Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Красновой Н.П, Батялова В.А.
при секретаре Пигалевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Учалинский горно-обогатительный комбинат" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, государственному бюджетному учреждению Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 3 сентября 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
акционерное общество "Учалинский горно-обогатительный комбинат" (далее - АО "Учалинский горно-обогатительный комбинат") обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в следующих размерах:
земельного участка с кадастровым номером N в размере 8 231 000 руб.;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 12 523 000 руб.;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 4 700 000 руб.;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 131 000 руб.;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 239 000 руб.;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 3 280 000 руб.;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 3 126 000 руб.;
земельного участка с кадастровым номером N в размере 10 851 000 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что кадастровая стоимость спорных земельных участков определена приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 18 октября 2019 года N 1443 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков Республики Башкортостан в составе земель отдельных категорий по состоянию на 1 января 2019 года" (далее - приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 18 октября 2019 года N 1443).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 22 340 264, 25 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 26 598 245, 28 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 17 404 528, 20 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 2 926 441, 20 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 3 161 696, 55 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 11 231 359, 86 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 9 718 264, 40 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 25 547 400 руб.
Установленная кадастровая стоимость не соответствует рыночной стоимости спорных земельных участков, что подтверждается отчетом об оценке ООО " "данные изъяты"" N от ДД.ММ.ГГГГ
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 июня 2020 года по ходатайству административного истца была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 1 января 2019 года.
По результатам проведения судебной экспертизы экспертом ООО "данные изъяты"" ФИО1 представлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ N
Согласно заключению эксперта рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 8 090 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 11 822 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 4 711 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 911 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 1 087 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 3 561 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 2 440 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 11 340 000 руб.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 3 сентября 2020 года административное исковое заявление АО "Учалинский горно-обогатительный комбинат" удовлетворено.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель: "данные изъяты", виды разрешенного использования: "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 8 090 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель: "данные изъяты", виды разрешенного использования: "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 11 822 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель: "данные изъяты", виды разрешенного использования: "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 4 711 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель: "данные изъяты", виды разрешенного использования: "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 911 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель: "данные изъяты", виды разрешенного использования: "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 1 087 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель: "данные изъяты", виды разрешенного использования: "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 3 561 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель: "данные изъяты", виды разрешенного использования: "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 2 440 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель: "данные изъяты", виды разрешенного использования: "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 11 340 000 рублей.
Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене данного решения как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы указывается на то, что заключение эксперта ООО "данные изъяты" ФИО2. от ДД.ММ.ГГГГ N составлено с нарушением требований Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ), федеральных стандартов оценки, а также общей методологии оценки.
Кроме того указывается, что в нарушение пункта 5 ФСО N3 заключение эксперта вводит в заблуждение относительно отсутствия корректировки на передаваемые права по объекту-аналогу N1. В заключении при расчете стоимости указывается кадастровый номер N и передаваемые права объекта аналога N1 как "право собственности", однако данный кадастровый номер идентифицирован неверно. Согласно описанию фотографий, в объявлении было установлено местоположение объекта аналога. На текущий момент координаты границ земельного участка объекта аналога не нанесены на ПКК. Учитывая, что часть земельного участка размежевана и имеет зарегистрированные права в виде аренды (кадастровый номер N), то и земельный участок объекта-аналога N1 будет передаваться на правах аренды. Земельные участки в аренде дешевле земельных участков в собственности. Согласно "Справочнику оценщика недвижимости - 2016 земельные участки. Часть 3" под редакцией Лейфера Л.А. корректировка для земельных участков под индустриальную застройку, находящихся в долгосрочной аренде в среднем 19%, для участков в краткосрочной аренде в среднем составит 33, 3 % к земельным участкам в собственности. Экспертом в заключении для определения рыночной стоимости предметов исследования в качестве отдельных аналогов использованы объекты, выбранные по нижней ценовой границе в диапазоне от 184 до 400 руб./кв.м. Итоговая рыночная стоимость предметов исследования с кадастровыми номерами N лежит за пределами нижних границ диапазона удельных цен на рынке.
Административный истец представил возражения на апелляционную жалобу, в которых просит оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как установлено пунктом 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Башкортостан по состоянию на 1 января 2019 года утверждены приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 18 октября 2019 года N1443 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков Республики Башкортостан в составе земель отдельных категорий по состоянию на 1 января 2019 года".
Как следует из материалов дела, административный истец является собственником спорных земельных участков с кадастровыми номерами N
Следовательно, АО "Учалинский горно-обогатительный комбинат", права и обязанности которого как собственника и плательщика земельного налога затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, является надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости данного земельного участка.
Спорные земельные участки были включены в приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 18 октября 2019 года N 1443.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 22 340 264, 25 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 26 598 245, 28 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 17 404 528, 20 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 2 926 441, 20 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 3 161 696, 55 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 11 231 359, 86 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 9 718 264, 40 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 25 547 400 руб.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, административный истец представил в суд отчет об оценке ООО " "данные изъяты"" N от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 8 231 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 12 523 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 4 700 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 1 131 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 1 239 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 3 280 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 3 126 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляет 10 851 000 руб.
Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 июня 2020 года по ходатайству административного истца была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 1 января 2019 года.
По результатам проведения судебной экспертизы экспертом ООО "данные изъяты"" ФИО3 представлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ N, содержащее вывод об итоговой величине рыночной стоимости спорных земельных участков.
Удовлетворяя требования административного истца об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков, суд первой инстанции исходил из того, что заключение эксперта ООО "данные изъяты"" ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N составлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, выводы эксперта сделаны на основе его профессиональных знаний, с учетом представленных документов об объекте оценки и доступных сведений об объектах-аналогах, в связи с чем данное заключение эксперта может быть положено в основу решения суда.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на законе.
В апелляционной жалобе указывается на то, что заключение эксперта ООО "данные изъяты" ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N составлено с нарушением требований Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ), федеральных стандартов оценки, а также общей методологии оценки. Кроме того указывается, что в нарушение пункта 5 ФСО N3 заключение эксперта вводит в заблуждение относительно отсутствия корректировки на передаваемые права по объекту-аналогу N1. В заключении при расчете стоимости указывается кадастровый номер N и передаваемые права объекта аналога N1 как "право собственности", однако данный кадастровый номер идентифицирован неверно. Согласно описанию фотографий, в объявлении было установлено местоположение объекта аналога. На текущий момент координаты границ земельного участка объекта аналога не нанесены на ПКК. Учитывая, что часть земельного участка размежевана и имеет зарегистрированные права в виде аренды (кадастровый номер N), то и земельный участок объекта-аналога N1 будет передаваться на правах аренды. Земельные участки в аренде дешевле земельных участков в собственности. Согласно "Справочнику оценщика недвижимости - 2016 земельные участки. Часть 3" под редакцией Лейфера Л.А. корректировка для земельных участков под индустриальную застройку, находящихся в долгосрочной аренде в среднем 19%, для участков в краткосрочной аренде в среднем составит 33, 3 % к земельным участкам в собственности. Экспертом в заключении для определения рыночной стоимости предметов исследования в качестве отдельных аналогов использованы объекты, выбранные по нижней ценовой границе в диапазоне от 184 до 400 руб./кв.м. Итоговая рыночная стоимость предметов исследования с кадастровыми номерами N лежит за пределами нижних границ диапазона удельных цен на рынке.
Вместе с тем, оценив заключение эксперта ООО "данные изъяты" ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ N по правилам статьи 84 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что вопреки вышеуказанным доводам оно составлено с соблюдением требований статьи 82 КАС РФ, Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ и Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 297, Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 298, Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 299, Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611, является ясным и полным, вывод эксперта не является противоречивым, какие-либо сомнения в обоснованности заключения эксперта у судебной коллегии отсутствуют.
Так, заключение эксперта содержит подробное описание объекта оценки, анализ рынка объекта оценки, основных ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость, описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода к оценке, его выводы сделаны на основе метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода к оценке, применение которого судебная коллегия находит обоснованным, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов.
По мнению судебной коллегии, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
Оснований не доверять данному заключению, полученному по результатам проведения назначенной в суде первой инстанции судебной экспертизы и подготовленному экспертом, отвечающим установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков, имеющим соответствующие дипломы, свидетельства и квалификационный аттестат по направлению оценочной деятельности "Оценка недвижимости", необходимый стаж работы в оценочной деятельности, застраховавшим гражданскую ответственность, а также предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у судебной коллегии не имеется.
Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости спорного земельного участка, определенной по результатам проведения судебной экспертизы, лицами, участвующими в деле, в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ не представлено и в материалах дела не имеется.
Ходатайств о проведении по настоящему делу повторной либо дополнительной судебной экспертизы лицами, участвующими в деле, ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции заявлено не было, и оснований для этого судебной коллегией не установлено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы использованные экспертом объекты-аналоги соответствуют среднему уровню ценового диапазона в том сегменте рынка, к которому относятся объект оценки, и с учетом произведенных корректировок сопоставимы с ним по основным ценообразующим факторам.
Эксперт самостоятельно производит отбор объектов-аналогов из всей совокупности доступной информации о предложениях, имеющихся на рынке, исходя из их наибольшей сопоставимости с объектом оценки. В связи с этим к расчетам не принимаются объекты недвижимости, находящиеся как более высоком, так и в более низком ценовом диапазоне, в случае, если они не сопоставимы (менее сопоставимы) с объектом оценки по основным ценообразующим факторам.
В данном случае анализ рынка экспертом проведен надлежащим образом, правила отбора объектов-аналогов соблюдены, использованная экспертом информация и методология расчетов в полной мере соответствуют принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности (пункт 25 ФСО N 7).
Следовательно, ссылки в жалобе на то, что рыночная стоимость земельных участков определена экспертом с нарушениями, занижена и не является корректной, подлежат отклонению как необоснованные.
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что заключение эксперта ООО "данные изъяты" ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ N отвечает принципам относимости, допустимости и достоверности, оно подтверждает итоговую величину рыночной стоимости спорных земельных участков, в связи с чем находит решение суда первой инстанции об установлении кадастровой стоимости равной их рыночной стоимости в вышеназванном размере законным и обоснованным.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 3 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.