Верховный Суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Имансакиповой А.О,
при секретаре - Володиной Е.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муслимовой З.П. к Правительству Республики Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
установил:
Муслимова З.П, действуя через представителя по доверенности Вяткину О.В, обратилась в суд с административным исковым заявлением к Правительству Республики Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, в размере рыночной стоимости. Административные исковые требования мотивированы тем, что Муслимовой З.П. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером N, площадью 27921 +/- 1462 кв.м, расположенный по адресу: "адрес". Арендная плата за пользование данным земельным участком рассчитывается исходя их размера его кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 4 618 971 рубль 03 копейки. Установленная кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость и является недостоверной. Согласно отчету об оценке N02-01/2114-18 от 25.10.2018 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 21.11.2012 года составила 2 178 100 рублей. В связи с этим, ссылаясь на нормы КАС РФ, Федерального закона от 29.07.1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", просит установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель Муслимовой З.П. Вяткина О.В. поддержала заявленные административные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель Правительства Республики Алтай Киселева Т.В. не возражала относительно удовлетворения административного искового заявления.
Представитель Администрации МО "Майминский район", представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились.
Изучив материалы административного дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в административном деле, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Как разъяснено в абзаце 5 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела, Муслимовой З.П. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером N, площадью 27921 +/- 1462 кв.м, находящийся в собственности Республики Алтай, расположенный по адресу: "адрес".
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 25.07.2018 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена по состоянию на 21.11.2012 года и определена в размере 4 618971 рубля 03 копеек.
Из представленного административным истцом отчета об оценке ООО "СФ "РЭТ-Алтай" N02-01/2114-18 от 25.10.2018 года следует, что по состоянию на 21.11.2012 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", составляет 2 178 100 рублей.
Данный отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка содержит подробное описание проведенного исследования, соответствующие ему выводы и ответ на поставленный вопрос. Выводы эксперта о рыночной стоимости земельных участков сделаны на основе сравнительного подхода с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах в Республике Алтай, опубликованных в периодических печатных изданиях и в сети "Интернет", с применением корректирующих коэффициентов. По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов экспертом произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей рынка недвижимости в конкретном районе в соответствующий период, социально-географического положения Республики Алтай, с проведением анализа рынка коммерческой недвижимости района и влияния общей политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации на рынок оцениваемого объекта.
Лицо, составившее отчет о рыночной стоимости объектов недвижимости, - Черепанова З.А. соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам: имеет специальное образование, квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, длительный стаж работы в оценочной деятельности, гражданская ответственность застрахована в СПАО "Ингосстрах" по 20.12.2018 года.
Таким образом, отчет об оценке N02-01/2114-18 от 25.10.2018 года соответствует Федеральному закону 29 июля 1998 года от N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральному стандарту оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N297, Федеральному стандарту оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N299, Федеральному стандарту оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N298, Федеральному стандарту оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденному приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N611. В связи с изложенным суд признает данный отчет об оценке допустимым и достоверным доказательством действительной рыночной стоимости земельного участка.
Доказательств того, что рыночная стоимость данного объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в отчете оценщика, не представлено. Возражений относительно формы и содержания отчета от лиц, участвующих в деле, не поступало. Суду не представлено доказательств несоответствия отчета требованиям действующего законодательства, представителями административных соответчиков и заинтересованных лиц не заявлено ходатайство о проведении судебной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости земельного участка.
Таким образом, определенная в отчете об оценке рыночная стоимость предоставленного административному истцу в аренду земельного участка является ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости указанного земельного участка, что затрагивает права и обязанности Муслимовой З.П. как арендатора земельного участка, арендная плата за который рассчитывается исходя из кадастровой стоимости.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью, внесенной в государственный кадастр недвижимости по результатам государственной оценки земель, и рыночной стоимостью земельного участка, определенной в отчете об оценке на ту же дату, оценив представленные доказательства, в том числе отчет об оценке, суд полагает, что административное требование Муслимовой З.П. подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 176, 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Муслимовой З.П. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Правительству Республики Алтай об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, поданное в суд 20 ноября 2018 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования: для строительства туристического комплекса, с кадастровым номером N, площадью 27921 +/- 1462 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 21 ноября 2012 года, в размере его рыночной стоимости - 2178100 (два миллиона сто семьдесят восемь тысяч сто) рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.О. Имансакипова
Мотивированное решение составлено 07 декабря 2018 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.