Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Белоногого А.В,
при секретаре Колоцей И.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-34/2019 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лента" (далее ООО "Лента", общество) к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий,
установил:
ООО "Лента" обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость принадлежащих ему на праве собственности нежилых зданий, а именно:
- здания с кадастровым номером N.., площадью 13 389,5 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 28 мая 2014 года в размере 388 000 000 рублей;
- здания с кадастровым номером N.., площадью 11 853,3 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Уральская улица, "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 28 мая 2014 года в размере 417 000 000;
- здания с кадастровым номером N.., площадью 13 647,8 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 28 мая 2014 года в размере 501 000 000;
- здания с кадастровым номером N.., площадью 11 858,8 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул.Руставели, "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 28 мая 2014 года в размере 516 000 000.
Также общество просит считать датой его обращений в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Санкт-Петербургу 26 июля 2016 года.
В обоснование требований истец ссылается на то, что установленная кадастровая стоимость нежилых зданий: с кадастровым номером N... в размере 635 977 504 рублей 8 копеек рублей, с кадастровым номером N... в размере 594 488 393 рублей 14 копеек, с кадастровым номером N... в размере 590 984 524 рублей 92 копеек, с кадастровым номером N... в размере 575 488 589 рублей 92 копеек, не соответствует их рыночной стоимости, что необоснованно влёчет увеличение его налоговых обязательств, в частности, по уплате налога на имущество организаций, исчисляемого на основании кадастровой стоимости нежилых зданий.
Административный истец указал, что обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Санкт-Петербургу с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, представив отчёты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, однако требования истца решениями Комиссии от 10 августа 2016 года оставлены без удовлетворения.
В судебное заседание представитель административного истца, ООО "Лента" Горбунов М.И, действующий на основании доверенности от "дата", явился, на удовлетворении заявленных требований настаивает.
Представитель административного ответчика, Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Вишневская М.В, действующая на основании доверенности от "дата", в судебное заседание явилась, возражений против удовлетворения заявленных требований на основании представленных истцом отчётов об оценке не имеет.
Заинтересованные лица, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра" своих представителей в судебное заседание не направили, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства; о причинах неявки в судебное заседание не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, что не противоречит требованиям статей 96, 97 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд, проверив материалы дела, обсудив доводы административного иска, выслушав объяснения участников процесса, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО "Лента" является собственником нежилого здания с кадастровым номером N.., площадью 13 389,5 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, "адрес" (том 1, л.д.50).
Согласно кадастровой справке от 4 апреля 2018 года, кадастровая стоимость данного нежилого здания, содержащаяся в ЕГРН, по состоянию на 28 мая 2014 года составляет 635 977 504 рубля 8 копеек (том 1, л.д.51).
ООО "Лента" также является собственником нежилого здания с кадастровым номером N.., площадью 11 853,3 кв.м, расположенного по адресу:Санкт-Петербург, Уральская улица, "адрес" (том 1, л.д.82 на обороте, том 1, л.д.106).
Согласно кадастровой справке от 4 апреля 2018 года, кадастровая стоимость указанного нежилого здания, содержащаяся в ЕГРН, по состоянию на 28 мая 2014 года составляет 594 488 393 рубля 14 копеек (том 1, л.д.73 на обороте, том 1, л.д.107).
Общество является собственником нежилого здания с кадастровым номером N.., площадью 13 647,8 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, "адрес" (том 1, л.д.140).
Из кадастровой справки от 4 апреля 2018 года следует, что кадастровая стоимость указанного нежилого здания, содержащаяся в ЕГРН, по состоянию на 28 мая 2014 года составляет 590 984 524 рубля 92 копейки (том 1, л.д.159).
ООО "Лента" также принадлежит на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером N.., площадью 11 858,8 кв.м, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул.Руставели, "адрес" (том 1 л.д.206).
Согласно кадастровой справке от 4 апреля 2018 года, кадастровая стоимость указанного нежилого здания, содержащаяся в ЕГРН, по состоянию на 28 мая 2014 года составляет 575 488 589 рублей 92 копейки (том 1, л.д.207).
ООО "Лента" 26 июля 2016 года обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Санкт-Петербургу (далее по тексту Комиссия) с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанных нежилых зданий.
Решениями Комиссии от 10 августа 2016 года N105, от 10 августа 2016 года N106, от 10 августа 2016 года N107, от 10 августа 2016 года N108 в удовлетворении заявлений отказано (том 1, л.д. 209-220).
Основанием к отказу в удовлетворении указанных заявлений общества послужило установление Комиссией отличия рыночной стоимости объекта оценки от его кадастровой стоимости, отражённой в акте об утверждении кадастровой стоимости, менее и более 30 %:
- в решении от 10 августа 2016 года N105: по объекту недвижимости: нежилое здание с кадастровым номером N... - 29,9%;
- в решении от 10 августа 2016 года N106: по объекту недвижимости: нежилое здание с кадастровым номером N... - 10,3%;
- в решении от 10 августа 2016 года N107: по объекту недвижимости: нежилое здание с кадастровым номером N... - 15,2%;
- в решении от 10 августа 2016 года N108: по объекту недвижимости: нежилое здание с кадастровым номером N... - 39,0%.
В данных решениях также указано на несоответствие оформления и содержания представленных заявителем отчётов об оценке требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям к содержанию отчёта об оценке, к описанию в отчёте об оценке информации, используемой для проведения оценки, установленными федеральными стандартами оценки, что выражается в том, что нарушены существенно влияющие на результат оценки требования пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчёту об оценке (ФСО N3)", утверждённого приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N299 и пункта 29 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСОN7)", утверждённого приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N611.
Также отмечено, что положительные экспертные заключения на представленные отчёты не соответствуют требованиям, установленным к ним законодательством Российской Федерации, что выражается в том, что нарушено требование пункта 17 Федерального стандарта оценки "Виды экспертизы, порядок её проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N5)", утверждённого приказом Минэкономразвития России от 4 июля 2011 года N328, так как отчёты об оценке были признаны соответствующими требованиям федеральных стандартов оценки (том 1, л.д.209-220).
На рассмотрение Комиссией заявителем (совместно с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов оценки) были представлены выполненные оценщиком ООО "Декорум" Исаковским С.А. отчёты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости:
- отчёт об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства (здания) кадастровый номер N... (Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, "адрес") от 20 мая 2016 года N201-Л4/15 (том 1, л.д.6-45);
- отчёт об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства (здания) кадастровый номер N78:06:0206601:1045 (Санкт-Петербург, Уральская улица, "адрес") от 20 мая 2016 года N201-Л1/15 (том 1, л.д.52-92);
- отчёт об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства (здания) кадастровый номер N78:32:0750101:1046 (Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, "адрес") от 20 мая 2016 года N201-Л3/15 (том 1, л.д.108-144);
- отчёт об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства (здания) кадастровый номер N78:10:0555201:1029 (Санкт-Петербург, ул.Руставели, "адрес") от 20 мая 2016 года N201-Л2/15 (том 1, л.д.160-198).
Согласно указанным отчётам об оценке, величина рыночной стоимости объектов капитального строительства (здания) по состоянию на "дата" составляет:
- здания с кадастровым номером N.., площадью 13 389,5 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, "адрес", в размере 388 000 000 рублей;
- здания с кадастровым номером N.., площадью 11 853,3 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Уральская улица, "адрес", в размере 417 000 000 рублей;
- здания с кадастровым номером N.., площадью 13 647,8 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, "адрес", в размере 501 000 000 рублей;
- здания с кадастровым номером N.., площадью 11 858,8 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул.Руставели, "адрес", в размере 516 000 000 рублей.
Обоснованность выводов оценщика подтверждена положительными заключениями от 14 июня 2016 года N206/Э/2016 (на отчёт N201-Л4/15) (том 1, л.д.46-49); от 4 июля 2016 года N283/Э/2016 (на отчёт N201-Л1/15) (том 1, л.д.93-105); от 4 июля 2016 года N273/Э/2016 (на отчёт N201-Л3/15) (том 1, л.д.145-157); от 4 июля 2016 года N239/Э/2016 (на отчёт N201-Л2/15) (том 1, л.д.199-205), выполненными в силу положений статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" экспертом Онищенко Н.И, членом Экспертного Совета Некоммерческого партнёрства "Саморегулируемой организации оценщиков "Сообщество профессионалов оценки".
Вывод эксперта по итогам проведения экспертизы отчётов об оценке на подтверждение стоимости объектов оценки, включая проверку отчётов об оценке на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, сводится к тому, что отчёты следует признать соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее - Закон об оценочной деятельности) в действующей редакции, Федеральных стандартов оценки (ФСО N1, ФСО N2, ФСО N3, ФСО N7), утверждённых приказами Минэкономразвития России, и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности некоммерческого партнёрства "Саморегулируемой организации оценщиков "Сообщество профессионалов оценки", обязательных к применению членами данного некоммерческого партнёрства, утверждённых Советом Партнёрства, протокол от 3 августа 2008 года N2, в действующей редакции.
Также указано, что следует считать подтверждёнными в результате проведённой экспертизы рыночную стоимость объектов оценки:
- здания с кадастровым номером N.., площадью 13 389,5 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на дату оценки 28 мая 2014 года в размере 388 000 000 рублей;
- здания с кадастровым номером N.., площадью 11 853,3 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Уральская улица, "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на дату оценки 28 мая 2014 года в размере 417 000 000 рублей;
- здания с кадастровым номером N.., площадью 13 647,8 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на дату оценки 28 мая 2014 года в размере 501 000 000 рублей;
- здания с кадастровым номером N.., площадью 11 858,8 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул.Руставели, "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на дату оценки 28 мая 2014 года в размере 516 000 000 рублей.
Правовые предписания статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности предусматривают возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости юридическими лицами и гражданами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу пункта 3 статьи 12 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъектам федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы для отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, на территории Санкт-Петербурга установлен Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций", пунктом 1 статьи 1-1 которого предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв. м, которые в соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга 25 декабря 2017 года издан приказ N166-п, пунктом 1 которого определён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее по тексту - Перечень).
В Перечень в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, включены следующие объекты недвижимости, принадлежащие истцу:
- здание с кадастровым номером N... (пункт 777 Перечня);
- здание с кадастровым номером N... (пункт 725 Перечня);
- здание с кадастровым номером N... (пункт 114 Перечня);
- здание с кадастровым номером N... (пункт 234 Перечня).
Аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год утверждён приказом Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга от 20 декабря 2016 года N260-п, в который принадлежащие административному истцу нежилые здания также были включены (пункты N212, N143, N74, N345 Перечня).
Также приказом Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 18 декабря 2015 года N133-п был утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, в который включены принадлежащие истцу нежилые здания (пункты N142, N115, N38, N291 Перечня).
Учитывая указанное, общество является плательщиком налога на имущество организаций; налоговая база в отношении данных нежилых помещений определяется как их кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, что обуславливает наличие правовой заинтересованности истца в результатах определения кадастровой стоимости объектов оценки.
В силу нормативных предписаний статьи 12 данного закона, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признаётся достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчёт об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Статья 24.15 Закона об оценочной деятельности устанавливает, что определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьёй 24.19 настоящего Федерального закона.
Таким образом, предметом оценки эксперта при установлении кадастровой стоимости является проверка отчёта оценщика на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
В случае выявления нарушений законодательства, ошибок и неясностей, повлиявших на определение кадастровой стоимости, эксперт устанавливает рыночную стоимость объекта недвижимости по состоянию на дату определения оспариваемой кадастровой стоимости объекта.
Из статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности следует, что под экспертизой отчёта понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях формирования мнения эксперта или экспертов в отношении отчёта, подписанного оценщиком или оценщиками, о соответствии требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), а в случае проведения экспертизы отчёта об определении рыночной стоимости объекта оценки также о подтверждении рыночной стоимости объекта оценки, определённой оценщиком в отчёте.
Экспертиза отчёта проводится на добровольной основе на основании договора между заказчиком экспертизы и саморегулируемой организацией оценщиков. Порядок проведения экспертизы отчёта, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки.
Пунктом 4 Федерального стандарта оценки "Виды экспертизы, порядок её проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N5)", утверждённого Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 4 июля 2011 года N328, установлено, что под экспертизой отчёта об оценке понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчёта, подписанного оценщиком (оценщиками), являющимся (являющимися) членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы.
Положения пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчёту об оценке (ФСО N3)", утверждённого Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года N299, предусматривают, что при составлении отчёта об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчёте должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведённая в отчёте об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчёта об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчёта об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Как следует из положений статьи 16.2 Закона об оценочной деятельности экспертом саморегулируемой организации оценщиков - членом экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков признаётся член саморегулируемой организации оценщиков, сдавший единый квалификационный экзамен и избранный в состав экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков общим собранием членов саморегулируемой организации оценщиков.
Таким образом, к квалификации экспертов, имеющих право на проверку отчёта об оценке, законом установлены специальные требования.
Как было указано ранее, представленные административным истцом отчёты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости (отчёт об оценке от 20 мая 2016 года N201-Л4/15, от 20 мая 2016 года N201-Л1/15, от 20 мая 2016 года N201-Л3/15, от 20 мая 2016 года N201-Л2/15) составлены оценщиком ООО "Декорум" Исаковским С.А, членом некоммерческого партнёрства Саморегулируемой организации оценщиков "Сообщество профессионалов оценки", что подтверждается свидетельством (реестровый номер N... от "дата") (том 1, л.д.26 на обороте); его гражданская ответственность застрахована в СПАО "Ингосстрах" (том 1, л.д.27); Исаковский С.А. имеет диплом СПб ГУ о профессиональной переподготовке NПП-1 N... по программе "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)) (том 1, л.д.26 на обороте).
Указанные обстоятельства позволяются прийти к выводу о наличии у оценщика Исаковского С.А. необходимой специальной квалификации на производство выше поименованной оценки и права на её проведение и формулирование выводов по результатам проведения.
Статьёй 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в совокупности.
Из отчётов от 20 мая 2016 года следует, что выводы и расчёты итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки оценщиком мотивированны, подробны, обоснованны, исследования проведены всесторонне и в полном объёме, на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у оценщика соответствующей специальности.
Составленные оценщиком Исаковским С.А. отчёты основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванных объектов недвижимости.
Выбор оценщиком подходов к исследованию объектов оценки и его методов, подробно и убедительно аргументированы в отчётах, соответствуют требованиям пункта 11 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", утверждённого приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N297, пункта 22а Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утверждённого приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N611.
В ходе судебного разбирательства каких-либо доказательств, опровергающих изложенные в отчётах от 20 мая 2016 года выводы, не представлено; ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы соответствия представленных отчётов требованиям закона об оценочной деятельности административный ответчик не заявлял.
Поскольку административный ответчик не воспользовался принадлежащим ему диспозитивным процессуальным правом на представление доказательств, опровергающих рыночную стоимость объектов оценки, определенную в отчётах от 20 мая 2016 года; каких-либо нарушений требований законодательства об оценочной деятельности, в том числе федеральных стандартов оценки, не установлено, оснований не доверять обоснованности отчётов об оценке и достоверности определения в них рыночной стоимости объектов оценки, не опровергнутой сторонами, у суда не имеется.
По указанным основаниям, суд приходит к выводу о возможности принятия в качестве надлежащих доказательств рыночной стоимости нежилых зданий представленных административным истцом отчётов об оценке по мотиву их соответствия требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При этом суд учитывает, что обоснованность выводов оценщика подтверждена положительными экспертными заключениями от 14 июня 2016 года N206/Э/2016 (на отчёт N201-Л4/15) (том 1, л.д.46-49); от 4 июля 2016 года N283/Э/2016 (на отчёт N201-Л1/15) (том 1, л.д.93-105); от 4 июля 2016 года N273/Э/2016 (на отчёт N201-Л3/15) (том 1, л.д.145-157); от 4 июля 2016 года N239/Э/2016 (на отчёт N201-Л2/15) (том 1, л.д.199-205), выполненными экспертом Онищенко Н.И. членом Экспертного Совета Некоммерческого партнёрства "Саморегулируемой организации оценщиков "Сообщество профессионалов оценки".
Учитывая изложенное, кадастровую стоимость нежилых зданий надлежит установить в размерах, определённых в отчётах об оценке от 20 мая 2016 года, и составляющих для здания:
- с кадастровым номером N... - в размере 388 000 000 рублей;
- с кадастровым номером N... - в размере 417 000 000 рублей.
- с кадастровым номером N... - в размере 501 000 000 рублей.
- с кадастровым номером N... - в размере 516 000 000 рублей.
Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившего в силу с 1 января 2017 года, в кадастр недвижимости (реестр объектов недвижимости) вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц, является дата обращения в Комиссию.
Датой обращения общества в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости является 26 июля 2016 года.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 25 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения подлежит указанию дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости являющаяся датой обращения в комиссию - 26 июля 2016 года.
В пункте 31 вышеупомянутого Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 указано, что с учётом того, что главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесённых заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При удовлетворении требований об установлении в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлечённым к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
Поскольку права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной не оспаривается административным ответчиком, судебные расходы, в том числе по уплате государственной пошлины, относятся на административного истца.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьёй 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
установить кадастровую стоимость принадлежащих обществу с ограниченной ответственностью "Лента" на праве собственности нежилых зданий, а именно:
- здания с кадастровым номером N.., площадью 13 389,5 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, "адрес", по состоянию на 28 мая 2014 года равной его рыночной стоимости в размере 388 000 000 (Трёхсот восьмидесяти восьми миллионов) рублей;
- здания с кадастровым номером N.., площадью 11 853,3 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Уральская улица, "адрес" по состоянию на 28 мая 2014 года равной его рыночной стоимости в размере 417 000 000 (Четырёхсот семнадцати миллионов) рублей;
- здания с кадастровым номером N.., площадью 13 647,8 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, "адрес" по состоянию на 28 мая 2014 года равной его рыночной стоимости в размере 501 000 000 (Пятисот одного миллиона) рублей;
- здания с кадастровым номером N.., площадью 11 858,8 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул.Руставели, "адрес", по состоянию на 28 мая 2014 года равной его рыночной стоимости в размере 516 000 000 (Пятисот шестнадцати миллионов) рублей.
Датой подачи обществом с ограниченной ответственностью "Лента" заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанных нежилых зданий считать 26 июля 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.