Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Сорокина М.С, судей
Красновой Н.П, Батялова В.А.
при секретаре
Пигалевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "БПР-ТУРБО" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 июля 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, выслушав объяснения представителя административного истца Фазуллиной Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
ООО "БПР-ТУРБО" обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 2 824 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 7 833 040, 16 рублей по состоянию на 1 января 2019 года не соответствует рыночной стоимости спорного земельного участка, чем нарушаются права административного истца как плательщика земельного налога.
В подтверждение представил отчет N от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный оценщиком ФИО1, согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 1 января 2019 года в размере 2 824 000, 00 рублей.
В ходе рассмотрения дела определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 июня 2020 года назначена судебная экспертиза, по результатам которой рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 3 117 000 рублей.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 июля 2020 года административное исковое заявление удовлетворено, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости 3 117 000, 00 руб. по состоянию на 1 января 2019 года.
Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 июля 2020 года, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование апелляционной жалобы указывается на то, что заключение эксперта ООО " "данные изъяты"" ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N не соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки, а также общей методологии оценки. Экспертом были использованы объекты-аналоги, выбранные по нижней ценовой границе. Кроме того, при расчете весовых коэффициентов объектов-аналогов были допущены ошибки, повлиявшие на итоговую стоимость предмета исследования.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе представителем административного истца представлены возражения об их необоснованности и законности судебного решения.
В связи с тем, что заключение эксперта ООО "данные изъяты" ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N содержало неполноту и неясность в части определения весовых коэффициентов объектов-аналогов, определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 октября 2020 года по делу назначена дополнительная судебная экспертиза, проведение которой поручено тому же эксперту ООО "данные изъяты" ФИО4
По результатам проведения дополнительной судебной экспертизы экспертом представлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ N в котором рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 3 236 000 рублей.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО5 полагала апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан не подлежащей удовлетворению, просила изменить решение суда и установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости 3 236 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения представителя административного истца Фазуллиной Е.А, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Исходя из положений части 1 статьи 245 КАС РФ, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно пункту 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Как следует из материалов дела, административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 02:55:030326:317, что подтверждается выпиской из ЕГРН о зарегистрированных правах от 10 марта 2020 года. Согласно данной выписке земельный участок поставлен на кадастровый учет 6 августа 2015 года.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков Республики Башкортостан по проведенному в 2019 году в Республике Башкортостан очередному туру работ по актуализации государственной кадастровой оценки утверждены приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 18 октября 2019 года N 1443 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков Республики Башкортостан в составе земель отдельных категорий по состоянию на 1 января 2019 года". Данным приказом кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2019 года в размере 7 833 040, 16 рублей.
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, административный истец представил отчет N от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный оценщиком ФИО6, согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 1 января 2019 года в размере 2 824 000, 00 рублей.
Принимая во внимание расхождение между кадастровой стоимостью объекта недвижимости и его рыночной стоимостью, определенной в отчете по оценке, судом первой инстанции по ходатайству представителя административного истца назначена судебная экспертиза по установлению рыночной стоимости земельного участка, проведение которой поручено эксперту ООО "данные изъяты" ФИО7
Заключением эксперта ООО "данные изъяты" ФИО8 N от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2019 года в размере 3 117 000, 00 рублей.
Суд первой инстанции, оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные ими в материалы дела доказательства, включая представленный административным истцом отчет об оценке, заключение эксперта, пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена равной его рыночной стоимости в размере, определенном по результатам проведенной судебной экспертизы.
Удовлетворяя требования административного истца об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2019 года в размере 3 117 000, 00 рублей, суд первой инстанции исходил из того, что заключение эксперта ООО "данные изъяты"" ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ N подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями, соответствует требованиям статьи 82 КАС РФ и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов оценки, в связи с чем данное заключение эксперта может быть положено в основу решения.
Признав обоснованными доводы апелляционной жалобы административного ответчика, определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 октября 2020 года по делу назначена дополнительная судебная экспертиза.
По результатам проведения дополнительной судебной экспертизы экспертом представлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ N в котором рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 3 236 000 рублей.
В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание. В связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Судебная коллегия, оценив заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ N по правилам статьи 84 КАС РФ, приходит к выводу о его соответствии действующему законодательству и о том, что оно отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Заключение эксперта составлено с соблюдением требований статьи 82 КАС РФ, Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ и Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 297, Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 298, Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 299, Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611.
У судебной коллегии отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов эксперта, поскольку заключение эксперта мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами, противоречивость, неясность, неполнота ранее проведенного исследования устранена.
Эксперт отвечает установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам, является членом саморегулируемой организации оценщиков, имеет соответствующие дипломы, свидетельства и квалификационный аттестат по направлению оценочной деятельности "Оценка недвижимости", необходимый стаж работы в оценочной деятельности, а также предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Ввиду изложенного, руководствуясь статьями 82, 83 КАС РФ, судебная коллегия признает заключение эксперта надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость спорного земельного участка, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.
Вопреки доводам апелляционной жалобы использованные экспертом объекты-аналоги соответствуют среднему уровню ценового диапазона в том сегменте рынка, к которому относятся объект оценки, и с учетом произведенных корректировок сопоставимы с ним по основным ценообразующим факторам.
Эксперт самостоятельно производит отбор объектов-аналогов из всей совокупности доступной информации о предложениях, имеющихся на рынке, исходя из их наибольшей сопоставимости с объектом оценки. В связи с этим к расчетам не принимаются объекты недвижимости, находящиеся как более высоком, так и в более низком ценовом диапазоне, в случае, если они не сопоставимы (менее сопоставимы) с объектом оценки по основным ценообразующим факторам.
Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, определенной по результатам проведения дополнительной судебной экспертизы, лицами, участвующими в деле, в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ не представлено и в деле не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит изменению с установлением кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере, определенном в заключении эксперта ООО "данные изъяты" ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ N
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 июля 2020 года в части установления размера кадастровой стоимости земельного участка изменить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", вид разрешенного использования: "данные изъяты", в размере его рыночной стоимости 3 236 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года.
В остальной части решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.