Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего Аушевой Ф.К,
судей Дзаитова М.М. и Плиевой И.М,
при секретаре Яндиеве А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Картоева Б.М. на решение Магасского районного суда от 26 марта 2019 г, которым отказано в удовлетворении искового заявления Картоева Беслана Макшариповича к МВД по Республике Ингушетия о взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула.
Заслушав доклад судьи Плиевой И.М, судебная коллегия
установила:
Картоев Б.М. обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что он проходил службу в Управлении ФСКН России по Республике Ингушетия в должности старшего следователя следственного отдела. В связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств на основании Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156 он предупрежден о возможном увольнении со службы по подп. 6 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий), а также о том, что при изъявлении желания он может поступить в порядке перевода на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, о чем составлены соответствующие акты. Неоднократно им поданы рапорты на имя министра внутренних дел Республики Ингушетия о приеме на службу в органы внутренних дел в связи с упразднением ФСКН России. Приказом Управления ФСКН России по Республике Ингушетия от 31 мая 2016 г. N 172-л/с он освобожден от занимаемой должности и уволен из органов наркоконтроля на основания подп. 7 п. 142 Положения - в связи с переводом в другой государственный орган. 9 сентября 2016 г. он уведомлен о том, что после рассмотрения в МВД по Республике Ингушетия его кандидатуры положительного решения о приеме в порядке перевода на службу в органы внутренних дел РФ в отношении него не принято.
Указывает, что вступившим в законную силу решением Магасского районного суда от 9 ноября 2016 г. удовлетворены его исковые требования к МВД по Республике Ингушетия о приеме на службу в органы внутренних дел РФ в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Приказом МВД по Республике Ингушетия от 13 июля 2018 г. N 438 л/с он назначен на должность следователя следственной части по расследованию организованной преступной деятельности следственного управления МВД по Республике Ингушетия. Приказом МВД России от 28 августа 2018 г. N 830 л/с ему присвоено специальное звание - подполковник юстиции. 21 января 2019 г. он обратился с рапортом в адрес министра внутренних дел Республики Ингушетия о зачете ему в выслугу лет периода с 1 июня 2016 г. по 13 июля 2018 г. и выплате заработной платы и других причитающихся выплат за вышеуказанный период. 8 февраля 2019 г. он уведомлен об отсутствии правовых оснований для выплаты ему денежного довольствия. Полагая свои права нарушенными, просит обязать МВД по Республике Ингушетия зачесть ему в выслугу лет для выплаты ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) службу в органах внутренних дел с 1 июня 2016 г. по 13 июля 2018 г, начислить и выплатить ему денежное довольствие за период с 1 июня 2016 г. по 13 июля 2018 г, исходя из среднемесячного денежного довольствия сотрудника органов внутренних дел в должности начальника отделения в звании подполковника с учетом индексации в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Решением Магасского районного суда от 26 марта 2019 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Картоев Б.М. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение истца Картоева Б.М, просившего отменить решение суда, представителя МВД по Республике Ингушетия Маркелова Д.Ю, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что истец Картоев Б.М. проходил службу в Управлении ФСКН России по Республике Ингушетия. Согласно выписке из приказа N 172-л/с от 31 мая 2016 г. на основании Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" и в соответствии с Положением о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ он уволен из органов наркоконтроля по подп. 7 п. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в связи с переводом в другой государственный орган).
31 мая, 5 и 8 августа 2016 г. Картоевым Б.М. на имя врио министра внутренних дел по Республике Ингушетия поданы рапорты о принятии его на службу в органы внутренних дел и назначении на равнозначную должность занимаемой им в Управлении ФСКН России по Республике Ингушетия.
9 сентября 2016 г. Министерством внутренних дел по Республике Ингушетия Картоев Б.М. уведомлен о том, что по результатам рассмотрения представленного им рапорта от 8 августа 2016 г. положительного решения о приеме в порядке перевода на службу в органы внутренних дел не принято. Не согласившись с данным решением, Картоев Б.М. обратился в суд с исковым заявлением к МВД по Республике Ингушетия о приеме на службу в порядке перевода и без переаттестации.
Вступившим в законную силу решением Магасского районного суда от 9 ноября 2016 г. его исковые требования удовлетворены, в связи с чем приказом МВД по Республике Ингушетия от 10 мая 2018 г. N 305 л/с он зачислен в распоряжение Министерства внутренних дел.
Приказом МВД по Республике Ингушетия от 13 июля 2018 г. N 438 л/с Картоев Б.М. назначен на должность следователя следственной части по расследованию организованной преступной деятельности следственного управления МВД по Республике Ингушетия.
21 января 2019 г. истец обратился с рапортом в адрес министра внутренних дел по Республике Ингушетия о зачете ему в выслугу лет периода с 1 июня 2016 г. по 13 июля 2018 г, а также о выплате ему заработной платы и других причитающихся выплат за указанный период вынужденного прогула. 8 февраля 2019 г. он уведомлен о наличии правовых оснований для зачисления ему в стаж службы (выслугу лет) периода в пределах трех месяцев с момента увольнения из органов наркоконтроля, а также об отсутствии правовых оснований для выплаты ему денежного довольствия за указанный в рапорте период.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, установив, что истец во исполнение решения Магасского районного суда от 9 ноября 2016 г. приказом МВД по Республике Ингушетия от 13 июля 2018 г. N 438 л/с назначен на должность следователя следственной части по расследованию организованной преступной деятельности следственного управления МВД по Республике Ингушетия, руководствуясь положениями Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", ст.ст. 64, 234, 394 Трудового кодекса РФ, Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156, а также основываясь на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 21 декабря 2004 г. N 460-О, определениях от 16 апреля 2009 г. N 566-О-О, от 25 ноября 2010 г. N 1547-О-О и от 3 июля 2014 г. N 14-05-О, суд исходил из того, что обязанность уполномоченного руководителя органа внутренних дел по приему на службу истца в порядке перевода в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков не являлась безусловной.
Принимая во внимание заявление ответчика о применении последствий пропуска истцом срока обращения в суд, судебная коллегия считает, что отсутствуют основания, влекущие отмену или изменение состоявшегося судебного решения по доводам жалобы.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее также - Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156) Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков упразднена (пункт 1 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156).
Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, штатная численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 2 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156).
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156 установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанной сфере, является правопреемником упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Согласно подпункту "б" пункта 4 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156 сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ) сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел) в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трёх месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.
В силу ч.10 и ч. 11 ст. 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) стаж службы (выслуга лет) сотрудников органов наркоконтроля, принятых на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, исчисленный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в указанных органах на момент их увольнения в связи с переводом в другой государственный орган засчитывается в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел и в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.
Стаж службы (выслуга лет) в соответствии с частью 10 настоящей статьи исчисляется сотрудникам органов наркоконтроля, принятым на службу в органы внутренних дел в порядке перевода в течение трех месяцев с момента их увольнения, при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.
Частью 11.1. статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 октября 2018 г. N 385-ФЗ) предусмотрено, что сотрудникам органов наркоконтроля, принятым на службу в органы внутренних дел в соответствии с частью 1 настоящей статьи, период со дня увольнения в связи с переводом в другой государственный орган до дня приема на службу в органы внутренних дел засчитывается в календарном исчислении в стаж службы (выслугу лет) для назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
Учитывая, что положения данной нормы распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июня 2016 г, период со дня увольнения Картоева Б.М. в связи с переводом в другой государственный орган до дня приема на службу в органы внутренних дел, то есть с 1 июня 2016 г. по 13 июля 2018 г, подлежал зачету в календарном исчислении в стаж службы (выслугу лет).
Вместе с тем из материалов дела, в том числе из заключения комиссии МВД по Республике Ингушетия об исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) от 8 ноября 2018 г, выписки из приказа МВД по Республике Ингушетия от 15 ноября 2018 г. N 754 л/с, усматривается, что служба Картоева Б.М. в органах внутренних дел в период с 31 августа 2016 г. по 8 ноября 2018 г. включена в стаж службы (выслугу лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет).
Учитывая данные обстоятельства, судебная коллегия считает, что судебное решение в части отказа истцу в удовлетворении требований о зачете в стаж службы периода со дня увольнения Картоева Б.М. в связи с переводом в другой государственный орган до дня приема на службу в органы внутренних дел не подлежит исполнению.
В соответствии с ч. 4 и ч. 5 ст. 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
В случае пропуска по уважительным причинам сроков, установленных частью 4 настоящей статьи, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель вправе продлить соответствующий срок и рассмотреть служебный спор по существу.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2019 г. N 465-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мясникова В.В. на нарушение его конституционных прав частью 4 статьи 72 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотренный частью 4 статьи 72 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" трехмесячный срок для обращения в суд за разрешением служебного спора (за исключением споров, связанных с увольнением со службы в органах внутренних дел) направлен на достижение оптимального согласования интересов сторон служебных правоотношений. Сам по себе этот срок не может быть признан неразумным и несоразмерным, поскольку направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав сотрудника органов внутренних дел и является достаточным для обращения в суд. Лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в указанный срок по уважительным причинам, предоставляется возможность восстановить этот срок в судебном порядке.
При этом закрепление в части второй статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации правила о том, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм (в том числе в случае возникновения такого спора при увольнении работника), представляет собой установление специального срока для защиты права на оплату труда для граждан, работающих по трудовому договору, и само по себе не предполагает обязательного установления аналогичных норм в отношении лиц, занятых профессиональной деятельностью, связанной с осуществлением публичных функций, в том числе сотрудников органов внутренних дел.
Как усматривается из материалов дела, решение Магасского районного суда от 9 ноября 2016 г, которым удовлетворены исковые требования Картоева Б.М. о приеме на службу в органы внутренних дел в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации, вступило в законную силу 16 апреля 2018 г.
Согласно исковому заявлению, в суд Картоев Б.М. обратился 5 марта 2019 г. за пределами срока, предусмотренного ч. 4 ст. 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока обращения в суд, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности заявления ответчика о применении последствий пропуска истцом срока обращения в суд.
С учетом изложенного, поскольку оснований, влекущих отмену или изменение решения, судом апелляционной инстанции не установлено, оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Магасского районного суда от 26 марта 2019 г, которым отказано в удовлетворении искового заявления Картоева Беслана Макшариповича к МВД по Республике Ингушетия о взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, оставить без изменения, апелляционную жалобу Картоева Б.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
Копия верна
Судья Плиева И.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.