ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ К..
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
06.08.2019 г.Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе
судьи Данилова О.И.
при секретаре Сафоновой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гутыро Г. Д. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости,
установил:
Административный иск с учетом уточнений подан по тем основаниям, что Гутыро Г.Д. является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами (... ) и (... ), а также собственником земельного участка с кадастровым номером (... ), расположенных в (... ) Республика Карелия.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (... ) по состоянию на (... ) составляет (... ) руб. (... ) коп.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (... ) по состоянию на (... ) составляет (... ) руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (... ) по состоянию на (... ) составляет (... ) руб. (... ) коп.
Административный истец полагает, что кадастровая стоимость указанных земельных участков значительно превышают их рыночную стоимость, что влечет соответствующее увеличение уплачиваемого им земельного налога, арендной платы, а также влияет на выкупную стоимость земельных участков.
Согласно результатам проведенных по инициативе административного истца независимых оценок (отчет об оценке от (... ) (... ), выполненный индивидуальным предпринимателем Дунцовым А.О.), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером (... ) по состоянию на (... ) составляет (... ) руб.; согласно отчету об оценке от (... ) (... ), выполненному индивидуальным предпринимателем Дунцовым А.О, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (... ) по состоянию на 01.01.2018 составляет (... ) руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (... ) по состоянию на 01.01.2018 составляет (... ) руб.
Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость указанных земельных участков в размере их рыночной стоимости в соответствии с представленными отчетами об оценке от (... ) (... ) и от (... ) (... ), выполненными индивидуальным предпринимателем Дунцовым А.О.
Административные ответчики: Министерство имущественных и земельных отношений Республики К., филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике К... и ГБУ РК "Центр государственной кадастровой оценки" в отзывах на административный иск против удовлетворения заявленных требований не возражали, замечаний к отчетам об оценке, выполненным ИП Дунцовым А.О, не представили, ходатайств о проведении судебной оценочной экспертизы не заявили.
Заинтересованные лица: Управление Росреестра по Республики Карелия и администрация Кондопожского муниципального района в своих возражениях на административный иск оставили разрешение спора на усмотрение суда.
В судебном заседании представитель административного истца Петрик М.А. заявленные требования поддержал, представил письменный отказ административного истца от взыскания с административных ответчиков судебных расходов.
Представители филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Карелия Литусова А.И. и ГБУ РК "Центр государственной кадастровой оценки" Зайцева Е.В. оставили разрешение спора на усмотрение суда.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Гутыро Г.Д. является арендатором земельных участков: с кадастровым номером (... ) площадью (... ) кв.м, расположенного по адресу: Республика Карелия, (... ), категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - склады. Территориальная зона П-1. Промышленно-коммунальная зона первого типа; с кадастровым номером (... ) площадью (... ) кв.м, расположенного по адресу: Республика Карелия, (... ), категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения промышленных объектов; а также собственником земельного участка с кадастровым номером здания (... ) площадью (... ) кв.м, расположенного по адресу: Республика К., (... ), категория - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для реконструкции здания машинного отделения (кормокухни) и сенного сарая под цех для переработки рыбы.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (... ) определена по состоянию на (... ) и составляет (... ) руб. (... ) коп.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (... ) определена по состоянию на (... ) и составляет (... ) руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (... ) определена по состоянию на (... ) и составляет (... ) руб. (... ) коп. Данные кадастровые стоимости на момент рассмотрения дела судом является актуальными.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами (... ) утверждена приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 22.11.2018 N 221 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категории земель населенных пунктов и земельных участков категории земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Республики Карелия".
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (... ) в размере (... ) руб. (... ) коп. была определена по состоянию на 26.09.2018 в соответствии с частью 9 статьи 24 Федерального закона от 03.07.2016 N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N237-ФЗ) ГБУ РК "Центр государственной кадастровой оценки".
В силу положений статьи 65 ЗК РФ, пункта 1 статьи 388 НК РФ, статьи 390 НК РФ, положений статьи 39.20 ЗК РФ и статьи 2 Закона Республики Карелия от 10.06.2013 N 1712-ЗРК "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия" кадастровая стоимость земельных участков имеет значение для административного истца, поскольку обозначенный показатель является налоговой базой по земельному налогу, а также применяется для выкупа земельного участка.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 237-ФЗ установлено, что кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
Согласно частям 1 и 7 статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Часть 4 статьи 18 Федерального закона N 237-ФЗ предусматривает, что в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом определения кадастровой стоимости, определенной в результате проведения государственной кадастровой оценки или в порядке, предусмотренном статьей 16, 19, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона, осуществляет внесение в Единый государственный реестр недвижимости таких сведений, в том числе о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (статья 17 Федерального закона N 237-ФЗ).
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, административный истец (... ) обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республики Карелия, а затем в суд с настоящим административным иском.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, соответствующий требованиям федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлены отчеты о рыночной стоимости земельных участков от (... ) (... ) и от (... ) (... ), выполненные оценщиком ИП Дунцовым А.О.
В соответствии с частью 1 статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности (часть 4 статьи 84 КАС РФ).
Как разъяснено в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
Отчет об оценке выполняется в соответствии с заданием на оценку и содержит обоснованное профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки, сформулированное на основе собранной информации и проведенных расчетов, с учетом допущений (пункт 4 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 299).
На основании пункта 5 ФСО N 3 в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Оценивая заключения оценщика ИП Дунцова О.А, суд находит, что они подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости, и соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки.
Заключения отвечают требованиям относимости, допустимости и не вызывают сомнений в достоверности, являются надлежащими доказательствами, подтверждающими рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату их кадастровой оценки. Объекты исследования имеют полное подробное описание, противоречий в выводах оценщика не имеется. Избранные оценщиком аналоги отвечают требованиям Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 N 611, противоречий в выводах эксперта не имеется.
Заключения содержат результаты анализа наиболее эффективного использования земельных участков (в соответствии с видом разрешенного использования), исследования сегмента рынка, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объектам оценки, но влияющих на их стоимость. Обоснован отказ от применения затратного подхода и выбор методов сравнения продаж в рамках сравнительного подхода и капитализации земельной ренты в рамках доходного подхода.
Учитывая, что доказательств, опровергающих установленную оценщиком величину рыночной стоимости земельных участков, или сведений о их рыночной стоимости в ином размере лицами, участвующими в деле, не представлено, суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость земельных участков подлежит установлению в размере, определенном заключениями оценщика от (... ) (... ) и от (... ) (... ), выполненными оценщиком ИП Дунцовым А.О.
В силу пункта 1.1 статьи 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона N 237-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Суд не разрешает вопрос о распределении судебных расходов с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 N 20-П, поскольку административным истцом заявлен письменный отказ от взыскания судебных расходов по настоящему административному делу.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Гутыро Г. Д. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость:
земельного участка с кадастровым номером (... ), площадью (... ) кв.м, расположенного по адресу: Республика Карелия, (... ), категория земли - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - Склады. Территориальная зона П-1. Промышленно-коммунальная зона первого типа, по состоянию на (... ) в размере его рыночной стоимости, равной (... ) руб.;
земельного участка с кадастровым номером (... ), площадью (... ) кв.м, расположенного по адресу: Республика Карелия, (... ), категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - Объекты промышленного и коммунально-складского назначения III, IV, V класса опасности, территориальная зона - П-1. Промышленно-коммунальная зона первого типа, по состоянию на (... ) в размере его рыночной стоимости, равной (... ) руб.;
земельного участка с кадастровым номером (... ), площадью (... ) кв.м, расположенного по адресу: Республика Карелия, (... ), в юго-восточной части кадастрового квартала (... ), категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для реконструкции здания машинного отделения (кормокухни) и сенного сарая под цех для переработки рыбы, по состоянию на (... ) в размере его рыночной стоимости, равной (... ) руб.
Сведения о кадастровой стоимости, установленные настоящим решением, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Сведения о кадастровой стоимости, установленные настоящим решением, применяются для иных целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с (... ), но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 01.04.2019.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.И.Данилов
Мотивированное решение изготовлено в порядке части 2 статьи 177 КАС РФ (... ), последний день подачи апелляционной жалобы (... ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.