилье
Жилые помещения занимают особое место в жизни человека. Они являются средой обитания человека и необходимой предпосылкой создания семьи и воспитания детей.
Право на жилище - одно из важнейших социально-экономических прав граждан России, поскольку оно затрагивает основы жизнедеятельности людей. Оно уже достаточно давно признано на международном уровне в качестве естественного и неотъемлемого права каждого, важной составляющей такого фундаментального права, как право на достойный уровень жизни. В силу этого, право на жилище может быть определено, как одно из важнейших в системе социально-экономических прав и занимающее заметное место в структуре правового статуса личности.
Третий год в почте Уполномоченного по правам человека лидируют обращения по жилищному вопросу - 563 (20,8 %). Отрадно, что государство признало, что не может себе позволить самоустраниться от решения жилищных проблем, несмотря на рыночные приоритеты, и как следствие, приступило к реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Однако данный проект при наличии большого количества федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на решение проблемы, не только недостаточно финансово обеспечен, но и не решает жилищную проблему в целом. Значительная часть населения, включая даже граждан со средними доходами, не располагает достаточными денежными средствами для приобретения или строительства жилья.
Действующее жилищное законодательство РФ указывает категории граждан, имеющих право на получение жилого помещения. В частности, Жилищный кодекс содержит нормы, регулирующие случаи, когда единственные жилые помещения граждан стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств. Таковым считается и случай уничтожения и повреждения жилых помещений в результате пожара. При уничтожении в результате пожара жилого дома или квартиры, являющихся единственным жильем, в первую очередь возникает необходимость обеспечить граждан временным жильем. Жилищный кодекс предусматривает для временного проживания таких граждан предоставление жилых помещений маневренного фонда, что является лишь временным решением проблемы защиты жилищных прав. Маневренный фонд в настоящее время практически отсутствует и пока не может служить механизмом оперативной реализации жилищных прав граждан в чрезвычайных обстоятельствах. Необходимо строительство общежитий.
В адрес Уполномоченного по правам человека поступило обращение от гр. П. по факту длительного непредоставления жилого помещения. Заявительница в своем обращении указала, что дом, где она проживала, полностью сгорел. При обращении в администрацию г. Якутска заявительницу поставили в очередь на получение жилой площади. А ей жить негде. Уполномоченным по правам человека был направлен запрос в адрес Главы г. Якутска. В администрации г. Якутска на протяжении нескольких лет вопрос предоставления жилья из маневренного фонда для временного проживания граждан, жилые помещения которых уничтожены или повреждены в результате пожара, остается открытым, поскольку отсутствуют свободные жилые помещения.
"20 мая 2006 года в г. Мирный сгорел дотла двухэтажный деревянный жилой дом по адресу ул. Кирова, 12 "а". Виновница при пожаре погибла. Таким образом, никто не виноват, помочь никто не может, а мы остались без жилья" (из обращения заявительниц О., Е.).
Решение вопроса о содействии в восстановлении жилища через систему ипотечного кредитования для граждан, жилье которых признано аварийным, не является выходом из сложившейся ситуации, поскольку большинство из указанных граждан в силу своего материального положения не способно отвечать по кредитным обязательствам. Если погорельцы не малоимущие, то государство в лице республики признало за собой обязательство предоставления им жилого помещения из государственного жилищного фонда постановлением Правительства от 26.01.08 г. N 27 "Об утверждении Положения о порядке предоставления жилья для всех категорий граждан и оказания государственной поддержки в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и республиканской целевой программы "Жилище" на 2007 - 2009 годы".
Таким образом, вопрос о содействии в восстановлении жилища со стороны государства и органов местного самоуправления остается открытым. На наш взгляд, целесообразно рассмотреть долгосрочные государственные меры содействия гражданам, со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это может выражаться по-разному, либо предоставление беспроцентной ссуды на длительный срок, либо безвозмездное предоставление жилья, земельных участков, стройматериалов либо жилищных субсидий для определенных категорий граждан (малоимущие, многодетные семьи, инвалиды и др.).
Общая проблема отсутствия жилья для вселения погорельцев, лиц, пострадавших от стихийного бедствия и проживающих в аварийных и ветхих домах, заключается в отсутствии жилищного фонда и недостатке средств у органов местного самоуправления, необходимых для приобретения или строительства жилья.
Например, по коллективному обращению жильцов по# ул. Автодорожная, 2/1, в г. Якутске, о непредоставлении жилья взамен признанного аварийным в 2000 году, на запрос поступил ответ от Управления муниципального жилья о том, что препятствием к расселению жильцов из указанного жилого дома является отсутствие в бюджете городского округа средств на расселение и снос ветхого и аварийного жилья в г. Якутске, дефицит освобождающихся жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, и о том, что городским округом "Якутск" проводится работа по включению жилого дома в республиканскую программу по переселению жильцов из ветхого и аварийного жилья.
В настоящее время проблема нуждающихся в жилой площади является наиболее актуальной, и в первую очередь касается муниципальных образований. Здесь уместно напомнить и о такой проблеме, разрешение которой возможно только с помощью законодателя: в связи с образованием МО на поселенческом уровне МО районов (городов) передают не только списки очередников на места, но и жилищный фонд, что лишает не только приобретенного права состоявшего на очереди, но и делает невозможным решение жилищного вопроса в большинстве поселений. Вот вам и одна из причин внутренней миграции населения.
В городах и районных центрах возможно применение следующих мер со стороны органов местного самоуправления:
1. Создание рабочей группы из компетентных специалистов для определения путей и методов решения по данному вопросу в рамках более общей проблемы обеспеченности граждан жильем на основе договоров социального найма, для подготовки законодательных инициатив.
2. Конкретизация механизмов передачи части жилого фонда, вводимого в эксплуатацию, в собственность муниципальных образований, на основе взаимоотношений по предоставлению территории для застройки частным строительным фирмам.
3. Установление механизма участия общественности в принятии решений по вопросам градостроительства, порядка проведения согласительных процедур с населением с определением критериев учета мнения жителей, их безусловное доведение до сведения населения и исполнение.
Те граждане, которые не могут участвовать в программах доступного и комфортного жилья, идут в жилищные кооперативы. Но и здесь не все в порядке. В 2007 г. к Уполномоченному по правам человека поступили обращения обманутых вкладчиков коммандитного товарищества "Социальная инициатива", жилищно-строительного паевого кооператива "Новострой", общества с ограниченной ответственностью строительно-коммерческой фирмы "Промстройресурс", кредитного потребительского кооператива "Земли Олонхо". Анализ обращений показывает, что руководители различных ПИКов, ПИФов, ЖСК, КПК, ИПК играют на рынке по своим правилам, используя мощные ресурсы красивой рекламы и громких обещаний. На сегодняшний день, ни средства с учетом индексации, ни квартиры не переданы гражданам. Многие из них, продав жилье, не имеют ни жилища, ни средств для приобретения жилья. Уже полтора года продолжается борьба вкладчиков "Социальной инициативы" за свои права. Сдвиги имеются, но, например, по объекту "Аартык", принято решение о выделении квартир только тем, кто внесет разницу стоимости квартиры в размере 25 000 рублей за 1 кв. м.
09.08.2006 г. на Всероссийском совещании в Министерстве регионального развития РФ рекомендовано субъектам РФ принять меры, направленные на реализацию Федерального закона от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (с изм. от 18.07.2006 г. N 111-ФЗ), в том числе на осуществление контроля в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за соблюдением положений, рассмотрение жалоб граждан.
В своих обращениях граждане указывают на неудовлетворительные жилищные условия и просят оказать помощь в получении жилья.
Так, к Уполномоченному по правам человека Захаровой Федоре Николаевне с коллективным заявлением о непредоставлении жилья обратились жильцы квартир 2, 3, 9 по ул. Толстого, 22 (г. Якутск). Жилой дом 1942 года постройки, находится на 50 см. ниже уровня дорожного полотна, весь фундамент дома деформирован, середина дома осела, шифер на крыше разломан, периодически сточные и дождевые воды стекают под дом, затапливают полы. Роспотребнадзором установлено, что кровля дома протекает, под домом стоит вода, электропроводка в аварийном состоянии. 01 февраля 2007 г. Управление муниципального жилья письмом за N 87 уведомило жильцов указанного дома о том, что Межведомственной комиссией городского округа "Якутск" составлен акт об отнесении указанного жилого дома к категории непригодного для проживания. Однако меры по предоставлению жилья престарелым жильцам не приняты.
Анализ таких обращений показывает, что проблема улучшения жилищных условий не решается на протяжении уже десятков лет, строительство муниципального и, главное, социального, жилья не ведется.
Например, на обращения Уполномоченного по правам человека по заявлениям ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в г. Якутске, Управление муниципального жилья ответило, что строительство муниципального жилья не ведется с 1987 года. Это значит, что количество очередников, состоящих в списках на улучшение жилищных условий, не сокращается.
По проблеме крайне медленного продвижения очередей нуждающихся в улучшении жилищных условий Уполномоченный по правам человека вынуждена констатировать сложившуюся ситуацию, поскольку ни федеральное законодательство, ни законодательство республики не устанавливают гарантии реализации права граждан на улучшение жилищных условий. Это право граждан не подкреплено обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления в определенный срок предоставить гражданину жилое помещение, либо обязанностью предусматривать в бюджетах соответствующего уровня минимальный размер расходов на указанные цели, или иными гарантиями. Есть надежда, что в год 10-летия ратификации Европейской Хартии местного самоуправления, в Российской Федерации будут приняты конкретные меры по укреплению материальной и финансовой основы местного самоуправления в подтверждение переданных полномочий.
Как и прежде весьма острой проблемой была и остается проблема ветхого и аварийного жилья. В ежегодных Докладах и выступлениях Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) этот вопрос не раз ставился как один из принципиально важных в сфере правовой защиты. Хотя принимаются меры по расселению (418 семей в г. Якутске), о чем население республики хорошо информировано из ежегодного отчета исполнительных органов власти, но их крайне недостаточно. При этом большинство из них вновь попадает в разряд нуждающихся в улучшении жилищных условий. Значительная часть граждан республики вынуждена проживать в условиях, которые не только не соответствуют тем или иным нормам, но и реально ставят под угрозу здоровье и жизнь человека.
Очень больным вопросом остается предоставление социального жилья малоимущим гражданам. От того, что материально обеспеченный человек, кроме своей городской квартиры, приобрел еще жилой дом или элитную квартиру, лучше становится только статистика, но не жизнь остальных якутян.
Вот один из примеров. К Уполномоченному по правам человека с заявлением о несогласии с отказом Управления муниципального жилья городского округа "Якутск" в постановке на жилищный учет обратилась мать погибшего военнослужащего гр. К. Управлением муниципального жилья было отказано в постановке на жилищный учет в связи с отсутствием республиканского закона, на основании которого граждан можно признать малоимущими, поэтому в рассмотрении заявления для постановки на жилищный учет отказано. На основании п. 6 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. В соответствии со ст. 51 ЖК Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, не имеющие жилья, малоимущие, а также категории граждан, определенные законами. (Почему-то власти не обращают внимания на положение кодекса# об учете всех граждан, не имеющих жилья, независимо от имущественного положения.) С ходатайством о постановке на жилищный учет гр. К. обратилась в Управление муниципального жилья в 2003 г. до принятия Жилищного кодекса РФ. Нарушение сроков рассмотрения заявления, бездействие должностных лиц органа местного самоуправления по постановке на учет в соответствии с действующим законодательством не влечет утраты приобретенного до 01 марта 2005 г. жилищного права гражданки К. в постановке на жилищный учет.
За эти годы мы так не добились принятия нормативных правовых актов "О социальном жилье", "Об обязательном распределении поступающих доходов в местный бюджет для реализации жилищных обязательств и привлечения заемных средств". Речь идет не только о доступном жилье, но и о бесплатном жилье в соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации. Конечно, порадовало выступление Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова о том, что не менее 50 % стоимости жилья по ипотеке на Севере должно брать на себя государство. Но этого крайне недостаточно, ведь за бортом остаются свыше 90 % населения, даже, как отметил Глава республики, "классическая ипотечная система для врачей и учителей неприменима". Думаю, необходимо объединить усилия и власти, и общества, и бизнеса. Такие проекты, как "Концепция социальной жилищной политики и социального жилья в Российской Федерации" АСР, должны получить поддержку на высшем уровне государственной власти России.
Из года в год весьма серьезной проблемой, вызывающей много нареканий со стороны населения - это# жилищно-коммунальное обслуживание. В республике продолжалось реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса, что определено федеральными нормативными правовыми актами.
Обращения по этому вопросу - одни из самых распространенных, среди них много коллективных заявлений.
Поступают обращения жителей республики о непроведении ремонта в жилых помещениях, об отсутствии тепла, о некачественной воде и т.д.
Так, по коллективному обращению жильцов микрорайона "Борисовка-1", установлено, что управляющей компанией "Доминат" не выполняются заявки жильцов об установлении индивидуальных водосчетчиков. Кроме того, на протяжении нескольких месяцев в жилых помещениях из кранов течет грязная вода, с песком, невозможно ни мыться, ни стирать, ни употреблять воду для приготовления пищи, увеличилось количество болезней у детей и пенсионеров, причиняется урон здоровью и имуществу горожан.
Хотелось бы обратить внимание еще на одно Определение Конституционного суда# РФ по жалобе гр. Р. от 04.12.07 г. N 947-О-П о сохранении жилищно-коммунальных льгот, которыми пользовались лица до 01.01.05 г., т.е. о поддержке позиции правозащитника о сохранении приобретенного права, если нет равноценной компенсации.
Достаточно много вопросов возникает при выборе способа управления жилыми домами.
Из этого следует, что подавляющее большинство граждан не готово к самостоятельному управлению жилищным фондом.
Среди прочих причин такого положения следует отметить недостаточное участие в этих процессах самих органов местного самоуправления. Граждане не знают, к кому нужно обращаться по вопросам организации собраний, что изменится в оплате услуг по содержанию и ремонту жилья, если они выберут тот или иной способ управления многоквартирным домом и т.д.
Одна из основных проблем состоит в том, что страна переходит на рыночные отношения в системе жилищно-коммунального хозяйства при отсутствии реальной конкуренции в данной отрасли в подавляющем числе муниципальных образований.
По нашему мнению, даже перенос даты окончания срока (согласно Федеральному закону "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в статью 18 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" N 251 от 29.12.2006 г. - до 1 мая 2008 г.), предоставленного органам местного самоуправления по проведению конкурса по выбору управляющей организации, вряд ли улучшит существующую ситуацию. Нет сомнений и в том, что выбор управляющих организаций ляжет на муниципалитеты. Те, в свою очередь, основной упор сделают на муниципальные унитарные предприятия.
Главное при проведении этой кампании - не нарушать права и интересы граждан - собственников помещений, которые не по указанию сверху, а сами добровольно, осознанно, должны принимать решения о создании ТСЖ. Уже сейчас существует опасность, что гражданам будут навязаны управляющие организации, которые просто монополизируют этот рынок услуг и в корне задушат зарождающуюся конкурентную среду отрасли. Кроме того, велика опасность, что могут возникнуть компании-однодневки, непрофессиональные и недобросовестные. Это обстоятельство заставляет обратить внимание на то, что законодателями не разработаны долгосрочные требования к управляющим компаниям, что необходимо сделать в кратчайшие сроки.
Учитывая вышеизложенное, считаю, что органам местного самоуправления необходимо провести среди населения широкомасштабную разъяснительную работу по вопросу выбора способа управления многоквартирного дома и принять соответствующие правовые акты, которые бы определяли дополнительные меры по созданию условий для управления многоквартирными домами.
Капитальный ремонт жилищного фонда - тема настолько серьезная, что требует отдельного разговора. Положение п. 2 ч. 1 ст. 165 ЖК РФ о предоставлении органами местного самоуправления бюджетных средств на капитальный ремонт многоквартирных домов, с нашей точки зрения, носит преимущественно декларативный характер.
К Уполномоченному по правам человека об оказании содействия в выполнении заявок по ремонту потолочных перекрытий обратилась гр. В., ветеран тыла и труда (вх. 3268-УП от 14.12.2007 г.). На протяжении нескольких лет потолочные перекрытия в зале, в спальне, кухне и прихожей из-за течи крыши повреждены, имеется угроза обвала. Поданные неоднократно с 07.04.2007 г. заявки об устранении аварии жилищно-эксплуатационными организациями не выполнялись.
И такие примеры не единичны.
Бесспорно, капитальный ремонт многоквартирных жилых домов осуществляется исключительно за счет средств собственников помещений в таких домах (ст. 158 ЖК). Положения ч. 1 ст. 158 ЖК РФ развивают норму ст. 210 ГК РФ, устанавливающую, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Однако, органами местного самоуправления часто "забывается" статья 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", в соответствии с которой за бывшим наймодателем (государством, муниципалитетом, ведомством) сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если такой ремонт требовался на момент приватизации. Необходимо помнить и то, что жильцы домов в своё время исправно вносили платежи за капитальный ремонт согласно действовавшему законодательству.
Поэтому необходимо разработать чёткий механизм софинансирования капитального ремонта собственниками жилых помещений и властью.
В республике успешно реализуется программа газификации сельских населенных пунктов, но не разрешены законодательно вопросы расходов населения на подключение индивидуальных домов. Необходимо проработать вопрос о целевом выделении бюджетных средств на субсидии малоимущим семьям, пенсионерам, инвалидам, бюджетникам, заслуженным работникам на подключение и капитальный ремонт, даже в целях обеспечения безопасности.
2.2. Работа по восстановлению прав граждан на собственность
Достаточно много (60) обращений граждан к Уполномоченному касались права на частную собственность, которое, кстати, принадлежит каждому человеку и является одним из важнейших условий свободы личности. Собственность есть основа подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне. Особенно это касается права собственности на землю.
Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться на основе и в соответствии с законом, а реализация его положений не должна повлечь произвольного ограничения интересов и прав пользователей, владельцев, арендаторов и собственников земельных участков.
1 сентября 2007 г. исполнился год "дачной амнистии", когда люди в упрощенном порядке могли регистрировать свою собственность, в первую очередь, на дом. Но на деле только пройти согласование с соседями оказалось делом долгим и нелегким, иногда невозможным, а расходы на межевание с составлением кадастрового плана земельного участка для многих оказались неподъемными, тут и зима подоспела, и опять отложено оформление, т.е. нельзя продать, заложить и т.д. А обращение Уполномоченного по правам человека в Правительство РС (Я) от 09.06.07 г. N 173-УП(с) о принятии мер по принятию нормативных актов, регулирующих тарифы цен до 01.01.2010 г., с учетом услуг, предоставляемых уполномоченными организациями, осуществляющими сбор, оформление и регистрацию необходимых документов, связанных с оформлением земельных участков, а также находящихся на них строений, не нашло разрешения, хотя было включено в блок мероприятий.
Нередки случаи, когда граждане вынуждены обращаться за помощью к Уполномоченному по правам человека по причине неправомерного отказа учреждениями в предоставлении гражданам документов, подтверждающих их право на налоговые льготы и вычеты.
К Уполномоченному по правам человека обратилась гр. Л. с просьбой оказать содействие в получении налогового вычета после прохождения дорогостоящего лечения с 9.11.04 г. по 29.11.04 г., согласно путевке оплатила стоимость лечения в размере 20 874 руб. Заявительница трижды обращалась в адрес лечебного учреждения с просьбой выслать ей справку об оплате медицинских услуг для предоставления в налоговые органы РФ с целью получения налогового вычета в соответствии со ст. 219 Налогового Кодекса# РФ, в чем ей было отказано бухгалтерией санатория.
Как видно из обращения гражданки, отказ был мотивирован тем основанием, что оплата за лечение производилась безналичным расчетом со счета предприятия-работодателя, несмотря на то, что впоследствии с заработной платы работника была высчитана стоимость лечения. Мотивируя свой отказ, бухгалтерия санатория сослалась на то, что для выдачи такой справки необходимо, чтобы больной вносил сумму оплаты за лечение в кассу учреждения наличными средствами. Уполномоченным по правам человека был направлен запрос в адрес Управления Федеральной налоговой службы России по РС (Я) с просьбой дать официальное разъяснение по указанному вопросу. Как следует из ответа УФНС России по РС (Я), указанный социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления при подаче налоговой декларации. Для получения такого вычета необходимо заполнить декларацию и приложить документы, подтверждающие факт оплаты лечения, а также представить справку соответствующей формы, которая подтверждает факт получения медицинской услуги.
Был направлен соответствующий запрос по вопросу выдачи справки в Министерство здравоохранения РС (Я), которое разъяснило, что оформление и выдача справок об оплате медицинских услуг для предоставления в налоговые органы РФ и финансовых документов, подтверждающих расходы, произведенные налогоплательщиком за счет личных средств (кассовых чеков, квитанций, иных платежных документов установленной формы), осуществляется всеми медицинскими учреждениями РФ, независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности. Эти учреждения должны иметь лицензию на осуществление такой деятельности. Оформление справок производится в соответствии с Инструкцией по учету, хранению и заполнению справки об оплате медицинских услуг для предоставления в налоговые органы РФ (утв. Приказом Минздрава РФ N 289 от 25.07.01 г.) медицинскими учреждениями в случаях оплаты больным медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения, оказанных, начиная с 01.01.2001 г. и в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором были произведены соответствующие расходы. Справка выдается по требованию больного на руки, либо высылается ему заказным письмом с уведомлением о вручении. Справка, подтверждающая включение в стоимость путевки затрат на мед. услуги (с указанием суммы по калькуляции в денежном выражении для данного учреждения), а также сумму дополнительно оплаченных услуг, не вошедших в ее стоимость, оформляется и выдается санаторно-курортным учреждением согласно указанному приказу Минздрава РФ. После поступления ответов на запросы, подтверждающих вывод Уполномоченного по правам человека о нарушении права заявительницы на получение налогового вычета, было направлено обращение в адрес санатория о выдаче справки установленного образца. 14.06.2007 г. поступил отрицательный ответ со стороны лечебного учреждения.
Продолжив работу по жалобе, Уполномоченный по правам человека направила письмо с просьбой разъяснить порядок выдачи соответствующей справки, если оплата за лечение производилась работодателем с удержанием за счет средств работника в адрес Министерства здравоохранения и социального развития РФ, откуда 02.10.2007 г. поступил ответ, в котором разъяснено, что согласно письму ФНС от 31.08.2006 г. N САЭ-6-04/876, заявительница имеет полное право на получение налогового вычета за тот налоговый период, в котором ею фактически были возмещены произведенные работодателем расходы.
Другой пример - дело Бессоновой О.Р. также станет классическим примером правозащиты.
Заключение Уполномоченного по правам человека N 25 выдано было еще 25.11.2006 г. о нарушении права наследницы 1 очереди по закону на совершение нотариальных действий незаконным и необоснованным взысканием нотариального тарифа при выдаче частным нотариусом свидетельства о праве на наследство, таким образом нарушено право собственности, кроме того было указано на нарушение права на справедливое судебное разбирательство. Дело дважды отменялось и рассматривалось судами 3-х инстанций. Наконец, правда восторжествовала в декабре 2007 года: Верховным судом РС (Я) признано нарушение права заявительницы.
Таким образом, частные нотариусы, как занимающиеся публично-правовыми действиями, должны предоставлять льготы при предоставлении услуг в случае наследования имущества после смерти близких родственников.
2.3. Работа по восстановлению прав граждан в сфере трудовых отношений
Современный этап в развитии трудового права характеризуется бурным развитием законодательства, призванного адаптировать нормы и институты к условиям рыночной экономики. Без установления правопорядка в сфере трудовых отношений невозможно дальнейшее развитие экономики страны, повышение благосостояния населения. Поэтому важнейшей задачей государства является доведение правовых стандартов регулирования трудовых отношений до уровня социального государства, провозглашенного Конституцией Российской Федерации, и характерного в социальном отношении для европейских государств.
При этом государство должно обеспечить работникам правовую и фактическую возможность эффективной борьбы за свои права и экономические интересы, действуя при этом в рамках законности, создать адекватные правовые формы и гарантии их эффективного использования.
Конечно, нельзя сказать, что в Российской Федерации трудовым вопросам не уделяется особого внимания. Это подтверждается и изменениями, вносимыми в трудовое законодательство. Так, Федеральным законом от 30.06.2006 г. N 90-ФЗ были внесены изменения в Трудовой кодекс РФ. Изменения коснулись более 300 статей Трудового кодекса, появились 13 новых статей. Федеральным законом установлены новые требования к содержанию трудового договора. В частности, возложена дополнительная обязанность на работодателей-индивидуальных предпринимателей. Они также должны вести трудовые книжки на своих работников. Указанный федеральный закон вступил в законную силу с 06 октября 2006 г. и начал работать в 2007 году.
Однако нарушений требований трудового законодательства все еще достаточно много, о чем свидетельствует количество обращений - 362. При таких обстоятельствах нельзя ожидать серьезных позитивных перемен ни в социально-трудовой сфере, ни в сфере экономического развития, поскольку экономическое благополучие государства невозможно без повышения уровня жизни населения. Работники во многих случаях не используют существующих правовых форм борьбы за свои права и интересы, обоснованно опасаясь преследования со стороны работодателей.
Здесь хотелось бы упомянуть такую бесправную категорию наших соотечественников из бывшего СССР, которым были выданы российские паспорта, а потом изъяты, якобы, для проверки, но на самом деле - для уничтожения. Они не только работали, учились, но даже отслужили в армии или на государственной гражданской либо муниципальной службе и т.д., имеют семьи, другие связи в обществе. В большинстве случаев по вине сотрудников теперь ФМС бывают выданы такие документы, удостоверяющие личность, поэтому они должны быть признаны гражданами Российской Федерации, если не совершили преступление. "Без бумажки" они превращаются в "букашек", не могут получить зарплату, написать доверенность, платить за квартплату и т.д.
К Уполномоченному по правам человека продолжают поступать обращения граждан (вх. 251-УП(с)) по поводу существующего порядка погашения долгов по заработной плате в соответствии со ст. 142 N 127-ФЗ от 26.10.2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)", когда требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными, вследствие чего нарушаются конституционные права граждан, гарантированные частями 1, 2 статьи 37 Конституции РФ о праве каждого на вознаграждение за труд без какой-то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Тем самым нарушаются и нормы ст. 130 Трудового Кодекса#, устанавливающие право работника на выплату заработной платы.
Участниками рабочей встречи уполномоченных по правам человека по вопросам защиты прав работников при банкротстве предприятий от 23 - 24.05.2007 г. установлено, что во исполнение поручения Правительства РФ Минэкономразвития России совместно с Минздравсоцразвития России проработало вопрос формирования в Российской Федерации системы гарантирования материальных прав работников в условиях несостоятельности (банкротства) работодателя и, с учетом зарубежного опыта, подготовлен обзор возможных вариантов гарантирования.
На обращение Уполномоченного по правам человека в РС(Я) из Министерства экономического развития и торговли и Министерства здравоохранения и социального развития РФ поступили ответы (вх. 60-УП(с), вх. 74-УП(с)) о том, что 25.12.2007 г. в Минэкономразвития России состоялось согласительное совещание с участием представителей Минфина России и Минздравсоцразвития России, а концепция на разработку проектов федеральных законов "О системе обязательного государственного гарантирования материальных прав работников", "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" дорабатывается с учетом решений, принятых на совещании. После согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и получения заключения Минюста России Концепция будет внесена в Правительство РФ. В соответствии с Единым планом первоочередных мероприятий Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на 1 полугодие 2008 г. в июне планируется рассмотрение проекта ФЗ, предусматривающего формирование системы государственного гарантирования материальных требований работников в случае возбуждения дела о банкротстве работодателя.
Одной из основных проблемных категорий обращений, поступающих к Уполномоченному по правам человека, составляют жалобы на работодателя в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы. Пути решения этой проблемы зависят от каждого конкретного случая. Для одних заявителей наилучшим и быстрым способом получения заработанных денег становится обращение в суд, для других - в Государственную инспекцию труда, третьим помогает личный авторитет Уполномоченного по правам человека, по ходатайству которого работодатель производит соответствующие выплаты. Во всех случаях гражданам оказываются консультации по трудовому законодательству.
К Уполномоченному по правам человека обратился гр. П. с заявлением о неисполнении решения Оймяконского суда от 16 декабря 2003 года о выплате задолженности по заработной плате.
П. сообщает о том, что он неоднократно обращался в адрес должника ГУП ЖКХ Оймяконского района с требованием погасить задолженность по заработной плате в размере 13 722 руб., а также проценты за задержку выплаты заработной платы в размере 37 178 руб., однако задолженность до сих пор не погашена. Как следует из представленных заявителем документов, а именно писем Службы судебных приставов, исполнительный лист в пользу П. был направлен конкурсному управляющему ГУП ЖКХ Оймяконского улуса Федорову С.Н. для исполнения.
Уполномоченный по правам человека направила запрос об обеспечении исполнения указанного исполнительного документа.
Нередки случаи нарушений трудовых прав граждан при начислении им заработной платы, а также коэффициентов и надбавок.
Так, поступила жалоба гр. К. в интересах гр. А., в которой указано, что бухгалтерией Жатайской больницы отказано в начислении гр. А. северных надбавок к заработной плате. А. является сиротой, воспитывался в детском доме. В течение двух лет работал на Жатайском ССРЗ, откуда впоследствии был уволен за прогулы. При увольнении в порядке, установленном трудовым законодательством, ему была выдана справка о надбавках в размере 80 %. В настоящее время, в соответствии с записью в трудовой книжке, А. является подсобным рабочим Жатайской больницы. Как видно из жалобы, бухгалтерия больницы отказывает А. в начислении северных надбавок в связи с тем, что он был уволен с предыдущей работы за прогулы, однако на письменные заявления гражданина разъяснить мотивы отказа, письменных ответов не представляет.
В Разъяснении Минтруда РФ от 16 мая 1994 г. N 7 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия" (утв. постановлением Минтруда РФ от 16 мая 1994 г. N 37), были внесены изменения от 17 июня 2003 г., 26 мая, 12 декабря 2006 г., в соответствии с которыми увольнение за прогул более не является основанием для отказа в суммировании соответствующего трудового стажа независимо от сроков перерыва в работе.
Уполномоченным по правам человека был направлен запрос в Жатайскую больницу с просьбой восстановить нарушенное право А. на получение северной надбавки в соответствии с действующим законодательством, обеспечить перерасчет невыплаченных денежных сумм за период работы А. в Жатайской больнице.
Как показывает практика, наибольшее количество нарушений трудовых прав граждан происходит при увольнении.
Согласно ст. 391 ТК РФ, трудовые споры о восстановлении на работе, независимо от оснований увольнения, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате времени вынужденного прогула либо выплате разницы в заработной плате за время вынужденного прогула рассматриваются непосредственно в суде.
Прокурорские работники, государственные инспекторы труда, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления также вправе предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания о восстановлении нарушенных прав работника.
В подобных случаях важное значение по повышению эффективности защиты трудовых прав граждан приобретает системный подход и совместные мероприятия всех государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства.
Благодаря взаимодействию Уполномоченного по правам человека с вышеуказанными контрольно-надзорными органами находят разрешение вопросы, которые для работника, на первый взгляд, представляются неразрешимыми.
Так, рассмотрено коллективное обращение о фактах нарушения трудового законодательства, а именно о незаконном увольнении, со стороны директора Тойбохойского детского дома Е. Ранее по аналогичной жалобе Уполномоченным по правам человека был направлен запрос в Прокуратуру Сунтарского района для принятия мер прокурорского реагирования по изложенным в обращении фактам. В адрес Уполномоченного по правам человека поступил ответ прокурора, согласно которому начальнику СО при Сунтарском РОВД направлено указание прокурора района о том, что при необходимости и имеющихся обстоятельствах, установленных законом, применить в отношении директора детского дома Е. требования ст. 114 УПК РФ - временное отстранение от должности. Кроме того, прокурор указывает на необходимость письменной фиксации увольнения - записи в трудовую книжку, приказа об увольнении, которые должны быть представлены со стороны заявителей в прокуратуру.
В связи с изложенным Уполномоченный по правам человека направила запрос в Прокуратуру РС (Я) о принятии конкретных мер по изложенным обстоятельствам.
На прием подошел гр. Е., инвалид II группы, 45 лет. По словам заявителя, его привели к Уполномоченному по правам человека полное отчаяние и безысходность. Не с жалобой на государственные органы или чиновников обратился гражданин, а с мольбой о помощи, т.к. он оказался практически за чертой существования. В молодости гр. Е. был подающим надежды боксером, со сборной Якутии объехал всю страну, в соревнованиях занимал первые места. Но на самом взлете карьеры, когда ничто не предвещало беды, по халатности врачей, лишился ноги. Казалось бы, ситуация должна была его сломить - остаться без работы с молодой женой и ребенком на руках, не имея другой профессии, кроме спорта. Но он не сдался, открыл свое дело по обработке дерева, на его частном предприятии трудились инвалиды, обеспечивали себя полностью, мастерская процветала. В 1997 году Е., как добившегося высоких показателей в бизнесе, инвалида-работодателя, реабилитировавшего не только себя, но и еще нескольких человек, показавшего пример воли к жизни, пригласили с группой экономистов из Якутска в Канаду для обмена опытом. Конечно, все в развитой Канаде удивляло и даже шокировало, высокий социальный уровень, занятость населения, обеспечение всех условий для развития малого предпринимательства. Молодого предпринимателя из Якутии заметили и канадские коллеги, пригласили жить и работать, обещали помочь на первых этапах, но воспитанный в Советском Союзе Е., памятуя о том, что и дома дела идут не плохо, а на иждивении еще двое престарелых родителей, отказался. Вернувшись домой, с новой силой принялся за работу. Да вот незадача, приглянулся кому-то из чиновников участок в центре города, который занимала небольшая деревообрабатывающая мастерская инвалидов. Уговорить переехать "по-хорошему" не получилось, и одним утром Е. обнаружил, что на месте любимого детища остались одни угли. Долго длились судебные тяжбы, но доказать чью-либо причастность к пожару не удалось, как не удалось и восстановить с нуля в новых рыночных условиях успешный когда-то бизнес. Как говорил сам Е., долго он не сдавался, все боролся с чиновниками, пытаясь доказать им и себе, что нельзя так обращаться с людьми, потом начал просить поддержки, но и это не помогло. На протяжении последних лет семья Е. жила на мизерном пособии по инвалидности, на иждивении малолетний сын. Из изложенного явственно следует, что в республике отсутствуют программы помощи обанкротившимся предпринимателям, ведь зачастую и здоровый человек может оказаться за чертой бедности из-за кабальных банковских процентов, либо гибели или порчи имущества. Предлагаю Министерству развития предпринимательства и туризма РС (Я) разработать программу поддержки обанкротившихся индивидуальных предпринимателей.
В заключение, хотелось бы отметить, что для обеспечения реализации трудовых прав работников необходимо преодолевать разрыв между законодательными гарантиями трудовых прав и фактическими возможностями по их реализации.
Поскольку работник является наиболее слабозащищенной стороной трудовых отношений, особую значимость приобретает повышение эффективности государственной и общественной защиты его трудовых прав.
В этих целях возникает необходимость в более активном применении со стороны контролирующих органов системы мер, направленных на выявление нарушений трудового законодательства и своевременное их пресечение.
Предложения в адрес органов власти:
- Государственной инспекции труда в РС (Я) - обратить внимание и принимать строгие меры по жалобам граждан в связи с невыплатой заработной платы, при решении задач более активно использовать СМИ для быстрого информирования работодателей и работников о положительной и особенно отрицательной практике в сфере трудового законодательства.
- Управлению федеральной службы судебных приставов по РС (Я) принять меры по обращениям граждан в связи с неисполнением решений судов, вытекающим из трудовых правоотношений (напр. выплата задолженности по заработной плате).
- Саморегулируемым организациям арбитражных управляющих - обратить внимание на невыплату задолженности по заработной плате работникам, уволенным с предприятий-банкротов, обеспечить своевременное и полное погашение указанной задолженности.
- Управлению федеральной миграционной службы по РС (Я) - уделить дополнительное внимание иностранным гражданам, получившим трудовую визу, обеспечить регистрацию указанных лиц в обязательном порядке, разработать механизм контроля за работодателем для обеспечения трудовых прав иностранных граждан, решить вопрос об открытии дополнительных отделений по выдаче трудовых виз в районах республики, где имеется наибольший приток иностранных трудовых мигрантов.
- Управлению федеральной службы исполнения наказаний по РС (Я) - обеспечить соблюдение действующего законодательства об охране труда в учреждениях УФСИН, проконтролировать своевременную выдачу специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты, обратить внимание на порядок установления несовершеннолетним осужденным продолжительности рабочего времени и порядка предоставления отпусков, установить, какое количество заключенных обеспечено оплачиваемой работой, добиться высокой занятости осужденного контингента, выплаты своевременной и отвечающей требованиям законодательства оплаты труда.
Самим работникам организаций всех форм собственности, в современных экономических условиях труда, необходимо не только хорошо знать свои трудовые права, но и энергичнее использовать различные способы защиты своих прав: создавать профсоюзы, аргументировано ставить свои требования, в т. ч. в коллективные договоры, во всех случаях нарушения прав обращаться в КТС, профком предприятия, если не получается - в трудовую инспекцию, вышестоящие профсоюзы, Уполномоченному по правам человека, подавать иски в суды.
При этом следует иметь в виду, что установленная законом ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, является одной из существенных гарантий защиты трудовых прав работников от произвола и нарушений со стороны работодателя, которому всего лишь необходимо обеспечить на предприятиях, в организациях соблюдение трудового законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.