Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Кашиева М.Б,
судей Джульчигиновой В.К. и Шовгуровой Т.А,
при секретаре Мучкаевой Р.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Долгина Алика Константиновича к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о взыскании невыплаченной пенсии за выслугу лет по апелляционной жалобе исполняющего обязанности министра социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Ользятиевой М.П. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 29 марта 2019 года.
Заслушав доклад председательствующего судьи Кашиева М.Б, возражения истца Долгина А.К, судебная коллегия
установила:
Долгин А.К. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. С 01 июля 2014 г. на основании решения Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия он являлся получателем пенсии за выслугу лет в размере 35906 руб. 61 коп, назначенной в соответствии с Законом Республики Калмыкия N 335-III-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия", как лицо, замещавшее государственную должность Республики Калмыкия. Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 г, оставленным без изменения Верховным Судом Российской Федерации 27 июля 2016 г, данный закон признан недействующим. С 27 июля 2016 г. выплата пенсии за выслугу лет прекращена. В настоящее время в Республике Калмыкия соответствующее правовое регулирование отсутствует, что нарушает его права. С учетом уточненных исковых требований просил взыскать с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия невыплаченную пенсию за выслугу лет за период с 01 февраля 2018 г. по день вынесения решения суда, то есть по 29 марта 2019 г. за счет средств бюджета Республики Калмыкия.
Истец Долгин А.К. просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования поддержал.
Представитель Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия просил рассмотреть дело в их отсутствие, в письменном возражении ответчик просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 29 марта 2019 г. требования истца удовлетворены. С Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия в пользу Долгина А.К. взыскана невыплаченная сумма пенсии за выслугу лет за период с 01 февраля 2018 г. по 29 марта 2019 г. в размере 269539 руб. 97 коп. за счет средств бюджета Республики Калмыкия.
В апелляционной жалобе исполняющий обязанности министра социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Ользятиева М.П. просит решение суда отменить. Указывает на то, что в рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших государственные должности субъектов РФ, возложены федеральным законодателем на субъекты РФ. Принимая настоящее решение, суд подменил функции органов законодательной и исполнительной власти Республики Калмыкия, немотивированно применил в качестве аналогии закона Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854. Ссылка суда на решения Конституционного Суда Российской Федерации несостоятельна, поскольку выплаты прекращены в соответствии с решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 г.
Проверив материалы дела, выслушав возражения истца Долгина А.К, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения по следующим основаниям.
В силу пунктов "ж" и "н" статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
В соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", регулирующего правовой статус государственных гражданских служащих, единство системы государственной службы Российской Федерации, взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий; установлений ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов; учета стажа государственной службы Российской Федерации различных видов; учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы; соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации (статьи 6 и 7).
Для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, гражданским служащим наряду с равными условиями оплаты труда и отдыха гарантируется обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания в период прохождения гражданской службы, выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации при временной нетрудоспособности, государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 11 части 1 статьи 52), а также дополнительные государственные гарантии (статья 53).
Пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 19 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы" органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений названного указа исключительно за счет собственных средств.
По смыслу Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" гарантии лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
Пенсии за выслугу лет (ежемесячные доплаты к пенсиям) для лиц, замещавших государственные должности в субъекте Российской Федерации, по своей правовой природе являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением данной категории граждан. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации, лицам, замещавшим должности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации, дополнительного обеспечения - в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет, предоставляемого за счет средств соответствующих бюджетов (определения от 11 мая 2006 года N 88-О, от 3 апреля 2007 года N 332-О-П, от 15 января 2008 года N 107-О-О и N 108-О-О, от 1 октября 2009 года N 1060-О-О и др.).
Установление данных выплат относится к дискреционным полномочиям законодателя субъекта Российской Федерации, который, принимая такое решение в соответствии с рекомендацией, закрепленной в пункте 10 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы", должен учитывать положения данного Указа.
Законодатель Республики Калмыкия, реализуя данное право, закрепил в абзаце 1 статьи 3 Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года N 335-III-З гарантии социальных прав лиц, замещавших государственные должности Республики Калмыкия и должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, предусмотрев, в частности, предоставление им дополнительного материального обеспечения в виде выплаты пенсии за выслугу лет за счет средств республиканского бюджета, которое устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством о страховых пенсиях, при условии замещения государственной должности Республики Калмыкия не менее одного года и освобождение от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями (абзац 1 статьи 4 Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года N 335-III-З).
Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (например, определение от 1 декабря 2005 года N 521-О), отмена социальных льгот не согласуется с положениями статьи 7 Конституции Российской Федерации, равно как и с принципом поддержания доверия граждан к закону и к государству, что предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официального признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств. Законодатель вправе приостанавливать выплату компенсаций, предусмотрев при этом надлежащий механизм соответствующего возмещения. (постановления от 16 декабря 1997 года N 20-П, от 24 мая 2001 года N 8-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 23 апреля 2004 года N 9-П, определения от 4 декабря 2003 года N 415-О, от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 5 июля 2005 года N 246-О и N 303-О).
Законодатель же Республики Калмыкия, признав утратившим силу Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года N 335-III-З об установлении лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости (Закон Республики Калмыкия от 18 ноября 2016 года N 207-V-З), соответствующего механизма адекватной компенсации потерь получателям мер социальной поддержки, вопреки приведенным выше положениям не предусмотрел.
Учитывая вышеприведенные положения закона, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, а также фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности требований Долгина А.К. о взыскании с ответчика выплат по дополнительному пенсионному обеспечению, право на которое было признано ранее в установленном порядке и утрачено в связи с отменой Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года N 335-III-З.
По вышеизложенным основаниям нельзя согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что настоящий иск Долгина А.К. не подлежал удовлетворению, так как при отсутствии федерального закона о государственных гарантиях пенсионного обеспечения для гражданских служащих, только субъект Российской Федерации вправе устанавливать различные виды соответствующих социальных гарантий.
По этим же основаниям несостоятелен и довод жалобы о том, что соответствующие выплаты истцу прекращены в связи с судебным решением, а не по инициативе публично-правового образования.
Доводам о том, что суд необоснованно применил аналогию закона к возникшим публичным правоотношениям и незаконно не принял во внимание, что Законом Республики Калмыкия от 9 июня 2018 года N 291-V-З установлена ежемесячная компенсационная выплата лицам, замещавшим государственные должности, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, которым прекращена выплата пенсии за выслугу лет с 27 июля 2016 года, к которым отнесен и истец, в судебном решении дана оценка, с которой следует согласиться.
Кроме того, как следует из материалов дела, апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 05 декабря 2018 г. решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 23 августа 2018 г. об отказе в удовлетворении административных исковых требований Мирошниченко В.Н. отменено и Закон Республики Калмыкия от 09 июня 2018 г. N 291-V- З "О ежемесячной компенсационной выплате лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия" признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Что касается доводов апелляционной жалобы о том, что суд фактически установилдля Долгина А.К. условия предоставления права на пенсию, без учета положений закона об установлении таких выплат за счет средств субъекта Российской Федерации и при этом фактически подменил собой органы законодательной и исполнительной власти Республики Калмыкия, то они необоснованны.
Принимая во внимание отмену закона, предусматривающего установление истцу, как лицу, замещавшему государственную должность Республики Калмыкия, пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости, при отсутствии надлежащего механизма соответствующего возмещения, суд обоснованно посчитал, что способом восстановления нарушенного права является взыскание в пользу Долгина А.К. дополнительного пенсионного обеспечения в размере, применительно к положениям Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы".
Такая позиция суда соответствует статье 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод о том, что каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
О применении иного механизма определения размера дополнительного пенсионного обеспечения ответчиком не было заявлено ни в суде первой инстанции, ни при апелляционном рассмотрении дела.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.
В силу изложенного судебная коллегия признает решение суда первой инстанции законным и не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 29 марта 2019 года оставить без изменения.
Председательствующий М.Б. Кашиев
Судьи В.К. Джульчигинова
Т.А. Шовгурова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.