Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Кашиева М.Б,
судей Джульчигиновой В.К. и Дорджиева Б.Д,
при секретаре Курмангазиевой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Реусова Павла Петровича к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, Министерству финансов Республики Калмыкия о взыскании невыплаченных сумм пенсии за выслугу лет по апелляционной жалобе исполняющей обязанности министра социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Ользятиевой М.П. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 июля 2019 года.
Заслушав доклад председательствующего судьи Кашиева М.Б, объяснения истца Реусова П.П, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Реусов П.П. обратился в суд с указанным иском, мотивируя следующим.
С 1 октября 2012 года ему, как лицу, замещавшему государственную должность субъекта Российской Федерации, выплачивалась пенсия за выслугу лет на основании Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года N 335-III-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия". Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 года, указанный нормативный акт признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. Во исполнение судебных актов 18 ноября 2016 года Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия принял Закон N 207-V-3 "О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Калмыкия".
С 27 июля 2016 года выплата пенсии за выслугу лет истцу прекращена. На момент прекращения выплаты размер его пенсии за выслугу лет составлял
*** руб.
Принятый 9 июня 2018 года Закон Республики Калмыкия N 291-V-З "О ежемесячной социальной выплате лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия" апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2018 года признан недействующим со дня вступления в законную силу. Вместе с тем, исходя из требований Конституции Российской Федерации, объем социальных гарантий не должен уменьшаться. Отсутствие надлежащего правого регулирования в субъекте Российской Федерации в сфере пенсионного обеспечения государственных служащих и лиц, замещавших должности государственной гражданской службы, не может являться основанием для отмены ранее назначенной ему пенсии за выслугу лет, как лицу, замещавшему государственную должность Республики Калмыкия.
Поскольку в спорный период действующим законодательством Республики Калмыкия не было предусмотрено гарантированное Конституцией РФ дополнительное пенсионное обеспечение лиц, замещавших государственные должности, то он имеет право на получение невыплаченной пенсии за выслугу лет в соответствии с ранее действовавшим законом.
Просил взыскать с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия невыплаченную сумму пенсии за выслугу лет за период с 27 июля 2016 года по 27 июня 2019 года в размере 546373, 06 руб, возложив обязанность на Министерство финансов Республики Калмыкия перечислить денежные средства в указанном размере из республиканского бюджета на лицевой счет Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия.
В судебном заседании истец Реусов П.П. исковые требования поддержал, просил удовлетворить. Представители ответчиков Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия и Министерства финансов Республики Калмыкия, извещенные о времени месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явились.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия
от 16 июля 2019 года исковые требования Реусова П.П. удовлетворены частично. С Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия в пользу Реусова П.П. взыскана невыплаченная сумма пенсии за выслугу лет за период с 27 июля 2016 года по 27 июня 2019 года в размере
543422,11 руб. за счет средств бюджета Республики Калмыкия. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе исполняющая обязанности министра социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Ользятиева М.П. ввиду существенных нарушений норм процессуального права и неправильного применения норм материального права просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске. Полагает, что суд необоснованно применил аналогию закона к спорным правоотношениям и применил Указ Президента РФ от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы". Судом не учтено, что правоотношения между сторонами возникли из публичных правоотношений, что исключает применение аналогии закона. Выражает несогласие с выводом суда о том, что отсутствие надлежащего правового регулирования на уровне субъекта Российской Федерации в сфере пенсионного обеспечения государственных служащих не может являться достаточным основанием для приостановления ранее назначенных социальных выплат лицам, замещавшим государственные должности, при прекращении полномочий. Судом первой инстанции не учтено, что Реусову П.П. в период с 27 июня 2016 года по 4 декабря 2018 года выплачивалась ежемесячная компенсационная выплата, предусмотренная Законом Республики Калмыкия от 9 июня 2018 года N 207-V-3 ""О ежемесячной социальной выплате лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республика Калмыкия". Более того, 13 июня 2019 года Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия принят Закон N51-IV "О пенсии за выслугу лет лицам, лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республика Калмыкия", вступивший в законную силу, с 1 июля 2019 года, не имеющий обратной силы.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Реусов П.П, выражая несогласие с доводами жалобы, полагает, что отсутствие правового механизма регулирования отношений, связанных с установлением ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республика Калмыкия, не может означать фактического лишения указанных лиц гарантированного федеральным законодателем права на дополнительное пенсионное обеспечение. Полагает, что доводы жалобы о необоснованном применении судом первой инстанции аналогии закона основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, выслушав объяснения лица, участвующего в деле, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что отмена закона, предусматривающего установление истцу, как лицу, замещавшему государственную должность Республики Калмыкия, пенсии по выслуге лет, не является достаточным основанием для приостановления ранее назначенных социальных доплат лицам, замещавшим государственные должности субъекта Российской Федерации, после прекращения ими полномочий. При этом, учитывая общие подходы установления таких социальных гарантий, предусмотренных на федеральном уровне, руководствовался положениями Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности государственной гражданской службы".
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований, судебная коллегия исходит из следующего.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции федерального законодателя (статья 39, часть 2).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Исходя из приведенных положений Конституции Российской Федерации, нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, в том числе служащие при установлении дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, основаниями к установлению бюджетных обязательств субъекта Российской Федерации, должны быть приняты с соблюдением норм федерального законодательства, регламентирующих вопросы пенсионного обеспечения федеральных государственных гражданских служащих, а также бюджетные правоотношения.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
В соответствии с подпунктами 1 и 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, а также социальная поддержка граждан пожилого возраста относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Одним из принципов гражданской службы в силу положений статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" является единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, а согласно статье 6 названного Федерального закона взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий.
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходящих государственную службу, порядок пенсионного обеспечения, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим (в том числе ежемесячную доплату к трудовой пенсии, пенсию за выслугу лет и др.), но с учетом общих требований, установленных на федеральном уровне при реализации субъектом Российской Федерации данных полномочий.
Рассматривая вопрос о правовой природе ежемесячных доплат к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации, лицам, замещавшим государственные должности субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации разъяснял, что такие доплаты к пенсии (пенсии по выслуге лет) для лиц, замещавших государственные должности в субъекте Российской Федерации, являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением данной категории граждан (определение от 15 января 2008 года N107-О-О, от 2 апреля 2009 года N473-О-О и др.).
При этом Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации, лицам, замещавшим должности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации, дополнительного обеспечения - в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет, предоставляемого за счет средств соответствующих бюджетов (определения от 11 мая 2006 года N 88-О, от 3 апреля 2007 года N 332-О-П, от 15 января 2008 года N 107-О-О и N 108-О-О, от 1 октября 2009 года N 1060-О-О и др.).
Порядок предоставления социальных гарантий лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы на федеральном уровне урегулирован Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы", а также Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 лица, замещавшие государственные должности Российской Федерации на постоянной основе и получавшие денежное вознаграждение за счет ассигнований федерального бюджета, освобожденные от указанных должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года
N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, Федеральный закон "О страховых пенсиях"), либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Таким образом, вышеуказанным лицам предусмотрена возможность установления ежемесячной доплаты только к страховой пенсии по старости (инвалидности), либо к досрочно назначенной пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Согласно пункту 10 вышеназванного Указа Президента Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа за счет собственных средств.
В пункте 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" указано, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных законодательством, как для федеральных гражданских служащих, так и для гражданских служащих субъектов Российской Федерации в числе основных государственных гарантий предусматривается государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.
Введенный в действие с 1 января 2002 года Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ также регламентирует условия назначения пенсии за выслугу лет только федеральным государственным гражданским служащим.
Что касается государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, то в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней. Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Законодатель Республики Калмыкия, реализуя данное право, закрепил в абзаце 1 статьи 3 Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года N 335-III-З гарантии социальных прав лиц, замещавших государственные должности Республики Калмыкия и должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, предусмотрев, в частности, предоставление им дополнительного материального обеспечения в виде выплаты пенсии за выслугу лет за счет средств республиканского бюджета, которое устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством о страховых пенсиях, при условии замещения государственной должности Республики Калмыкия не менее одного года и освобождение от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями (абзац 1 статьи 4 Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года N 335-III-З).
Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 года Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года N 335-III-З (в редакции
от 14 мая 2015 года) "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия" признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 года указанное решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 года оставлено без изменения.
18 ноября 2016 года Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия во исполнение апелляционного определения Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 года принял Закон N 207-V-З "О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Калмыкия", в соответствии с которым Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года N 335-III-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия" признан утратившим силу с 27 июля 2016 года.
9 июня 2018 года Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия принят Закон Республики Калмыкия N 291-V-З "О ежемесячной компенсационной выплате лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия". В статьях 2 и 3 указанного закона было предусмотрено, что лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, которым прекращена выплата пенсии за выслугу лет с 27 июля 2016 года, предоставляется ежемесячная компенсационная выплата в размере 200 руб.
Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 23 августа 2018 года отказано в удовлетворении иска М.В.Н. о признании недействующим Закона Республики Калмыкия N 291-V-З "О ежемесячной компенсационной выплате лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия".
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2018 года указанное решение суда отменено. Закон Республики Калмыкия от 9 июня 2018 года N 291-V-З "О ежемесячной компенсационной выплате лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия" в связи с его противоречием нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, признан не действующим со дня вступления решения в законную силу.
Таким образом, в период с 27 июля 2016 года до 30 июня 2019 года законодателем Республики Калмыкия, после признания утратившими силу законов об установлении лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости (Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года N 335-III-З и Закона Республики Калмыкия от 9 июня 2018 года N 91-V-З) соответствующего механизма адекватной компенсации потерь получателям мер социальной поддержки в виде ежемесячных доплат к пенсии предусмотрено не было.
Между тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно выраженной в решениях и применимой к настоящим правоотношениям, при изменении правового регулирования законодатель субъекта Российской Федерации не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, в силу чего законодатель не вправе приостанавливать выплату компенсаций, одновременно не предусмотрев при этом надлежащий механизм соответствующего возмещения. Формы и способы такого возмещения могут быть различными, однако объем социальных гарантий не должен уменьшаться (постановления от 16 декабря 1997 года N 20-П, от 24 мая 2001 года N 8-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 23 апреля 2004 года N 9-П, определения от 4 декабря 2003 года N 415-О, от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 5 июля 2005 года N 246-О и N 303-О).
При внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официального признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П, определение от 1 декабря 2005 года N 521-О и др.).
Учитывая изложенное, в указанный период законодатель субъекта Российской Федерации, признав утратившими силу положения вышеназванных законов, регулирующих порядок предоставления ежемесячных доплат к пенсии государственных служащих и лиц, замещавших государственные должности Республики Калмыкия, вправе был осуществить иное правовое регулирование, заменяющее признанное недействующим, приведя его в соответствие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу и учитывая общие подходы установления таких социальных гарантий, предусмотренных на федеральном уровне.
Однако, в период с 27 июля 2016 года до 30 июня 2019 года в Республике Калмыкия такое правовое регулирование отсутствовало.
На федеральном уровне вопрос предоставления социальных гарантий лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы урегулирован Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854), а также Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 (в редакции от 31 декабря 2016 года) установлено, что ежемесячная доплата к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации от трех до шести лет, устанавливается в размере 55 процентов, от шести до десяти лет - 75 процентов, от десяти до пятнадцати лет - 85 процентов, пятнадцать лет и более - 95 процентов месячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности Российской Федерации за вычетом сумм фиксированной выплаты к установленной им страховой пенсии по старости (инвалидности) и повышений фиксированной выплаты к пенсии по старости (инвалидности).
Для исчисления размера ежемесячной доплаты к пенсии лицам, названным в абзаце третьем настоящего пункта, месячное денежное вознаграждение определяется (по выбору этих лиц) по государственной должности Российской Федерации, замещавшейся на день достижения ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, предусмотренную Федеральным законом "О страховых пенсиях" (дававшего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), либо по последней государственной должности Российской Федерации, полномочия по которой были прекращены (в том числе досрочно).
В силу частей 1, 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами; в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
Применение закона по аналогии обусловлено необходимостью восполнения пробелов в правовом регулировании тех или иных отношений, направлено на защиту прав и законных интересов граждан, осуществление надлежащего правосудия.
В данном случае спор возник в связи с отсутствием соответствующего нормативного правового регулирования отношений, связанных с установлением ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Указа Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы" установлено, что лица, замещавшие государственные должности Российской Федерации на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Следовательно, применение судом к спорным правоотношениям сторон по аналогии положений названного Указа Президента Российской Федерации обусловлено необходимостью восполнения пробела в правовом регулировании отношений, связанных с установлением ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, и направлено на защиту прав и законных интересов указанных лиц, осуществление надлежащего правосудия.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Реусов П.П. в период с 7 декабря 2003 года по 2 марта 2008 года являлся депутатом Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия третьего созыва.
По сведениями из Управления Пенсионного фонда России в г. Элисте Республики Калмыкия, содержащимся в справке от 24 июня 2019 года, размер страховой пенсии по старости Реусова П.П. за период с 1 июля 2016 года по 31 января 2017 года составлял *** руб, с 1 февраля 2017 года по 31 марта 2017 года -*** руб, с 1 апреля 2017 года по 31 декабря 2017 года - *** руб, с 1 января по 31 декабря 2018 года - *** руб, с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года - *** руб.
Пенсия за выслугу лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, в силу статьи 4 Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года N 335-III-З (в настоящее время признанного утратившим силу) устанавливалась в таком размере, чтобы сумма страховой пенсии по старости или по инвалидности и пенсии по выслуге лет составляла: при замещении государственной должности от одного года до трех лет - 55 процентов, свыше трех лет - 75 процентов их ежемесячного денежного вознаграждения.
В связи с этим решением Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия с 1 октября 2012 года Реусову П.П, с учетом замещения им должности депутата Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия в течение 4 лет, назначена пенсия за выслугу лет в размере *** руб, что составляло 75 % от его ежемесячного денежного вознаграждения по указанной должности.
Данное правовое регулирование порядка исчисления размера пенсий по выслуге лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, было предусмотрено Законом Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года N 335-III-З, признанным утратившим силу с 27 июля 2016 года.
Из материалов дела усматривается, что в период с 27 июля 2016 года по 30 июня 2019 года отсутствовал нормативный правовой акт Республики Калмыкия, определяющий порядок и условия пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности.
Между тем отсутствие правового механизма регулирования отношений, связанных с установлением ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, само по себе не может означать фактического лишения указанных лиц гарантированного федеральным законодателем права на дополнительное пенсионное обеспечение, и рассматриваться в качестве отлагательного условия для реализации этого права.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец в спорный период имел право на дополнительное пенсионное обеспечение за счет средств бюджета Республики Калмыкия, гарантированное действующим законодательством.
Однако с выводом суда о необходимости установления истцу пенсии за выслугу лет в размере 75 % от ежемесячного денежного вознаграждения по ранее замещаемой должности судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.
Установленная в соответствии с абзацем вторым пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) ежемесячная доплата к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации от одного года до трех лет, составляла 55 процентов месячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности Российской Федерации за вычетом сумм фиксированного базового размера страховой части назначенной пенсии по старости (фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности).
В силу пункта 3 Указа Президента Российской от 31 декабря 2016 года
N 730 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы" за лицами, замещавшими государственные должности Российской Федерации и сложившими свои полномочия до 1 января 2017 года, а также за лицами, продолжающими осуществлять свои полномочия по государственным должностям Российской Федерации после этого дня, приобретшими до 1 января 2017 г. право на назначение страховой пенсии по старости (инвалидности) и в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и имеющим на этот день продолжительность исполнения названных полномочий не менее одного года, сохранено право на установление предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы" ежемесячной доплаты к пенсии и определение ее размера без учета изменений, внесенных настоящим Указом.
То есть обязательным условием для установления лицу, замещавшему государственную должность Российской Федерации, пенсии за выслугу лет является замещение государственной должности на постоянной основе и получение денежного вознаграждения за счет ассигнований федерального бюджета.
Вместе с тем, из трудовой книжки Реусова П.П. следует, что он замещал государственную должность Республики Калмыкия депутата Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия третьего созыва на профессиональной основе в период с 1 марта 2007 года по 7 марта 2008 года.
В связи с досрочным прекращением полномочий Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия третьего созыва 7 марта 2008 года истец был освобожден от указанной должности.
Согласно сведениям Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия размер денежного вознаграждения депутата Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия на момент установления истцу пенсии за выслугу лет составлял *** руб.
Следовательно, Реусов П.П. являлся лицом, замещавшим государственную должность Республики Калмыкия на постоянной основе и получавшим денежное вознаграждение за счет ассигнований республиканского бюджета в течение 1 года 6 дней (с 1 марта 2007 года по 7 марта 2008 года).
При таких обстоятельствах, учитывая, что Реусов П.П. являлся лицом, замещавшим государственную должность Республики Калмыкия на постоянной основе и получавшим денежное вознаграждение за счет ассигнований республиканского бюджета в течение 1 года, пенсия за выслугу лет ему подлежит исчислению в размере 55 % от месячного денежного содержания депутата Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия за минусом суммы трудовой пенсии.
Учитывая изложенное, общий размер невыплаченной Реусову П.П. пенсии за выслугу лет в период с 27 июля 2016 года по 27 июня 2019 года следует исчислять, исходя из следующего расчета:
С 27.07.2016 г. по 31.07.2016 г.: ***
х 55%
- ***
: 31 день
х 5 дней
= 1322,94 руб.
С 01.08.2016 г. по 31.01.2017 г.: ***
х 55%
- ***
х 6 месяцев
= 49213,62 руб.
С 01.02.2017 г. по 31.03.2017 г.: ***
х 55%
- ***
х 2 месяца
= 14763,95 руб.
С 01.04.2017 г. по 31.12.2017 г.: ***
х 55%
- ***
х 9месяцев
= 66051,18 руб.
С 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г.: ***
х 55%
- ***
х 12 месяцев
= 80935,08 руб.
С 01.01.2019 г. по 31.05.2019 г.: ***
х 55%
- ***
х 5 месяцев
= 27850,30 руб.
С 01.06.2019 г. по 27.06.2019 г.: ***
х 55%
- ***
: 30 дней
х 27 дней
= 5013,05 руб.
Всего: 245 150,28 руб.
Таким образом, с ответчика Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия в пользу Реусова П.П. за период с 27 июля 2016 года по 27 июня 2019 года подлежит взысканию невыплаченная пенсия за выслугу лет в размере 245 150,28 руб, в связи с чем решение суда подлежит изменению.
Что касается доводов апелляционной жалобы о том, что суд, принимая решение, фактически подменил собой органы законодательной и исполнительной власти, то их нельзя признать обоснованными. При отсутствии в Республике Калмыкия в оспариваемый период надлежащего механизма по установлению мер социальных гарантий лицам, замещавшим государственные должности субъекта, суд с учетом фактических обстоятельств дела обоснованно посчитал, что способом восстановления нарушенного права является взыскание в пользу истца дополнительного пенсионного обеспечения в размере, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854.
Судебная коллегия считает несостоятельными доводы жалобы о необоснованном применении к возникшим публичным правоотношениям аналогии закона, так как они основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права. В данном случае применение закона по аналогии обусловлено необходимостью восполнения пробелов в правовом регулировании и направлено на защиту прав и законных интересов граждан и осуществление надлежащего правосудия. Кроме того, судом первой инстанции этим доводам дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Указание в жалобе на принятый 6 июня 2019 года Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия Закон Республики Калмыкия N51-IV "О пенсии за выслугу лет лицам, лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республика Калмыкия" является несостоятельной, поскольку указанный закон вступил в силу с 1 июля 2019 года и не применим к правоотношениям, возникшим до его вступления в законную силу.
В целом доводы жалобы представителя ответчика, не оспаривающего право истца на получение пенсии по выслуге лет, фактически сводятся к отсутствию в оспариваемый период закона и механизма правового регулирования выплаты такой пенсии, между тем данные обстоятельства не могут служить основанием для ущемления прав истца на достойное пенсионное обеспечение и уменьшение объема ранее получаемых социальных выплат.
Ссылка в жалобе на то, что истец в оспариваемый период являлся получателем ежемесячной компенсации, предусмотренной Законом Республики Калмыкия от 9 июня 2018 года N 291-V-З "О ежемесячной компенсационной выплате лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия", апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2018 года признанный недействующим и утративший силу со дня вступления решения в законную силу, не свидетельствует о наличии оснований для отмены решения суда и отказа в удовлетворении исковых требований. При этом судебная коллегия учитывает, что ответчик своего расчета размера подлежащей выплате истцу пенсии за выслугу лет суду не представил. Более того, указанное обстоятельство не исключает возможности разрешения данного вопроса в порядке исполнения судебного акта.
При таких данных, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 июля 2019 года изменить.
Взыскать с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия в пользу Реусова Павла Петровича невыплаченную сумму пенсии за выслугу лет за период с 27 июля 2016 года по 27 июня 2019 года в размере 245 150,28 руб. за счет средств бюджета Республики Калмыкия.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
М.Б. Кашиев
В.К. Джульчигинова
Б.Д. Дорджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.