Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Попов Г.В.,
при секретаре Кулагиной Т.И,
рассмотрев дело по жалобе Кривушина Е.А, "... " работавшего ранее первым заместителем генерального директора - исполнительным директором ОАО "Стройкерамика", "... " ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,
на решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 19 февраля 2018 года, вынесенное по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл - заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл от 11 января 2018 года N 1 Кривушину Е.А. назначено административное наказание в виде штрафа в размере десяти тысяч рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Кривушин Е.А. подал в суд жалобу на данное постановление, указывая на отсутствие события административного правонарушения, а в случае его установления - малозначительность административного правонарушения.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 19 февраля 2018 года данное постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба Кривушина Е.А. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,
Кривушин Е.А. просит вышеуказанные акты отменить, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения, а в случае установления его признаков просит признать административное правонарушение малозначительным.
На рассмотрение дела в суд второй инстанции Кривушин Е.А, извещенный судебной повесткой, не явился, своего защитника не направил.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6, частью 3 статьи 30.9, частью 2 статьи 30.10 КоАП РФ дело по жалобе (протесту прокурора) проверяется в полном объеме, судья вышестоящего суда не связан доводами жалобы (протеста прокурора).
Выслушав объяснения представителей Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл Рыбаковой Т.В, Модина В.Е, возражавших против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, административный материал N "... ", прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, материалов административного производства N "... ", по результатам плановой выездной проверки в отношении ОАО "Стройкерамика", выполненной Управлением Росприроднадзора по Республике Марий Эл в период с 14 ноября 2017 года по 11 декабря 2017 года, выявлено нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления при осуществлении производственной деятельности данным обществом.
В частности, были выявлены следующие нарушения:
не представлен в Управление Росприроднадзора по Республике Марий Эл в установленный законом срок технический отчет по обращению с отходами за период с 17 февраля 2016 года по 17 февраля 2017 года;
не представлена в Управление Росприроднадзора по Республике Марий Эл декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, за 2016 год;
не представлена отчётность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, за 2016 год;
не представлена форма расчёта суммы экологического сбора за 2016 год.
Из материалов и обстоятельств дела следует, что деятельность ОАО "Стройкерамика" по обращению с отходами включает в себя накопление отходов, временное складирование собственных отходов I - V классов опасности, образующихся в результате производственной деятельности, в целях их дальнейшей утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; сбор отходов V класса опасности, а также транспортирование собственных отходов IV - V класса опасности в соответствии с лицензией N "... " от 25 января 2016 года, выданной Управлением Росприроднадзора по Республике Марий Эл. Деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - V класса опасности общество не осуществляет, собственных объектов размещения отходов не имеет.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Согласно пунктам 1, 2, 4, 5 статьи 18 названного Федерального закона нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом. Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 5 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года N 50, установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на сновании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 названного Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет, при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - технический отчет). Технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Данный технический отчет за период с 17 февраля 2016 года по 17 февраля 2017 года предоставлен ОАО "Стройкерамика" 1 июня 2017 года, то есть с существенным пропуском установленных законодательством 10 рабочих дней, где последним сроком представления отчетности являлась дата 7 марта 2017 года.
Согласно пункту 1 статьи 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее - производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.
Как следует из пунктов 2, 7, 9, 16, 17 статьи 24.2 названного Федерального закона, Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом возможных социально-экономических последствий, а также уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, связанного с утратой потребительских свойств такими товарами. Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона. Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной: со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации; со дня уплаты экологического сбора. Порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
При проведении проверки установлено, что отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, за 2016 год ОАО "Стройкерамика" в срок до 1 апреля 2017 года в Управление Росприроднадзора по Республике Марий Эл не представлена.
Согласно пунктам 1, 3, 5, 6 статьи 24.5 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, указанных в пункте 12 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом. Экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки. Ставка экологического сбора формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства. В ставку экологического сбора может включаться удельная величина затрат на создание объектов инфраструктуры, предназначенных для этих целей. Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу готового товара или на количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.
При проведении проверки установлено, что форма расчёта суммы экологического сбора за 2016 год ОАО "Стройкерамика" в Управление Росприроднадзора по Республике Марий Эл не представлена.
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" целью установления нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение является предотвращение негативного воздействия на окружающую среду в результате деятельности хозяйствующих субъектов, связанной с образованием отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 года N 1417 утверждено Положение о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки".
Названное Положение устанавливает порядок декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2015 года N 1886-р, действовавшим на момент совершения административного правонарушения (пункт 1). Названным Положением не предусмотрено разделение видов упаковки товаров на возвратную и невозвратную, а также возможное многократное использование упаковки.
В соответствии с названным Положением Декларация представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом (пункт 10).
В Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2015 года N 1886-р, входит группа N 9 "Тара деревянная" - поддоны деревянные, включая поддоны с бортами. Щиты прочие деревянные погрузочные.
ОАО "Стройкерамика" использует упаковку из группы N 9 "Тара деревянная". При реализации произведенной керамической продукции обществом используется деревянная тара (деревянные поддоны) для упаковки и транспортировки продукции заказчику.
Соответственно, выведенная из оборота тара деревянная, используемая при реализации продукции, не является отходом: прочая продукция из натуральной древесины утратившая потребительские свойства, незагрязненная (код по ФККО 40419000515), что подтверждается проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) и техническим отчетом за 2016 год.
Таким образом, ОАО "Стройкерамика" за 2016 года в срок до 1 апреля 2017 года не представило в Управление Росприроднадзора по Республике Марий Эл декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации за 2016 год.
Доводы жалобы об отсутствии события административного правонарушения со ссылкой на использование обществом упаковки из группы N 9 "Тара деревянная" с последующей утилизацией выведенных из оборота поддонов как отхода приводились при рассмотрении дела должностным лицом административного органа, судьей суда первой инстанции и получили правильную оценку в обжалуемых актах, как не основанные на нормах законодательства об отходах производства и потребления.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с приказом от 30 декабря 2014 года N 282 первый заместитель генерального директора ОАО "Стройкерамика" Кривушин Е.А. назначен ответственным должностным лицом за организацию и осуществление производственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами на предприятии.
Согласно трудовому договору на исполнение обязанностей первого заместителя генерального директора - исполнительного директора ОАО "Стройкерамика" от 28 декабря 2012 года Кривушин Е.А. обязан осуществлять производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха и недропользования; руководить мероприятиями по предотвращению вредного воздействия производства на окружающую среду.
Событие, состав административного правонарушения, вина Кривушина Е.А. в его совершении подтверждаются кроме вышеуказанных доказательств совокупностью следующих доказательств: протокол об административном правонарушении от 28 декабря 2017 года N "... "; акт проверки от 11 декабря 2017 года N "... "; письменные объяснения Кривушина Е.А. от 4 января 2018 года; протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 23 ноября 2017 года; сведения о закупе возвратных (б/у) поддонов, приобретенных ОАО "Стройкерамика" в период с 1 января 2017 года по 11 декабря 2017 года; технический отчет по обращению с отходами за 2016 год от 1 июня 2017 года; приказ от 17 февраля 2016 года N 48-п "Об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение"; документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год.
Вышеуказанные действия (бездействие) Кривушина Е.А. квалифицированы должностным лицом административного органа и судьей суда первой инстанции как нарушение вышеуказанных актов об охране окружающей среды, образующее состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Доводы стороны Кривушина Е.А. о малозначительности вмененного административного правонарушения судьей суда первой инстанции проверены и обоснованно признаны несостоятельными.
Со ссылкой на статью 2.9 КоАП РФ, разъяснения судебной практики, изложенные в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в обжалуемом решении правильно указано, что с учетом существенности допущенного нарушения, создавшего угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц и окружающей среде в результате несоблюдения экологических требований при обращении с отходами производства и потребления людей, совершенное Кривушиным Е.А. административное правонарушение не может быть признано малозначительным.
Административное наказание назначено должностным лицом в пределах санкции статьи 8.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, личности виновного, наличие смягчающего ответственность обстоятельства - административный штраф в минимальном размере.
Дело рассмотрено должностным лицом, судьей суда первой инстанции с соблюдением правил подведомственности и подсудности дел об административных правонарушениях. При производстве по делу порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности, принцип презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не были нарушены.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения судьи суда первой инстанции, постановления должностного лица административного органа не имеется, жалоба оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 19 февраля 2018 года, которым оставлено в силе постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл - заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл от 11 января 2018 года N 1, оставить без изменения, жалобу Кривушина Е.А. - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья Г.В. Попов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.