Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 мая 2000 г. N Ф03-А59/00-1/767
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 июня 2008 г. N Ф03-А59/08-1/1712
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальной собственностью г. Южно-Сахалинска и Администрации г. Южно-Сахалинска на решение от 06.12.99 г., постановление от 09.03.2000 г. по делу А59-3893/99-С11 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску Администрации г. Южно-Сахалинска, Комитета по управлению муниципальной собственностью г. Южно-Сахалинска к ОАО "Сахалинэнерго", Комитету администрации Сахалинской области по управлению госимуществом, 3-и лица: МП "Городские тепловые сети, МП "Тепловые сети" о признании недействительным включение в план приватизации и об истребовании имущества.
Администрация г. Южно-Сахалинска и Комитет по управлению государственным имуществом г. Южно-Сахалинска обратились в суд с иском о признании недействительным включение в план приватизации открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" объектов инженерной инфраструктуры г. Южно-Сахалинска, применении последствий недействительности ничтожной сделки, передаче имущества в муниципальную собственность.
Впоследствии истцы в порядке ст. 37 АПК РФ изменили исковые требования, просили признать недействительным решение Сахалинского областного комитета по управлению государственным имуществом от 15.06.99 г. N 214 в части включения в план приватизации ПОЭ и Э "Сахалинэнерго" объектов инженерной инфраструктуры в количестве 723 объектов, согласно приложений NN 1, 2, 3, в том числе:
- 348 объектов линий электропередач от трансформаторных подстанций на 6 листах;
- 147 объектов трансформаторных подстанций на 3 листах;
- 13 объектов тепловых сетей на 2 листах и применении последствий недействительности ничтожной сделки, передаче имущества в муниципальную собственность. Свои требования мотивировали тем, что спорное имущество является муниципальной собственностью и не подлежало приватизации государственным предприятием ПОЭ и Э "Сахалинэнерго".
Решением суда от 06.12.99 г. в иске отказано по тем основаниям, что спорное имущество не отнесено в установленном порядке к муниципальной собственности и истцом пропущен срок исковой давности, установленный для признания оспоримой сделки недействительной и применении последствий ее недействительности.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.03.2000 г. решение суда оставлено без изменений в связи с недоказанностью факта приватизации ответчиком муниципального имущества и отсутствии у истцов материального права на предъявление иска.
Не согласившись с судебными актами, Администрация города Южно-Сахалинска и Комитет по управлению муниципальной собственностью города Южно-Сахалинска подали кассационную жалобу, в которой предлагается отменить решение и постановление и принять новое решение об удовлетворении исковых требований ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права.
По мнению истцов, выводы судебных инстанций о том, что спорные объекты инженерной инфраструктуры входили в состав имущества ответчика и не могли быть отнесены к инженерной инфраструктуре города, документально не подтверждены.
Судом не принято во внимание, что строительство спорных объектов осуществлялось за счет общих капвложений при долевом участии УКСа Южно-Сахалинского горисполкома, а также предприятий и организаций, расположенных на территории города, они предназначались для развития энергетических источников города Южно-Сахалинска и обеспечения жизнедеятельности муниципального образования и приняты в эксплуатацию как специализированные объекты согласно решению Южно-Сахалинского горсовета от 05.02.91 г. N 137.
Истцы также полагают, что сделка в части приватизации и включения в уставный капитал ОАО "Сахалинэнерго" объектов инженерной инфраструктуры, расположенных на территории города Южно-Сахалинска, ничтожна с момента ее совершения как несоответствующая требованиям закона по ст. 168 ГК РФ, в связи с чем должен применяться срок исковой давности, предусмотренный п. 1 ст. 181 ГК РФ, то есть 10 лет.
В судебном заседании кассационной инстанции представители истца поддержали доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Надлежащим образом извещенные ответчики и третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили, в судебном заседании кассационной инстанции участие не принимали.
Изучив доводы кассационной жалобы, представителей истцов и проверив материалы дела, судебная коллегия считает необходимым судебные акты отменить по основанию п. 2 ст. 176 АПК РФ.
Доводы судебных инстанций об отсутствии нарушений закона при утверждении Сахалинским областным комитетом по управлению государственным имуществом плана приватизации ПОЭ и Э "Сахалинэнерго" в части объектов инженерной инфраструктуры города, не соответствуют материалам дела и законодательству.
Установлено, что в качестве основания исковых требований истцы указали на включение в план приватизации ОАО "Сахалинэнерго" объектов городской инженерной инфраструктуры в нарушение Постановления Верховного Совета РСФСР от 27.12.91 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности", в результате чего акционерное общество незаконно получило в свою собственность объекты электро-, теплоснабжения города Южно-Сахалинска. Областной комитет по управлению имуществом без согласования перечня приватизируемого имущества с администрацией города провел приватизацию ПОЭ и Э "Сахалинэнерго", включив в состав приватизируемого имущества 723 объекта, которые должны быть переданы в муниципальную собственность.
Приватизация предприятий электроэнергетического комплекса осуществлялась в соответствии с Законом РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации от 14.08.92 г. N 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества", от 15.08.92 г. N 923 "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации", от 05.11.92 г. N 1334 "О реализации в электроэнергетической промышленности Указа Президента Российской Федерации от 14.08.92 г. N 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеются в виду Указы Президента РФ N 922, N 923, N 1334
На основании указанных законодательных актов распоряжением Госкомимущества России от 22.02.93 г. N 331-р определен порядок преобразования в акционерные общества производственных объединений и предприятий, ранее входивших в структуру производственных объединений.
Пунктом 1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.91 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность объекты инженерной инфраструктуры" (за исключением входящих в состав имущества предприятий) отнесены к объектам муниципальной собственности.
Выводы судебных инстанций о том, что спорные объекты входили в состав имущества ПОЭ и Э "Сахалинэнерго" и не относятся к инженерной инфраструктуре города, в связи с чем интересы собственника муниципального имущества приватизацией 723 объектов не нарушены, документально не подтверждены.
При рассмотрении спора суд неполно исследовал вопросы о том, для теплоэлектроснабжения каких объектов строились 348 линий электропередач, 147 трансформаторных подстанций и 13 тепловых сетей, какие объекты они обслуживают.
План приватизации производственного объединения энергетики и электрификации "Сахалинэнерго", по которому в состав имущества созданного на его основе акционерного общества были включены 723 спорных объекта, утвержден Сахалинским областным Комитетом по управлению государственным имуществом 15.06.1993 г. В этот период действовала Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год. Пунктом 2.1.20 этой программы была запрещена приватизация объектов электро-, теплоснабжения, относящихся к объектам инженерной инфраструктуры городов.
Поскольку между сторонами имеется спор о том, законно ли включены 723 объекта электро-, теплоснабжения в план приватизации ПОЭ и Э "Сахалинэнерго", выводы суда о том, что они не относились к муниципальной собственности не обоснованны.
Выводы суда об отсутствии факта приватизации муниципального имущества опровергаются пунктом 1 протокола технического совещания (л.д. 16-17 т. 1).
Распоряжением Госкомитета РФ по управлению госимуществом от 27.01.93 г. N 135-р поручено Комитетам по управлению муниципальным имуществом составить перечни предприятий для организации процедуры передачи их в муниципальную собственность, включив в них объекты, находящиеся на балансе приватизируемых предприятий федеральной собственности, в том числе объекты инженерной инфраструктуры городов, районов, электро-, теплоснабжения.
Письмом от 05.04.93 г. N 18.535 ПОЭ и Э "Сахалинэнерго" сообщил Комитету по управлению государственным имуществом об отсутствии в составе объектов инженерной инфраструктуры городов, передаваемых в муниципальную собственность, чем ввел Комитет в заблуждение.
Согласно п. 3 Пленума Высшего арбитражного Суда РФ от 25.02.98 г. N 8 при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в реестр или перечень объектов федеральной, государственной или муниципальной собственности, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N 1, 2, и 3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.91 г. N 3020-1.
В этой связи ошибочен вывод суда об отсутствии прав у Администрации г. Южно-Сахалинска и Комитета по управлению муниципальной собственностью оспаривать законность приватизации спорного имущества.
Судом не определен способ приватизации, предусмотренный законодательством о приватизации, не исследовалось, в чем выражена сделка приватизации.
Сделки купли-продажи недвижимости по результатам приватизации государственного имущества, в зависимости от оснований для признания их недействительными могут быть ничтожными либо оспоримыми.
Поскольку основанием заявленного иска является несоответствие сделки приватизации закону и иным правовым актам и, как следствие этого, ее ничтожность, суд обязан был рассмотреть по существу требование Комитета по управлению муниципальной собственностью о применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Следовательно, судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права и в связи с чем судебные акты подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение для полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, имеющих существенное значение для разрешения спора, а кассационная жалоба истцов подлежит удовлетворению.
При новом рассмотрении спора суду также следует отнести государственную пошлину по кассационной жалобе на лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 95 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 06.12.99 г., постановление от 09.03.2000 г., по делу N А59-3893/99-С11 Арбитражного суда Сахалинской области отменить и передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 мая 2000 г. N Ф03-А59/00-1/767
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании