Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Жудова Н.В. и Ефремовой О.Н, при секретаре Поповой А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5539/2019 по апелляционной жалобе Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 9 декабря 2019 года по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания РЭМ" об оспаривании кадастровой стоимости нежилых помещений, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Жудова Н.В, объяснения представителя административного истца Свирид Е.С, возражавшую по жалобе, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Компания РЭМ" (далее также - административный истец, ООО "Компания РЭМ") обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости, равной рыночной, в отношении следующих объектов недвижимого имущества:
нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 1423, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере 104 025 188 руб, по состоянию на 1 января 2018 года;
нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 1013, 6 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере 80 341 648 руб, по состоянию на 1 января 2019 года;
нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 329, 5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере 25 979 379 руб, по состоянию на 1 января 2019 года.
В обоснование заявленных требований ООО "Компания РЭМ" указало на то, что кадастровая стоимость нежилых помещений не соответствует их рыночной стоимости, что нарушает его права как собственника, поскольку влечет уплату налога на имущество организаций в завышенном размере. В подтверждение рыночной стоимости помещений представлен отчет об оценке ООО " "данные изъяты"" от 27 августа 2019 года N.
При рассмотрении дела административный истец уточнил требования и просил установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы.
Решением Московского городского суда от 9 декабря 2019 года требования административного истца удовлетворены, установлена кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 106 438 000 руб, по состоянию на 1 января 2018 года; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 95 208 000 руб, по состоянию на 1 января 2019 года; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 26 220 000 руб, по состоянию на 1 января 2019 года.
В апелляционной жалобе представитель Департамента городского имущества города Москвы просит отменить решение суда, как не соответствующее требованиям закона, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы указано на то, что кадастровая стоимость нежилых помещений, установленная в размере рыночной, определенная экспертом в заключении, не должна отражать включение или невключение в ее состав налога на добавленную стоимость. В деле отсутствуют доказательства использования исполнительным органом государственной власти при определении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости недостоверных сведений о них, нарушения процедуры и (или) методики проведения государственной кадастровой оценки. В жалобе также утверждается, что действия административного истца по оспариванию кадастровой стоимости нежилых помещений фактически имеют своей целью уменьшить императивно установленный, обязательный, индивидуально безвозмездный налоговый платеж, что недопустимо в рамках судебного разбирательства, без согласования с органами исполнительной власти, установившими этот платеж. Представленное заключение эксперта, кроме того, основывается на исследовании цен, указанных в предложениях о продаже объектов-аналогов, взятых из недостоверных источников в сети "Интернет".
Административный ответчик Департамент городского имущества города Москвы, заинтересованные лица Управление Росреестра по Москве, Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее -Федеральный закон от 3 июля 2016 года N237-ФЗ), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в суде. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Из материалов дела следует, что ООО "Компания РЭМ" является собственником следующих объектов недвижимого имущества:
нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 1423, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес";
нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 1013, 6 кв.м, расположенного по адресу: "адрес";
нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 329, 5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Распоряжением Департамента городского имущества г.Москвы от 29.11.2018 г. N40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2018 года" утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по состоянию на указанную дату.
Данным распоряжением кадастровая стоимость принадлежащего Обществу объекта недвижимости с кадастровым номером N утверждена в размере 153 506 150, 12 руб.
В отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N, кадастровая стоимость определена актом NГ-1 от 21 февраля 2019 года по состоянию на 1 января 2019 года в размере 111 447 529, 65 руб. и 38 617 116, 63 руб. соответственно.
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.
В силу разъяснений, содержащихся в абзаце первом пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности.
Действующим законодательством предусмотрено законное право административного истца обращаться в суд с целью установления кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости и указанное право не может быть ограничено фактом снижения размера налога на имущество в пользу заинтересованных лиц, а равно необходимостью согласования размера рыночной стоимости с органом, установившим кадастровую стоимость объекта недвижимости.
Таким образом, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости, из чего совершенно обоснованно исходил и суд первой инстанции.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы об обратном не могут быть признаны состоятельными.
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, административный истец обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд, представив указанный выше отчет об оценке объектов недвижимости, согласно которому рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года составила 104 025 188 руб, нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N по состоянию на 1 января 2019 года составила 80 341 648 руб. и 25 979 379 руб. соответственно.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного административным истцом в материалы дела отчета об оценке, судом первой инстанции была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО " "данные изъяты"".
Согласно заключению эксперта ФИО5 от 18 ноября 2019 года N, представленный административным истцом отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки. Величина рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером N определена в размере 106 438 000 руб, по состоянию на 1 января 2018 года; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 95 208 000 руб, по состоянию на 1 января 2019 года; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 26 220 000 руб, по состоянию на 1 января 2019 года.
Действительно по своему содержанию указанное выше заключение эксперта соответствует требованиям статей 4, 8, 16, 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и статье 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В заключении содержится дата и место проведения судебной экспертизы, основания ее проведения, сведения об органе, назначившем экспертизу, и эксперте, которому поручено ее проведение. Также указаны сведения, что эксперт предупрежден об уголовной ответственности, вопросы, поставленные на разрешение эксперта, объекты исследования, описание, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, к заключению приложены документы и материалы, иллюстрирующие заключение эксперта.
Экспертом правильно определен сегмент рынка, к которому принадлежат оцениваемые объекты, проведен анализ фактических данных о ценах сделок и предложений в городе Москве с объектами недвижимости из сегмента рынка, к которому относятся объекты оценки, использованы объекты-аналоги сопоставимые с объектом оценки по всем ценообразующим факторам, им правильно применены соответствующие корректировки.
Довод административного ответчика о невозможности использования экспертом, для расчета рыночной стоимости, цен предложений из сети "Интернет", судебная коллегия считает несостоятельным.
В частности, Федеральный стандарт оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержден приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 299, и является обязательными к применению при осуществлении оценочной деятельности.
Согласно пункту 11 ФСО N3, в тексте отчета об оценке должны присутствовать ссылки на источники информации либо копии материалов и распечаток, используемых в отчете, позволяющие делать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки. В случае, если информация при опубликовании на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не обеспечена свободным доступом на дату проведения оценки или после даты проведения оценки либо в будущем возможно изменение этой информации или адреса страницы, на которой она опубликована, либо используется информация, опубликованная не в общедоступном печатном издании, то к отчету об оценке должны быть приложены копии соответствующих материалов.
Возможность использования цен предложений для расчета рыночной стоимости прямо предусмотрена подпунктами "в, г" пункта 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N611 и пунктом 13 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N.
Таким образом, по смыслу приведенных положений стандартов оценки, допускается в целях определения стоимости объекта недвижимости использование информации из сети "Интернет".
В то же время, экспертом расчет рыночной стоимости помещений выполнен без учета налога на добавленную стоимость (НДС).
С данным порядком определения рыночной стоимости названного объекта исследования для ее использования в качестве кадастровой судебная коллегия суда апелляционной инстанции согласиться не может в силу следующего.
Статьи 24.18 и 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предоставляют возможность заинтересованным лицам применять вместо определенной методами массовой оценки кадастровой стоимости установленную по их инициативе кадастровую стоимость в размере рыночной, имеющей большую точность и позволяющей наиболее экономически обоснованно определить одну из основных экономических характеристик объекта недвижимости по сравнению с государственной кадастровой оценкой.
Для целей Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
Требования к порядку проведения оценки и осуществлению оценочной деятельности определяются стандартами оценочной деятельности (статья 20 Закона об оценочной деятельности). В соответствии с пунктом 4 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N298 (далее - ФСО N2), результатом оценки является итоговая величина стоимости объекта оценки.
Согласно пункту 5 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N297 (далее - ФСО N1), стоимость объекта оценки - это наиболее вероятная расчетная величина, определенная на дату оценки в соответствии с выбранным видом стоимости согласно требованиям ФСО N 2, в пункте 5 которого указана и рыночная стоимость.
Наряду с этим под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (пункт1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации).
Анализ приведенных норм, с учетом положений пунктов 1 и 3 статьи 38, пункта 1 статьи 39, пунктов 1, 3, 4-11 статьи 40, пункта 1 статьи 154, пункта 1 статьи 166, статьи 1053 Налогового кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимной связи позволяет сделать вывод о том, что ни законодательство об оценочной деятельности, ни налоговое законодательство не предусматривают, что при определении рыночной стоимости объекта недвижимости для целей установления кадастровой стоимости налог на добавленную стоимость является ценообразующим фактором и отдельно выделяется из рыночной стоимости, что было оставлено судом первой инстанции без внимания.
Следовательно, определение рыночной стоимости объектов недвижимости с выделением в ее составе НДС, не являющегося ценообразующим фактором, противоречит законодательству об оценочной деятельности.
Данная правовая позиция отражена в пункте 52 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 июня 2020 года.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции при вынесении решения допущено нарушение норм материального права ввиду не применения закона, подлежащего применению при разрешении дел данной категории.
Суд в соответствии со статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если возникли сомнения в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости, выносит эти обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 77, 78 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В рамках рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была назначена и проведена дополнительная судебная оценочная экспертиза, по результатам которой эксперт представил заключение от 30 июня 2020 года N151/06/2020, согласно которому рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N определена по состоянию на 1 января 2018 года в размере 116 068 000 руб.; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 103 997 000 руб, по состоянию на 1 января 2019 года; нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 28 798 000 руб, по состоянию на 1 января 2019 года.
В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к доказательству по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
Приведенное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, в связи с чем ставить выводы эксперта под сомнение оснований не имеется.
Доказательств того, что рыночная стоимость спорных объектов является иной, чем отражено в заключении дополнительной судебной экспертизы, апеллянтом по правилам статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, проанализировав заключение дополнительной судебной экспертизы в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, считает необходимым определить кадастровую стоимость спорных помещений в размере их рыночной стоимости, определенной в заключении дополнительной судебной оценочной экспертизы.
При таком положении обжалуемое судебное постановление подлежит изменению в части установленного размера кадастровой стоимости спорных объектов равной их рыночной стоимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Московского городского суда от 9 декабря 2019 года изменить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N площадью 1423, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2018 года в размере 116 068 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 1013, 6 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2019 года в размере 103 997 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 329, 5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 1 января 2019 года в размере 28 798 000 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы, без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.