Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Батялова В.А, Мироновой Н.В.
при секретаре Щетинкиной К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью АТП "Дизельтранс" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 20 мая 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Сорокина М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
ООО АТП "Дизельтранс" обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость:
земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: "данные изъяты", разрешенное использование: "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, находящегося в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 октября 2017 года в размере 626 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: "данные изъяты", разрешенное использование: "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, находящегося в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 11 октября 2018 года в размере 358 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: "данные изъяты", разрешенное использование: "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, находящегося в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 11 октября 2018 года в размере 3 834 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: "данные изъяты", разрешенное использование: "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, находящегося в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 7 февраля 2019 года в размере 1 048 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником спорных земельных участков, кадастровая стоимость которых не соответствует их рыночной стоимости, чем нарушаются его права как плательщика земельного налога.
В подтверждение размера рыночной стоимости спорных земельных участков в вышеназванном размере административный истец представил отчеты об оценке оценщика "данные изъяты" М.М.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ N.
В ходе рассмотрения административного дела определением Верховного Суда Республики Татарстан от 15 января 2020 года назначена судебная экспертиза, по результатам которой их рыночная стоимость определена в следующем размере:
земельного участка с кадастровым номером N - 818 274 рубля (по состоянию на 19 октября 2017 года);
земельного участка с кадастровым номером N - 373 830 рублей (по состоянию на 11 октября 2018 года);
земельного участка с кадастровым номером N - 5 201 350 рублей (по состоянию на 11 октября 2018 года);
земельного участка с кадастровым номером N - 1 056 375 рублей (по состоянию на 7 февраля 2019 года).
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 20 мая 2020 года административное исковое заявление ООО АТП "Дизельтранс" удовлетворено, кадастровая стоимость:
земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 октября 2017 года в размере 818 274 рубля;
земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 11 октября 2018 года в размере 373 830 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 11 октября 2018 года в размере 5 201 350 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 7 февраля 2019 года в размере 1 056 375 рублей.
Кроме того, с ООО АТП "Дизельтранс" в пользу ООО "Центр экспертизы недвижимости" взысканы судебные расходы на проведение судебной экспертизы в размере 15 000 рублей, с ФГБУ "ФКП Росреестра" взысканы: в пользу ООО АТП "Дизельтранс" судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 6 000 рублей, в пользу ООО "Центр экспертизы недвижимости" судебные расходы на проведение судебной экспертизы в размере 45 000 рублей.
Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения Верховного Суда Республики Татарстан от 20 мая 2020 года как принятого с нарушением норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы указывается на то, что заключение судебного эксперта, на основании которого была определена рыночная стоимость спорных земельных участков, изготовлено с нарушением требований Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ) и Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ), в экспертном заключении допущены нарушения методологии оценочной деятельности, некорректно проанализирован сегмент рынка, подобраны некорректные аналоги по разрешенному использованию, повлекшие за собой неправильное определение экспертом рыночной стоимости спорных земельных участков. Также указывается, что эксперт определял корректировки на основании удельных показателей кадастровой стоимости, что является нарушением требований Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, поскольку перед экспертом ставился вопрос о величине рыночной стоимости, а не кадастровой стоимости.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исходя из положений части 1 статьи 245, части 1 статьи 248 КАС РФ, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как установлено пунктом 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта г. Казани)" (далее - распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта г. Казани), по состоянию на 1 января 2015 года.
Из материалов дела следует, что ООО АТП "Дизельтранс" является собственником:
земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: "данные изъяты", разрешенное использование: "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, находящегося в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес";
земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: "данные изъяты", разрешенное использование: "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, находящегося в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес";
земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: "данные изъяты", разрешенное использование: "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, находящегося в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес";
земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: "данные изъяты", разрешенное использование: "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу, установленному относительно ориентира, находящегося в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес".
Следовательно, ООО АТП "Дизельтранс", права и обязанности которого как плательщика земельного налога, затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, является надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Согласно информации ФГБУ "ФКП Росреестра" земельные участки с кадастровыми номерами N были поставлены на государственный кадастровый учет 18 октября 2017 года и 7 февраля 2019 года соответственно, земельные участки с кадастровыми номерами N - 11 октября 2018 года, в связи с чем в распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р не вошли.
Кадастровая стоимость спорных земельных участков была определена филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан по правилам статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N 222, в следующем размере:
земельного участка с кадастровым номером N - 1 142 505 рублей (по состоянию на 19 октября 2017 года);
земельного участка с кадастровым номером N - 1 024 092, 91 рубля (по состоянию на 11 октября 2018 года);
земельного участка с кадастровым номером N - 10 973 878, 3 рублей (по состоянию на 11 октября 2018 года);
земельного участка с кадастровым номером N - 2 441 100 рублей (по состоянию на 7 февраля 2019 года).
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, административный истец представил в суд отчеты об оценке оценщика "данные изъяты" М.М.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ N, в соответствии с которыми их рыночная стоимость составляет:
земельного участка с кадастровым номером N - 626 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N - 358 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N - 3 834 000 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N - 1 048 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела для проверки соответствия представленных административным истцом отчетов об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и правильности определения в них рыночной стоимости земельных участков Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан было заявлено ходатайство о проведении по делу судебной экспертизы, по результатам рассмотрения которого судом назначена судебная экспертиза, ее проведение поручено эксперту "данные изъяты" Б.О.С.
Согласно заключению эксперта "данные изъяты" Б.О.С. от ДД.ММ.ГГГГ N отчеты об оценке оценщика "данные изъяты" М.М.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ N не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. В вышеуказанных отчетах величина рыночной стоимости объектов оценки определена неправильно. Действительная рыночная стоимость спорных земельных участков составляет:
земельного участка с кадастровым номером N - 818 274 рубля;
земельного участка с кадастровым номером N - 373 830 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N - 5 201 350 рублей;
земельного участка с кадастровым номером N - 1 056 375 рублей.
Удовлетворяя требования административного истца об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков по состоянию на юридически значимые даты в размере, определенном в заключении эксперта "данные изъяты" Б.О.С. от ДД.ММ.ГГГГ N, суд первой инстанции исходил из того, что данное заключение эксперта соответствует требованиям части 2 статьи 82 КАС РФ и статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ, составлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов оценки, в связи с чем данное заключение эксперта может быть положено в основу решения.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на законе.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан указывает на то, что заключение эксперта подготовлено с нарушением требований Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ и Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, что в нем допущены нарушения методологии оценочной деятельности, некорректно проанализирован сегмент рынка, подобраны некорректные аналоги по разрешенному использованию, повлекшие за собой неправильное определение экспертом рыночной стоимости спорных земельных участков.
Вместе с тем, оценив заключение эксперта "данные изъяты" Б.О.С. от ДД.ММ.ГГГГ N по правилам статьи 84 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что вопреки вышеуказанным доводам оно составлено с соблюдением требований статьи 82 КАС РФ, Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ и Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 297, Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 298, Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 299, Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611, является ясным и полным, выводы эксперта носят категорический характер и не является противоречивыми, какие-либо сомнения в обоснованности заключения эксперта у судебной коллегии отсутствуют.
Так, заключение эксперта содержит подробное описание объектов оценки, анализ рынка объектов оценки, основных ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость, описание процесса оценки объектов оценки в части применения подхода (подходов) к оценке, его выводы сделаны на основе метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода к оценке, применение которого судебная коллегия находит обоснованным, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемыми объектами сегменту рынка и сопоставимы с ними по основным ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов (корректировка на имущественные права, корректировка на торг, корректировка на расположение относительно автомагистралей, корректировка на наличие электроснабжения, водоснабжения, корректировка на площадь, корректировка на выход на красную линию). По мнению судебной коллегии, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
Оснований не доверять данному заключению, полученному по результатам проведения назначенной в суде первой инстанции судебной экспертизы и подготовленному экспертом, отвечающим установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков, имеющим соответствующие дипломы, свидетельства и квалификационный аттестат по направлению оценочной деятельности "Оценка недвижимости", необходимый стаж работы в оценочной деятельности, застраховавшим гражданскую ответственность, а также предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у судебной коллегии не имеется.
Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости спорных земельных участков, определенной по результатам проведения судебной экспертизы, лицами, участвующими в деле, в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ не представлено и в материалах дела не имеется.
Ходатайств о проведении по настоящему делу повторной либо дополнительной судебной экспертизы лицами, участвующими в деле, в суде апелляционной инстанции заявлено не было, и оснований для этого судебной коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что заключение эксперта "данные изъяты" Б.О.С. от ДД.ММ.ГГГГ N отвечает принципам относимости, допустимости и достоверности, оно подтверждает указанную в нем итоговую величину рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на юридически значимые даты, в связи с чем находит решение суда первой инстанции, которым удовлетворены требования административного истца об установлении кадастровой стоимости равной их рыночной стоимости в размере, определенном судебным экспертом, законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в нарушение требований Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ эксперт определял корректировки на основании удельных показателей кадастровой стоимости, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку они опровергаются содержанием заключения эксперта "данные изъяты" Б.О.С. от ДД.ММ.ГГГГ N.
Вопреки этим доводам в расчетах экспертом применялись не удельные показатели кадастровой стоимости, а удельные показатели стоимости (единицы сравнения) объектов-аналогов (цена за 1 кв. м объекта), которые с целью определения рыночной стоимости объектов оценки при выявлении между ними различий получили необходимые корректировки по основным ценообразующим факторам (элементам сравнения) (пункт 22 ФСО N 7).
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 20 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.