Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего Хапачевой Р.А,
судей Аутлева Ш.В. и Богатыревой Е.В,
при секретаре судебного заседания Керашеве Т.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика администрации МО "Яблоновское городское поселение" по доверенности Метревели А.Т. на решение Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
административное исковое заявление Басто Л.М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по "адрес", Администрации муниципального образования "Яблоновское сельское поселение", при заинтересованном лице Комитете Республики Адыгея по имущественным отношениям об установлении размера кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки кадастровую стоимость соответствующую рыночной земельного участка с кадастровым номером N площадью 5008 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", пгт. Яблоновский, "адрес", в размере "данные изъяты" рублей.
Датой обращения с заявлением об установлении размера кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости с кадастровым номером "данные изъяты" считать дату обращения Басто Л.М. в Верховный суд Республики Адыгея - ДД.ММ.ГГГГ.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Заслушав доклад судьи Хапачевой Р.А, объяснения представителя истца Басто Л.М. по доверенности Пономарева Г.И, считавшего решение суда законным и обоснованным, мнения представителя заинтересованного лица Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям по доверенности Ожева Р.А, полагавшего, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Басто Л.М. обратилась в Верховный суд Республики Адыгея с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 5008 кв.м, с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", пгт. Яблоновский, "адрес" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты". на основании отчета от ДД.ММ.ГГГГ за N, подготовленного ООО "Южная независимая оценочная компания". При этом ссылается на то, что она является арендатором указанного земельного участка. Несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика арендной платы, расчет которой осуществляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденной в установленном порядке. Считает, что её права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
В судебном заседании в ходе рассмотрения дела представитель административного истца Пономарев Г.И. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований Басто JI.M.
От представителя административного ответчика филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея поступило ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя. Также, в ходатайстве указано, что административный ответчик оставляет решение на усмотрение суда.
Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея и Администрации муниципального образования "Яблоновское сельское поселение" надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с вышеназванным решением, представитель администрации МО "Яблоновское городское поселение" по доверенности Метревели А.Т. подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить полностью решение Верховного суда Республики Адыгея от 17.09.2018 и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных исковых требований Басто Л.М, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права. В обоснование своих доводов указывает на то, что при вынесении решения суд первой инстанции пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: "данные изъяты", расположенного по адресу РА, Тахтамукайский район, пгт. Яблоновский, ул. Дорожная, 232 б завышена и подлежит изменению в соответствии с требованиями истца. Также указал о недостоверности отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка в виду составления данного отчета с нарушениями федеральных стандартов оценки. Полагает, что государственная кадастровая оценка была выполнена в соответствии с законом. В свою очередь отчет N 18 -153 об оценке объекта недвижимого имущества: земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" составленный ООО "Южная независимая оценочная компания" существенно занижает рыночную стоимость объекта по сравнению с другими участками, расположенными в районе вышеуказанного имущества. Утверждает, что вышеуказанный отчет об оценке не соответствует требованиям Методических указаний о государственной кадастровой оценке. Считает, что использование экспертным учреждением информации, не отвечающей требованиям достаточности и достоверности, привели к необоснованному искажению рыночной стоимости объекта оценки, и не подтверждают обоснованность представленной в отчете стоимости, поскольку данный отчет составлен с нарушениями федеральных стандартов оценки.
Суд не принял во внимание, что решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 05.09.2018 был удовлетворен в полном объеме иск администрации МО "Яблоновское городское поселение" к главе крестьянского фермерского хозяйства Басто Л.М. о взыскании задолженности по договору аренды и расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым номером: "данные изъяты" расположенного по адресу "адрес" Данное решение лишает предмета спора административное исковое заявление Басто Л.М. к администрации МО "Яблоновское городское поселение".
Возражения на апелляционную жалобу представитель Басто Л.М. по доверенности Пономарева Г.И. просит решение Верховного суда республики Адыгее от 17.09.2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации МО "Яблоновское городское (ошибочно указанное сельское) поселение - без удовлетворения.
Выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании договора аренды земельного участка N 45 от 01 декабря 2016 года, Басто Л.М. является арендатором земельного участка общей площадью 5008кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу "адрес"
Из приложения N 1 к договору аренды следует, что расчет арендной платы произведен в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 02.04.2008 года N 56 "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 02.04.2008 N 56 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов" размер арендной платы за использование земельных участков, предоставленных в пользование на условиях договора аренды, исчисляется в процентном отношении от кадастровой стоимости земельных участков.
Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 25.11.2016 N 276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Адыгея" утверждена кадастровая стоимость и удельные показатели кадастровой стоимости земель Республики Адыгея по состоянию на 01 января 2016 года.
По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка, общей площадью 200 кв.м. с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", была утверждена в размере "данные изъяты" рублей, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости Филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по "адрес".
Согласно статьей 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Полагая кадастровую стоимость арендуемого земельного участка завышенной и реализуя право, закрепленное частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ, административный истец представил отчет об оценке земельного участка - Отчет об определении рыночной стоимости объекта оценки N, составленный ФИО2 экспертом ООО "Южная независимая оценочная компания" ФИО8, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет "данные изъяты". рублей.
При составлении данного отчета оценщик руководствовался положениями Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ N 297 от 20.05.2015, Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ N 298 от 20.05.2015, Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 299 от 20.05.2015, Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611, Стандартов и правил оценочной деятельности, обязательных к применению специалистами-оценщиками, являющимися членами Саморегулируемой организации оценщиков, ассоциации "Межрегиональный Союз Оценщиков" (СРО Ассоциация "МСО"), утверждены наблюдательным советом ассоциации "МСО", протокол N 19 от 11.07.2016.
Давая оценку представленным доказательствам, в мотивировочной части решения Верховный суд РА пришел к правомерному выводу о том, что отчет об оценке в силу статьи 3 Федерального закона N 135-ФЗ является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, он соответствует федеральным стандартам оценки, вследствие чего признан допустимым доказательством.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, Верховный суд республики Адыгея исходил из того, что кадастровая стоимость арендуемого земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости на основании Отчета N 18-153, выполненного экспертом-оценщиком ООО "Южная независимая оценочная компания" Красюк И.Е, то есть в размере "данные изъяты"
Судебная коллегия находит указанные выводы Верховного суда РА законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Довод апелляционной жалобы о том, что рыночная стоимость земельного участка, определенная в отчете оценщика, существенно занижена по отношению к кадастровой стоимости, является необоснованным, поскольку при рассмотрении дела Верховным судом РА представителями административных ответчиков и заинтересованных лиц рыночная стоимость земельного участка, определенная оценщиком в отчете, по существу не оспаривалась.
Кроме того, поскольку от лиц, участвующих в деле не поступило мотивированных возражений относительно правильности определения рыночной стоимости данного земельного участка, в отчете представленном истцом, не были представлены доказательства иной рыночной стоимости этого участка, а также не было заявлено ходатайств о назначении судебной оценочной экспертизы, указанный отчет об определения рыночной стоимости земельного участка был положен в основу решения суда по настоящему делу.
Ссылка заявителя на несоответствие Отчета, который был судом взят за основу при определении рыночной стоимости, Методическим рекомендациям, несостоятелен.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Согласно ст. 11 названного Федерального закона итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, составленный в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При вынесении решения Верховный суд РА, учел что в силу предписаний статьи 12 ФЗ N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Из представленного заявителем Отчета об оценке от 25.05.2018 выполненного профессиональным экспертом-оценщиком ООО "Южная независимая оценочная компания" Красюк И.Е. следует, что рыночная стоимость земельного участка составляет "данные изъяты" руб.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Заинтересованные лица, участвующие в деле, считая, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, каких-либо доказательств, опровергающих установленный в представленном заявителем отчете размер рыночной стоимости земельного участка, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, не представили.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы о том, что суд не принял во внимание, что решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 05.09.2018 был удовлетворен в полном объеме иск администрации МО "Яблоновское городское поселение" к главе крестьянского фермерского хозяйства Басто Л.М. о взыскании задолженности по договору аренды и расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым номером: "данные изъяты" расположенного по адресу "адрес" данное решение лишает предмета спора административное исковое заявление Басто Л.М. к администрации МО "Яблоновское городское поселение", несостоятельны и не могут являться основанием к отмене решения суда. Ппосле разрешения административного иска по настоящему делу у административного истца имеется возможность перерасчета арендной платы за прошлое время. Кроме этого, ответчиком не представлено сведений о том, что решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 05.09.2018 на момент вынесения решения Верховного суда Республики Адыгея от 17.09.2018 вступило в законную силу, в связи с чем оно не может быть принято во внимание при разрешении настоящего дела.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств и не влияют на законность принятого решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного суда Республики Адыгея от 17 сентября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика администрации МО "Яблоновское городское поселение" по доверенности Метревели А.Т. - без удовлетворения.
Председательствующий: Хапачева Р.А.
Судьи: Аутлев Ш.В. и Богатырева Е.В.
Копия верна:
судья Верховного суда
Республики Адыгея Р. А. Хапачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.