Верховный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - судьи Е.Н. Козырь,
при секретаре судебного заседания Е.С. Гречиной,
с участием:
представителя административного истца Басто ФИО11 Пономарева ФИО12,
представителя заинтересованного лица Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям Ожева Рустама Аскербиевича,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Басто Ларисы ФИО13 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Адыгея, Администрации муниципального образования "Яблоновское сельское поселение" при заинтересованном лице: Комитете Республики Адыгея по имущественным отношениям об установлении размера кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Басто ФИО14. обратилась в Верховный суд Республики Адыгея с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 5008 кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", пгт. Яблоновский, "адрес" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 1602760 рублей на основании отчета от ДД.ММ.ГГГГ N, подготовленного ООО "Южная независимая оценочная компания".
В обоснование исковых требований административный истец ссылается на то, что является арендатором указанного земельного участка. Несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика арендной платы, расчет которой осуществляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденной в установленном порядке. Административный истец Басто ФИО15 полагает, что её права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца Пономарев ФИО16. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям возражал против удовлетворения административных исковых требований Басто ФИО17.
От представителя административного ответчика филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея поступило ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя. При этом, в ходатайстве указано, что административный ответчик оставляет решение на усмотрение суда.
Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея и Администрации муниципального образования "Яблоновское сельское поселение" надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились.
С учетом надлежащего извещения не явившихся сторон о времени и месте судебного заседания, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных сторон.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 25.11.2016 N 276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Адыгея" утверждена кадастровая стоимость и удельные показатели кадастровой стоимости земель Республики Адыгея по состоянию на 01 января 2016 года.
По итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка, общей площадью 200 кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", была утверждена в размере 5558329,12 рублей, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости Филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Адыгея.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Указанный земельный участок передан административному истцу Басто ФИО18 в аренду на основании договора аренды земельного участка N от 01 декабря 2016 года.
Из приложения N 1 к договору аренды следует, что расчет арендной платы произведен в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 02 апреля 2008 года N 56 "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 02апреля 2008 года N 56 "О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов" размер арендной платы за использование земельных участков, предоставленных в пользование на условиях договора аренды, исчисляется в процентном отношении от кадастровой стоимости земельных участков.
Административный истец просит пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Распределяя бремя доказывания между сторонами, суд считает, что обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а если административные ответчики возражают против удовлетворения требований, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, административный истец Басто ФИО19 представила в суд отчет от 25 мая 2018 года, составленный ООО "Южная независимая оценочная компания".
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В связи с этим, Отчет об оценке как документ, содержащий сведения доказательственного значения, подлежит оценке по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона).
По результатам оценки сравнительным подходом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 5008 кв.м, расположенного по адресу ФИО1 Федерации, "адрес", пгт. Яблоновский, "адрес", по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет N.
При составлении данного отчета ФИО5 руководствовались положениями Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ N 297 от 20.05.2015, Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ N 298 от 20.05.2015, Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 299 от 20.05.2015, Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611, Стандартов и правил оценочной деятельности, обязательных к применению специалистами-оценщиками, являющимися членами Саморегулируемой организации оценщиков, ассоциации "Межрегиональный Союз Оценщиков" (СРО Ассоциация "МСО"), утверждены наблюдательным советом ассоциации "МСО", протокол N 19 от 11.07.2016.
Поскольку доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, нежели указано в представленном административным истцом отчете, который отвечает требованиям, предъявленным к подобного рода документам, содержит необходимые реквизиты, соответствует критериям относимости, допустимости и достоверности, не представлено, у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворении требовании административного истца Басто ФИО20 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета оценщика, на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость.
В ходе судебного заседания посредством факсимильной связи от представителя администрации муниципального образования "Яблоновское городское поселение" поступило ходатайство о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Адыгея от 05.09.2018, которым был удовлетворен в полном объеме иск Администрации муниципального образования "Яблоновское городское поселение" к главе крестьянского фермерского хозяйства Басто ФИО21 о взыскании задолженности по договору аренды и расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", пгт. Яблоновский, "адрес".
На основании указанного ходатайства представитель заинтересованного лица Ожев ФИО22. возражал против удовлетворения исковых требований Басто ФИО23
Согласно части 5 статьи 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полномочия представителей на ведение административного дела в суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со статьей 56 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе должно быть специально оговорено право представителя на осуществление основных процессуальных действий, а также право на их осуществление самостоятельно или с согласия представляемого лица.
Между тем, в материалах дела отсутствует доверенность, подтверждающая право Метревели ФИО24 на представление интересов Администрации муниципального образования "Яблоновское сельское поселение" по административному делу по административному исковому заявлению Басто ФИО25. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Адыгея, Администрации муниципального образования "Яблоновское сельское поселение" при заинтересованном лице: Комитете Республики Адыгея по имущественным отношениям об установлении размера кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.
При таких обстоятельствах, ходатайство Метревели ФИО26 не может быть разрешено в рамках указанного административного дела. Кроме того, к указанному ходатайству не приложено решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 05.09.2018.
Оценивая представленный административным истцом Басто ФИО27. отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, суд находит, что составленный отчет об оценке основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка.
По мнению суда, определенная в отчете итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; отчет оценщика базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в отчете приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; оценщиком проанализирован рынок недвижимости в районах идентичных району расположения объекта оценки; корректировки в отчете об оценке приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых оценщиком подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на 19 октября 2016 года.
Административными ответчиками и заинтересованными лицами каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности отчета об оценке и определенной в нем величины рыночной стоимости спорного объекта суду не представлено.
Проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого земельного участка сделано оценщиком на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 5008 кв.м, расположенного по адресу Российская Федерации, Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. Яблоновский, ул. Дорожная, 232б, по состоянию на 19.10.2016 должна быть установлена в размере N рублей, на основании отчета, подготовленного ООО "Южная независимая оценочная компания" от 25 мая 2018 года N 18-153.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, устанавливают, что сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
С административным исковым заявлением об установлении размера кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 октября 2016 года административный истец Басто ФИО28 обратилась в Верховный суд Республики Адыгея 06 июля 2018 года.
При таких обстоятельствах, установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 19 октября 2016 года применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании настоящего решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Басто ФИО29 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Адыгея, Администрации муниципального образования "Яблоновское сельское поселение", при заинтересованном лице Комитете Республики Адыгея по имущественным отношениям об установлении размера кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить по состоянию на 19 октября 2016 года на период с 1 января 2018 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки кадастровую стоимость соответствующую рыночной земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 5008 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", пгт. Яблоновский, "адрес", в размере N рублей.
Датой обращения с заявлением об установлении размера кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости с кадастровым номером N считать дату обращения ФИО4 в Верховный суд Республики Адыгея - 06 июля 2018 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21 сентября 2018 года.
Председательствующий подпись Е.Н. Козырь
Копия верна:
судья Верховного суда
Республики Адыгея Е.Н. Козырь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.