Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Басангова И.В.
судей
Андреевой А.В.
Антакановой Е.В.
при секретаре
Мучкаевой Р.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2282/2019 по иску Абушиновой Светланы Владимировны к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о взыскании невыплаченной пенсии за выслугу лет
по апелляционной жалобе ответчика и.о. министра социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Ользятиевой М.П. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Андреевой А.В, возражения истца Абушиновой С.В, судебная коллегия
установила:
Абушинова С.В. обратилась в суд с иском, с учетом уточнений, к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия (далее - Министерство) о взыскании невыплаченной пенсии за выслугу лет.
В обоснование заявленных требований истец указала, что с 10 июля 2003 г. по 31 октября 2007 г. замещала государственную должность Республики Калмыкия - министр труда и социального развития Республики Калмыкия, с 25 декабря 2013 г. являлась получателем пенсии за выслугу лет, как лицо, замещавшее государственную должность Республики Калмыкия.
Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 г, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 г, Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. N 335-III-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия" (далее - Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. N 335-III-З) признан недействующим.
С 27 июля 2016 г. выплата пенсии за выслугу лет прекращена.
Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2018 г. Закон Республики Калмыкия от 9 июня 2018 г. N 291-V-З "О ежемесячной компенсационной выплате лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия" признан недействующим.
В настоящее время отсутствует правовой механизм регулирования отношений, связанных с установлением ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности в Республике Калмыкия. Вместе с тем отсутствие правового регулирования не может лишать гарантированного права на дополнительное пенсионное лицам, ранее реализовавшим такое право.
Просила взыскать с Министерства невыплаченную пенсию за выслугу лет с 30 марта по 30 июня 2019 г. в размере 59745 руб. 35 коп. за счет средств бюджета Республики Калмыкия.
В судебном заседании истец Абушинова С.В. иск поддержала.
Представитель ответчика Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Хулхачиева В.С, извещенная о времени и места судебного заседания, не явилась.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 июля 2019 г. исковые требования Абушиновой С.В. о взыскании невыплаченной пенсии за выслугу лет удовлетворены частично.
С Министерства социального развития, труда и занятости РК в пользу Абушиновой С.В. взыскана невыплаченная сумма пенсии за выслугу лет за период с 30 марта по 30 июня 2019 г. в размере 59745 руб. 35 коп. за счет средств бюджета Республики Калмыкия и расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ответчик - и.о. министра социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Ользятиева М.П. просила решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указала, что суд первой инстанции неправомерно произвел расчет пенсии за выслугу лет по Указу Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854). Также в нарушение статьи 10 Конституции Российской Федерации подменил функции Министерства, осуществив перерасчет данной пенсии.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия признала возможным рассмотреть дело при данной явке.
В соответствии с частью 1 статьи 327 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Разрешая спор и удовлетворяя частично заявленные требования, суд исходил из того, что отсутствие нормативного правового регулирования отношений, связанных с установлением ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, не является основанием для лишения указанных лиц ранее гарантированного законодателем права на дополнительное пенсионное обеспечение.
Взыскивая невыплаченную сумму пенсии за выслугу лет за период с 30 марта по 30 июня 2019 г. в размере 59745 руб. 35 коп. за счет средств бюджета Республики Калмыкия, суд определилзадолженность применительно к положениям пунктов 1, 7 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854.
Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретений права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) закреплено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
В соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ), регулирующего правовой статус государственных гражданских служащих, единство системы государственной службы Российской Федерации, взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий; установлений ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов; учета стажа государственной службы Российской Федерации различных видов; учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы; соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации (статьи 6 и 7).
Для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими свои должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, гражданским служащим наряду с равными условиями оплаты труда и отдыха гарантируется обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания в период прохождения гражданской службы, выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации при временной нетрудоспособности, государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 19 августа 1995 г. N 854 органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений названного Указа исключительно за счет собственных средств.
По смыслу Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ гарантии лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
Пенсии за выслугу лет (ежемесячные доплаты к пенсиям) для лиц, замещавших государственные должности в субъекте Российской Федерации, по своей правовой природе являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением данной категории граждан.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации, лицам, замещавшим должности в органах государственной власти субъекта Российской Федерации, дополнительного обеспечения - в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет, предоставляемого за счет средств соответствующих бюджетов (определения от 11 мая 2006 г. N 88-О, от 3 апреля 2007 г. N 332-О-П, от 15 января 2008 г. N 107-О-О, от 1 октября 2009 г. N 1060-О-О).
Установление данных выплат относится к дискреционным полномочиям законодателя субъекта Российской Федерации, который, принимая такое решение в соответствии с рекомендацией, закрепленной в пункте 10 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854, должен учитывать положения данного Указа.
Законодатель Республики Калмыкия, реализуя данное право, закрепил в абзаце 1 статьи 3 Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. N 335-III-З, гарантии социальных прав лиц, замещавших государственные должности Республики Калмыкия и должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, предусмотрев, в частности, предоставление им дополнительного материального обеспечения в виде выплаты пенсии за выслугу лет за счет средств республиканского бюджета, которое устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством о страховых пенсиях, при условии замещения государственной должности Республики Калмыкия не менее одного года и освобождение от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями (абзац 1 статьи 4 указанного закона).
Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (определение от 1 декабря 2005 г. N 521-О), отмена социальных льгот не согласуется с положениями статьи 7 Конституции Российской Федерации, равно как и с принципом поддержания доверия граждан к закону и к государству, что предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официального признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств. Законодатель вправе приостанавливать выплату компенсаций, предусмотрев при этом надлежащий механизм соответствующего возмещения. (постановления от 16 декабря 1997 г. N 20-П, от 24 мая 2001 г. N 8-П, от 19 июня 2002 г. N 11-П, от 23 апреля 2004 г. N 9-П, определения от 4 декабря 2003 г. N 415-О, от 15 февраля 2005 г. N 17-О, от 5 июля 2005 г. N 246-О и N 303-О).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Абушинова С.В. в период с 10 июля 2003 г. по 31 октября 2007 г. замещала государственную должность Республики Калмыкия - министр социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия. Решениями Министерства от 25 декабря 2013 г. N "... ", от 23 января 2014 г. N "... " назначена пенсия за выслугу лет с 10 декабря 2013 г.
Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 г, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 г, Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 года N 335-III-З признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Выплата пенсии за выслугу лет истцу прекращена с 27 июля 2016 г.
Между тем отсутствие правового механизма регулирования отношений, связанных с установлением ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, само по себе не может означать фактического лишения указанных лиц гарантированного федеральным законодателем права на дополнительное пенсионное обеспечение, и рассматриваться в качестве отлагательного условия для реализации этого права.
Законодатель Республики Калмыкия, признав утратившим силу Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. N 335-III-З об установлении лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости (Закон Республики Калмыкия от 18 ноября 2016 г. N 2077-V-З "О признании утратившими силу отдельных законодательных актов Республики Калмыкия), соответствующего механизма адекватной компенсации потерь получателям мер социальной поддержки, вопреки приведенным выше положениям не предусмотрел.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Абушинова С.В. имеет право на дополнительное пенсионное обеспечение за счет средств бюджета Республики Калмыкия, которое было гарантированно ей ранее действовавшим законодательством.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 предусмотрено право лиц, замещавших государственные должности Российской Федерации на постоянной основе и получавших денежное вознаграждение за счет ассигнований федерального бюджета, на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Следовательно, применение судом к спорным правоотношениям сторон по аналогии положений названного Указа Президента Российской Федерации было обусловлено необходимостью восполнения пробела в правовом регулировании отношений, связанных с установлением ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, и направлено на защиту прав и законных интересов указанных лиц.
Довод жалобы о том, что суд фактически подменил функции Министерства, осуществив перерасчет данной пенсии за выслугу лет, подлежит отклонению.
Принимая во внимание отмену закона, предусматривающего установление истцу, как лицу, замещавшему государственную должность Республики Калмыкия, пенсии за выслугу лет и при отсутствии надлежащего механизма соответствующего возмещения, суд обоснованно посчитал, что способом восстановления нарушенного права является взыскание дополнительного пенсионного обеспечения в размере, применительно к положениям Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854.
Данная позиция суда соответствует статье 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод - каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Иные доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к отсутствию в оспариваемый период закона и механизма правового регулирования выплаты такой пенсии, между тем данные обстоятельства не могут служить основанием для ущемления прав истца на достойное пенсионное обеспечение и уменьшение объема ранее получаемых социальных выплат.
Решениями Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 21 июня 2018 г, от 29 марта 2019 г, оставленными без изменения апелляционными определениями Верховного Суда Республики Калмыкия от 23 апреля 2019 г, от 4 июля 2019 г, с Министерства социального развития, труда и занятости РК в пользу Абушиновой С.В. взыскана невыплаченная пенсия за выслугу лет с 27 июля 2016 г. по 30 апреля 2018 г. и с 14 июня 2018 г. по 29 марта 2019 г.
Таким образом, обстоятельства, установленные судами при рассмотрении названых гражданских дел, имеют для настоящего спора преюдициальное значение.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 17 июля 2019 года оставить без изменения.
Председательствующий И.В. Басангов
Судьи А.В. Андреева
Е.В. Антаканова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.